Источник: Русский Вестник
И вот я в бывшем русском скиту Андрея Первозванного, где живут только четыре греческих монаха. Собор скита огромен. Монах открывает нам тяжелую кованую дверь гигантским ключом. В соборе чувствуешь себя как дома, в России, настолько все хорошо сделано по русским церковным традициям конца XIX века. Монах приносит из алтаря золоченый ларец с главой апостола Андрея Первозванного. Становимся на колени…
Скит Андрея Первозванного мне особенно близок, потому что в нем подвизался великий русский мыслитель Паисий Величковский, известный созданием славянского свода «Добротолюбие». Его духовное старчество было унаследовано русской Oптиной пустынью и развито И. Киреевским, А. Хомяковым и другими славянофилами.
В сербском Хиландаре и болгарском Зографе нас встречали как родных. В свое время Иван Грозный принял Хиландарскую обитель под свое покровительство «как единоплеменную» и даже выделил ей в Москве подворье возле Печатного двора. На царские деньги Хиландар был построен в виде треугольного замка, с башнями и бойницами. До сих пор в монастыре хранится чудотворная икона Богородицы «Троеручица». В числе святынь нам показывали главы пророка Исайи, великомученика Прокопия, Константинопольского патриарха Евтихия.
После Хиландара не могу удержаться, чтобы не зайти в монастырь Эсфигмен – высокий четырехугольный замок с башнями по углам. В этом монастыре начинал свое православное служение основатель русского монашества святой Антоний Печерский. В Эсфигмене был игуменом святой Григорий Палама. В монастыре хранятся части мощей Марии Магдалины и святого Харлампия.
Афонское монашество наряду с русским является главным бастионом христианства в современном мире
Паломничество по Афону я закончил в русском монастыре святого Пантелеймона. Здесь я прожил три дня, бродя по окрестностям, подолгу беседуя с монахами и паломниками, настроенными очень возвышенно. Территория монастыря находится в хорошем состоянии, но питаются монахи здесь более скудно, чем в других, особенно греческих обителях (может быть, так и надо!). Русский монастырь единственный, в котором не подают вина (чтобы не вызывать искушения, шепнул мне монах). На огромной территории монастыря сейчас живут около 20 монахов, а до 1917 года здесь подвизалось 1200 монахов и сотни послушников и трудников. Кроме того, сотни русских монахов жили в кельях и скитах на землях других афонских монастырей. Ощущение такое, как будто большинство христиан уничтожила темная сила, до сих пор не удовлетворенная достигнутым. Главные темы разговоров – царящая в мире апостасия, антихрист, та война, которую ведут против христиан, и особенно против русских, сатана и его черная рать – сионисты и масоны.
Читаем вслух и обсуждаем послание старца Паисия Святогорца, много лет жившего на Афоне, о грядущих судьбах мира.
«Помысл говорит мне, – учил старец, – что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдет в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что эти события приближаются, будет разрушение мечети Oмара, так как разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию евреями храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан.
Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют, и поведут себя с бесстыдством и гордостью, и постараются управлять Европой. Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако объединится не так, как хотят те, кто различными махинациями устраивает всемирное “объединение церквей”, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Христиане объединятся, потому что при создавшемся положении произойдет отделение овец от козлов. Тогда осуществится на деле “едино стадо и един Пастырь”».
Ни в отношении Америки, ни в отношении Израиля и, конечно, их сателлита Турции у афонских монахов и паломников разногласий не было. Все мы видели в них черную сатанинскую рать, мечтающую поработить весь мир. Все мы с презрением и пренебрежением относились к западной массовой культуре, видя в ней разложение и деградацию человеческого духа. Помню, как мы тогда обсуждали заявление греческого первоиерарха архиепископа Христодула, который сравнил государственный строй США с нацистским режимом. Выступая перед верующими, архиепископ Христодул саркастически отозвался о Клинтоне, «который молится о мире, хотя руки у него в крови». Владыка заявил, что его пугает выражение «новый мировой порядок», используемое для характеристики доминирующей роли США в международных делах, «это очень напоминает нацизм». Монахи жаловались на необъявленную войну, которую против Афона ведет западный мир, по-масонски обвиняя монахов в «реакционности и мракобесии». Афонское монашество наряду с русским является главным бастионом христианства в современном мире. На Афоне я воочию видел множество заброшенных келий, запустение в Кариесе, в Зографе, в Андреевском скиту. По сравнению с началом ХХ века монашеское население Афона сократилось в пять раз и сегодня насчитывает всего лишь около двух тысяч монахов и послушников.
