Быт или не быт?

О выставке "Дом быта" в Музее Москвы совместно с Политехническим Музеем

0
558
Время на чтение 7 минут

Источник: газета Завтра

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

Кот Бегемот

Я так давно живу, что помню пустоватый, практически безлюдный Интернет, где не было ни YouTube, ни соцсетей, ни блогосферы. Юношам не понять, как это мы – ископаемые существа из Кайнозойского бестиария – жили без интернет-доставки пиццы да роллов, музыки во ВКонтакте и без самого ВКонтакта. Мой первый мобильник смахивал на рацию и в нём не водились клипы любимых групп!

Да что там? Я держала в руках чугунную электровафельницу, дедушкин приёмник "Москвич" и мамины катушечные магнитофоны. «Мне триста лет, я выполз из тьмы», - как пел кудрявый бард, ныне спятивший. Моему поколению, родившемуся в начале 1970-х, повезло – мы застали смену технологических вех. Мы понимали, что такое примус, хотя бы по романам Ильфа-Петрова и Булгакова, мы печатали фотографии в ванной комнате и знали, какое отношение может иметь карандаш – к аудиокассете.

Юные друзья, вы никогда не перематывали кассету при помощи карандаша – вам не понять! С другой стороны, мы, пройдя увлечение VHS-видаками и проигрывателями CD-ромов, освоили и заселили Интернет – мы были первыми «тысячниками» LiveJournal-a, который нынче скорее мёртв, чем live. На нас – и с нашим участием опробовали всё, включая тотальную цифровизацию. «Тётенька, а вы видели Сталина?» - этот вопрос уже задают и мне, потому что я смотрела чёрно-белое телевидение. Следующим вопросом будет, умею ли я разделывать тушу мамонта. Века прессуются, и мой компьютер с Intel Pentium II – такая же смешная древность, как щипцы для колки сахара, керосинка и патефон.

Кстати, имя «патефон» происходит от лейбла Pathé, причём используется только у нас, ибо фирма «Патэ» продвигала «усовершенствованный, портативный граммофон» в Российской Империи. В 1910-х это было шик, модерн и блеск, равно как абонентская «ячейка» на телефонной станции, где барышни сидели за коммутаторами. Сейчас это где-то рядом с моим двухкассетником Sony. Туда же – серебристо-гламурные мобильнички начала 2000-х, предназначавшиеся только для звонков и – тщеславия.

Обо всём этом можно порассуждать на выставке "Дом быта", проходящей в Музее Москвы. Быт или не быт? Вот, в чём the question. Человечество, усовершенствуя и, как ему кажется, упрощая жизнь, по факту её усложняет или же создаёт мега-трудности иного сорта. Типичный случай, когда компьютерный сбой влечёт остановку процессов. Цивилизацию можно вырубить нажатием кнопки (и необязательно ядерной!), о чём повествуют голливудские «армагеддоны», а безрукость современных школьников сделалась притчей во языцех. Нет электричества – нет хомо-сапиенса.

Экспозиция – беседа о времени и о себе. О каждом. О том, что любая сверх-актуальная крутизна уже завтра делается бабушкиным хламом, а послезавтра – музейной реликвией. Больше того, смелая фантастика претворена в жизнь, просто мы этого не замечаем. На одной из выставочных витрин красуется кибер-доставщик Яндекса, уже использующийся в районе Хамовники. В "Полдне XXII века" братья Стругацкие предсказывали доставку еды и промышленных товаров: «Рано утром Женю Славина разбудило фырканье тяжелого вертолета. Он вскочил с постели и подбежал к окну. Он успел заметить синий фюзеляж вертолета с надписью большими белыми буквами: "Доставка на Дом"».

Герои "Полдня…" философски рассуждали о том, что кибер-дворники и кибер-садовники – это высвобождение человека-разумного из плена физического труда. На стендах – цитаты из утопий и антиутопий. Восторг Ивана Ефремова и ужас Олдоса Хаксли, сдержанный оптимизм Лема и предостережения Брэдбери. Прошлое, настоящее и будущее сливаются в едином потоке. Музей Москвы умеет создавать настроение. Все его проекты воздействуют на подсознание, бередят чувства и включают память. Экспозиция представляет собой этакий лабиринт воспоминаний и разделяется на отсеки – Гостиная, Кухня, Работа и Хобби, Игра, Информация. В таинственной нише – «древние» советские компьютеры, вроде ПК "Нафаня", поименованного в честь домового из мультика. Как мило это выглядит.

Но вернёмся в Кухню, где примус 1920-х и печь СВЧ 1980-х находятся в одной плоскости, а фоном расположены жестяные коробочки из-под чая, керосинка, термос, советская «вечная» мясорубка и – пара кофемолок. Здесь же – часы, ваза, чайник. Свидетели времён. Каждый из них, как в сказках Андерсена, мог бы сказывать байки. Вот - причудливые, как сам Стиль Ар Нуво, кофеварки и яйцеварки – ещё не электрические. Щипчики для цитрусовых, вилочка для сардин – трапеза почиталась действом.

В 1920-х придёт унификация. Юрий Олеша в романе "Зависть" воспевал комбинат питания - «дом-гигант, величайшую столовую, величайшую кухню...», и функционер Бабичев изъяснялся, как положено, мысле-лозунгами: «Слушайте, хозяйки, ждите! Мы обещаем вам: кафельный пол будет залит солнцем, будут гореть медные чаны, лилейной чистоты будут тарелки...» Подразумевалось отрицание личного быта – в пользу общественного и конвейерного. Делалось это не только в СССР, но и в Америке. На одном из экранов – знаменитый отрывок из фильма "Новые времена" Чарли Чаплина, где его героя используют в качестве подопытной особи для «агрегата машинного кормления». Чаплин обличил идею автоматизации, доведённой до абсурда.

