Казанская икона Божией Матери — это благословение Ея народу российскому, всей нашей дорогой Отчизне. Обрели икону в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси — последнее время царствования Иоанна Грозного.
23 июня 1579 года в Казани был страшный пожар, половина города обратилась в пепел. Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери. Потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ея икона находится в земле там, где до пожара был дом родителей девочки, и повелела передать это архиепископу и воеводам, чтобы они взяли икону из земли. Девочка сразу побоялась рассказать, но потом поведала своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери. Тогда Матроне снова приснился сон, в котором Божия Матерь приказала рассказать о явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало третье явление, уже грозное. Однажды, во время дневного сна, Матрона была чудесным образом перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери, от Ея лика исходили огненные лучи. В это время Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов Моих о том, чтобы достали икону Мою из недр земли, она явится в другом месте, ты же погибнешь и лишишься жизни».
Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если ты хочешь, чтобы я умерла, то не ходи». Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу — тот тоже не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копали долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать — перекопали весь двор, но иконы не нашли. Тогда девочка взяла заступ и начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, обнаружила Матрона что-то завернутое в кусок сукна. Когда сукно развернули — увидели икону Божией Матери с младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
Весть об этом облетела весь город, и множество народа пришло к месту явления. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с Крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении в своем неверии. Икона была перенесена в ближайшую церковь святителя Николая. Священником этого храма и очевидцем всех событий был будущий Святейший Патриарх Ермоген.
Список с иконы отправили Царю Иоанну Грозному. Узнав о явлении, Царь повелел устроить на месте явления храм и основать женский монастырь. Во время шествия иконы во вновь построенный Благовещенский собор получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Чудеса от иконы начались исцелением слепых. И впоследствии особенно часто исцелялись от иконы слепые. Это было знамением того, что икона явилась для просвещения духовным светом, для прозрения людей, омраченных неверием.
Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной Евангелистом Лукой, и относится иконографически к Одигитрии, то есть Путеводительнице. И впоследствии много раз указывала Казанская икона путь к победе православному воинству в исполнении священного долга перед Богом и Отчизной. То, что икона была явлена на только что присоединенной окраине Руси, было знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви и России. Она стала всенародной святыней, ибо народ чувствовал всегда особое участие Богородицы в исторических судьбах России.
В 1594 году, будучи уже митрополитом Казанским, Ермоген составил сказание о чудесах от Казанской иконы. Матрона приняла постриг в монастыре, основанном на месте явления иконы, и впоследствии стала его игуменией, окончив в нем свои земные дни. Здесь же окончила жизнь в постриге после кончины мужа и ее мать.
* * *
До 1612 года чудотворную икону Казанской Божией Матери почитали только в Казани и праздновали ее день 8 июля, в день обретения.
Но вот пришел 1612 год — одно из самых страшных времен для страны и народа. За грехи наши, за неверие, предательства род Рюриковичей был пресечен, а страна была ввергнута в тяжкие бедствия. Казалось, Россия стоит на краю гибели, и даже вере Православной угрожает опасность. Всюду совершались преступления, безнаказанные грабежи, убийства. Многими городами овладели враги. Впервые за всю историю страны враги взяли Великий Новгород. Захватившие Новгород шведы учинили там ужасное разорение, не осталось ни одного неоскверненного храма, любая вещь, имевшая ценность, была вывезена, в храмах устраивались конюшни. После ухода шведов в Новгороде осталось в живых около 700 жителей.
Вся Русь была в пожарах, разорение было ужасным, действительно — край погибели и поругания. В Астрахани стоял самозванец, по стране бродили шайки разбойников, убивали и грабили. Спасения, казалось, было ждать неоткуда. Это было страшное время безначалия, когда каждый думал только о себе, о своей выгоде, а не о спасении Родины. Ужас объял народ. Но вот уже высшая степень поругания — Лжедмитрий и поляки в Москве. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями, храмами, над всем русским.
Были тогда молитвенники и печальники за Русскую землю, такие, как святой Патриарх Ермоген, архиепископ Арсений, но как немного их оставалось! Увы, мы начинаем молить, молиться и понимать, что молитвой все-все держится, только во времена тяжких бедствий. Так происходит и в наши дни, так было и тогда. Люди стали обращаться в молитве ко Господу, к заступничеству Божией Матери, ибо видели ужас разорения и невозможность своими силами что-либо сделать.
