itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Думаю, что история еще продолжается»

0
481
Время на чтение 8 минут

«Думаю, что история еще продолжается»Источник: Православное чтение

Фото: предоставлено автором

- Алексей Александрович, в первую очередь позвольте поблагодарить вас за ваши труды памяти архиепископа Амвросия (Щурова), опубликованные на нашем портале. Что побудило вас к ним? Знали ли вы архипастыря лично?

- Сергей Сергеевич, в свою очередь благодарю Вас за публикацию. Архиепископ Амвросий на протяжении примерно четверти века был моим духовным отцом, поэтому естественно, что отношение к нему и его памяти для меня особое. Это не первая моя публикация о Владыке Амвросии. Еще при его жизни я пытался составить биографический очерк о нем, первая брошюра вышла в 1998 году. Тогда появились и мысли о том, чтобы описать его жизненный путь в виде связного художественного историко-документального повествования, но идея эта реализовалась только сейчас. Но после его кончины в 2016 году мной были подготовлены и изданы три книги, посвященные его памяти. Все они разные. Первая – это сборник воспоминаний о нем самых разных людей – и государственных деятелей, и архиереев, и священников, и военных, и интеллигенции, и обычных прихожан – всего около пятидесяти человек из 4 стран. Эта книга вышла в 2017 году сначала в Иванове, потом была переиздана в Москве. Вторая – это вышедший в 2020 году альбом, где выжимка из первой книги была подана более наглядно. Третья – сборник документов и материалов – вышла совсем недавно. В нее вошли материалы личного архива архиепископа Амвросия, с которым я получил возможность познакомиться, его личного дела семинариста, скан которого мне прислали из архива Московской духовной семинарии и его личного дела, которое велось уполномоченным Совета по делам религий при СМ СССР по Ивановской области, а также некоторые другие документы и фотоматериалы, в том числе о его родных. То есть время обдумать замысел с 1998 года у меня было, материал был. Учитывая то, что моя докторская диссертация по истории посвящена истории Русской Православной Церкви в Центральной России в 1943-2000 гг., контекст событий также мне хорошо известен и понятен. Поэтому в какой-то момент историческая повесть «Владыка», которую Вы опубликовали на портале, написалась как бы сама собой, мне нужно было только записывать то, что, наконец, прорвалось…

- С детства ли вы веровали, или путь к вере был полон духовного поиска среди соблазнов ещё атеистической эпохи? Кого вы могли бы назвать своими личными крестителями?

- Я рос в неверующей семье; крестился, когда наступили перемены в государственно-церковных отношениях в СССР. Мне было 14 лет. Помню, что проснулся утром и понял, что сегодня должен обязательно креститься. Меня крестил протоиерей Виктор Гаврилов в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново на летний праздник Казанской иконы Божией Матери. А через некоторое время я начал ходить в храм, значительная часть моей жизни была связана с церковной деятельностью. Что касается соблазнов, то они есть в любую эпоху, стоит человеку хотя бы немного расслабиться. Последние 15 лет моя работа связана с преподавательской и административной работой в разных вузах России и Республики Беларусь.

Кто и что направляет вас теперь, и как вы избираете себе темы, исключительно своей пытливостью и волей, или они будто бы сами «находят» вас?

- Бывает по-разному. Иногда, если речь идет о художественном произведении, то действительно оно приходит, и нужно его просто записывать. Причем, если сегодня не записать, то завтра уже не вспомню то, что хотел написать. Некоторые из них оказались интересны читателям, о чем свидетельствует то, что их переводят на другие языки – китайский, английский, немецкий, испанский, белорусский, армянский, грузинский, калмыцкий. Особенно приятно как автору было, когда мою повесть «Николушка» прочитала женщина в Эквадоре и решила перевести на испанский язык ее фрагмент для потенциальных читателей в Латинской Америке. А бывает, что какая-то тема вызревает внутри, иногда годами, для того, чтобы тоже в свое время вылиться на бумагу.

- Можете ли вы припомнить первую работу, связанную с Церковью? Не «Святые земли Ивановской» - одна из них? Много ли усилий было положено вами для создания столь масштабной картины? Чей из ивановских святых пример особенно часто вдохновляет вас в эти дни?

