Источник: Русский Вестник
26 марта в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Cилами и правоохранительными органами по благословению его председателя епископа Савватия прошла конференция «Аз есмь Твой Суворов», посвященная роли величайшего полководца России в духовном воспитании российского воинства и народа страны. Специально к мероприятию был подготовлен Сборник материалов о народном почитании Суворова, который раскрывает личность Александра Васильевича как православного просветителя армии и народов.
Епископ Савватий в своем слове выразил уверенность, что в нынешнее непростое время у России хватит оружия, чтобы победить, но духовно она ослаблена, поэтому ей нужны ориентиры и проводники, как А.В. Суворов, который является порождением Святой Руси. Великий полководец знал, что такое искреннее покаяние и обращение к Господу, и олицетворял идеалы Святой Руси в те времена, когда дворянские дети изначально говорили по-французски, а русский начинали учить потом как иностранный. И сейчас, по наблюдениям его преосвященства, новые поколения хоть и говорят на родном, русском языке, но не отражающем ни главных символов России, ни православной веры. Он напомнил, что государственное правление той России соответствовало модели ангельской иерархии – империи.
Еще до Рождества Христова подобная модель возникла в Персидской империи, в которой сатрапиям уделялось не меньше внимания, чем центру. И хоть царь Кир был огнепоклонником, недаром Господь обратился к нему, избрав его мессией. Во время Вавилонского пленения произошло духовное оплодотворение зарождающимся христианским учением. Позже такая иерархия наблюдалась в языческой Римской империи, где зажегся свет христианской веры.
Ромейская империя, а после нее Российская стали ее проводниками. В истории всегда существовало царство, исполняющее роль удерживающего мир от падения в бездну. Когда николаевскую Россию нарекли жандармом Европы, по сути, это лишь отразило ее благородную миссию, ведь она сохраняла монархии от разрушения. При этом в Российской империи, а затем в Советском Союзе сохранялись все народы, их языки и обычаи. При этом России почти всегда приходилось выживать в трудных условиях, выигрывая за счет силы духа и единения народов. В те периоды, когда стране требовалось отстаивать свои ценности и интересы, на авансцену выдвигались личности, подобные А.В. Суворову. Как емко описал епископ его путь, он поддерживал порядок в Европе, усмирял проявления дикости в Азии и наказывал нарушивших закон в России. Его наследие нужно и современной стране. Тезисы А.В. Суворова выражены в простых идеологемах, как в конфуцианском учении, и если следовать им в любом деле, будет сопутствовать успех. Важно помнить, что Александр Васильевич был сведущ не только в военном и административном управлении, но также в сфере образования, развития личности и духовной жизни. И во всех своих делах он неизменно полагался на Бога. Всем известны его любовь и бережное отношение к солдату, от которого он требовал сохранять честь, верность и достоинство, быть воином Христовым. Он ваял свои победы для народа и превращал русских солдат в чудо-богатырей.
Генеральный инспектор Министерства обороны РФ, генерал-полковник Валерий Баранов заявил, что настоящее время США ополчили против России сильнейшие экономики мира, ведут психологическую войну, и только наличие ядерного оружия не позволяет НАТО вступить в открытое военное противостояние. По его оценке, А.В. Суворов вырос на понимании истории Государства Российского: она прошла через него, и он впитал ее в себя. Александр Невский, являющийся небесным покровителем великого полководца, дал надежду на обломках Киевской Руси, разоренной ордами Батыя, предотвратил дальнейший распад государственности в темные годы чудовищной зависимости и отразил покушение Европы на русские земли. Князь Дмитрий Донской положил начало освобождению Руси. Князь Дмитрий Пожарский очистил Москву от польских интервентов. Перечисляя ключевых героев отечественной истории, генерал заметил, что даже у таких личностей, как правило, выделяют одну победу как самую главную, как основную их историческую миссию. Если же брать Суворова, то у него победы неисчислимы, и все в его биографии важны. Недаром еще Екатерина Великая учредила медаль, где полководец отождествляется с Гераклом, а бессмертную славу он обрел еще при жизни. Блестящие победы превращали образ А.В. Суворова в несокрушимую скалу, могучего титана, однако в жизни ему были присущи порывистые движения, стремительность во взгляде, словах и действиях, потребность браться за тысячи дел одновременно.
