itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Когда уже не сон, но ещё не явь

Размышления после прочтения книги Максима Шмырёва «Сон Павла»

0
703
Время на чтение 12 минут
Фото: Обложка книги

Источник: блог автора

Удивительное это состояние: когда уже не сон, но ещё не явь. Удивительное, и небезопасное для души человеческой. Душа ещё открыта действию тех сил и тех существ, о которых в обыденной жизни, наяву, мы, как правило, и не вспоминаем.

Опытные духовники рекомендуют по пробуждении творить умную молитву, дабы душа наша не выпрыгивала из одного состояния в другое, но аккуратно – с Божией помощью – перемещалась. То же самое и о засыпании: «Не проваливаться в сон, но аккуратно погружаться в него».

Книга стихотворений Максима Шмырёва – поэта и историка – не о психологии сна, не о феноменах и парадоксах пребывания души в пространстве мнимой гиперповерхности. Этому посвящена его повесть «Гавань», написанная в жанре фэнтези.

Книга «Сны Павла» о другом.

О том, что жизнь наша могла бы быть несколько иной, если бы.

Если бы кто-то когда-то не совершил того-то и того-то.

Поневоле вспоминаешь булгаковское: «Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, это что казнь была».

Помню, лет 25-30 назад встретил парафраз: «Ельцин проснулся, и сразу вспомнил, что Ипатьевский дом, всё-таки, снесён…»

В сборнике стихотворений Максима Шмырёва более всего меня впечатлила поэма, посвящённая Дуче.

В молодости мне довелось участвовать в издании самиздатовского журнала, ориентированного на праворадикальную пассионарную русскую молодёжь. Был у нас раздел «Жизнь Запрещённых Людей», там писали, в том числе, и о лидере итальянских фашистов, Который был совсем не похож на своего старшего товарища – злополучного оккультного расиста, превратившегося из «скальпеля в Деснице Провидения» в игрушку бесов.

И в то время как:

«В Париже французы,

Освобождённые без единого выстрела,

Резали бритвами

И обривали наголо

Девушек, Гулявших с немецкими солдатами,

Давая волю

Униженному

Галльскому духу.

Русские шли на Берлин.

А Муссолини читал Достоевского.

Лампа моргала,

Сгущались сумерки, и фонари

Казались яйцами,

Где желтком загустело солнце.

…Ракель ругалась с родными,

Доставалось самому Бенито,

Петаччи тоже кричала,

Названивала по телефону,

И хотела быть с Муссолини,

Итальянскую семью не проймёшь

Концом фашизма и рейха.

<…>

…В его государственном строе

Было много комизма,

Его армия умудрилась проиграть

Практически все сражения,

Замёрзнуть под Сталинградом

А флот утопили

Устаревшие

Британские самолёты.

Но Дуче один среди всех

Фюреров и президентов

Той эпохи

Выглядит живым человеком,

Усталым,

Небритым, думающим

О Боге,

И о Его милосердии.

…И стоит помнить,

Что он – тоже единственный

Из генсеков и президентов –

Сумел умереть как мужчина,

Стоя лицом к солнцу,

Вместе с женщиной,

Удивительно красивой,

Любящей.

Плакавшей в заштопанную подушку

В ночь перед расстрелом,

И оставшейся рядом с ним –

Её застрелили первой».

***

Читая стихотворения Максима, вспоминаются 1990-е годы.

Нет, я не о настроениях «демшизы», не о разборках бандитов, а о том настрое, который присущ был Русским Мальчикам, поверившим было, что «всё в наших руках», что что-то в жизни можно изменить.

В Перестройку тоже было нечто подобное, но то, да не то.

Тогда мы просто поверили, что политику могут определять не только старцы из Политбюро, не только функционеры из Исполкомов, не только мажоры всевозможные, но и каждый из нас. Каждый, кому небезразлично, каждый, кто думает «о странном».

Пройдёт чуть меньше десяти лет, – и слова с корнем «демократ» станут чем-то даже не подлым, но пошлым. Пошлым в Чеховском смысле слова.