- Да, брошюра «Святые земли Ивановской» была моей первой работой, связанной с Церковью. Она вышла в свет в 1997 году. В то время она была востребована, но это во многом все-таки компилятивная работа, составленная на основе других изданных книг, в отличие от моих работ уже даже следующего, 1998 года, в которых я обращался к архивным документам. Что касается того, чей пример из ивановских святых меня вдохновляет – мне сложно ответить на этот вопрос. В свое время я старался, что мог делать для их прославления: участвовал в подготовке документов для установления празднования Собора Ивановских святых (сейчас праздник Собора святых Ивановской митрополии), участвовал в организации строительства посвященного им храма на окраине г. Иваново. Думаю, что все равно все это не просто так…

- Что подвигло вас изучать наследие христианского учёного и писателя Клайва Стейплса Льюиса? Здесь я имею в виду таинственное внутреннее сходство и темпераментов, и устремлений – артистизм текста, вольность помышления, а также сами основы архитектоники познания, поэтапной и от этапа к этапу же усложняющейся.

- Клайв Стейплз Льюис мне очень близок как писатель; как профессор и ученый он был строже к себе, чем я. В свое время, вдохновившись его «Хрониками Нарнии» я написал «Хроники Зверландии» из трех частей. Они совсем другие – там меньше героизма и больше политики, они более натуралистичны, а местами ближе к Джонатану Свифту, чем к Клайву Льюису. Но Вы правы, что какое-то внутреннее сродство, которое мне сложно объяснить, имеет место.

- Не с личностью ли К.С. Льюиса связаны ваши изыскания о жизни животных в вечности? С богословской точки зрения – вопрос не менее захватывающий, чем аналогичное существование людей...

- По вопросу жизни животных в вечности я не согласен с К. С. Льюисом. Так в своем трактате «Страдание» он несколько наивно писал: «Прежде страдания животных возводили к грехопадению человека… Но теперь мы знаем, что животные существовали задолго до людей и поедали друг друга». Откуда мы можем знать, что они поедали друг друга до грехопадения людей? Научно это доказать невозможно. Далее К. С. Льюис писал о том, что виной смерти и зла в животном мире стали демоны, при этом животные нисколько не виноваты в этом и не несут никакой ответственности, процитирую его вывод: «Если гипотеза эта достойна внимания, то возможно и другое: явившись в мир, человек должен был животных спасти». Однако подобное утверждение не имеет оснований ни в Библии, ни в Предании Церкви, которые говорят о том, что до грехопадения людей смерти в материальном мире не было.

- Уильям Соммерсет Моэм, Гилберт Кийт Честертон традиционно издавались у нас как писатели «развлекательно-авантюрного» плана. При этом начисто игнорировалась их основная составляющая – сама суть их как христианских философов Нового Времени. Можно ли сегодня вернуть в научный и интеллектуальный оборот эту суть, и как показать её массовому читателю доступно и лаконично?

- Уильям Сомерсет Моэм так и не прошел сквозь стену, толщиной в листок папиросной бумаги (образ из его романа «Острие бритвы»), отделявшую его от веры - ведь для его материалистического сознания она была также непроницаема, как была бы кирпичная. Но в своих книгах он запечатлел искренний духовный поиск истины и добра, занявший у него не одно десятилетие. Его нельзя назвать христианским философом, но его книги, которые сложно назвать светлыми и добрыми, но можно назвать честными, и не оставляли (и не оставляют) равнодушными миллионы читателей.

Что касается Гилберта Кийта Честертона, то Н. Л. Трауберг очень хорошо и лаконично о нем писала. Но лучше всего, наверное, он сам о себе писал. Его творчество диалектично, полемично и одновременно сказочно, что собранное вместе рождает очень необычные образы: «Я чувствовал, что нужно поститься сорок дней, чтобы увидеть дрозда; пройти через огонь, чтобы добыть первоцвет. Любители прекрасного не могут даже протрезвиться ради дрозда, претерпеть обычное христианское бракосочетание в уплату за первоцвет. За необычайные радости надо платить соблюдением обычной морали», - написал Честертон в 34 года в своей знаменитой книге «Ортодоксия». Быть героем в мире, лежащем во зле, совсем непросто. В «Перелетном кабаке» Честертон в маленьком диалоге показывает, какая судьба героя может ждать:

«- Что еще можно сделать с героем, — спросила миссис Макинтош, — как не поклониться ему?

- Его можно распять, - сказала Джоан».

Но Честертон при этом не ищет мученического пути. В предисловии к «Ортодоксии» он пишет: «нам нужна жизнь повседневной романтики; жизнь, соединяющая странное с безопасным. Нам надо соединить уют и чудо. Мы должны быть счастливы в нашей стране чудес, не погрязая в довольстве». И писатель говорит о том, что «христианство имеет дело с весомой, вне нас существующей реальностью, с внешним, а не только с вечным. Оно возвещает, что мир действительно есть, что мир – это мир. В этом оно совпадает со здравым смыслом».