Руководитель Новосибирского регионального отдела Общества «Царьград» Евгений Цыбизов начал выступление с двух вопросов: почему Суворов еще не канонизирован Русской Православной Церковью и почему он этого достоин? Герой и легендарный военачальник, который умел беречь и ценить своих солдат. Не зря император Павел, пожаловав ему первое в истории высшее звание генералиссимуса, говорил: «Для других это много, а для Суворова – мало. Ему быть ангелом!» Вся жизнь Александра Суворова – служение монархии и подвиг. Он был истинным воином Христовым, его называли русским архистратигом. На его счету более 60 сражений, из которых он не проиграл ни одного. Никто до него и после него не достигал подобных результатов. Ни одного дела он не начинал и не завершал без молитвы. Весь его земной путь кажется невероятным, но два эпизода похожи на чудо – это взятие Измаила и переход через Альпы. Крепость Измаил представляла собой образец передовой европейской фортификации того времени, а численность гарнизона, где из 35 тысяч было 17 тысяч янычар, превосходила численность атакующей стороны, что противоречило принципам ведения штурма. И сам генерал-аншеф Суворов, коим он был в декабре 1790 года, самостоятельно объехав вокруг нее, признал, что слабых мест у крепости нет, а позже заключил, что на подобный штурм можно решиться лишь один раз в жизни. Тем не менее он направил начальнику Измаила сераскеру Айдослу Мехмед-паше ультиматум: «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление – и воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть». Турецкий комендант ответил со свойственным своему менталитету пафосом: «Скорее Дунай потечет вспять, и небо упадет на землю, чем русские возьмут Измаил». После двухдневной артиллерийской подготовки полководец начал штурм. С пяти утра до четырех часов дня шли кровопролитные бои за укрепления и каждый дом, и русские разгромили турок. Причем потери Русской армии составили 1879 человек убитыми и 2703 человека ранеными. До 26 тысяч турок было убито сразу, еще две тысячи из 9 девяти тысяч пленных умерли на следующий день. Эта победа стала настоящим чудом, а 24 декабря – Днем воинской славы. Швейцарский поход с преодолением семи горных перевалов показал, что по морально-волевым качествам чудо-богатыри Суворова соответствовали элитным спецподразделениям. Без специального снаряжения и подготовки он сумел сохранить армию и, сказав: «Мы пройдем – мы Русские! С нами Бог!» – разбил превосходившие втрое войска французов. Вся жизнь Александра Васильевича – подвижничество, и сегодня необходимы великие имена и подвиги для возрождения России.
Ведущий конференции, суворовед, специалист по подготовке руководителей коллективов и мотивации персонала Вячеслав Летуновский обратился к пророческим словам и миссионерской деятельности генералиссимуса. Феноменальная прозорливость А.В. Суворова проявляется в его письме 1798 года французскому генералу-роялисту Прево-де-Люмиану, где он предсказал ход будущей войны с Францией и поведение всех задействованных сторон, а также военные конфликты России с другими странами на четверть века вперед.
Когда возник заговор офицеров против императора Павла I и ему было предложено двинуть войска на Петербург, Суворов ответил: «Я, Боже избавь, никогда против отечества. Всемогущий Боже, даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет. Но и тогда основание сему будет вредно». Таким образом, он предрекал возможную революцию и Гражданскую войну в России. Вторжение наполеоновской армии он описывал Багратиону: «Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб». Примечательно, что именно А.В. Суворову выпадал призрачный шанс изменить ход истории и предотвратить нашествие французов. Когда великий полководец по приглашению австрийского императора возглавил союзную армию и очистил всю Северную Италию, он был способен двинуться до Парижа. Однако интриги Англии побудили австрийцев заставить его отказаться от взятия французской столицы, забросив с небольшим отрядом в Альпы.
«Зрите ад, над которым царствует безумие еще сильнее в исходе века! Сей ад, распростя челюсти свои до гор альпийских, воздвигает новый Рим, основание которого близ бездны» – описывал Суворов революционные события во Франции и вокруг нее.
