Источник: газета ЗАВТРА
Иллюстрация из свободного доступа
Примерно с 1988 года в советской «моде» - в данном случае именно в кавычках - возникло странное явление. Оно заключалось в оскорбительно-вольном использовании государственной символики СССР, да и вообще - советских, русских образов. Причём, как это всегда бывало, мода пришла с Запада, где некоторое время были популярны всякие Gorby - Perestroika - Glasnost. На Машу Калинину ("Московская Красавица-88") надели красное мини-платье с ядрёно-жёлтым серпом и молотом – она символизировала разрядку международной напряжённости и «готовность к диалогу».
Далее серпасто-молоткастые футболки and бейсболки появились в самом СССР. Некий образ экспортно-импортного варианта, что-то вроде vodka, которую пьют гусары и медведи, играя на балалайках адажио из "Swan Lake". Это был некрасивый, малоприличный тренд- им-то и потчевали нас перестроечные масс-медиа. Его (тренд) поддерживали депутаты и сатирики, поп-звёздочки и молоденькие журналисты. Они звали перестраиваться, торговать собой и мягко произносить элитное слово «чи-и-и-ииз».
Она - эта мода - была унизительной демонстрацией того, что СССР - видите ли - интересен Америке, раз они там у себя пишут слово Glasnost на всяческих поверхностях, навроде трикотажа для маек. Помните эпоху? Тогда все хватали штаны-варёнки с палёными лейблами, скупали на Рижском рынке туфли-лодочки фосфоресцирующих цветов, натягивали ярые, ажурно-люрексовые колготы. Бытовала любовь к перламутровым помадам немыслимых оттенков и стремление смешать зелёное с оранжевым.
Группы, типа "Комбинации", голосили про неких рашен гёрлз, а потом ещё про маму-Рашу: «Пусть в кошельках у нас негусто, но хлебом славится моя земляяяяя! Эх!». Вместе с тем, шло воспевание существ под называнием «американ бойз», которые по определению - американ джой-з. Наталья Негода, снимаясь для Playboy демонстрировала надпись «Мы за мир», то есть происходила эксплуатация советского лозунга, но на другом - низком - уровне. Это называется «карнавализацией» культуры, низведением образов и смыслов до уровня балагана и варьете, - чтобы довершить падение.
Но тогда это мыслилось несколько иначе: мы дружно маршируем в сторону общечеловеческих ценностей, мы не такие уж страшные, а наши девочки - вполне симпатичные, возьмите нас в свою глянцево-колбасную Амеро-Европу, мы обязуемся не трясти ракетами средней дальности. И вообще, ничем не трясти, если вам это не нравится. Советский Союз из Империи Зла превращался в весёлый балаганчик с орущими девками, завёрнутыми в алые полотнища.
В прессе это подавалось, как переосмысление советской истории, …как попытка вырулить на принципиально новые рубежи. С высоких трибун призывали к поиску «социализма с человеческим лицом». На деле у социализма 1987-1991 гг. лица не было вовсе - имелась кривая, хотя и яркая маска, под которой никого уже не наблюдалось. Райком закрыт - все ушли в бордель. Становилось ясно, что назад дороги нет, а впереди... Впереди неизвестно что и, если 1990-е оказались чудовищны, как любая ломка системы, то конец 1980-х был гнусен.
Мама-мама-Раша, в которой проживают рашен-гёрлз, любящие шикарных американ-бойз. Символом становится образ Тани Зайцевой из "Интердевочки". Русские девочки for sale с печатью 'Vodka & Dostoevsky' на филейной части. Цивилизованно...
Параллельно идёт карнавализация дореволюционной культуры - есаул-есаул, эскадрон-эскадрон, Господа! Наш Андреевский флаг! Хорошо прокрашенные рты, сапожки, галифе, подтанцовка в импортно-казачьих шапках - в духе тех, что сочинял Ив Сен-Лоран, когда наверчивал свою Русскую Коллекцию-1976. Превращение в экзотическую страну третьего мира, где ничего нет, кроме Хохломы и матрёшки с лицом Gorby.
На Арбате начали торговать русскими промыслами и советской атрибутикой - деревянными ложками, жостовскими подносами, будёновками и комсомольскими значками. Мемуарная зарисовка: две знакомые девчонки «толкнули» свои комсомольские билеты по 3 рубля - иностранцам. Понравилось. Назавтра захотели продать ещё какие-то артефакты, да к ним подвалили суровые пацаны с лицами бывших бультерьеров - сказали мотать по добру - по здорову. Тут не ваша территория, лохушки!
Теперь эти девочки, а точнее - корпулентные дамы, жалуются, что их внуки совсем не читают книг и мечтают об айфонах. И почему-то убеждены, что это произошло из-за развала СССР...! А вы чего тогда хотели, до развала? Неужели, книг?! А из динамиков Panasonic'a гремели ритмы группы "Кар-Мэн": Bad Russians! Плохие, как ни крути. Или вот - ещё более пряная песенка Игоря Селивёрстова "Ночной экспресс" про того самого bad Russian-a, который «всего на десять дней in USA!». Кстати, нынешние сетевые войны за Советскую Власть - это ни что иное, как запоздалая реакция на ту, перестроечную вакханалию. Наверное, людям сейчас стыдно, что в 1989-м году они или же их знакомые торговали комсомольскими билетами на Арбате?...
4.
3. Комментарий
2. Спасибо автору
Характерным также является отсутствии действенной народной реакции на эти оскорбления. Сущность этого явления, полагаю, в том, что советский строй не был заинтересован в глубоком развитии русской культуры, заменив её поверхностными проявлениями и идеологическими штампами, которые в народе плохо приживались.
Предательство русских элит, как мы все больше узнаём от историков, это давняя «традиция», которая, вероятно, только усилилась после «озападнивания» России Петром I вместо развития русской культуры и традиций, укрепления её сильных сторон и ценностей. Как говорится, «за что боролись, на то и напоролись».
1. Спасибо автору.