itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«А зори здесь тихие» - фильм о любви?

9 Мая День Победы 
1 Varvara 
465
Время на чтение 4 минуты

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.Источник: блог автора

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Двухсерийный фильм «А зори здесь тихие» (1972) мне нравится больше, чем одноимённая повесть Бориса Васильева. Книгу я прочитала один раз, и она показалась мне грубоватой и натуралистичной, поэтому не тянуло перечитывать, а версия режиссёра Станислава Ростоцкого – это сюжет на все времена. Васильев излишне прямолинеен – его образный язык скуп. Хотя… я допускаю, что это – всего лишь мой вкус.

Повесть, прежде всего, о войне, о женщинах-на-войне, а вот кинолента – о любви, как ни парадоксально это звучит. О той, что была, есть и, возможно, будет. О сбывшихся и несбывшихся мечтах юных девушек и молодых женщин. Победа равна Любви, как главному смыслу. Я имею в виду не только отношения мужчины и женщины. Любовь - вселенская. К земле, своей культуре, к Богу, которого тут нет (но именно он и есть!) Кроме того, это – плач по нерождённым или (как сын Риты Осяниной) выросшим в сиротстве, детям. О тех, кто мог бы жить, но не появился.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Отсюда – бесконечные разговоры девичьего отряда о мужчинах, деторождении, привлекательности, любовных драмах. Это – один из самый чувственных сюжетов в советском кинематографе. Здесь война - как невозможность любить и быть любимой. Война – как прерывание жизни целого рода. Неслучайно всё начинается мирной зарисовкой, где современные ребята с подругами гуляют, дурачатся, болтают. Они – счастливцы, чьи предки выжили.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Отвлекусь… Я долго не могла понять, почему меня коробят образы американских girls-военнослужащих – тугие, улыбчивые, с непременной завивкой, голливудские Мэри-Джейн, решившие патриотично помогать своему Джону-Кристоферу. Всё через яркий слоган на развороте дамского журнала. Они – лишь плакатик с прокрашенными губами, а наши девушки умирали, попадали в плен, уходили в партизаны, выполняли мужские обязанности, падая от усталости.

Американские плакаты военного времени напоминают рекламу консервированной кукурузы или стирального порошка. https://www.pinterest.ru/

Американские плакаты военного времени напоминают рекламу консервированной кукурузы или стирального порошка. https://www.pinterest.ru/

Вот эта очаровательность американок 1940`s и бесит. Оскорбляет. War-game, не более того. Показать ножки - благо, длина форменных юбок едва достигала колен. Рекламный ролик там, где нам привычно видеть хронику безжалостной и равнодушной смерти. Все эти дамские трио, типа The Andrews Sisters, поющие в форме US-Army какие-то весёлые, духоподъёмно-развлекательные песенки. Даже работницы у станка - и те при полном мейк-апе.

Советские девушки на фронте. Наши трио не чечётку били, а фрицев убивали. https://www.pinterest.ru/

Советские девушки на фронте. Наши трио не чечётку били, а фрицев убивали. https://www.pinterest.ru/

Но вернёмся к сюжету. Карелия. Неласковая природа. Старшина Васков, как квинтэссенция того, что мы называем русским солдатом – величие в простоте. Прибаутки, юмор, забавные ситуации. Ему обещают прислать бойцов, которые не любят ни самогона, ни женщин. Мечты сбываются – перед нами девичий отряд, где у каждой – личный счёт к Рейху. В детстве меня завораживали сцены «прошлой жизни» - изумительно светлые грёзы, где реальность подменяется театральной декорацией.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Война снята чёрно-белой, воспоминания – цветными, да ещё с бело-сиренево-розовой подсветкой. Солнечный мир стал колючим и без полутонов – есть чёрное и белое, мы и они. Истории девушек – как фрагменты коллективной биографии. От супружеского счастья Риты Осяниной – до запретной страсти Жени Комельковой; от интеллигентно-поэтической дружбы Сони Гурвич – до любви-восторга диковатой Лизы Бричкиной перед охотником или - мечтаний Гали Четвертак об актёре Сергее Столярове.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Девчата наводят красоту, вальсируют, сплетничают, ссорятся, хихикают – типичный дамский коллектив, где есть свои богини и свои простушки. Флиртуют с Васковым. Как же без этого? В момент истины все превращаются в святых - и те, что грешили, и те, что хранили себя. Они погибнут вместе со своими правильными и неправильными «любовями» и страданиями. Одну за другой их будут убивать сытые и равнодушно-циничные фрицы. Но в результате фрицы не прошли.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (1972). Скриншот.

И, ради этого прервалась жизнь и почернела весна любви для отдельно взятых Лиз, Жень и Сонечек. Памятный камень с именами - предупреждение смешливой молодёжи 70-х. Это – не только самый романтичный фильм о войне, но и один из самых душераздирающих. Девушек никто не призывал - они шли сами, отдавая себе отчёт в возможном исходе. Но разве можно было иначе?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Два разных фильма из двух разных эпох с одним названием

Чтобы понять всю глубинную сущностную метафизическую и Духовную разницу между великой Русской Советской Культурой и современным лубочным новоделом "свободной демократической России" надо суметь заставить себя, стиснув зубы и скрепя сердце, посмотреть современные, прости Господи, "А зори здесь тихие...", а потом в очередной раз пересмотреть классический фильм 1972 года. И всё станет понятно. Ну, не могут нынешние режиссёры снимать достойное кино о той войне. Не потому, что плохие, а потому, что другие. Когда создатель "Чёрной молнии" и "Авраама Линкольна охотника на вампиров" берётся за тему Великой Отечественной войны, на выходе получается "Девятаев", где Советский Герой лобызается в дëсна с предателем. Даже самые достойные современные фильмы о войне вроде "28 панфиловцев", "Подольские курсанты" или "Брестская крепость" на две головы ниже самых обычных рядовых советских фильмов о войне, не являющихся шедеврами. Будь моя воля, я бы вообще ввёл мораторий на создание современных фильмов о Великой Отечественной войне, поскольку ничего лучше на эту тему, чем то, что было создано в советскую эпоху, никто и никогда больше не создаст, потому, что те фильмы создавали люди, пережившие ту войну, многие из них воевали на фронте, и именно поэтому они создали такие пронзительные шедевры на все времена.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Галина Иванкина
Фильм «Первоклассница» как образец сталинской парадигмы
Советский мир плавно разворачивался в сторону имперского величия
27.06.2022
Он пел для городских девчонок, затерянных в каменных джунглях
Шатунов ничего не доказывал – он интуитивно встроился в ритм времени
25.06.2022
Быт или не быт?
О выставке "Дом быта" в Музее Москвы совместно с Политехническим Музеем
24.06.2022
Большое космическое разочарование
Для детей моего поколения не было пущего облома
20.06.2022
Все статьи Галина Иванкина
9 Мая День Победы
Все статьи темы
Последние комментарии
Всеобщая Декларация бесправия
Новый комментарий от Александр Быстров
09.08.2022 09:29
А это, и правда, можно смотреть детям с шести лет?
Новый комментарий от Бармалей
09.08.2022 08:20
Демографическая реформа
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
09.08.2022 08:07
Памяти незабвенного русофила, узника ГУЛага
Новый комментарий от Калужанин
09.08.2022 07:51
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от Александр Волков
09.08.2022 06:38
Исторический смысл настоящей эпохи
Новый комментарий от Александр Волков
09.08.2022 05:42