Пока народные массы подхватывали лозунги свободы, равенства и братства, прозорливый стратег предвидел дальнейшие мировые катаклизмы, войны и деградацию духовной культуры человечества, которые принесла Французская революция, а далее – возвышение Ротшильдов после Ватерлоо и начало эпохи банковского капитализма. В умении Суворова анализировать и давать долгосрочные прогнозы трудно сомневаться, поэтому В.В. Летуновский уверен, что гениальному уму Александра Васильевича могли открыться все последствия революционных процессов для России и мира.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, как в 1778 году в Крыму А.В. Суворов проявил себя в качестве православного миссионера. Между турецкими кампаниями Суворову пришлось в течение двух месяцев осуществлять сложный проект Г.А. Потемкина по переселению греков и армян из Крыма в Новороссию. Занимаясь этим нелегким делом, он столкнулся с тем, что в крымском плену находилось большое количество рабов христианского вероисповедания. Если российские подданные уже были возвращены согласно договору, то сербы, молдаване и грузины оставались в неволе. А.В. Суворов, по собственной инициативе, начал выкупать рабов вместе с семьями, а если татары не соглашались продать невольника, то он изымался насильно. Когда весть об этом разнеслась по Крымскому ханству, рабы сами начали сбегать, чтобы в стане русских искать спасение. За ними приходили возмущенные хозяева, требующие вернуть их собственность, но получали отказ. А.В. Суворов предлагал денежную компенсацию, но не возвращал никого. Негодующие крымские татары засыпали письмами с жалобами и Потемкину, и графу П.А. Румянцеву, который был непосредственным начальником А.В. Суворова, и самой императрице. На заявления о том, что самоуправство полководца нарушает местные законы и договоренности с ханством, он прямо отвечал, что, как христианину, совесть не позволяла ему оставлять христиан в рабстве. Он также просил у начальства деньги на выкуп, но в этом ему было отказано, поэтому он пользовался как казенными, так и личными средствами.
Писатель Валерий Шамбаров рассказал о последней духовной битве Суворова – испытании славой и опалой при возвращении в Россию в последний год своей жизни. В 1799 году, после завершения похода, на него обрушилась оглушительная мировая слава: он был награжден многими орденами и званиями европейских монархий, в его честь слагали оды и поэмы, хоры и оркестры встречали его при въезде в каждый город, билеты в оперу дорожали и мгновенно раскупались, если он присутствовал на спектакле, а залы рукоплескали ему стоя. Но он не возгордился, а лишь благословлял людей в ответ крестным знамением.
Однако в Праге здоровье его пошатнулось. Он добирается до Кобрина, где узнает о готовящихся при въезде в Петербург почестях. Павел I задумывался о памятнике генералиссимусу при жизни, торжественной встрече и выделении покоев в Зимнем дворце. Но когда эти планы не воплотились в жизнь и сменились опалой в России, любой другой бы сломался и озлобился, но не А.В. Суворов.
Отстранившись от праздности, он соблюдал строгий пост и встретил Пасху в Риге, в последний раз надев парадный мундир. В Нарве его встретили царские экипажи, и он получил предписание прибыть в столицу поздно вечером без почестей и посещения дворца. Выполнив все предписания, А.В. Суворов составил отчет для царя и спокойно приготовился… к уходу из жизни мирской. И император все же снимет шлюпу перед величайшим полководцем в истории, провожая первого генералиссимуса в последний путь.
О применении суворовского метода в управлении коллективом рассказывал Александр Беляев, генеральный директор омского Научно-производственного объединения «МИР».
Прозвучал доклад председателя ПС РОО ветеранов и инвалидов силовых структур «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», генерал-майора А.В. Черкасова о духовной основе «Науки побеждать» А.В. Суворова.
Представители суворовских обществ говорили о строгих традициях и благочестии, объединяющих их представителей, чтящих своего покровителя. Прозвучал ряд обращений о необходимости канонизации Воина Христова, русского архистратига Александра Суворова, и говорилось в общей сложности о 277 свидетельствах чудес вокруг его личности и давнем почитании Русского героя в народе.
По окончании конференции сборник и другие материалы было решено передать в Синодальную комиссию по канонизации.
Филипп ЛЕБЕДЬ