itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковное пение почему-то вытравливается из храмовой жизни

Проблемы церковной жизни 
0
983
Время на чтение 6 минут

Источник: Русский Вестник   
   
   В Нижнем Новгороде стали традиционными хоровые соборы в дни великих церковных праздников. Вот и в четверг на Пасхальной седмице такое мероприятие состоялось в кафедральном Александро-Невском соборе. Великолепно украшенный цветами храм наполнился участниками собора и слушателями. От амвона в обе стороны, спиной к алтарю, в четыре ряда расположились хоры – по четыре слева и справа.
   Состав участников непростой: почти все хоры – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Уже это настраивает на особое внимание слушателя. Хоры, поставленные как на широкой сцене, не только свои, нижегородские. Прекрасные музыкальные коллективы прибыли из других городов России: смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора из Ульяновска, академический любительский хор молодежи и студентов «Сибирь-концерт» из Новосибирска, Московская хоровая капелла мальчиков (школа № 1234), Владимирский камерный хор классической музыки.
   Богатый репертуар пасхальных песнопений подготовили нижегородские хоры: муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», хор регентского отделения Центра подготовки церковных специалистов «Покров» и другие коллективы.
   Хоры исполняли богослужебные пасхальные песнопения, прославляющие воскресшего Спасителя мира. Прозвучали некоторые трудноисполнимые церковным хором произведения известных церковных композиторов Павла Чеснокова, Дмитрия Портнянского, Александра Кастальского, Артемия Веделя, Игоря Стравинского. Надо отметить прекрасное руководство коллективами всех дирижеров на концерте, гармоничное звучание хоров. Запомнились лица исполнителей, которые вдохновенно старались передать своим пением смысл произведения, усердие и искренность детских коллективов достойным образом довести дело слушателя радость о воскресении Господа, пасхальное торжество.
   В своем приветственном слове к участникам и слушателям хорового собора епископ Дальнеконстантиновский Филарет сказал: «Преподобный Феодор Студит в своем слове на день Светлого Христова воскресения говорит, что Пасха Божия Спасительная – это великий Божий дар человеку. В эти благословенные дни Пасхи Христовой мы приобщаемся светлой радости о Господе Воскресшем. Господь Воскресший входит в наши дома, входит в сердце каждого человека, который открывает Ему свою душу и помышления».
   Прослушав исполнение праздничных Пасхальных песнопений вне богослужения, в очередной раз убеждаешься, что концерт отличен от восприятия службы. Создается впечатление, как от прослушивания стройного симфонического оркестра. А в России в храмах хоры имели свои традиции. Церковное пение на концертах передавалось хором под управлением А. Свешникова – он знал тонкости и особенности богослужений, к которым относится не только гармоничность звучания хора.
   Прихожане храмов (их было три) города в 60–70-х годах помнят прекрасных церковных регентов М. Васина, К. Коринского. В храмы ходили порой просто из-за плохого настроения, из-за жизненных трудностей – душа не службе воскресала, утешенная и вдохновленная. В хорах пели певчие, с детских лет впитавшие в себя на клиросах нюансы молитвенного исполнения. Богатый тембр голосов З. Ф. Троицкой, С. А. Моисеева неповторим на богослужениях и незабываем, хотя певчих этих уже несколько десятилетий нет.
   В настоящее время периодически звучат, как лозунги, намерения поставить церковное пение «на новый уровень».
   Действительно, с середины 90-х годов в городе осуществляется подготовка церковных регентов в духовном женском училище, впоследствии сменившем название на Центр подготовки церковных специалистов «Покров». Как результат, приходим в храм и чаще всего слышим слабую постановку голосов в хоре как мужских (что редко встречается, безотцовщина кругом), так и женских. «Режет» уши несоответствие тембров нескольких певчих. А то и вообще звучит «Госьподи» или «блягослёви», да еще и «гвоздит» (превалирует над другими) своими недостатками такой голос. При этом такие певчие заявляют, что поют «духовно» в отличие от выпускников светских музыкальных школ.
   Не мне судить, какая музыкальная школа, учреждение выше и лучше! Прихожане воспринимают благозвучие пения и его молитвенный настрой. Не каждому человеку дается талант церковного чтеца и певчего. Этот талант развивается с детства. А детей, по рассказу А. Чехова, «на клирос нынче не пускают». Писатель Максим Горький в молодости пел в церковном хоре и был чтецом, так ему образного мышления хватило на всю оставшуюся жизнь. А Федор Шаляпин – непокоренная оперная звезда – вообще не кончал музыкальных учреждений. Его любимым песнопением в храме была Панихида. Когда прослушаешь это заупокойное молитвословие – радость о воскресении в душе певец пробуждает.
   А в Светлую Пасху в некоторые храмы зайдешь – заурядной Панихидой веет от торжественного пения. Словно на Руси голоса перевелись. При этом прежние нижегородские певчие кто на бензозаправках дежурит, кто гайки на иномарках крутит… Одну певчую пришлось встретить в церковной лавке – свечками торгует, а когда-то у лучшего специалиста консерватории голос красивый поставила. Всем им «нечем платить с начала века стало.
   Мои друзья-бизнесмены как-то поведали, что они платят большие налоги, поэтому доходы у них весьма скромные. При этом выразили удивление, что в храмах епархии 30% отдают в управление не с прибыли, а с общей выручки, да плюс поборы на то, на се. Друзья сказали, что мигом бы разорились от таких обложений.
   Вот отчего еще происходит скудость пения в храмах. Доходит до того, что на клиросе поют чаще всего два человека. Ладно, если голоса у них приличные. А то и вообще одного человека «благословляют» на клирос и чтецом, и в качестве певчего. Будто люди требы не заказывают, платить нечем. И этому «одному» дают за службу чуть побольше оплаты за проезд к храму и обратно. Прихожане, выходя из храма, говорят, что и здесь их «развели». Требы народ заказывает, церковные лавки открыты с утра до вечера.
   Церковное пение, хоры или «лики» буквально вытравливаются из храмов. Выпускниками центра «Покров» уровня пения не поднять. Они в большинстве своем профессионально слабы и их мало.
   Порой приходится вспоминать прежние народные хоры – левые клиросы. Там было немало талантов, способных руководить хором, знающих последование и смысл молитвословий, у которых, говорят, «и табуретка запоет». Надо отметить, что много нынешних священников начинали свою церковную жизнь именно в народных, «левых» хорах храмов. Почему же теперь вместо хора поет и читает преимущественно одна певчая, зачастую с плохо поставленным голосом? А если поют несколько человек, то до такой степени престо (очень быстро), что едва отличишь слова «слава» и «ныне», другие слова молитвословия звучат или как вокализы, или как «тра-та-та». От богослужения остается одно название да возгласы священнослужителей, если хотя бы их услышишь четко.
   Очень серьезно к церковному пению относился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Он говорил: «Молитва и пение проникают друг в друга, и никакая церковная мелодия не существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы».
   
   

Михаил ПЕТРОВСКИЙ, прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09