«Наш долг – не гневить Бога и не обижать святых Божиих отказом в признании их мощей»

О Царских останках и полемике вокруг них

Екатеринбургские останки 
1 Nicola 
1052
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.ру

 

Это интервью было прислано в нашу редакцию две недели назад и дожидалось своей публикации ближе к началу Архиерейского собора. Однако сегодня стало известно, что протоиерей Валентин Асмус находится в реанимации, и поэтому мы публикуем эту беседу и призываем читателей помолиться о здравии протоиерея Валентина.

 

Двадцать два года назад последний русский Император Николай II и его Семья были прославлены в лике святых. Сейчас в Русской Православной Церкви обсуждается вопрос о том, чтобы признать останки, найденные под Екатеринбургом, мощами святой Царской семьи. Почему останки не были признаны мощами сразу? Как клирики Церкви относятся к возможному признанию останков? На эти и другие вопросы согласился ответить настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (Москва), доктор богословия протоиерей Валентин Асмус.

Протоиерей Валентин Асмус Протоиерей Валентин Асмус

– Как вы думаете, почему вопрос об останках Царской семьи вызывает такую острую полемику?

– Полемика вокруг Останков имеет разные причины. Враги Царской Семьи выступают против признания по той же причине, по какой они были против самой канонизации Семьи. Они совершенно правы, видя в почитании мощей весьма важное, действенное проявление почитания святых как таковых. Отсюда – борьба с мощами во время Реформации и во время различных антихристианских революций. А верующие, которые в 1990-е годы выражали сомнения в подлинности Останков, были дезориентированы некорректными действиями Ельцина и Немцова, которые хотели использовать обретение Останков в узко политических целях – угодить Западу, отмежевавшись от кровавого насилия большевизма. Особой мишенью здесь была Великобритания, поскольку ее Королева – ближайшая родственница Царской Семьи. Церкви в этой важной внешнеполитической акции отводилась чисто вспомогательная, инструментальная роль. А Церковь была в последней стадии подготовки к канонизации Царской Семьи в лике новомучеников, исповедников и страстотерпцев Российских, каковая и состоялась всего через два года после событий 1998 года – на Соборе 2000 года. В 1998 году правители хотели совершить торжественное погребение в Петропавловском соборе Петрограда и «перелистнуть страницу», как выразился один из них. Церковь же чаяла обрести новых святых, чтобы прибегать к ним до скончания века. Поэтому Патриарх Алексий II не пожелал включить Церковь в наскоро составленный не Ею сценарий. Из совершенно достоверных источников мне известно, что Патриарх Алексий был лично убежден в подлинности Останков. Однако он считал себя обязанным поставить перед государством вопросы, задававшиеся противниками признания, так как полагал, что честно сомневающиеся должны получить честный, вразумительный ответ. В тот момент государственные инстанции полного и удовлетворительного ответа не дали. Это позволило сомневающимся утвердиться в своем мнении и не позволило Церкви принять решение по вопросу, вызывавшему у чад церковных ожесточенное противостояние. Справедливости ради заметим, что ожесточением выделялись именно противники признания подлинности Останков.

– Можно ли усмотреть Промысл Божий в том, что происходит все эти годы с останками Царской семьи, начиная с 1918 года и вплоть до наших дней? Не чудо ли уже само то, что останки, которые пытались сжечь, уничтожить серной кислотой и в итоге закопали на дороге, все же сохранились настолько хорошо, что это позволило всесторонне их изучить?

– Будем ли мы отвергать возможность чуда, возможность Божиего охранения честных тел Своих угодников? Или мы будем верить во всемогущество большевиков больше, чем во всемогущество Божие? Известно, что большевики очень хотели уничтожить Останки полностью. У них имелись для этого и время, и средства, они сделали все, что могли, что успели. И, однако, им не удалось уничтожить честные Останки. Безусловно, Промысл Божий сохранил эти Останки и призывает нас выразить наше почитание святой Царской Семьи признанием Их останков святыми мощами.

– Иногда приходится слышать сомнения в подлинности Останков Царской семьи на том основании, что от них не происходит множества явных чудес. Как вы относитесь к таким мнениям?

– Мы не имеем никакого права рассчитывать на «чудеса от мощей», пока мощи не признаны мощами и поклонение им затруднено, а некоторые верующие, из числа противников признания, позволяют себе говорить о мощах Царской Семьи пренебрежительно и даже кощунственно. Мы сами себя лишаем этих мощей. Чудеса Царственных Страстотерпцев широко известны. Большое их собрание издал в свое время протоиерей Александр Шаргунов. Но мы должны помнить и то, что нельзя требовать чудес ни у святых, ни у их мощей. Лишь немногие святые именуются чудотворцами. Святыми Церковь признает угодивших Богу своими подвигами. Чудотворство не обязательно для канонизации и почитания новомучеников. Мучениками в лике святых признаются по факту мученичества. Мощи же почитаются в силу принадлежности святым, а не в силу чудотворения.

