Победителем в номинации «Лучший патриотический фильм» XXIV Международного фестиваля «Кубанский фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол»» стал фильм режиссера Валерия Тимощенко «Донбасс. Резервный полк».
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивную видеозапись выступления человека, благодаря которому внимательный зритель Кубани и не только, всей России, всего православного мира может видеть не пустые информационные, новостные сводки с полей сражений, а смысловое, заставляющее задуматься сразу о многом, документальное кино. Валерий Тимощенко – режиссер-кинодокументалист, сценарист, оператор, президент Краснодарской киностудии имени Николая Минервина, выпускник сценарно-киноведческого факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, знаменитого на всю страну ВГИКа.
Кубанец из казачьего рода, он сумел чутко уловить, что переживает вся нынешняя Россия. Так представило его электронное издание «Файл-РФ» в 2013-м.
Пожалуй, главный кинематографист края, известный документальными картинами – «Свободный мир. Грифы Кавказа», «Русский заповедник», «Два комбата». Так охарактеризовал его интернет-портал «Юга.ру» в 2017-м.
Известен российскому зрителю замечательными фильмами о великих реках России. До этого у режиссера было несколько удачных циклов, в частности цикл фильмов, который связан с одним героем, протоиереем Виктором Салтыковым, в монашестве отцом Иоакимом. Так описывает творческий путь явно незаурядной личности православный медиа-холдинг «Радонеж» в 2021-м.
И вот год спустя мы знакомимся лично и принимается решение о публикации в открытом доступе видеозаписи и стенограммы короткого, но емкого по сути и эмоциональной насыщенности переживаниями за судьбу родного Отечества и присоединенных территорий, выступления Валерия Тимощенко после вручения заслуженной награды его очередной творческой работе – документальной киноленте «Донбасс. Резервный полк». На этот раз ставшей еще и фронтовым подвигом, поскольку снималась на передовой. На «линии соприкосновения» с противником, как сейчас стало принято говорить. Он подарил шесть камер бойцам, чтобы они фиксировали на них свою окопную жизнь. Фамилии народных операторов указаны в титрах. Кто еще так достоверно способен снять бой, как не его участники? Сами они воспринимают полученное задание как некую миссию: чтобы те, кто пойдет следом, не повторяли ошибок. Так считает и Тимощенко.
Речь записана на закрытии кинофестиваля «Вечевой колокол» 11 ноября 2022 года в Центральном зале Кубанского казачьего хора города Краснодара.
* * *
Добрый вечер, дорогие друзья, соотечественники, земляки!
Я попросил слова. Благодарен очень за поддержку! И эти денежки, которые выделены [за призовое место – 25 000 рублей], поверьте, я их просто сразу отправлю туда, в полк, на Донбасс. [Продолжительные аплодисменты] Это, не знаю, но это просто капля в море…
И я хочу чуть-чуть может быть немножко горькой правды. Сейчас у нас военное время, поэтому может быть и надо чуть-чуть изменить даже церемонию награждения. Хочу сказать, что я хорошо знаю, я председатель отделения [Краснодарского краевого] Союза кинематографистов, член правления [общероссийского Союза кинематографистов]. И на многих фестивалях был, знаю кинопроцесс. И вот то, что сейчас происходит – это величайшая трагедия русского народа, которая разворачивается [прямо на наших глазах]. И кровь льется. И мы не знаем еще до сих пор, что будет.
Мы проследили путь с 2014 года героев [фильма], когда началась вот эта вот война. Я понимал, что я там должен быть, и снимал. И вот фильм есть. Надеюсь, что его увидит зритель. Хотя телевидение не показывает [такие фильмы]. Просто боятся, на всякий случай. Они все миллиардеры и перестраховываются. Просто боятся показывать. У нас все, что делается – это только журналистские сюжеты. А они не позволяют осмыслить. Без осмысления же победы не будет! Нужна серьезная философия кино, искусства, музыки. Но этого ничего нет!
Вот я сейчас. Мне 63 года и я просто взял две камеры, сам себе выписал командировку, по которой и отправился на войну. В то время как во ВГИКе в данный момент где-то 600 студентов учится на режиссерских и операторских факультетах и мастеров, руководителей мастерских около 20-30. Вот только что вернулся я из Мариуполя. Туда тоже была поездка. И никого туда не приехало: ни из ВГИКа, ни из других [творческих ВУЗов]. У нас есть тоже факультет в Институте культуры [Краснодарский государственный институт культуры]. Человек 200 там единовременно учится. Нет никого!
За это время, за эти 8 месяцев (я уж не говорю о журналистах, дай Бог им здоровья – они делают свое дело, но это другое дело!), а вот наше дело – Максим Фадеев [донецкий кинодокументалист], я и еще кто-нибудь, кого я не знаю. Это просто ужас, это просто нельзя дальше так, этого терпеть! Надо всем нам об этом подумать. Где наши молодые люди? И где кино, которое самую главную нашу беду будет отражать? Если психоанализ нации отсутствует, то мы будем вынуждены двигаться по кругу. Что сейчас и происходит. Раз за разом все к той же теме и возвращаемся.
Помоги нам всем Господи! Это кино, которое вот сейчас, спасибо, поддержали. Оно полностью снято на мои, на наши деньги! Государство тоже в этом никак не участвовало. И это тоже меня до сих пор поражает.
Мы от студии просто взяли и купили вот однажды 33 рации, тепловизоры, еще многое. Друзья просто скинулись и купили внедорожник туда. Полк. 208-й полк, казачий полк.
Здесь на Кубани наш полк! Командир с позывным «Казак». Люди мобилизованные. Всеобщая мобилизация в Луганской народной республике. Которые сейчас воюют на САМОМ переднем крае, где должен быть сверхспецназ. Там воюют обычные люди. Потому что они казаки. Но это капля в море.
Таких фильмов должно быть 100, 200 ну вот уже сейчас. Их нет! И я говорю – не знаю почему. Будем думать… Спасибо!
Видеозапись выступления в хостинге Youtube или в социальной сети «ВКонтакте»
P.S. Больше подробностей о XXIV Международном фестивале «Кубанский фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол»».
Об истории создания фильма «Донбасс. Резервный полк» и его авторе-режиссере Валерии Тимощенко в интервью обозревателю федерального выпуска «Российской газеты».
Цитата из интервью, подводя итог всему вышеописанному:
В фильме Тимощенко кадры современных боев сменяются хрониками 40-х годов. Звучит голос Левитана: «Говорит Москва. Войска Южного и Юго-Западного фронтов в результате умелого маневра и стремительного наступления одержали крупную победу в Донецком бассейне над немецкими захватчиками…» Звонит колокол. Солдат Великой Отечественной играет в землянке на баяне, а в кадре проходят фотографии бойцов войны минувшей и нынешней…
«В моей жизни, поверьте, не было более мощного материала, такого сосредоточения подлинных трагических человеческих историй, – говорит он. – Простые русские парни внутри войны, сумевшие остаться человеком в нечеловеческих условиях. Для каждого из них неотвратимой ясностью стало понимание, что, если противник войдет в Луганск, они в живых точно не останутся. Иного выбора не было – только вперед!»
Валерий Григорьевич Тимощенко с автором материала на закрытии кинофестиваля «Вечевой колокол» 11.11.2022 г.
Николай Владимирович Каклюгин, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков в Краснодарском крае, руководитель проекта «Попечение»