После победы во Второй мировой войне Сталин возвращается к прежней политике русских государей и ставит вопрос о Константинополе и проливах
Католические еретики, вместе с иудеями и масонами являющиеся главными врагами Афона, разработали план уничтожения великой православной святыни. Замысел папистов прост: уничтожить монашеское государство, а вместо него создать музейный комплекс, превратив святые места в зону международного туризма с пляжами, ресторанами, казино и другими увеселительными заведениями. Европейское сообщество предъявило Афону требование: отменить запрет на пребывание женщин, произвести «чистку» монахов на предмет их отношения к экуменизму. В секретном документе, разработанном католическими еретиками и озаглавленном «Операция “Джованни Векко”» (константинопольский патриарх (XIII в.), сторонник унии с Римом, «прославился» убийством монахов Зографского монастыря на Афоне), говорится: «Существование и любая деятельность афонских монастырей должны быть выкорчеваны полностью и как можно быстрее... Все клирики Афона, симпатизирующие России, Сербии, Болгарии и другим православным мракобесам, придерживающимся юлианского календаря, должны быть удалены с Афона, даже и принудительно». Следует сказать, что, несмотря на сатанинский напор Европейского содружества, афонские монахи не унывают и твердо следуют путем православной веры. Я слышал, как некоторые из них между собой говорили: «Судьбы мира находятся вовсе не в руках сатаны и его слуг, а в Промысле Божием, который ведет свое “малое стадо” к спасению через все препоны и сети, раскинутые по всему миру “князем мира сего”».
С особым чувством я шел по землям бывшей Византийской империи, которую русские государи мечтали восстановить под протекторатом России. Первым такую мысль высказал Петр I, который строил планы завоевания Константинополя, опираясь на помощь греков. Более детально эти планы были развиты Екатериной II в виде так называемого греческого проекта, предусматривающего образование Греческой империи. Ее внук Константин Павлович готовился на роль будущего византийского императора в столичном Константинополе. Однако интриги главной масонской державы Англии остановили реализацию этого проекта.
Очередной шанс получить Константинополь и небольшую часть территории бывшей Византийской империи Россия получила в результате побед над Турцией в войне 1877–1878 годов. Чтобы сохранить свое государство, Турция была готова передать эти земли России. Однако западные страны и пятая колонна в русских правящих кругах выступили против передачи этих земель России. Вековая мечта русских патриотов – вернуть в христианский мир Константинополь и Святую Софию, казавшаяся уже близкой к осуществлению, была попрана в результате предательского Берлинского трактата 1878 года.
Последнюю точку в решении «византийского проекта» России могла поставить наша победа в Первой мировой войне. В конце 1916 года Николай II объявил, что обладание Царьградом и проливами является одной из главных задач России. В Святейшем Синоде обсуждался вопрос о том, кому будет принадлежать Константинополь и, если он войдет в состав Российской империи, что делать со вселенским патриархом, которого мудрено было бы подчинить Святейшему Синоду, а вместе с тем «нескладно и сделать верховным главой Русской Церкви». Высказывалось мнение, что следует оставить ему титул экзарха Константинопольского с подчинением Святейшему Синоду, как это произошло с грузинским католикосом в свое время.
