Сайт Православие.Ру время от времени проводит опрос на разные темы среди священников. На этот раз я не успел ответить вовремя, но поскольку вопросы прозвучали и вопросы важные – отвечаю здесь.
- - -
1. Должен ли священник в современном мире работать на светской работе?
2. Насколько активно миряне должны участвовать в приходской жизни.
- - -
Если вопрос стоит так: должен ли (в смысле обязан) священник работать где-то еще, кроме как «на ниве Христовой»? - думаю, что нет, не должен. Конечно, у всех перед глазами пример апостола Павла, который делал палатки (Деян. 18, 3), но… Тот же апостол Павел говорит, что он «трудится своими руками» не по закону, а по особому своему усердию, не желая отягощать братию. Усердие это похвально, но не обязательно, о чем мы, опять же, узнаём от Апостола Павла. Больше того, сам же он напоминает о том, что Господь повелел проповедующим Евангелие «жить от благовествования» (1Кор. 9, 13-14).
Вообще, насколько можно понять из Священного Писания, основное призвание священника – это «молитва и служение слова» (Деян. Гл. 6). Все тот же апостол Павел пишет ученику своему Тимофею (пресвитеру): «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. – И далее: - Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4, 13-16). Так что нет ничего неправильного или странного в том, что священник преимущественно трудится «в слове и учении» (1Тим. 5, 17).
Но и «работать своими руками», как мы уже поняли, не запрещено, и мы знаем, что такая практика распространена во многих православных приходах Западной Европы и США, да и на уровне нашей Патриархии разрабатывается документ «Профессии совместимые и несовместимые со священством» и мы надеемся, что скоро он будет принят и опубликован.
Обстоятельства могут быть разные. Священник просто может нуждаться в средствах, если приход бедный или напротив – может прийти в священство из профессии, в которой он достиг высокого уровня компетенции и, следовательно, может приносить пользу людям и в этой сфере. Самый яркий пример – святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который стал священником, будучи уже профессором медицины и совмещал служение в храме с врачебной деятельностью до конца своих дней.
Другое дело, что само по себе служение священника требует времени, внимания и усердия, а еще - оно не может быть вполне регламентируемо. Скажем, священник работает где-то по всем правилам любого (не важно сейчас - государственного или частного) предприятия, учреждения, организации и т.д. и вдруг ему звонят с просьбой срочно приехать и причастить тяжело болящего… окрестить младенца в реанимации… побеседовать с человеком, находящемся в критической ситуации… да мало ли что может быть? А священник занят на работе и не всегда у него есть возможность просто взять и «сорваться» с нее…
Еще одна сторона (и даже, может быть, более опасная) – это суета этого мира, которая затягивает и поглощает человека со страшной силой. Особенно если священник реализует личный коммерческий проект, занят бизнесом, где от него (как от руководителя) зависит многое, и он многое должен успеть и «переложить» ему ответственность не на кого. Здесь легко можно увлечься мирским духом, и я такие примеры знаю, увы, когда священник, монах со вздохом говорил: «Эх… я только сейчас понял, что мое призвание – торговать антикварной мебелью». Поверьте, я не шучу, и это беда, конечно. Сохрани нас, Господи, и помилуй!
Думается, что именно понимание того, что священник должен полностью принадлежать своему служению - способствовало формированию того образа пастыря, который сохраняется в большинстве православных Поместных Церквей столетиями. И спешить менять этот образ, очевидно, не стоит. Но это общее правило. А в частности, конечно, могут быть исключения.
Насчет же участия мирян в приходской жизни – значение его трудно переоценить, но… увы, зачастую мы говорим об активности гипотетической. Хотя бы уже потому, что абсолютное большинство наших прихожан составляют сильно уже пожилые люди. Их вклад в общинную жизнь исключительно важен, но если мы говорим о деятельном, активном и разнонаправленном участии, то, увы, приходится говорить как о массовом явлении – о социальном инфантилизме современных христиан, то есть, людей, именующих себя православными, но далекими от церковной жизни.
Основная причина такой «теплохладности», вероятно, заключается в том, что десятилетиями в нашей стране людей сознательно и планомерно отучали от церковной жизни. Результатом стало то, что именно в Русской Церкви процент мужчин и активной молодежи от общего количества прихожан ничтожно мал. И это притом, что поле необходимой деятельности - воистину необозримо. Но я глубоко убежден, что основные труды в сфере «общественной деятельности» должны лежать именно на плечах активных и энергичных, просвещенных и утвержденных в Церковной жизни - прихожан, в то время как священник должен заботиться главным образом о том, о чем мы уже сказали: о Богослужении, молитве и проповеди.
Вообще – это важная тема: сохранение благоговейного и трепетного отношения к храму, как к месту сакральному, средостению общинной молитвенной жизни, месту совершения Таинств и сокровенной беседы о Господе. А всё остальное – социальная работа, миссионерские, благотворительные и просветительские проекты (особенно в некоторых современных их формах) – всё это важно и хорошо, но, как мне кажется, должно быть вынесено за ограду храма. И заниматься всем этим должны преимущественно миряне, при необходимом окормлении священника, конечно.
Иначе мы рискуем потерять и храм и священство в сокровенном, духовном смысле, как это произошло, увы, в протестантском мире, где, по слову одного человека, знающего этот мир изнутри, Церковь давно переродилась в «клуб любителей Христа».