В это тяжелейшее для Святой Руси время Патриархом всея Руси был Ермоген, первый описатель явления иконы, чудес от нее и автор службы ей. Был он священником Никольской церкви, где поместили явленную Казанскую икону. Овдовев, он принял постриг, стал митрополитом Казанским и, наконец, Патриархом. Это совершилось, конечно же, с благословения и по молитве Божией Матери, великим почитателем Которой был владыка Ермоген. Патриарх был одним из немногих деятелей на Руси, который твердо держался своих убеждений и проводил линию, спасительную для страны и народа Российского.
Держал он себя по отношению к полякам враждебно — протестовал против впуска польских войск в Москву, но его не слушали. Предательство было повсюду. Патриарх отказался подписаться на изготовленной боярами грамоте русскому посольству о согласии на избрание польского короля Сигизмунда русским царем и о сдаче Смоленска, осажденного поляками, хотя боярин Салтыков угрожал ему ножом.
С этого момента святой Патриарх стал рассылать грамоты по всей Руси, увещевая народ защищать Православную веру от желающих уничтожить ее иноземцев. Он писал из Москвы: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки, к боярам и к казанскому войску учительскую грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, уничтожали грабежи, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».
И вот из разных концов России стало стекаться к Москве народное ополчение для защиты и спасения страны от гибели и поругания. Выступила и казанская дружина. Казанцы захватили с собой как благословение Божией Матери образ Ея Казанский, точный список с явленной чудотворной иконы. Воины имели великую веру в заступничество святой иконы. Вскоре были знамения.
26 мая 1611 года Патриарх написал из темницы грамоту, в которой призывал весь русский народ встать на защиту Москвы, на защиту Родины и святой веры и благословил поход нового земского ополчения на Москву. Грамота эта читалась во всех церквах, на площадях сёл и городов. Она-то и подготовила поход нового земского ополчения.
Центром сбора сил Русской земли стал Нижний Новгород. «Станем за Святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы», — обратился на Нижегородской площади к народу Кузьма Минин. Нижегородское ополчение под предводительством князя Пожарского двинулось к Москве.
Когда в Москве получили сведения о сборах Минина и Пожарского, бояре и политики потребовали от Патриарха, чтобы он отговорил нижегородцев. Патриарх ответил: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения. А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и будущем». Тогда его уморили голодом. 17 февраля 1612 года святейший Патриарх Ермоген скончался мученически в Чудовом монастыре, в заточении.
До зимы был образ Казанской Божией Матери у Москвы, а потом его отправили в Казань. Но когда прибыли в Ярославль, сюда же прибыли дружины Минина и Пожарского. Узнав о чудесах, бывших под Москвой от иконы, они пожелали взять ее с войском.
Против ополчения было всё: не было средств для содержания войска, не хватало оружия, против них стояли многочисленные и закаленные в сражениях польские войска, русские отряды, бывшие под Москвой, выказывали вражду и измену. Однако ополчение осадило Кремль, но простояло до осени, не имея достаточных сил для штурма. Бедствия осаждающих всё увеличивались, не хватало оружия, продовольствия. Войска теряли остатки надежды. Тогда, решившись на последний штурм, всё воинство и народ наложили на себя трехдневный пост и начали торжественные моления перед Казанской иконой Божией Матери.
Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом и венчиком. В это время в осажденной Москве томился среди врагов в тяжкой болезни и ослепший архиепископ Фессалонитский Арсений, прибывший ранее с Константинопольским Патриархом Иеремией. Он и был избран вестником Небесного милосердия Божией Матери к России. Однажды в глухую полночь, когда святитель молился, лежа на одре, келия его осветилась необычным светом и он увидел перед собой преподобного Сергия Радонежского.
«Арсений,— сказал преподобный,— ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем переложен на милость, и завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».
При этом к болящему старцу мгновенно вернулись зрение и крепость телесная, он исцелился от тяжкой болезни.
Видение, исцелившее старца, стало известно всем воинам, проникло к осаждающим. Эта весть всколыхнула надежду на спасение заступничеством Самой Богородицы.
Русские войска взяли Новодевичий монастырь (снова захваченный поляками) и отогнали от Москвы шедшего на помощь полякам гетмана Ходкевича. 22 октября 1612 года русские войска приступом взяли Китай-город, а затем и Кремль, несмотря на ожесточенное сопротивление поляков.
При осаде чудотворная икона находилась в самых передних рядах войск.
В воскресный день 25 октября 1612 года весь народ совершил торжественный молебный Крестный ход с Казанской иконой в благодарность за избавление от врага. На Лобном месте Крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений, тот самый святитель, который удостоился принять весть о близкой помощи свыше и избавлении. Он нес сохраненную чудотворную икону Владимирской Божией Матери.
