Источник: «Русь Державная» №5, 2022 г.
На майских улицах тихоокеанского портового Владивостока многолюдно. Загорелые потомки сибирских первопроходцев и советских романтиков, желтолицые азиаты и заезжие гости из европейской части России, обыватели и туристы…
Дореволюционные двухэтажные дома из камня. Современные полустеклянные гиганты-небоскребы.
Смешение архитектурных стилей, смешение лиц и красок. В скверах и на клумбах: багульник, абрикосы, тюльпаны — великолепие цветочных лепестков над синей бухтой, сияющей в горячем южном солнце. Природа благоухает, хоть лица прохожих отражают мало радости в городской суете. Много дел, забот. Да и времена суровые…
Странным было бы подходить к кому-то из прохожих и спрашивать: «Не подскажете, где здесь дом, в котором проходил Приамурский Земский Собор?» Нет сомнений, что большая часть жителей и гостей Владивостока сегодня не скажут даже о том, какое это было событие.
Всё же мы задали этот вопрос некоторым людям, встретившимся нам на майских улицах Владивостока. Из десяти случайно попавшихся навстречу гостей и жителей города никто вообще не смог ничего ответить. И это не от того, что народ такой безразличный. О знаменитом Приамурском Земском Соборе нет никаких напоминаний на городских улицах. В местных СМИ не говорят даже о том, что в нынешнем году отмечается столетие этого выдающегося события. Сто лет прошло с тех дней, как в июле 1922 года на берегу Тихого океана в тяжелейшей духовной и политической обстановке часть русского народа в лице своих лучших сынов принесла покаяние в революции 1917 года и грехе цареубийства.
Прогуливаясь по берегу Тихого океана в цветущем морском Владивостоке, мы уже были уверены, что сегодня никто не ответит на вопрос о важном событии 1922 года. Однако новая встреча нас сильно удивила.
— Вы интересуетесь историей Приамурского Земского Собора? — с любопытством отреагировали на наш вопрос молодые люди.
Ребята — парень и девушка — студенты Дальневосточного университета на острове Русском. Он — из Волгограда, она — из Перми. Оказалось, что они много чего знают о генерале Дитерихсе, о Соборе, и даже о Приамурском Земском Крае.
Андрей и Марина, как они представились, сами стали нам рассказывать интереснейшие факты, связанные с короткой историей Приамурского Земского Края — небольшого Русского государственного образования, созданного в 1922 году на восточных рубежах России, когда власть во всей стране, кроме Приморья и Приамурья, уже принадлежала революционерам.
— Удивляемся, что во Владивостоке трудно обнаружить хоть какие-то следы того, что происходило в Приморье в 1922 году. Точнее, есть только советская версия — памятники, названия улиц. Но реальной истории нет. Хотя, наверное, даже простым туристам было бы интересно узнать, что, например, в старых казармах на Русском при генерале Дитерихсе размещалась эвакуированная из Санкт-Петербурга Николаевская академия Генерального штаба, — живо делился с нами своими мыслями Андрей, студент Дальневосточного университета.
— Во Владивостоке на полках книжных лавок в 1922 году появилась книга Дитерихса об убийстве Царской Семьи. Тут вообще об этом никто не знает. Хотя о Российском Императоре Николае II здесь помнят, на ж/д вокзале есть табличка, небольшой памятник стоит в городе возле церкви на Океанском проспекте, — рассказывала бойкая Марина, три года назад приехавшая во Владивосток из Перми на учебу в ДВФУ. — Царь еще в юности посещал Владивосток, добрался сюда на морском фрегате через несколько морей. Во Владивостоке были большие торжества, соорудили Арку, в которую вошел молодой Цесаревич…
— Ребята, откуда у вас такой интерес к теме и такие познания? У студентов ДВФУ, как нам кажется, сегодня иные увлечения?
— В Перми до поступления в Университет я работала журналисткой в одном московском информационном агентстве и так случилось, что стала интересоваться темой освоения российских земель за Уралом, — поведала Марина.
