Один из самых значительных русских богословов профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов широко известен по своим книгам, лекциям, выступлениям на телевидении, радио и в интернете. Он умеет ярко говорить о вечном и современном, объяснять текущие ситуации с библейских высот. И наш разговор с доктором богословия – об актуальных проблемах, которые волнуют читателей.
Что происходит в мире
— Может быть, Алексей Ильич, поможете нам разобраться с происходящим в последние годы в мире, ведь похоже, такого еще не бывало. Весь западный мир выступает против России. И речь не только о политике, экономике, военных конфликтах, но и о разном отношении к морали, традициям, семье. Есть ли религиозное измерение этого грандиозного противостояния?
— Дело в том, что изначала, с сотворения человека происходит противостояние добра и зла. С чего оно началось? С того, что люди захотели быть как боги.
Так вот на Западе, эта идея человекобожества, несмотря на период успеха христианской проповеди, стала господствующей с развитием в церковной области утверждения власти папы над всеми христианскими церквам, а в политической сфере – преобладания языческих начал в практической жизни. То и другое явилось фактическим развитием первого греха. Эпоха Возрождения, а затем протестантизм окончательно оторвали человека от искания Неба и основной заповедью верующего провозгласили прямо противоположное Евангелию: «Ищите, прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Так западное христианство, а за ним и всё общество стали глубоко материалистическими по своему духу и цели жизни. Это реальность и нашего времени.
Другое произошло с Россией, принявшей православное христианство. В русском народе, несмотря ни на какие внешние и внутренние события, сохранялся и еще в какой-то степени сохраняется дух христианства. Еще много людей, которые способны думать о смысле жизни, о вере своих отцов, о христианских началах жизни и оторвать взор от земли. Это является основной причиной противостояния Запада и России. Это свидетельствует и о том, что в России еще сохраняется Христос.
— Не изменилась ли расстановка сил в этом противостоянии? Ведь еще совсем недавно, в прошлом веке, все было вроде бы наоборот: там, на Западе — верующий мир, а у нас атеистический?
— Это глубокая ошибка: ничего подобного. Так называемая христианская Европа еще у Достоевского получила точную оценку: уже давно в Европе христианства нет, осталось одно кладбище. «Католичество, — утверждал Федор Михайлович, — провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир». Об этом же писали многие наши святые подвижники, которые с удивительным единодушием утверждали об отпадении католицизма от Истины. Так, преподобный Паисий Величковский писал, что латинство откололось от Церкви и «пало… в бездну ересей и заблуждений… и лежит в них без всякой надежды восстания». Святой Иоанн Кронштадтский: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да ещё – непогрешимой». Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет католицизм «еретической церковью». И так далее
В России верующие ещё понимают и чувствуют свое глубокое духовное несовершенство, видят, что они вовсе не то, кем должны быть по Евангелию. И это является великим стимулом к исканию духовного исцеления, спасения, исканию Христа Спасителя. А на Западе всё наоборот: сам я хорош, но у меня мало прав, не хватает денег, мало возможностей реализовать себя и т. п. А как только всё это будет, большего ничего мне не нужно, смысл жизни достигнут. Как точно писал еще в XIX веке Иван Васильевич Киреевский: русский человек видит свои грехи, свои преступления и кается в них, западный же всегда доволен собою и упивается своим достоинством.
Кто нам ближе
— Не с этим ли связано, что в каких-то ситуациях, вот как сейчас на Украине, мы иногда с теми же мусульманами становимся ближе? Может, потому, что, не изменяя своей вере, мы в этом становимся с ними союзниками, поскольку и они верны своим духовным устоям?
— Я тоже так думаю. Мусульманство по верности своей религии оказывается нам ближе, чем те же, например, католицизм или протестантизм, которые, к сожалению, религию духа превратили в религиозный материализм. Я говорю католицизм, протестантизм, но ни в коем случае не подразумеваю здесь людей, верующих католиков и протестантов. Говорю о практической направленности учений их церквей, о выражении в реальной жизни, но никак не о людях. Это важно различать.
Вот посмотрите, как высока у мусульман планка относительно образа жизни и поведения женщины. Я не раз бывал в Иране и там никогда не видел ни на экранах, ни в рекламе или в журналах и газетах обнаженных тел. Бережётся достоинство человека и прежде всего женщин. И это очень бросается в глаза по сравнению с отвратительной западной «свободой», низводящей человека до животного уровня. А посмотрите у нас первый канал – даже говорить не хочется.
