«Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые».
Михаил Булгаков.
Знакомая с детства фотография Анатолия Карпова мне попалась во френдленте. Следом откуда-то из недр Интернета прилетела информация, что его давнего и – счастливого соперника Гарри Каспарова признали иноагентом. Показательно, что вместе с мятежным негоциантом Ходорковским.
Наверняка все знают и – помнят великий матч 1984-1985 годов, длившийся столь долго, что успел поднадоесть всем, кроме заядлых фанатов. В итоге волновал результат: ну, кто же выиграет или они будут сражаться вечно? Состязание за корону чемпиона мира тогда разыгрывалось меж двумя советскими шахматистами, ибо в XX веке шахматы сделались таким же синонимом России, как балет и космос. Круче нас не было. Карпов vs Каспаров. Умудрённый мэтр и – младой умник, сноб, красавчик-брюнет. Светлый против тёмного. Шахматы располагают магической, затягивающей и до сих пор непознанной силой, как, впрочем, и карты. Закономерно, что и набоковский Лужин, и цвейговский Доктор Б. сошли с ума.
…В середине 1980-х даже, те кто в духе Остапа могли «позорно назвать ферзя – королевой», взяли чью-то сторону и «болели» за того или другого. Инженерно-техническая интеллигенция en masse была за Карпова, гуманитарии – за Каспарова. Заводские работяги – за «старика», студенты – за «юношу». Но это – навскидку. Люди обсуждали ходы и счёт, по крайней мере, поначалу, когда битва завораживала самим фактом.
Но дело, как выяснилось, не в шахматах. Эпохальный турнир 84/85 обладает куда как более ценным для истории нюансом, а спортивный драйв – лишь верхушка айсберга. Это – чёткое разделение на «свой – чужой». Карпов был «свой». Представить его с хоккейной клюшкой или – корзиной грибов в электричке? Запросто. Он напоминал старших ребят, игравших во дворе на гитаре. В нём отсутствовала противненькая звёздность шоумена.
Каспаров - яркий «чужой» - с его заграничным именем и репутацией юного гения-плейбоя. В народе ходили слухи о его романе с актрисой Мариной Неёловой, старше него на …пятнадцать лет, но, поскольку в те годы у нас не водилось пошлых журнальчиков с разоблачительными картинками, но всё и оставалось на уровне шепотка. В Каспарове ощущалось нечто заокеанское и – суперсовременное. Тинейджеры, балдевшие от жвачек, джинсов и аромата новеньких, свеже-распечатанных кассет Maxell, ратовали за Гарри – его победа символизировала wind of change, который смутно ощущался в кулуарах и – переулках. Ещё не случилось апрельского пленума, а ветер уж колебал портреты членов Политбюро. В общем, «…ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями».
Гарри – «мальчик с хорошими генами» и мощными перспективами. Его триумф 1985 года – неслучаен. Система, благоволившая к «нашим», пошатнулась. Гарри Каспаров стал 13-м чемпионом мира по шахматам, прервав десятилетнее правление Карпова на шахматном троне, а матч-реванш 1986 года прошёл настолько незаметно, что мало, кто о нём вспоминает. Каспаров дьявольски изящно подтвердил своё первенство. В тот момент выиграть мог исключительно «чужой» - практически Alien Ридли Скотта.
Фильм, ставший одним из лидеров «кооперативного» видеопроката, по сути, метафорическая сага о «перестройщиках», чужих. Как явила дальнейшая жизнь, мистер Гарри действительно оказался Alien-ом. Весь ужас, что он останется в памяти не как повелитель шахматных полей, а как иноагент-предатель. Каспаров – он весь от лукавого. А Карпов? Он и теперь - наш.