Тогда же будто изшел из сердца русских воинов тропарь Казанской иконе, творение Святейшего Патриарха Ермогена, у него даже ритм походный:
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, и́же в напа́стех и в ско́рбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Все воины, весь собравшийся народ пел тропарь. Люди поверглись на колени перед чудотворной иконой, которая находилась во главе русского воинства и посредством которой Божия Матерь даровала победу над поляками и конец великого разорения и неустройства страны.
Князь Пожарский построил на Сретенской улице в Москве храм в честь Введения Божией Матери во храм и поместил туда чудотворную икону Казанскую. У иконы стало совершаться множество чудесных исцелений. Они были описаны во многих книгах.
После избрания на престол молодой царь Михаил Федорович Романов установил празднование иконы 22 октября — в память избавления России от поляков и великого разорения, а также в июле — в день явления чудотворной иконы в Казани в 1579 году. 22 октября и 8 июля в Москве совершался торжественный Крестный ход во Введенскую церковь на Сретенке, где находилась икона. С 1636 года, после освящения Казанского собора Теремного дворца в Кремле икону перенесли в этот храм и Крестный ход совершался в праздник уже сюда. Так продолжалось до Петра I.
* * *
Дальнейшая судьба чудотворной иконы связана неразрывно с Петром I и новым великим градом на Невских берегах — градом святого Петра.
Повествование об иконе Казанской Божией Матери, о судьбах России неизбежно приводит к великому святителю нашей Церкви — свт. Митрофану Воронежскому. Святительство свое он начал в 1662 году. В первом послании к пастырям он писал: «Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, — как бы внушая о том, что есть три различных образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Тайн и пример жизни. Действуйте же и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами, а согрешивших приводите к покаянию».
Это был великий пастырь и истинный патриот Родины. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвами он способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Немногие из пастырей Церкви поддерживали Петра — он был очень одинок, но зато какие святители поддерживали его! Свт. Димитрий Ростовский и свт. Митрофан Воронежский! Их святительское благословение значило для Петра очень много. Когда узнаёшь об отношении Петра к этим святителям, многое становится понятным в великой преобразующей деятельности Петра. У него было благословение Божие на многие дела, благословение, переданное через этих великих святителей, и он не останавливался перед препятствиями, а часто просто сметал их с пути, ибо знал, что делает нужное, полезное для страны и будущей судьбы России дело.
Речь идет об одном из главных деяний Петра — строительстве Петербурга. Для современников, да и для многих последующих поколений была непонятна энергия и настойчивость императора в постройке Петербурга. Даже сейчас встречается непонимание и странная неприязнь к этому удивительному и прекрасному городу. Но давайте вспомним давние события.
В 1695 году Петр I приехал в Воронеж с целью постройки флота для похода на Азов. Святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру в постройке флота. Это было особенно важно, ибо многие считали дело сие совершенно безполезным. Святитель оказывал материальную поддержку царю, отдавал для постройки флота все имевшиеся у него деньги, сознавая, что они идут на благо России. В 1695 году он отдал в казну все свои деньги (6 тыс. руб.). Жертвовал большие суммы в 1700, 1701 и в последующие годы. Петр советовался со святителем, очень любил и почитал его.
Однако знакомство их началось совсем иначе. Император построил дворец и послал за святителем Митрофаном, чтобы тот приехал и освятил дворец. Святитель ничего не ответил и не приехал. Император разгневался и второй раз послал за ним — снова никакого ответа. Петр посылает в третий раз гонца со словами: «Скажите этому черноризцу, что если он немедленно не приедет ко мне, то я прикажу привезти его голову на блюде, как главу Иоанна Предтечи».
Свт. Митрофан ответил на это так: «Скажите Царю, что если он не послушается этих слов и не возьмет себе в помощницы и заступницы Матерь Божию, то в предстоящем сражении с врагами останется без головы он, а не я. А дворец я приеду освятить только после того, как из него удалят статуи языческих богов».
Когда Петру передали эти слова, он сразу приехал к святителю. Император встал на колени перед ним и просил прощения и святых молитв о нем и о стране, о народе. Святитель Митрофан сказал тогда:
«Возьми икону Казанской Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Ничего тогда не страшись — ничего! Ты победишь и сам побьешь много врагов.
Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь — я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий град в честь святого Петра. Это будет новая столица — Бог благословляет тебя на это.
Казанская икона будет Покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской иконы Божией Матери, так называемой «Каплуновской». Икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону Петр подарил фельдмаршалу графу Шереметеву, и она сейчас хранится в Париже у наследников графа, как великая фамильная реликвия рода Шереметевых.