Да, мусульманство во многом сейчас к нам ближе прочих религий. Возьмите, например, иудаизм, для него Христос – лжемессия. А у мусульман – Он почитаемый пророк, второй после Мухаммеда. Или посмотрите до чего договорился Ватикан. Оказывается, мы с иудеями верим в одного Бога и потому миссионерство среди евреев фактически запрещено нынешним папой. То есть получается Ватикан согласен с иудеями, что Христос не Бог Спаситель, а лжемессия? Так Ватикан стал на путь прямого антихристианства. И вся Европа в духовном отношении живет фактически этим же. И Украина сейчас находится под ураганной пропагандой западного образа жизни и отношения к христианству. А дух творит себе формы.
Откуда появляются язычники
— А как объяснить, что все чаще наблюдаются всплески язычества, что стало очевидно, например, когда из подвалов в Мариуполе выходили бойцы с характерными татуировками? И зверства их очень близки языческим ритуалам. Откуда все это?
— Вы знаете, что хищники начинают активнее размножаться, когда всё больше появляется больных животных. Так же и все эти аномалии религиозного характера возникают как результат заболевания церкви. Посмотрите, сколько сейчас лжецерковных образований появилось в Украине. Всё это результат обмирщения христианского сознания и жизни. Это заболевание состоит в том, что христианство, которое призывает к жизни по заповедям Христовым, подменяется исполнением внешней церковной формы, обряда. А это как раз и есть сползание к язычеству. Мне звонит один хороший знакомый: помогите мне, пожалуйста, никак не могу убедить своего друга креститься. Я ему: вы что говорите? Я думал, вы скажете: ничего не могу сделать, чтобы он стал верующим, а вы: не хочет креститься. Христос говорит: кто будет веровать и креститься, спасен будет. А вы что? Вот яркий сигнал, в каком состоянии находится сейчас православное сознание подавляющего числа крещеных.
Об этом еще в XIX веке писал Игнатий Брянчанинов: «У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символ первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни». Ему вторит Феофан Затворник: «И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь»? А Иоанн Кронштадтский восклицал: «Молись Богу кровавыми слезами о общем безверии и развращении России!».
Вот о чем плакали святые люди. О том, что жизнь по вере подменяем исполнением церковной формы. Отсюда и появляется язычество.
Надо ли в бою подставлять другую щеку
— События на Украине вообще вызывают у многих вопросы с точки зрения веры. С одной стороны – не убий, подставь другую щеку, с другой — положи душу свою… С одной – «нет ни эллина, ни иудея», с другой — молитвы за воинство своей страны. Как это совместить?
— Кто-то убивает по злобе, по ненависти и это тяжкий грех. Но другие убивают, защищая других от насилия и смерти, и это добро. Само по себе лишение жизни еще ни о чем не говорит. Главное в причине такого поступка. Сколько в Православной Церкви святых воинов, таких как Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Александр Невский и др. Разве кто-нибудь из них был осужден Церковью за то, что они на войне убивали противников?! Осуждается злоба, неправедный гнев. Праведно же гневался и Сам Христос.
Что же касается молитв за своих воинов, тут надо вспомнить слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
— Но ведь когда цитируют слова про эллина и иудея, уже видят в этом какой-то космополитизм?
— Ничего подобного. Вот перед нами семья, дети, друзья, соседи и дальше-дальше. О ком прежде всего обязан человек заботиться? О своей семье или обо всех по кругу? Так вот прежде всего надо заботиться о тех, с кем мы живем, кто нам поручен. Поручена семья? Вот исполни свой долг. Если сможете при этом помочь и другим – помогите и им. Всем же помочь человек не может. Напал агрессор на твой народ – защити его, ибо в этом заключается правда и любовь. Как Христос ответил женщине, просящей за дочь: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Кажется, это звучит грубо. Но тут указана истина: прежде должно заботиться о том, кто нам поручен, за кого мы ответственны перед совестью и Богом. А о всех мы заботиться не можем.
В отношении же эллина и иудея речь идет о том, что христиане ко всем должны относиться с добром, независимо от их национальности, веры, социального положения — никому не делать и не желать зла. Но если видим, что на наш народ, наших близких и беззащитных идет агрессор, убийца, то нужно всячески бороться с противником, кем бы он ни был. Толстой, например, извратил Евангелие, призвав не противиться злу. Мы должны обязательно противиться злу. Иначе во что превратится жизнь? Потому всегда в особом почете находились воины (а не артисты), ибо они первыми отдавали свои жизни, защищая других, исполняя заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А как можно душу, то есть жизнь, положить? Подставить грудь и все? Нет, нужно поразить тех, кто несет зло, кто хочет убить, и это все ты должен сделать, хотя бы ценой своей жизни — защитить, поражая, убивая носителей смерти твоих ближних, твоей Родины.
Почему брат идёт на брата
— Но вот что сейчас происходит — друг против друга воюют православные, родные по вере и крови. Разве возможно такое? И как к этому относиться?
