Павел Рыженко. Куликовская битва
В ноябре 2021 года Институт русской цивилизации выпустил в свет книгу выдающегося русского ученого и публициста Владимира Викторовича Большакова, в которой исследуются движущие силы развития человечества, во многом определяемые постоянным конфликтом антагонистических миров и цивилизаций, и самый главный взрывной элемент истории, который автор формулирует по Гумилеву – Цивилизация-химера. В книге подводятся главные итоги строительства мирового порядка с древнейших времен до наших дней, определяются главные элементы и духовные основы развития мировых цивилизаций, а также исследуется разрушительная историческая сила, тормозящая развитие человечества и, более того, подводящая его к краю пропасти, за которым всех нас ждет неминуемая гибель.
Цивилизация – главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно- исторический тип. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращенную в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать ее по определенным критериям.
Цивилизация неравнозначна понятию «культура» (хотя они нередко ошибочно отождествляются). Так, последняя представляет только конкретный результат развития внутренних духовных ценностей цивилизации, имея строгое ограничение во времени и пространстве, т.е. выступает в контексте своей эпохи. Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы. Если расы представляют собой исторически сложившиеся разновидности человека, имеющие ряд наследственных внешних физических особенностей, которые образовались под действием географических условий и были закреплены в результате изоляции различных человеческих групп друг от друга, то принадлежность к определенной цивилизации отражала исторически сложившийся духовный тип, психологический стереотип, закрепившийся в определенной национальной общности вследствие особых исторических и географических условий жизни и генетических мутаций. Если принадлежность к расе выражалась в цвете кожи, строении волос и ряде других внешних признаков, то принадлежность к цивилизации выражалась прежде всего во внутренних, духовных, психических и психологических признаках, самодовлеющих духовных установках.
Теория цивилизаций (культурно- исторических типов) впервые в мире разработана русским ученым Н.Я. Данилевским. До него господствовало представление, что человеческое общество развивается во всех странах одинаково, как бы линейно вверх – от низших форм к высшим. Сначала были Индия и Китай, потом высшие формы развития перешли в Грецию и Рим, а затем получили окончательное завершение в Западной Европе. Эти представления были рождены на Западе, т.е. Запад как бы принимал эстафету мирового развития, объявляя себя высшим выражением мировой цивилизации.
Все многообразие культурно- исторических типов рассматривалось в рамках единой цивилизации. Эти ошибочные представления Н.Я. Данилевский убедительно опроверг. Он показал, что развитие идет не линейно, а в рамках целого ряда культурно- исторических типов, каждый из которых является по отношению к другим замкнутым духовным пространством, и оценивать его можно по его внутренним, присущим только ему критериям. По учению Данилевского общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие как египетский, китайский, ассиро- вавилоно- финикийский, еврейский, греческий, римский, славянский (русский). Господство одного культурно- исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию человечества. Разработанная Данилевским теория цивилизаций получила дальнейшее продолжение в трудах О. Шпенглера и А. Тойнби.
В.В. Большаков вводит в учение о цивилизации новые методы исследования. Они значительно обогащают возможности более точного анализа и структурирования цивилизаций. Он использует категории «мир- система» и «мир- системный анализ». В.В. Большаков считает, что человеческая история тождественна истории цивилизаций. Исторические линии разлома проходят не просто между нациями- государствами, а между цивилизованными мир- системами.
Особое внимание В.В. Большаков уделяет анализу химерической цивилизации и связанному с ней разрушительному образу жизни, предопределившему закат западной цивилизации. Логика такова: становление цивилизаций и миров, царств и империй в развитии человечества неминуемо упирается в химерическую общность, осуществление целей которой всегда вело к уничтожению тех цивилизаций, в которые веками проникала химерическая идеология. По мере ее экспансии к началу ХХ века окончательно сформировался идейно- организационный альянс международного сионизма, мирового масонства и крупного финансового капитала, начало которому было положено еще при подготовке Великой французской революции 1789 года. Целью этого союза нечестивых было и остается разрушение существующего миропорядка и завоевание мирового господства.
Главное в химерической идеологии – возвыситься над другими народами, составляющими цивилизации и империи. Заставить эти народы служить персоналиям химерической идеологии. Химерическая цивилизация стремительно поглощает сформировавшиеся человеческие цивилизации и постепенно, сначала только идеологически, а затем путем внедрения проникает во все национальные структуры власти, переориентируя их на завоевание мировой власти. К началу ХХI века Цивилизация- химера идеологически захватила всю Западную Европу и США и добралась до России.
Схема цивилизационного развития в условиях существования Цивилизации- химеры была такова: в начале второго тысячелетия «вирус» химерической цивилизации внедрился в европейские страны и медленно и неуклонно разрушал духовные основы христианского общества. Христианство в Европе было сильно ослаблено, начиная с появления так называемого гуманизма и возникновения системы банков и ростовщичества, охватившего Италию, Францию, а затем завоевавшего всю Западную Европу.
Однако даже ослабленное христианство не устраивало Цивилизацию- химеру, так как продолжались ограничения и стеснения иудейских культов и сект. Цивилизация- химера хотела абсолютного господства. В то время это позволило ей сделать прыжок в Новый Свет, где для химерического вируса существовали идеальные условия. В Америке Цивилизация- химера сделала христианство (точнее, его иудизированный вариант) орудием установления своего господства. Христианство в Америке само превратилось в химеру, инструмент химерической цивилизации, или, как его правильно называет Большаков, в американский каганат. А уже из США Цивилизация- химера окончательно вернулась в Новый Свет для мирового господства и сразу же столкнулась с Россией.
Русская цивилизация стала главным бастионом на пути химеры, ибо среди стран христианского мира она одна сохранила его главные ценности. Русская цивилизация – целостная совокупность духовно- нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание. Эти духовные формы существования пронизывают всю историческую жизнь русского народа, отчетливо прослеживаются по первоисточникам в течение более чем двух тысяч лет, проявляясь, конечно, неодинаково в разные периоды и в разных областях России. Наиболее конкретно духовно- нравственные ценности русской цивилизации проявляются в православной этике и добротолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели – в общем, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни были не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души, стремление к Божественному идеалу в Царствии Небесном. Опираясь на ценности своей цивилизации, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, объединившее в гармоничной связи многие народы, развить великую культуру, искусство, литературу, ставшие духовным богатством всего человечества.
Развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно- нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен, ибо Православие наиболее близко отвечало духовным и моральным потребностям наших предков. В столкновении русской и химерической цивилизаций решается судьба всего человечества. Только православная Россия вместе со своими союзниками по цивилизационной мир- системе «Русский мир» способна опрокинуть Цивилизацию- химеру и вывести мир на путь спасения.
Новая книга Владимира Большакова, очень точно и современно названная «Война миров и цивилизаций», содержит богатый исторический материал, подтверждающий гибельный характер этой паразитической цивилизации, угрожающей самому существованию человечества. В борьбе с ней нашего по Достоевскому «богоизбранного народа» она послужит не один год в качестве боевого оружия сопротивления врагам России.
Олег ПЛАТОНОВ, директор Института русской цивилизации, доктор экономических наук