– В советские времена генетику не считали наукой, и сейчас некоторые люди относятся к ней отрицательно и не признают результаты генетических экспертиз. А каково ваше отношение к генетическим экспертизам?

– И здесь мы видим Промысл Божий: мощи Царской Семьи были явлены именно тогда, когда возможности генетической идентификации позволили установить истину с полной убедительностью. И хотелось бы только пожелать, чтобы больше генетические исследования уже не проводились. Пора поставить точку. Иначе складывается абсурдная ситуация: в процессе бесконечных исследований, весьма травматичных для Останков, мы сами уничтожаем то, что не смогли уничтожить большевики и не смогло уничтожить время.

– Как вы оцениваете трехтомник «Преступление века», изданный Следственным комитетом, и фильм «Дело Романовых: следствием установлено…», показанный по Первому каналу?

– «Преступление века» и фильм «Дело Романовых…» горячо рекомендуется всем, кто хочет разобраться в проблеме идентификации Останков и больше узнать о гибели Царской Семьи и их верных слуг.

– Насколько можно доверять рассказам, распространяемым в интернете, о том, что тот или иной известный старец высказывался против признания останков или что кто-то видел какие-либо знаменательные сны по этому поводу?

– Что на это сказать? Только то, что информация, которая распространяется в Интернете, не имеет никакой юридической силы. Очень многим хочется прикрыть авторитетом старцев свои собственные мысли и пристрастия. Мы помним, как много лет после смерти митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) продолжали выходить под его именем все новые и новые его книги, и мы даже знаем имя их настоящего автора. Кроме того, и старцы не обладают свойством непогрешимости, не гарантированы от ошибок. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (I Кор. 11:19).

– Почему, на ваш взгляд, настолько живучей является достаточно абсурдная вообще-то идея о том, что кто-то когда-то закопал в дороге и сжег рядом именно такое количество убитых людей, совпадающих по всем признакам с Романовыми и их слугами? Не идет ли это от какого-то общего протестного настроения?

– На противниках признания Останков лежит тяжкое бремя – доказать то, что заведомо неверно. Не будучи в состоянии сказать ничего правдоподобного, они прибегают к абсурдным идеям и строят доказательства на эмоциях. Протестная установка – одна сторона. Другая сторона эмоционального фона «борьбы» – тяжелое недоверие, исторический и антропологический пессимизм, к сожалению, часто оправдываемый современным безумным состоянием мира.

– Противники Царских останков утверждают, что Церкви грозит «новый большой раскол и нестроения» в случае признания останков. Что можно ответить на такие высказывания?

– Угрожать расколом могут только те, кто сами могут или хотели бы уйти в раскол. Конечно, очень важна пастырская тональность разъяснений Священноначалия о признании мощей. Здесь должна звучать не авторитарная директива, но отеческое увещание: когда мы убедились в идентичности Останков, наш первейший долг – не гневить Бога и не обижать святых Божиих отказом в признании их мощей. Тем, кто искренно почитает Царскую Семью, но затрудняется в признании Мощей, можно было бы посоветовать молиться Богу, Божией Матери и Царственным страстотерпцем о вразумлении, о любви и уважении к тем братьям, которые признали Мощи, и об укреплении веры и доверия к Церкви и Ее Священноначалию. Те же, кто не имеет в душе любви и почтения к Царственным страстотерпцам, останется равнодушен к признанию Их мощей и не будет по этому поводу уходить в расколы.

– Интересно узнать, как, в основном, относятся к Останкам люди из вашего круга общения?

– В моем окружении Останки давно признаны Царскими.

– Приходится слышать и такие высказывания: «Если останки будут признаны, то что тогда будет с Ганиной Ямой?» Каково ваше мнение?

– Ганина Яма навсегда останется одним из мест особого почитания Царственных страстотерпцев. Просто в Екатеринбургской митрополии появится еще одно святое место, где многие десятилетия пребывали останки святого Царя Николая, святой Царицы Александры, Их детей и верных слуг, их же молитвами Господь да помилует нас.

 

С протоиереем Валентином Асмусом
беседовал Андрей Волков, член союза журналистов России

5 марта 2022 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Валентин Асмус
Все статьи Протоиерей Валентин Асмус
Андрей Волков
Все статьи Андрей Волков
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Последние комментарии