— Нового тут ничего нет. Только началось человечество, и уже Каин убивает Авеля, своего родного брата. Но я вот о чем хочу сказать. Помните из гоголевского «Тараса Бульба»: «Я тебя породил, я тебя и убью», — сказал он своему родному сыну и застрелил его за предательство своего народа. Что же совершил Тарас Бульба? Преступление? Нет, тяжелейший подвиг духа.
Можно быть кровными родными и ненавидеть друг друга. А можно быть совершенно чужими людьми, но иметь единый дух, одну душу, иметь действительную любовь между собой. И когда вопрос сводят к тому – единокровные мы, единоверные или нет, это просто примитив и полное непонимание того, что единство возможно только в единстве духа, то есть в единомыслии, единстве желаний, взаимной любви, а не тела и крови!
В чем суть украинского конфликта, каковы его причины? Теперь есть полные доказательства, документы, которые показывают, что восемь лет Донецк и Луганск не только подвергались непрерывным нападениям, артобстрелам, но, оказывается, уже была подготовлена и окончательная жестокая расправа над всем населением и, прежде всего, русским. Ведь ДЛНР постоянно пытались найти решение на почве переговоров. И даже Минские соглашения заключили при международных посредниках. И что же это дало? Вот только что Порошенко заявил, что они и не думали выполнять их. Сейчас стало совершенно ясно, что Россия воюет не с Украиной, а с Западом, с Америкой и их ставленниками. Своей небывалой по силе пропагандой они искусственно разжигают неприязнь украинцев к русским. Это страшное нравственное зло, за которое они ответят перед Богом и, уверен, перед всеми людьми. Вы только подумайте, какую любят они Украину, когда призывают бороться «до последнего украинца»! Это же открытая издёвка, сатанизм. Ненавидят они Украину так же, как и Россию, чтобы уничтожить обе. Вот где корень этой войны!
Спасительный термин
— Много вопросов и про недавний Собор в Киеве. Что же там произошло?
— К счастью, пока не произошло самого страшного – раскола, которого так жаждут Байдены, Варфоломеи, Порошенко, Зеленские. Никаких слов о разрыве отношений между Украинской и Русской Церковью не было. На соборе в Киеве не прозвучало слово «автокефалия», которое бы произвело взрыв и целый шквал тяжелых для Православия проблем. Собор подтвердил самостоятельность Украинской церкви, которая была дана еще в 1990 году Патриархом Алексием II, но ввел и какие-то новые пункты в свой устав, говорящие о своей окончательной самостоятельности. Фактически произошло провозглашение автокефалии, но без употребления этого опасного слова. И э́то в данной ситуации пока является удерживающим, спасительным от разрыва, раскола с Русской Церковью. Но провозглашена полная самостоятельность, что можно понять как вынужденный шаг, вызванный сильнейшим политическим давлением со стороны государственной власти. Думаю, что это какой-то выход на данный весьма краткосрочный момент, но не на перспективу. Поскольку такое решение требует согласования с Патриархом и Синодом РПЦ.
— Это владыка Онуфрий так мудр?
— Я его знаю, помню хорошо. Он же учился у меня. Всегда вызывал самые положительные чувства. У него в душе ощущалось смирение, без каких-либо показух. А в истинном смирении присутствует и мудрость.
Почему ненавидят Федора Михайловича
— Вы уже ссылались на Достоевского. Его имя часто звучит и в ходе атак на нашу страну и культуру. Говорят, что именно в нем истоки того, что опасно для Запада. Почему его ненавидят наши противники?
— С моей точки зрения, ни один из русских нецерковных писателей не раскрыл с такой силой и очевидностью, что такое настоящее христианство, настоящая любовь, настоящее покаяние, как Достоевский. Он глубокий, потрясающий православный психолог – в отличие от современных западных материалистов, которых и у нас достаточно. У него дух Христов. Запад заражен духом антихриста. Потому и ненавидит Достоевского, обливает его грязью. Но пока у нас жив Достоевский – ничего Запад не сможет сделать с Россией.
Текст: Валерий КОНОВАЛОВ
2. Да,бывает и хуже.
1. «Самого страшного пока не случилось»? А это как еще посмотреть…
Увы, и здесь «антураж»… Не задано главного, что явно напрашивалось в данной ситуации спросить у Алексея Ильича Осипова, но… и ключевой богослов сегодняшней РПЦ «обошел» то стороной – не актуализировал при том, что в беседе не раз открывалась такая возможность?
Сверхосторожное, тщательно выверенное интервью – такое создается впечатление?
И куда приведет этот продолжающийся «тренд» умолчания РПЦ?
PS
Впрочем, проблема в озвучивании не нова – где-то в одном из недавних материалов на РНЛ «вопрос» "великого" «молчания» был затронут протоиереем Андреем Ткачевым - правда, (а может так показалось?) более с выраженным «креном-акцентом» («переводом стрелок»?) на Афон…