Была с Петром на поле битвы еще одна чудотворная икона — образ Спаса Нерукотворного. Ныне он хранится в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.
Русское войско разбило врага — более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов — он верил в слова святителя.
Он строил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали великие трудности. Он знал, что делал дело, благословленное Богом, он верил словам святителя Митрофана.
Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти св. благоверного князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».
В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы — на Петербургской стороне, в Посадской улице старого Гостинного двора в деревянной часовне. В 1721 году чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В 1737 году, в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной.
В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы поместить в него прославленную икону. М.И.Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором С.-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 году, перед самым началом войны, икона была перенесена в Казанский собор.
В 1812 году после назначения главнокомандующим М.И.Кутузов сразу поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской, просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны.
И снова Божия Матерь не оставила чад своих, защитила страну Российскую от нашествия.
22 октября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тысяч человек. В этот день выпал первый снег, и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. С этого дня армия неприятеля начала таять.
Казанский собор в Петербурге стал храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самым собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий наш полководец и воин М.И.Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь. И сейчас над гробницей полководца теплится неугасимая лампада перед иконой Казанской Божией Матери — Заступницы Усердной рода христианского.
* * *
В феврале 1917 года, накануне отречения Императора Николая II от престола и, следовательно, конца самодержавия в России, в Москве была явлена икона Божией Матери, именуемая Державная, по времени явления чудотворная икона, включенная в число общерусских чтимых святынь. Какой потрясающий факт и знамение!
Какие еще свидетельства нужны? Вот явное знамение тому, что Божия Матерь не оставила Россию и в эти страшные годы крушения государства, стоявшего веками властью царей-самодержцев. Она всему мiру показала, что отныне Она является Державной Правительницей России и держит судьбу страны и народа Российского в Своих руках. И какая власть будет здесь, на земле, не столь важно, ибо отныне Россия всецело поступила в Удел Ее — Матери Божией. В феврале 1917 года это было возвещено всему мiру явно.
Вспомним, что говорит об Уделах Божией Матери церковное предание.
Апостолы, собравшись в Иерусалиме, бросили жребий, кому и в какой край идти на проповедь. Матерь Божия участвовала в этом событии тоже и была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии. Однако Ангел Господень явился Ей и предрек, что Иверия (Грузия) станет Ея впоследствии, и Промыслом Божиим Ей уготовано служение на Афоне. Это и был Первый Удел Божией Матери. Она — Игуменья всех Афонских монастырей и на Афоне живет и возносит молитвы за землю России и за весь мiр русский. Свято-Пантелеимонов монастырь, «Руссик», так его называют повсюду.
Второй Удел Божией Матери — Иверия (Грузия), или Георгия, как ее назвали в древности сами грузины, ибо небесным покровителем и Ангелом страны считали св. великомученика Георгия. Грузия была просвещена Светом Христовым необычайно быстро и была оплотом христианской веры на Востоке. Божия Матерь избрала св. Нину для просвещения страны, а св. Нина была родственницей св. великомученика Георгия. Матерь Божия явилась во сне св. Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы, сказав при этом: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницей».
Пробудившись, св. Нина увидела этот крест в своих руках. В 319 году явилась она в Грузию, и в том же году царь Грузинский и весь народ принял святое Крещение. Крест святой равноапостольной Нины и ныне хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе.
Грузия сейчас входит в состав России1, а великомученик Георгий Победоносец со времен создания Московского государства утверждается в центре герба Московских великих князей и Российского государства. Герб Москвы — тоже изображение святого великомученика Георгия на коне, попирающего змия.
Третий Удел Божией Матери — Киев, матерь городов Русских. Здесь воздвиг крест святой апостол Андрей Первозванный и пророчески предсказал, что когда-то восстанет в этом краю великая страна и великий народ, которые станут оплотом веры и надеждой христиан всего мiра. В 1760 году было получено подтверждение Самой Богородицы об избранности Киева. Во время пребывания в Киеве великой старицы монахини Александры (Мельгуновой)2, ей было видение Божией Матери, которая сказал ей: «Раба Моего Антония вывела Я из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве основал новый жребий Мой…».
При постройке Киево-Печерского монастыря Сама Пречистая Богородица предстала преподобным Антонию и Феодосию во Влахернской церкви, куда они были восхищены, находясь в Печерском монастыре. Они получили от Божией Матери золото и наняли греческих мастеров, которые пришли по велению Царицы Небесной в Русскую землю для строительства Печерской обители и киевских храмов. Как говорят летописи, их тела погребены в Ближних пещерах Печерских.
