Допила чай и решила не «помирать»

0
803
Время на чтение 4 минуты

Источник: Православие.ру

Иллюстрация: Православие.ру

«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и обретете покой душам вашим, ибо иго Моё благо и бремя Моё легко» (Мф. 11, 28–30). Я очень долго не слишком вчитывалась в эти слова Христа и была уверена, что они – своего рода обещание «трудящимся всех стран» заслуженной награды.

«На том свете отдохнем», – формулировала тему проще одна знакомая. Ведь неплохое обещание! Сейчас тебе сложно: быт заел, работа вымотала, дети замучили – ну, ничего, трудись, тяни лямку, скоро будешь вознагражден… И вот однажды я опытным путем обнаружила, что сказанное Христом можно трактовать совсем по-другому!

Дело было вечером, после довольно суматошного дня. Я бродила по дому и роптала в бешенстве на детей и мужа: «Только утром мыла пол, а они! Только вчера убрала, а они! Я на работе проект сдавала, бегала за справками, в магазин и на занятия, а он! Он не нашел времени починить машинку!» Замечу, что не только легкость, но и ядовитость «в мыслях необыкновенная у меня» – особенно на поприще раздумий о собственных подвигах и обидах, поэтому буквально через пять минут я уже взошла на высоты предельных обобщений («все они негодяи») и спустилась в пропасти самых радикальных решений («не ходите, девки, замуж»). В ярости надраила сантехнику в ванной, с грохотом разобрала посуду и под тяжестью этих новых орденов на груди «образцовой хозяйки» так расстроилась, что решила даже поплакать.

И всё бы шло гладко, по сценарию «героическая жена и неблагодарные домочадцы», но я немного переиграла. А именно – решила сама себя поутешать. Мол, не расстраивайся, Лена, «Христос терпел – и нам велел». Но тут, впустив в сознание имя Христа, я внезапно вспомнила и Его слова. Вот эти самые: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вас». Стоп, что? Не «награжу». Не «разгружу». Даже не «помогу». «Успокою!»

Впустив в сознание имя Христа, я внезапно вспомнила и Его слова

Успокаивают плачущего без повода ребенка, женщину в истерике, не в меру нервного студента на экзамене… Зачем трудящемуся успокоение? Зачем оно «обремененному»? Ему помощь нужна и поддержка, отдых, в конце концов, а не чтобы его успокаивали. Нет, ну, не правда ли? С точки зрения обычной человеческой логики – всё так.

А Бог предлагает… покой. Успокоение. Да еще и велит: «Возьмите иго Моё на себя и обретете покой душам вашим, ибо иго Моё благо и бремя Моё легко». Ну, вообще.

Но ведь сказано так, сказано Самим Христом, значит, это не может быть бессмыслицей? Пришлось спускаться со своих вершин обобщений и вылезать из пропастей отчаяния на твердую почву спокойного обдумывания. А сев обдумывать, я первым делом обнаружила, что мне нормально. В смысле, я не смертельно устала и не в обмороке от напряжения, как мне казалось всего несколько минут назад. Я мысленно прокрутила перед глазами день: да, он был довольно продуктивным и сложным, да, пришлось поработать, понервничать и побегать, однако же я жива. Есть силы подумать, выпить чаю и почитать перед сном. Есть и приятные воспоминания: сын принес пятерку по одному сложному для него предмету, дочь вечером пирог на завтра испекла, другая закладку мне в книжку смастерила, муж днем завозил в кафе и помогал смотреть за младшим… Осознав своё не вполне «предсмертное» состояние, я вернулась к фразе из Евангелия.

Итак, «труждающиеся и обремененные», «Я успокою вас». Стало интересно, как эта фраза звучит в греческом варианте. Здесь греческое слово «ἀναπαύσω» (анапаусо) переведено как упокою (успокою): по сути – приведу в состояние покоя, остановлю (знакомая нам «пауза» – того же корня).

Но кого же требуется успокоить (и, получается, «притормозить»)? Вероятно, того, кто сам себя осознает как «труждающегося» – то есть подвижника, а не простого обывателя, живущего обычную жизнь и работающего в целом наравне со всеми. Человека, слишком распалившегося мыслями о собственных трудах. Того, кто вдобавок считает себя из ряда вон «обремененным» обязанностями или «неблагодарными» домочадцами. Того, кто видит жизнь исключительно как бремя, но чье настоящее бремя – чугунная корона его «утружденности» и «праведного гнева».

Кого же требуется успокоить? Того, кто считает себя из ряда вон «обремененным» обязанностями

Вот вместо бремени этой самовольно водруженной на голову короны Христос предлагает Его иго и бремя – иго смирения. С этой точки зрения понятнее, почему же «бремя Моё легко»: ведь действительно легок взгляд на жизнь у смиренного человека! Человек со смиренным устроением – это, среди прочего, тот, кто избавился от серьезности и пиетета в отношении себя любимого. Смиренному недосуг подсчитывать, насколько больше всех он «перетрудился», ему неинтересно копаться в мыслях о собственных «подвигах», он с миром смотрит и на предстоящие дела. Смиренного не гнетёт корона его «подвижничества», ведь, работая, он не зацикливается на масштабах работы и уж тем более не склонен преувеличивать эти масштабы. И «бремя» такого взгляда на жизнь действительно легко.

Немножко помню это состояние из юности, когда я пару лет жила в монастыре. Я не была, конечно же, смиренной – ни тогда, ни сейчас. Но неофитская неотесанность поневоле заставляла «не мнить о себе». Я и не мнила до каких-то пор. Помню, что в то, первое время могла в буквальном смысле горы свернуть: встать пораньше на службу, накормить толпу паломников, перемыть посуду, поработать на кухне или что-то убрать, снова пойти на службу, потом на кухню, потом полночи что-то драить перед праздником и еще духовную литературу почитать. Легко! И никакой истерики, никакого надрыва от сознания «несправедливости» собственной доли и чрезмерности трудов.

Конечно, отчасти это простая физика: в юности трава зеленее, тело здоровее. Но, безусловно, – и «лирика» тоже. Настрой. Легкий взгляд на собственную роль, то есть – смиренный.

Кстати, тогда же, в юности, я хорошо помню и период, когда внутренне пожаловала себе корону героини – и резко кончились силы, испортилось настроение под бременем мыслишек: «А вон та сестра вообще не работает, и ей хоть бы что, несправедливо!» Потом «выплывать» из этого состояния пришлось довольно долго и уныло.

Но в этот раз, кажется, я чуть быстрее вынырнула. Додумала мысли. Допила чай. Поняла, что жизнь прекрасна вообще-то.

Елена Фетисова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Фетисова
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Техника семейной безопасности-2
Зачем «бояться мужа»
09.12.2021
От ненависти до равнодушия... А если по-другому?
Ещё несколько слов об абьюзе и здоровых отношениях
29.11.2021
Все статьи Елена Фетисова
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.12.2024 04:26
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
17.12.2024 21:38
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Новый комментарий от Алексей Ощепков
17.12.2024 19:49
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Elenaelena
17.12.2024 19:44
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
17.12.2024 16:56
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Русский танкист
17.12.2024 16:13