XX век – это вечные колебания между отказом от «мещанства» и – обрастанием вещами. Вот – американские тостеры 1930-х, там - первый советский кухонный комбайн 1957 года, а поодаль – холодильник ЗИЛ с его обтекаемыми формами. Как показала практика, человек не терпит обобществления и коммунальной «дружбы». Каждому хочется иметь свою кухоньку, пусть и в хрущёвке.

На выставке мы узнаём массу нового и - парадоксального. Так, впервые об использовании микроволн в кулинарии высказался фантаст Владимир Владко в повести "Чудесный генератор". Правда, писатель трактовал это гораздо шире и свободнее: «Шипение генератора напоминало о том, что Роме оставалось всего четверть часа; а еще надо было облучить мясо — замечательный кусок поджаренного мяса, которое, между прочим, было бы очень неплохо съесть и запить уже облученным молоком, которое стояло тут же на столе. Хотя, правду говоря, он совсем не был против того, чтобы вкусно позавтракать, однако, такие мысли даже не беспокоили Рому; ведь перед ним была не еда, а нетронутые объекты научных опытов».

Пространство, посвящённое работе и хобби – это швейные машинки, в том числе "Зингер", журналы мод, выкройки, фотоаппараты и приборы для домашней фотопечати, школьный конструктор для уроков труда. Рядом – игрушки – советские пупсы с добрыми лицами, юла, солдатики и машинки. Все женщины умели шить, вязать, а некоторые знали волшебство под названием «фриволите» и «ришелье».

С этим пытались бороться в 1920-х, когда объявили кружевца и цветастые платья – буржуазным стилем, предлагая экспериментальные одежды Варвары Степановой и Людмилы Поповой. Унификация и униформизация была осмеяна не одним лишь Евгением Замятиным, но и Олдосом Хаксли – его гедонистический Brave New World так же не терпит разнообразия, как и сурово-сплочённые когорты из романа "Мы". Кроме того, Дивный Новый Мир предпочитал бесконечную покупку нового тряпья, ибо слоганы орали: «Лучше новое купить, чем старое носить!» и «Прорехи зашивать — беднеть и горевать!» Один из центральных экспонатов - смешной и монструозный мультфильм "Властелин быта" Александра Птушко, где привязанность к дедовским сундукам и традициям рисовалась, как …антитеза гигиене. Но, как ни сражались культуртрегеры, быт украшался кружевными «подзорами», салфетками и скатертями.

Пространство «Гостиная» оформлено с иронией – помимо телевизоров, магнитофонов и радиол, явлены хрустальные бокалы – символ позднесоветской благоустроенности. Настрадавшись по коммунальным углам и наслушавшись о лаконичной эстетике грядущего Коммунизма, наш человек захотел противоположного - мебели фасона «стенка» с баром, японского Sharp-a и чешского хрусталя. Забавно и – печально, что сию искрящуюся роскошь наследники выносят на помойку, а самые деловитые – продают через Авито за копейки.

Зато нынче бум «тёплой-ламповой» техники, у которой полно ценителей во всех странах мира. В Америке граммофон 1890-х в рабочем состоянии может стоить до полутора тысяч долларов. Виниловые диски определённых фирм считаются раритетом. На стенде расписана вся история звуковоспроизведения – от шарманки до современных носителей. «А теперь извольте: снова осчастливлено человечество подарили американцы миру особую машину диктофон. Конечно, может, эта машина несколько и раньше придумана, но нам-то прислали ее только что, а именно в 1920 году», - подтрунивал Михаил Зощенко.

Особый восторг вызывают громоздкие аудиосистемы 1950-х годов – с приёмником, проигрывателем и магнитофоном в едином деревянном корпусе. Технари всегда выдумывают компактные, полифункциональные штуки. Мы так устроены - любим, чтобы всё «в одном флаконе». XX век с его бешеным темпом породил кухонные комбайны, магнитолы, гибриды телевизора с радио, а японцы из Seiko встраивали в электронные часы крохотный телеэкран. Квинтэссенцией мечты сделался айфон, где связь, музыка и развлечения сосредоточены в небольшой пластинке. Глядя на телефонные аппараты XX столетия, возникает смешной мотив для фантастической повести: как бы вы среагировали в детстве на предсказание о том, что мы будем смотреть кино по телефону?

Отдельный зал – о быте без …быта. Пресловутый «умный дом» был явлен ещё Жюлем Верном в рассказе "Один день американского журналиста в 2889 году", написанном год открытия знаковой Exposition universelle de Paris - 1889. Великий фантазёр думал масштабно: «В доме всегда наготове ванна, мне даже не нужно выходить из комнаты. Видите эту кнопку? Достаточно ее коснуться, и появится ванна, наполненная водой, нагретой до тридцати семи градусов».

Изобретательство – это не столько игра ума и стремление к вершинам духа, сколько желание максимально облегчить мытье в ванне или приготовление котлет. В этом разделе - сплошные цитаты и выводы, а дело венчает фраза братьев Стругацких: «Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят, будущее делают». Впрочем, есть и продолжение: «Один умный человек сказал, что будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести». Однако всегда стоит помнить, что «умный дом» - это коварная вещь, как и тот «аппарат для кормления», что постоянно бил героя Чарли по физиономии.

Аудиосистема 1950-х годов

Граммофон

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45