Источник: Русский Вестник
В Нижнем Новгороде стали традиционными хоровые соборы в дни великих церковных праздников. Вот и в четверг на Пасхальной седмице такое мероприятие состоялось в кафедральном Александро-Невском соборе. Великолепно украшенный цветами храм наполнился участниками собора и слушателями. От амвона в обе стороны, спиной к алтарю, в четыре ряда расположились хоры – по четыре слева и справа.
Состав участников непростой: почти все хоры – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Уже это настраивает на особое внимание слушателя. Хоры, поставленные как на широкой сцене, не только свои, нижегородские. Прекрасные музыкальные коллективы прибыли из других городов России: смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора из Ульяновска, академический любительский хор молодежи и студентов «Сибирь-концерт» из Новосибирска, Московская хоровая капелла мальчиков (школа № 1234), Владимирский камерный хор классической музыки.
Богатый репертуар пасхальных песнопений подготовили нижегородские хоры: муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», хор регентского отделения Центра подготовки церковных специалистов «Покров» и другие коллективы.
Хоры исполняли богослужебные пасхальные песнопения, прославляющие воскресшего Спасителя мира. Прозвучали некоторые трудноисполнимые церковным хором произведения известных церковных композиторов Павла Чеснокова, Дмитрия Портнянского, Александра Кастальского, Артемия Веделя, Игоря Стравинского. Надо отметить прекрасное руководство коллективами всех дирижеров на концерте, гармоничное звучание хоров. Запомнились лица исполнителей, которые вдохновенно старались передать своим пением смысл произведения, усердие и искренность детских коллективов достойным образом довести дело слушателя радость о воскресении Господа, пасхальное торжество.
В своем приветственном слове к участникам и слушателям хорового собора епископ Дальнеконстантиновский Филарет сказал: «Преподобный Феодор Студит в своем слове на день Светлого Христова воскресения говорит, что Пасха Божия Спасительная – это великий Божий дар человеку. В эти благословенные дни Пасхи Христовой мы приобщаемся светлой радости о Господе Воскресшем. Господь Воскресший входит в наши дома, входит в сердце каждого человека, который открывает Ему свою душу и помышления».
Прослушав исполнение праздничных Пасхальных песнопений вне богослужения, в очередной раз убеждаешься, что концерт отличен от восприятия службы. Создается впечатление, как от прослушивания стройного симфонического оркестра. А в России в храмах хоры имели свои традиции. Церковное пение на концертах передавалось хором под управлением А. Свешникова – он знал тонкости и особенности богослужений, к которым относится не только гармоничность звучания хора.
Прихожане храмов (их было три) города в 60–70-х годах помнят прекрасных церковных регентов М. Васина, К. Коринского. В храмы ходили порой просто из-за плохого настроения, из-за жизненных трудностей – душа не службе воскресала, утешенная и вдохновленная. В хорах пели певчие, с детских лет впитавшие в себя на клиросах нюансы молитвенного исполнения. Богатый тембр голосов З. Ф. Троицкой, С. А. Моисеева неповторим на богослужениях и незабываем, хотя певчих этих уже несколько десятилетий нет.
В настоящее время периодически звучат, как лозунги, намерения поставить церковное пение «на новый уровень».
Действительно, с середины 90-х годов в городе осуществляется подготовка церковных регентов в духовном женском училище, впоследствии сменившем название на Центр подготовки церковных специалистов «Покров». Как результат, приходим в храм и чаще всего слышим слабую постановку голосов в хоре как мужских (что редко встречается, безотцовщина кругом), так и женских. «Режет» уши несоответствие тембров нескольких певчих. А то и вообще звучит «Госьподи» или «блягослёви», да еще и «гвоздит» (превалирует над другими) своими недостатками такой голос. При этом такие певчие заявляют, что поют «духовно» в отличие от выпускников светских музыкальных школ.
Не мне судить, какая музыкальная школа, учреждение выше и лучше! Прихожане воспринимают благозвучие пения и его молитвенный настрой. Не каждому человеку дается талант церковного чтеца и певчего. Этот талант развивается с детства. А детей, по рассказу А. Чехова, «на клирос нынче не пускают». Писатель Максим Горький в молодости пел в церковном хоре и был чтецом, так ему образного мышления хватило на всю оставшуюся жизнь. А Федор Шаляпин – непокоренная оперная звезда – вообще не кончал музыкальных учреждений. Его любимым песнопением в храме была Панихида. Когда прослушаешь это заупокойное молитвословие – радость о воскресении в душе певец пробуждает.
А в Светлую Пасху в некоторые храмы зайдешь – заурядной Панихидой веет от торжественного пения. Словно на Руси голоса перевелись. При этом прежние нижегородские певчие кто на бензозаправках дежурит, кто гайки на иномарках крутит… Одну певчую пришлось встретить в церковной лавке – свечками торгует, а когда-то у лучшего специалиста консерватории голос красивый поставила. Всем им «нечем платить с начала века стало.
Мои друзья-бизнесмены как-то поведали, что они платят большие налоги, поэтому доходы у них весьма скромные. При этом выразили удивление, что в храмах епархии 30% отдают в управление не с прибыли, а с общей выручки, да плюс поборы на то, на се. Друзья сказали, что мигом бы разорились от таких обложений.
Вот отчего еще происходит скудость пения в храмах. Доходит до того, что на клиросе поют чаще всего два человека. Ладно, если голоса у них приличные. А то и вообще одного человека «благословляют» на клирос и чтецом, и в качестве певчего. Будто люди требы не заказывают, платить нечем. И этому «одному» дают за службу чуть побольше оплаты за проезд к храму и обратно. Прихожане, выходя из храма, говорят, что и здесь их «развели». Требы народ заказывает, церковные лавки открыты с утра до вечера.
Церковное пение, хоры или «лики» буквально вытравливаются из храмов. Выпускниками центра «Покров» уровня пения не поднять. Они в большинстве своем профессионально слабы и их мало.
Порой приходится вспоминать прежние народные хоры – левые клиросы. Там было немало талантов, способных руководить хором, знающих последование и смысл молитвословий, у которых, говорят, «и табуретка запоет». Надо отметить, что много нынешних священников начинали свою церковную жизнь именно в народных, «левых» хорах храмов. Почему же теперь вместо хора поет и читает преимущественно одна певчая, зачастую с плохо поставленным голосом? А если поют несколько человек, то до такой степени престо (очень быстро), что едва отличишь слова «слава» и «ныне», другие слова молитвословия звучат или как вокализы, или как «тра-та-та». От богослужения остается одно название да возгласы священнослужителей, если хотя бы их услышишь четко.
Очень серьезно к церковному пению относился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Он говорил: «Молитва и пение проникают друг в друга, и никакая церковная мелодия не существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы».
Михаил ПЕТРОВСКИЙ, прихожанин