Со своим проектом решения этого вопроса выступил архиепископ Антоний (Храповицкий). В своей книге «Чей должен быть Константинополь» архиепископ провозглашал, что задачей России в этом регионе является освобождение не только Константинополя, но и Гроба Господня, Голгофы, Вифлеема, Дамаска, Бейрута и вообще всех православных епархий. Архиепископ Антоний считал, что России следует восстановить Византийскую империю, объединив Грецию с Константинополем (Царьградом) под мирской властью самодержца-грека и под духовной властью вселенского греческого патриарха. Россия должна была овладеть широкой лентой земли от Южного Кавказа до Дамаска и Яффы, а также Сирии и Палестины, открыв для себя берег Средиземного моря и соединив его с Кавказом железными дорогами. Архиепископ Антоний предлагал организовать переселение русских крестьян и ремесленников в Сирию и Палестину, «очищая для них и пустыни, и магометанские поселения, которые, впрочем, и сами начнут быстро пустеть под русским владением».
«Если это будет сделано, – считал он, – то не пройдет и десяти лет, как вся Палестина и Сирия обратятся во Владимирскую или Харьковскую губернию. Народ наш так и ринется поселяться в страну, где жили наш Спаситель, Его Пречистая Матерь, апостолы, пророки и мученики. Там будет уже место для чистой русской культуры, для русской речи, для русской торговли и промышленности, в частности, две последние отрасли обильною лавою польются по Волге и Каспию через Кавказ к Средиземному морю и обратно. Пустынная местность вновь процветет как земля, текущая “медом и млеком”, а всякий русский христианин сочтет долгом раз в своей жизни отправиться на поклонение Живоносному Гробу, даже наши баре и барыни забудут о Карлсбадах и Парижах и будут знать Иерусалим, Вифлеем, Назарет.
Вот тогда со всею силою проснется русское самосознание; наука и поэзия возвестят миру о чувствах и молитвах русской души и исполнятся чаяния последних Рюриковичей и первых Романовых о том, что Московскому Царству суждено быть Третьим Римом, а четвертому Риму не бывать».
Мировой заговор против России опрокинул нашу страну в пропасть. Понадобилось два десятилетия и титанические усилия Сталина, прежде чем Россия смогла вспомнить о своих исторических задачах. После победы во Второй мировой войне Сталин возвращается к прежней политике русских государей и ставит вопрос о Константинополе и проливах.
Святой Иоанн Кронштадтский не сомневался, что пик величия и могущества России еще впереди
Превращение России в сверхдержаву на началах добра и справедливости фактически меняло и ее статус среди православных государств. Как в свое время Константинопольский престол был объявлен первым среди других престолов как центр «Второго Рима» – Константинополя, откуда правил вселенский царь – византийский император, так и после дарованной Богом великой победы русского оружия Московский Патриарх мог справедливо претендовать на первенство в православном мире. Претензии эти опирались на каноны Второго и Четвертого Вселенских соборов, которые говорили о константинопольском патриархе как о епископе Нового Рима. Следовательно, с утратой политического положения своих городов патриархи могли в будущем утратить и свое первенство чести. Есть основание утверждать, что вопрос этот обсуждался между Сталиным и патриархом Сергием. В последней опубликованной статье патриарх Сергий намекал на возможность рассмотрения в ближайшее время вопроса о переводе Московского Патриаршего Престола на первое место по диптиху. Такое заявление в то время могло появиться, разумеется, лишь после согласования с И.В. Сталиным, имевшим на Константинополь свои виды. Однако противодействие западных стран, помешавшее России установить державный контроль над Константинополем и проливами, отодвинуло решение этой задачи на неопределенный срок. С думами об этом я вернулся с горы Афон, несколько дней посвятив Афинам и Салоникам.
Русский путь еще не пройден. Пик величия и могущества России еще впереди. Oбреченная на страшную катастрофу западная цивилизация при своем крушении похоронит с собой часть мира, но Россия, согласно пророчеству святых отцов, сохранится.
«Я предвижу, – учил св. Иоанн Кронштадтский, – восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу, и будет по завету князя Владимира как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь – она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Будущее могущество России в величии ее православной веры, в огромном духовном и интеллектуальном потенциале русского народа. И дело не только в научных талантах и великих открытиях, но в силе народного духа, направленного на созидание и победу, враждебного космополитизму и либерализму.
Олег ПЛАТОНОВ
1.