Киев — это сердце и любовь России. Отсюда началась и выросла Святая Русь. Ни в одном месте России нет столько мощей святых, как в Киеве. Почти треть всех канонизированных святых Русской Православной Церкви почивает в Киево-Печерской Лавре. Этот Удел уже целиком принадлежал и принадлежит России. И как благословение и утверждение связи Первого, Второго и Третьего Уделов Божией Матери в XVII веке была перенесена в Россию главная Святыня Афона — Иверская икона Божией Матери — Вратарница Афонская.
В Киеве получили благословение на монашеский и жизненный подвиг преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Преподобный Серафим Саровский встал в центре великого исторического события — начала созидания Четвертого Удела Божией Матери и более всех живших на земле потрудился в этом созидании. Это событие чрезвычайно важно для судеб России и всего мiра и стоит вспомнить о нем подробней.
В 1760 году в Киев прибыла бывшая помещица Агафья Семеновна Мельгунова. После кончины мужа она приняла постриг в Киевском Флоровском монастыре с именем Александры. Однажды мать Александра после долгого полунощного бдения увидела явившуюся ей Пресвятую Богородицу, которая возвестила ей:
«Это я, Госпожа и Владычица твоя, которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Хочу Я, чтобы не здесь окончила ты жизнь свою, но, как раба моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я воздвигну там великую Мою обитель, на которую низведу Я все благословения Божий и Мои со всех трех жребиев Моих на земле Афона, Иверии и Киева. Иди же в путь, и благодать Божия и сила Моя, благодать Моя и милость Моя, и щедроты Мои и дарования всех святых жребиев Моих да будут с тобой!»
Киево-Печерские старцы утвердили мать Александру, что видение было истинное, ибо бесы не могут, не в состоянии являться в образе Матери Божией, а мать Александра удостоилась быть провозвестницей и первоначальницей Четвертого жребия — Удела Божией Матери во вселенной.
И вот 25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась на берегу реки Саровки Божия Матерь с двумя апостолами, Петром и Иоанном Богословом, и указала, чтобы преподобный взял 8 сестер из Дивеевской общины и основал обитель Ее — начало Четвертого вселенского Удела Ее на земле. Божия Матерь Сама дала устав для обители и обещала быть ее Игуменьей. Повелела Она обнести эту обитель канавою и валом и ударила жезлом в землю, после чего из земли забил источник, и обещала дать водам сим большее благословение и силу, чем некогда имели воды Вифезды Иерусалимской.
Преподобный Серафим не раз подчеркивал, что Казанский храм со временем станет главным храмом обители. Вслушаемся в слова пророчеств преподобного Серафима — в них идет речь, конечно же, не только об обители Дивеевской и ее храме, но и о судьбе России и Великой Церкви:
«Будет у нас два собора: первый мой-то собор холодный, куда лучше будет Саровского. А второй-то собор зимний, Казанский. Придет время, еще поклонятся, да и отдадут его нам, и скажу тебе, вельми храм будет мой собор, но все-таки еще не тот это дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет антихрист-то, а он весь на воздух и поднимается, и не сможет взять его. Достойные, которые войдут в него, останутся в нем, а другие, хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас антихрист-то: все равно как в Киев приходили разбойники, а церкви-то поднялись на воздух: достать-то они не могли. Так вот и собор ваш, и канавка поднимутся даже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать антихрист. И при том соборе, время придет такое, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит. Канавка эта одна всегда заступит вас, став огненною стеною до неба! И даже антихрист, и тот ее перейти не сможет!»
Перед кончиной преподобный Серафим сказал: «И вот, Самой Матери Божией, Царице Небесной вручаю вас. Она Сама все управит».
Но вернемся к Четвертому Уделу Божией Матери. Что же означает Дивеево? Ведь Россия стала совсем иной, чем во времена Киевской и Московской Руси, и долгое время многие не понимали слов Матери Божией и преподобного Серафима, как это — Дивеево и почему? Но после февральских событий 1917 года и крушения самодержавия стало непреложно ясным, что такое Дивеево. Это Новая Россия, Россия без самодержавия, страна, которой управляет Сама Матерь Божия, Заступница наша.