— Ну, я уже здесь заинтересовался историей Дальнего Востока, — рассказывал Андрей. — Несколько лет назад попалась на глаза одна газета с иконой Богородицы на первой странице, там кое-что почитал. Потом в интернете стал искать, в библиотеке на Алеутской… Приморье уникальный край. Здесь все говорят, что когда-то тут жили бойхайцы, чжурчжени. А что русские здесь создали еще до революции — мало где услышишь. Вот во время Гражданской войны тут даже существовало небольшое русское государство Приамурский Земский Край — это вообще, как будто, никому неизвестно. Столица государства была в городе Никольск-Уссурийском…
— Ну, всё-таки государство это существовало меньше года. И это был небольшой эпизод в истории России, — попытались мы возразить Андрею.
— Да, но почему-то о виртуальной «Дальневосточной республике», которая тоже существовала какое-то совсем короткое время и то лишь в головах тех, кто ее придумал, говорят и пишут до сих пор...
— Но есть такое утверждение, что Приамурский Земский Край во главе с генералом Дитерихсом держался лишь благодаря японцам, которые оккупировали Приморье.
— Глупости это, — категорично заявил Андрей, — рассказы, будто Дитерихс держался «на японских штыках», придуманы еще в СССР. На самом деле, генерал плакал от радости, когда японские войска покинули Русское Приморье. А кто впустил сюда этих японцев и американцев? Большевики устроили революцию, убили Императора Николая Александровича, разрушили Российскую Империю, и на эти земли, конечно же, ринулись враги и захватчики. Дитерихс не имел возможности воевать одновременно и с большевиками, наступавшими от Урала, и с японскими интервентами. Перед генералом стояла задача восстановить Самодержавие в России.
— Говорят, что японцы много помогали армии Приамурского Земского Края.
— Не было никакой помощи. Японцы делали свое дело, хотели захватить эти земли до Байкала и вели переговоры, как с Дитерихсом, так и с большевиками. В конце концов, японцы договорились с большевиками и оставили территорию. Конечно, они сдерживали сторонников Ленина какое-то время, но не ради Русского государства, а ради своих планов на Дальний Восток, — заключил Андрей.
У нас не было времени продолжать спор с этими удивительными студентами. Однако впечатление от общения с ними осталось довольно сильное. Стало даже немного досадно, что молодые люди совсем из других территорий России так углубленно и вдумчиво интересуются историей Приморья и Дальнего Востока. Важно, чтобы в основе этого интереса лежала истинная любовь к своему Отечеству и искреннее желание знать правду. Не ради того, чтобы с кем-то поспорить, кому-то что-то доказать. А ради понимания той страны, в которой родился и живешь. Ради осознания ее духовного призвания, ее главной, вечной идеи.
Ради этой идеи ведь и собрался на берегу Тихого океана в июле 1922 года церковно-государственный собор людей, взявших на себя великую ответственность за судьбу России.
Что предшествовало этому Собору? О чем нужно знать людям, жаждущим Правды, любящим свою Родину — Россию?
В октябре 1917 года в результате государственного переворота, в результате февральской, а затем октябрьской революций в Российской Империи к власти пришли противники Церкви и тысячелетнего Русского Царства. В 1918 году ими был зверски убит Помазанник Божий Российский Император Николай Александрович Романов со своей семьей. Новая власть развязала террор в отношении Церкви и представителей Царской России. Страна погрузилась в кровавую пучину Гражданской войны. Однако среди генералов, возглавлявших сопротивление антихристианским силам, почти никто не проявлял стремления к борьбе за Самодержавие, за Россию с Царем во главе. Ни Деникин, ни Врангель, ни Колчак, ни многие-многие генералы, полководцы, казачьи атаманы даже не пытались обратиться к идее Самодержавия. Лишь царский генерал Михаил Константинович Дитерихс, возглавлявший в 1919 году Комиссию по расследованию убийства Царской Семьи в Екатеринбурге и затем избранный Председателем Приамурского Земского Собора, высоко поднял православное монархическое знамя на берегу Тихого океана.