К сожалению, культура праворадикального протеста в постсоветской России не сформировалась, и молодёжь, пометавшись между маскарадным околофашизмом Дугина/Курёхина/Летова и маскарадно выглядящими хоругвеносцами-неочерносотенцами, будет умелой рукой загнана в заботливо приготовленную лузу местной разновидности расизма. Часть Русских Мальчиков будет загнана в политический, точнее, эстетический отстойник со столь тесными рамками, что ни о каком было рыцарстве уже и речи идти не будет.

Кто-то поймёт, что речь идёт о подставе.

Кто-то поплатится своей жизнью.

Хочется верить, что Господь примет эти души так, как принял душу покаявшегося разбойника.

Но из того, что покаявшийся разбойник был спасён, вовсе не значит того, что путь его спасителен.

***

Одной из центральных фигур для нас, пытавшихся в середине 90-х быть «правыми», был оболганный и выглумленный император Всероссийский Павел Петрович.

Ему посвящено заглавное стихотворение сборника.

«Павел»...

«Well» - говорит англичанин,-

Голос его скрежещущий странен –

Будто ножом по ржавой железке.

Офицеры нахраписты, дерзки;

«Кто был малым - станет большим», -

Шепчет им Пален,

Погибели сын…

Павел по лестнице тихо идёт,

Зрит серый вечер и солнца заход.

Свет Нетварный нисходит на Павла:

«Государь, где твои Крест и Держава,

Шпага и в море твои корабли?»

«Господи, зрю я юдоли земли:

Слёзная осень, кругом синева,

Папа коровку ведёт со двора.

И разрыдались русы-девчонки:

«Папа, куда уводишь коровку?»

Я та коровка.

Я её боль.

Я хлеб земли. Я её соль.

Я - Государь, красноглина сих мест.

Я её жниво, я её Крест.

Я в объятия взял всех ничтожных

И донесу их до мест невозможных

Райских Твоих.

Вот мои корабли,

Вот моя шпага».

Идут не свои

В замок Архангела Михаила.

Вороны каркают густо, уныло.

Бенегсен тараканом бежит.

Павел сияет,

Яро горит.

***

В заключение приведу слова Даниила Духовского (Дубшина), как нельзя лучше характеризующие образ мировосприятия поэта и историка Шмырёва:

«Основные мотивы, звучащие в стихах Максима: война, упование на обретение Рая, ощущение быстротечности жизни и вечности природы, осознание непостижимости дара бытия.

А понятие долга, воинского ли, христианского ли, настойчиво возникает в качестве способа наполнения этого непостижимого смыслом».

P.S.

«Медведь напился из лужи. Он почувствовал себя одновременно молодым и старым – будто бы прожил сто жизней и родился заново».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Многодетная семья сегодня – это вызов цивилизации потребления
Многодетные отцы о проблеме демографического кризиса и путях его преодоления
31.05.2023
В телевизорах – одно, в окопах – другое
Откровенные записи волонтера
25.05.2023
«Сербское общество раскачивают умелые политтехнологи»
Нынешний Архиерейский Собор Сербской Церкви прошёл в максимально наэлектризованной атмосфере
23.05.2023
Сербам плеснули в лицо кипятком
Протест в защиту Косова был несравненно менее массовым, нежели протесты, организованные прозападной оппозицией
22.05.2023
Сербы вновь вынуждены выбирать меж двух зол
За Сербию взялись всерьёз
20.05.2023
Все статьи Павел Тихомиров
Последние комментарии
Готов ли Китай принять Евангелие?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.06.2023 08:03
Возвращение Суворова
Новый комментарий от Человек
05.06.2023 07:37
Грузия может помочь возродить наши церковность и культуру
Новый комментарий от Человек
05.06.2023 07:35
Русский Гомер
Новый комментарий от JG
05.06.2023 06:54
Мобилизация на внутреннем фронте
Новый комментарий от Валерий Медведь
05.06.2023 06:41
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
05.06.2023 06:29
Сталин и Церковь
Новый комментарий от Советский недобиток
05.06.2023 05:52