Перед самой февральской революцией священнику Марфо-Мариинской обители в Москве о. Митрофану Серебрянскому было во сне видение: три сменявшие друг друга картины. Первая: стоит прекрасный храм, и вдруг появляются языки пламени — и вот весь храм в огне, зрелище величественное и страшное. Вторая картина: преподобный Серафим Саровский стоит коленопреклонный на камне с молитвенно воздетыми руками. И третья картина: изображение Царской Семьи в черной рамке, из краев которой начинают вырастать побеги, закрывшие все изображение белыми лилиями.
Отец Митрофан рассказал о видении игуменье обители великой княгине Елизавете Федоровне. Она сказала, что может изъяснить этот сон. Первая картина означает, что за грехи наши, беззакония и оскудение любви Церковь и страна будут ввергнуты в тяжкие бедствия; будут разрушены храмы, монастыри, начнется страшная братоубийственная война. Но Россия и Церковь не погибнут. По молитвам преподобного Серафима Саровского — великого святого Русской Церкви и других святых и праведников нашей Отчизны Россия будет помилована. Третья картина означает, что в России будет революция и Царская Семья погибнет.
Все это сбылось. В это же время произошло восстановление Патриаршества на Руси — сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского. Сама Пречистая показала этим восстановлением и явлением иконы Державной, что и в самое жестокое и трудное время Она с нами, Она наша Заступница Усердная, Предстательница перед Богом, и все так же престол Ея и Дом Ея — в России, а особая любовь и благоволение — на народе российском.
В те страшные годы, когда бездны греха открылись в людях, когда поругание всего святого и человеческого достигло, казалось, последних пределов, — Она была с нами. Рушилось все, горели храмы, полыхала страшная братоубийственная война. Современники говорили тогда о Родине нашей: «Россия, кровью умытая». Если бы поняли в те годы, что означает сие знамение — явление иконы Державной — сколько страшных дел не было бы содеяно!
А где явилась Державная икона? В Москве, в Коломенском, в этом изумительном, глубоком месте, именно у храма в честь Казанской иконы. И сейчас на месте явления иконы бьет источник со святой водой, а совсем неподалеку от него — источник святого великомученика Георгия.
Как не вспомнить слова тропаря Казанской иконе: «В Державный Твой покров прибегающим»! Какое это знамение и великое событие для истории — как хорошо бы нам понять сердцем, всем существом, что Божия Матерь стала еще ближе к нам, что мы можем, как никакой другой народ, обращаться к Ней о помощи, заступничестве!
Да, Она была с нами в те годы, и Сам Сын Ея, Спаситель мiра, был с нами. Об этом пророчески писал А.Блок в своем гениальном творении — поэме «Двенадцать». В ней Блок поднялся до самых возможных в то время человеку вершин постижения жизни и смысла событий земных. Он показал, что и в такой России, в таком мiре — истерзанном, распятом, залитом кровью и грехом, впереди Иисус Христос. Значит, Он попустил, чтобы все, что произошло в России и мiре, совершилось, и Он со всеми нами всегда и везде «до скончания века». «И Аз с вами во вся дни», — как Сам Он сказал своим апостолам.
Вот эти блоковские строки:
…Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Хочется сказать «Аминь». Но это не конец. Великий поток истории еще течет, и бег времени не закончен. Наступили новые времена, новые испытания. Пришел 1941 год.
Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме.
Первое видение: он увидел Божию Матерь, св. Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил России. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, развращенность нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно больше терпеть эти беззакония.
Все святые с Богородицей продолжали молиться со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю России».
Второе видение: Божия Матерь и св. Иоанн Креститель стоят перед Престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Спаситель снова ответил: «Не оставлю России».
Третье видение: Божия Матерь одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего», — и хотела встать на колени перед Ним. Спаситель остановил Ее и сказал: «Не надо. Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слез Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожив 100 лет.
* * *
Началась страшная, невиданная война, в которой враг имел единственную цель — уничтожить Русь Святую, уничтожить народ России, стереть с лица земли само понятие и воспоминание о России.
Тогда произошло событие, имеющее огромное, промыслительное значение для судеб России, а может быть, и для всего мiра. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, а они совершаются постоянно, если только быть внимательными и быть в молитве. Но бывают и такие знамения для всего мiра. Нечасто было такое в истории народов, и поэтому они должны остаться в памяти у людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде, что не оставлены мы промыслом Божиим. И снова речь будет идти о Казанской иконе Божией Матери.
Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. В эти дни в победу почти никто не верил, не знали, что делать, видели только погибель. Всюду были паника, страх, уныние.
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мiра о молитвенной и материальной помощи России. Очень немногие истинные христиане оставались в то время друзьями нашей страны.
