© РИА Новости Виктор Антонюк
Россия пытается доказать, что НАТО не в силах ее остановить, пишет The Guardian. Дни миропорядка, сложившегося после холодной войны, сочтены. По мнению автора статьи, после украинского кризиса в мире возникнет новая расстановка сил.
Филип Шорт (Philip Short)
С начала украинского конфликта прошло полгода, однако на Западе по-прежнему царят разногласия по поводу того, что движет Владимиром Путиным.
А ведь эта тема представляет далеко не академический интерес. Если мы не можем найти общего языка насчет целей и задач российской спецоперации, то как мы определим, что считать победой или поражением противоборствующих сторон, и каковы вообще контуры украинского эндшпиля?
Рано или поздно нынешний конфликт закончится. На соседство Украину и Россию обрекает сама география — и этого не изменить. В конце концов им придется уживаться. Это же относится к Европе и России, хотя пройдут десятилетия, прежде чем ущерб удастся загладить.
Почему же Путин решился на столь рискованное предприятие, которое даже в лучшем случае даст ему лишь хрупкую власть над разрушенной землей?
Поначалу говорили, что он спятил — "больной на голову", как выразился министр обороны Бен Уоллес. И показывали кадры, как Путин распекает свое командование, а большие шишки трясутся от страха на другом конце шестиметрового стола. Но потом оказалось, что те же чины как ни в чем не бывало сидят с ним рядом. А длинный стол оказался театральщиной и показухой — путинской трактовкой никсоновской "теории безумца". Чтобы все решили, что он способен на все что угодно, вплоть до ядерной войны.
Затем западные чиновники утверждали, что Путин испугался появления у российских границ демократической Украины — дескать, она подорвет основу его власти и покажет россиянам, что можно жить иначе. Со стороны это звучит правдоподобно. Путин же терпеть не может "цветные революции", которые с 2003 года привели к смене режима в ряде бывших советских республик. Но образец для подражания из Украины сомнительный. Она погрязла в коррупции, верховенством закона там и не пахнет, а олигархи-миллиардеры купаются во власти. Если это изменится, российская интеллигенция, может, и намотает на ус, но большинству россиян — тем, кто верит государственной пропаганде и составляет путинский электорат, — наплевать.