Вот отрывок из статьи, посвященной Приамурскому Земскому Собору и опубликованной в 2019 году в газете «Русь Державная»: «23 июля 1922 года во Владивостоке начал действовать Приамурский Земский собор. На него приехало до 300 представителей выборных из всех слоев населения русского Приамурского края. Собор работал 14 дней до 10 августа 1922 года, приняв важнейшие решения. Интерес общества к нему был очень великий. Газеты писали: «На Приморье выпала тяжелая и ответственная задача — начать возрождение Родины… Сегодня знаменательный день. Открывается Приамурский Земский собор — выразитель дум, чаяний и надежд исконного русского человека-государственника». Открытию Собора предшествовал молебен перед кафедральным Успенским собором Владивостока, на который крестными ходами прибыли верующие и духовенство всех храмов города. От места молебна крестный ход со святынями, во главе которых была покровительница Русского государства Владимирская икона Богородицы, прошествовал к месту заседания Собора. Военные оркестры во время шествия непрерывно исполняли гимн «Коль славен». Внутри помещения Общедоступного театра, где собрался Собор, сцена была красиво украшена большими иконами, монархической и военной символикой. В центре был размещен образ Спасителя. На соборные заседания была принесена и Державная икона Богородицы. Почетным Председателем Приамурского Земского собора был избран Святейший Патриарх Тихон. В зале был установлен его портрет. На Приамурском Земском соборе, который воспринимался как молитвенно-духовное деяние, был утвержден единственно верный путь России — самодержавно-монархический. От соборян была составлена Грамота к русским людям (вне пределов Приамурского Земского края) — призыв присоединиться к ним и разделить истинные и спасительные для России начала и борьбу за спасение Родины».
Знаменитый Приамурский Собор, явившийся на восточной окраине Святой Руси, на последнем свободном от антихристианских сил клочке Русской земли, единодушно провозгласил, что России быть Самодержавным государством во главе с Православным Царем Помазанником Божиим.
Собор проходил в соответствии с утвердившимися традициями «соборов земли Русской», имел законную юридическую силу, был благословлен Русской Церковью в лице ее известных авторитетных архиереев и священников. Собор выступил за восстановление Самодержавной монархии, единодушно отвергнув лживые западные идеи демократии, революции, республики, конституционной монархии…
Приамурский Земский Собор явил осознание частью нашего народа духовной сути трагедии, случившей в 1917–1918 годах, и стал актом глубокого покаяния в предательстве Царя и Самодержавной России.
Сегодня о великом событии, произошедшем 100 лет назад во Владивостоке, говорится крайне мало. Однако его духовное, церковно-государственное значение для России и Русской Церкви велико. Православное сообщество, весь русский народ и, в первую очередь, наша молодежь должны знать историческую правду, знать о Приамурском Земском Соборе, иметь широкую возможность знакомиться с его глубокими, спасительными идеями и документами. Это поможет всем нам обрести историческую память и вернуться на свой многовековой путь, вернуться «к России Христа, России Помазанника Божьего», как говорил генерал Дитерихс. Русский народ должен продолжить великое покаяние, которое начали лучшие представители предыдущих поколений на восточной окраине нашего Отечества.
Встреча с молодыми людьми, которые сами принялись рассказывать о том, что происходило в Приморье в начале 1920-х годов, вдохновила нас. После равнодушия, с которым мы столкнулись, задавая свой исторический вопрос нескольким случайным прохожим, общение с ребятами вселило большую надежду на то, что на Дальнем Востоке, в Приморье и по всей Руси вспомнят о великих делах наших предков, о генерале Дитерихсе и Приамурском Земском Соборе. Вспомнят и достойно отметят столетие этого великого события в жизни русского народа.
Романов Игорь Анатольевич,
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»