Были великие молитвенники и на Руси — такие, как преподобный Серафим Вырицкий. 1000 дней стоял он в молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но, как и в 1612 году, Промыслом Божиим для изъявления воли Божией об определении судьбы страны и народа России был избран друг России и молитвенник за нее из братской Церкви — митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мiра, знал — и потому всегда молился о спасении и просветлении России.
После обращения Патриарха Александра III митрополит Илия стал еще горячее, всем сердцем молиться за спасение страны Российской от гибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушал пищи, не пил, не спал, а только стоял на коленях перед иконой Божией Матери с лампадой и молился.
Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.
И вот через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
— Должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии.
— Священники должны быть возвращены с фронтов, из тюрем и начать служить.
— Сейчас готовится к сдаче Ленинград. Сдавать Ленинград нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее с крестным ходом вокруг города — тогда ни один враг не ступит на святую землю его. Это избранный город.
— Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве.
— Затем икона должна идти с войсками до границ России.
— Икона должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя.
— Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.
Владыка связался с представителями Русской Церкви и с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.
Все произошло так, как и было предсказано.
Ленинград действительно готовили к сдаче: многие ценности были вывезены, спрятаны или зарыты, был готов приказ об оставлении города. Не было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод — ежедневно умирали тысячи людей. Тогда вынесли из Владимирского3 собора Казанскую икону Божией Матери и обошли с Крестным ходом вокруг Ленинграда. Город был спасен. Многим до сих нор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было. То, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Петру I, что город св. Петра избран Самой Богородицей, и пока Казанская икона Ея в городе и есть молящиеся в нем, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону. Она во все времена от основания града была заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России.
Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дорогам валялась брошенная техника — и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Ведь Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немецким танкам войти в Москву.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба — молебны, поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. И немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона. Знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой Божией Матери — и только после этого был дан сигнал к наступлению.
Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, и в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, кропило святой водой солдат. Казалось, что пришло время славной древности Российской, когда были великие молитвенники на Русской земле и Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяла в них ужас.
Рассказы о таких случаях во время войны приходилось слышать от многих фронтовиков, в том числе и неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Матери Божией. Произошло это событие во время штурма Кёнигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в центре событий битвы за город:
«Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были всё еще сильны, потери наши были огромными, и чаша весов колебалась — мы могли потерпеть там страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними… священники с иконой. Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? — во весь рост — их же всех перебьют. От немцев была такая стрельба — огненная стена. Но они спокойно пошли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-крепости, с суши и с моря. Немцы гибли тысячами.
Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии — и у всех, абсолютно у всех отказало оружие, они не могли сделать ни единого выстрела. Тогда-то наши войска сломили сопротивление врага и взяли город.
Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем дело и Кто помогает русским».
И еще один поразительный факт. Киев, мать городов русских, был освобожден нашими войсками 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
20 тысяч храмов было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда. Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем, крестились. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом». Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушники, как пилоты горящих и подбитых самолетов кричали: «Господи, прими с миром дух мой!»
Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия — митрополита Московского и всея Руси — в Богоявленский Патриарший собор, где стояла всю войну та самая чудотворная Казанская икона, бывшая с ополчением в 1612 году. Наступало время возрождения веры на Руси.
* * *
В 1947 году Сталин исполнил обещание и пригласил в октябре митрополита Илию в Москву. Он побоялся не исполнить указание, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда Патриархом, и спросил, чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь. Святейший предложил подарить владыке икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными камнями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. Самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.
Митрополит Илия прибыл в Москву. Встретили его торжественно. На церемонии встречи владыке поднесли икону, крест и панагию. Как он был растроган. Он говорил, что всю войну день и ночь молился о спасении России.
«Я счастлив, — сказал владыка, — что мне довелось стать свидетелем возрождения веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив, почтили ее особым благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской как память о любимой мною стране и народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что, по словам великого святого Русской земли, преподобного Серафима Саровского, вы посреди лета воспоете «Христос Воскресе» — вот радость-то будет по всей земле великая!»
Тогда же правительство наградило его Сталинской премией за помощь России во время войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны — пусть они пойдут на нужды вашей страны. «Мы сами решили передать вашей стране 200 тысяч долларов для помощи детям-сиротам, у которых погибли на войне родители»,— сказал владыка.
Из Москвы митрополит Илия поехал в Ленинград. Приведем запись воспоминаний одного из очевидцев встречи владыки в Ленинграде и еще о двух встречах с ним:
«Перед самым приездом митрополита Илии в Ленинград мне явился во сне какой-то святитель и сказал: «Через три дня ты узнаешь, как была спасена Россия. Не забудь об этом и поведай другим».
