Должен ли священник в современном мире работать на светской работе?

Продолжение темы

0
557
Время на чтение 4 минуты

Источник: блог автора

Сайт Православие.Ру время от времени проводит опрос на разные темы среди священников. На этот раз я не успел ответить вовремя, но поскольку вопросы прозвучали и вопросы важные – отвечаю здесь.
- - -
1. Должен ли священник в современном мире работать на светской работе?
2. Насколько активно миряне должны участвовать в приходской жизни.
- - -
Если вопрос стоит так: должен ли (в смысле обязан) священник работать где-то еще, кроме как «на ниве Христовой»? - думаю, что нет, не должен. Конечно, у всех перед глазами пример апостола Павла, который делал палатки (Деян. 18, 3), но… Тот же апостол Павел говорит, что он «трудится своими руками» не по закону, а по особому своему усердию, не желая отягощать братию. Усердие это похвально, но не обязательно, о чем мы, опять же, узнаём от Апостола Павла. Больше того, сам же он напоминает о том, что Господь повелел проповедующим Евангелие «жить от благовествования» (1Кор. 9, 13-14).

Вообще, насколько можно понять из Священного Писания, основное призвание священника – это «молитва и служение слова» (Деян. Гл. 6). Все тот же апостол Павел пишет ученику своему Тимофею (пресвитеру): «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. – И далее: - Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4, 13-16). Так что нет ничего неправильного или странного в том, что священник преимущественно трудится «в слове и учении» (1Тим. 5, 17).

Но и «работать своими руками», как мы уже поняли, не запрещено, и мы знаем, что такая практика распространена во многих православных приходах Западной Европы и США, да и на уровне нашей Патриархии разрабатывается документ «Профессии совместимые и несовместимые со священством» и мы надеемся, что скоро он будет принят и опубликован.

Обстоятельства могут быть разные. Священник просто может нуждаться в средствах, если приход бедный или напротив – может прийти в священство из профессии, в которой он достиг высокого уровня компетенции и, следовательно, может приносить пользу людям и в этой сфере. Самый яркий пример – святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который стал священником, будучи уже профессором медицины и совмещал служение в храме с врачебной деятельностью до конца своих дней.

Другое дело, что само по себе служение священника требует времени, внимания и усердия, а еще - оно не может быть вполне регламентируемо. Скажем, священник работает где-то по всем правилам любого (не важно сейчас - государственного или частного) предприятия, учреждения, организации и т.д. и вдруг ему звонят с просьбой срочно приехать и причастить тяжело болящего… окрестить младенца в реанимации… побеседовать с человеком, находящемся в критической ситуации… да мало ли что может быть? А священник занят на работе и не всегда у него есть возможность просто взять и «сорваться» с нее…

Еще одна сторона (и даже, может быть, более опасная) – это суета этого мира, которая затягивает и поглощает человека со страшной силой. Особенно если священник реализует личный коммерческий проект, занят бизнесом, где от него (как от руководителя) зависит многое, и он многое должен успеть и «переложить» ему ответственность не на кого. Здесь легко можно увлечься мирским духом, и я такие примеры знаю, увы, когда священник, монах со вздохом говорил: «Эх… я только сейчас понял, что мое призвание – торговать антикварной мебелью». Поверьте, я не шучу, и это беда, конечно. Сохрани нас, Господи, и помилуй!

Думается, что именно понимание того, что священник должен полностью принадлежать своему служению - способствовало формированию того образа пастыря, который сохраняется в большинстве православных Поместных Церквей столетиями. И спешить менять этот образ, очевидно, не стоит. Но это общее правило. А в частности, конечно, могут быть исключения.

Насчет же участия мирян в приходской жизни – значение его трудно переоценить, но… увы, зачастую мы говорим об активности гипотетической. Хотя бы уже потому, что абсолютное большинство наших прихожан составляют сильно уже пожилые люди. Их вклад в общинную жизнь исключительно важен, но если мы говорим о деятельном, активном и разнонаправленном участии, то, увы, приходится говорить как о массовом явлении – о социальном инфантилизме современных христиан, то есть, людей, именующих себя православными, но далекими от церковной жизни.

Основная причина такой «теплохладности», вероятно, заключается в том, что десятилетиями в нашей стране людей сознательно и планомерно отучали от церковной жизни. Результатом стало то, что именно в Русской Церкви процент мужчин и активной молодежи от общего количества прихожан ничтожно мал. И это притом, что поле необходимой деятельности - воистину необозримо. Но я глубоко убежден, что основные труды в сфере «общественной деятельности» должны лежать именно на плечах активных и энергичных, просвещенных и утвержденных в Церковной жизни - прихожан, в то время как священник должен заботиться главным образом о том, о чем мы уже сказали: о Богослужении, молитве и проповеди.

Вообще – это важная тема: сохранение благоговейного и трепетного отношения к храму, как к месту сакральному, средостению общинной молитвенной жизни, месту совершения Таинств и сокровенной беседы о Господе. А всё остальное – социальная работа, миссионерские, благотворительные и просветительские проекты (особенно в некоторых современных их формах) – всё это важно и хорошо, но, как мне кажется, должно быть вынесено за ограду храма. И заниматься всем этим должны преимущественно миряне, при необходимом окормлении священника, конечно.

Иначе мы рискуем потерять и храм и священство в сокровенном, духовном смысле, как это произошло, увы, в протестантском мире, где, по слову одного человека, знающего этот мир изнутри, Церковь давно переродилась в «клуб любителей Христа».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дмитрий Шишкин
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
В основе антисемитизма американских леваков лежит антибелый разим
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
29.05.2024 22:15
Русские патриоты и коммунизм: неразрешённая, но разрешимая дилемма
Новый комментарий от Анатолий Степанов
29.05.2024 21:25
О «русском вопросе»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
29.05.2024 20:51
«Проблема демографии на порядок глубже бухгалтерских условий»
Новый комментарий от Русский Иван
29.05.2024 14:31
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.05.2024 13:22