У меня целая книга есть об английских писателях, я могу долго о них говорить…

- Чем, на ваш взгляд, связаны англиканство и Православие? Какими тайными и явными помыслами о свободе и сути человеческого предназначения на земле? Случайно ли среди англиканских святых – Сергий Радонежский, епископ Иннокентий (Вениаминов) и патриарх Московский Тихон (Беллавин)?

- Сложный вопрос; в свое время были ведь попытки сделать шаги в сторону если не объединения, то лучшего понимания друг друга. Но сегодня англиканство все дальше отходит от Православия в сторону «европейских» ценностей.

- Что, если русская и британская цивилизация тайно, но всё же до сих пор друг друга и дополняют, и обогащают, а геополитическая вражда между ними – гипотетически – следствие тщательно вымаранной из истории огромной трагедии?

- В «Мерзейшей мощи», К. С. Льюис вложил следующие слова в уста своих героев: «есть Британия, а в ней, внутри – Логрис. Разве вы сами не замечали, что есть две Англии? Рядом с Артуром – Мордред, рядом с Мильтоном – Кромвель, народ поэтов – и народ торговцев. Прав был Сэм Уэллер, когда называл Пиквика ангелом в гетрах. Хороший англичанин и выше, и нелепей, чем надо. Да, не мы одни такие. Каждый народ двойной. Англия не избранница, избранных народов нет, это чепуха». И очень интересен следующий диалог из его же «Последней битвы»:

«– О-о-о! – воскликнул Питер. – Это Англия! Это дом профессора Керка в деревне, где начались наши приключения!

– Я думал, его снесли, – сказал Эдмунд.

– Да, его снесли, – сказал фавн. – Но вы смотрите сейчас на Англию внутри Англии, настоящую Англию. И в этой внутренней Англии ничто хорошее не пропадает».

- Как вы относитесь к современной русской словесности? На каком этапе она сегодня, на ваш взгляд, находится, и как себя пытается осмыслить? Насколько важна в ней христианская, православная составляющая?

- Я все-таки не литературовед, поэтому мне сложно оценить современную русскую словесность как явление. Радует, что есть писатели, которые не гонятся за модой, за духом века сего, пишут не за гранты и премии, а порой вопреки всему, но пишут, потому что не могут не писать. Пишут интересно, потому что сама их жизнь интересна и осмысленна. И, конечно, православная христианская составляющая здесь очень важна.

Когда-то К. М. Симонов написал в письме отцу моего товарища Михаила Смирнова Владимиру Михайловичу о том, что для того, чтобы интересно писать, писатель должен интересно жить. Я с ним в этом согласен. И считаю, что жизнь напоказ современных модных писателей, которые «против всего плохого за все хорошее» как раз малоинтересна, как и их произведения. Но это мой субъективный взгляд.

- Каким путем и куда именно, на ваш взгляд, следует «авангард современной цивилизации» – Европа и Соединённые Штаты Америки?

- В последней книге Библии говорится об этом…

- Что можете вы сказать о сегодняшнем дне России? Каков он, и какая заря уже видна нам, Лета Господня или Судного Дня?

- А он пока неопределенный, сейчас момент истины, момент выбора, когда каждый человек имеет возможность определиться со своей жизненной позицией. Но очень много тех, кто хотел бы сделать вид, да и сам поверить, что ничего особенного не произошло, все так же как было, только есть некоторые временные события, которые надо переждать.

- Если всё-таки Судного Дня, то как отсрочить его, если это вообще в силах человеческих?

- Думаю, что те решения, которые принял Президент России В. В. Путин многое изменили в мировой истории. Мир не движется больше в едином марше по заданному Западом направлении; очень многие страны открыто заявляют о своей приверженности традиционным (в положительном смысле) ценностям. Поэтому думаю, что история еще продолжается.

Беседовал Сергей Арутюнов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Федотов
ИГСХА перешел от Минсельхоза под
Минобрнауки. Что теперь будет с вузом?
29.09.2022
Мы боремся не только за Украину. Мы боремся
за весь грешный мир, предавший абсолютно все ценности
29.08.2022
Все статьи Алексей Федотов
Сергей Арутюнов
Все статьи Сергей Арутюнов
Последние комментарии
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Новый комментарий от Человек
07.10.2022 12:11
Их цель – со всех сторон нанести удар по нашей стране
Новый комментарий от Тюменец
07.10.2022 12:03
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.10.2022 12:02
Что не сказал Путин 30 сентября?
Новый комментарий от Наблюдатель
07.10.2022 11:54
Новый справедливый социализм – путь к спасению
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
07.10.2022 11:39
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
07.10.2022 11:31
«Гуманитарная ситуация остается тяжёлой»
Новый комментарий от Сант
07.10.2022 11:21