И вот через три дня по делам службы я оказался рано утром на Московском вокзале — нужно было отправлять контейнеры. Вдруг вижу: идет начальник УВД города, с ним множество милиции, солдаты, почетный караул, никого не пускают. Все говорят: «Наверное, Сталин приехал».
Подхожу к оцеплению и вижу: идет Косыгин (его, как ленинградца, направили от правительства сопровождать владыку), с ним митрополит Ленинградский Григорий и митрополит Илия. Тогда вспомнил про сон и подумал: «Что-то сегодня будет в храме».
Утром 9 ноября митрополит Илия служил Литургию в Никольском соборе. Тогда же он преподнес храму частичку мощей святителя Николая, которая находится доныне в главном храмовом образе святителя Николая, перед солеёй у главного престола.
На следующий день я пришел к знакомому, а он говорит: «Поедем во Владимирский собор, там будет сегодня великое событие — весь город об этом говорит». — «Зачем так рано, ведь еще три часа до службы?» — спрашиваю его. «Да иначе не попадем, столько народа собралось».
Пошли во Владимирский. Что-то необыкновенное в городе творится: все улицы, ведущие к собору, заполнены народом. Около 200 тысяч человек тогда стояло, весь транспорт остановился, подходы загорожены, еле пробрались к собору. Стоим возле него, а внутрь не попасть — солдаты стоят в оцеплении, никого не впускают. Вдруг из боковой двери выбегает староста, наш знакомый — увидел нас и зовет: «Пошли, я вас заждался!». Провел нас в храм, и мы оказались у самой солеи. Слева у солеи было отгорожено место, и там стояли члены правительства. Мы насчитали 42 человека.
И вот появились митрополит Илия, митрополит Григорий, священство. Отслужили малую вечерню, после чего состоялось возложение драгоценного венца — дара митрополита Илии — на Казанскую икону. В момент возложения члены правительства и генералитет перешли вправо и стояли перед образом Казанской Божией Матери.
После возложения венца митрополит Илия произнес проповедь. Он рассказал все — как явилась ему Божия Матерь, что Она поведала ему. Владыка говорил:
«Я молился за ваш прекрасный город, чтобы сохранился он. Я давно полюбил ваш город и так благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, помолиться вместе с вами. Я увидел веру, я увидел, что Божия Матерь не оставила чад Своих.
Мне преподнесли крест с камнями со всех концов Русской земли, панагию и Казанскую икону. Крест этот я положу на престоле кафедрального собора и обещаю вам, дорогие, что крест с Россией всегда будет лежать на престоле нашего главного собора, пока я живу на земле. Я попрошу, чтобы и после моей кончины этот крест оставался на престоле. Казанская икона будет находиться в алтаре и всегда будет напоминать мне во время богослужения о России.
Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого из вас. Посылаю благословение Господне на всех вас и всегда, пока я живу, буду молиться о вас».
Конечно, говорил он через переводчика, но почти все в храме плакали. Это незабываемо. Какое счастье тому, кто мог быть в этот день во Владимирском соборе, какая радость на всю жизнь. Это был такой духовный подъем, могучая общая молитва. У людей сердца бились в унисон, и все чувствовали себя братьями и самыми дорогими друг другу людьми. И вот все запели «Заступнице Усердная…» Невозможно передать, какое чувство было во время пения. Казалось, что пел весь храм и весь народ поднялся в воздух. Когда вышли из храма, тропарь Казанской иконе запели стоящие на площади, на прилежащих улицах, у стадиона — десятки тысяч, сотни тысяч петербуржцев — все пели «Заступнице усердная». Тут уже заплакали все и молились истинной Заступнице и Спасительнице России.
На следующий день митрополита Илию торжественно встретили в Духовной Академии. Епископ Симон, ректор Академии, сказал прекрасное слово. Он говорил:
«Когда Вы, дорогой владыка, будете совершать крестное знамение, то при призывании имени Господа нашего Иисуса Христа Вы всегда будете касаться тремя перстами панагии, и сразу вспомните нашу страну и помолитесь о России нашей великой Заступнице, Божией Матери. Потому что в панагии — изображение Владычицы нашей с Господом в окружении всей Русской земли. Это великий символ. Издавна Русь называют Домом Божией Матери, и здесь, в панагии Вашей, изображение Божией Матери в окружении всей Русской земли, ибо нет земли в России, которая не дала бы частички своей для этой панагии».
Господь сподобил меня еще дважды увидеть этого великого святителя и молитвенника. Вторая встреча состоялась в Псково-Печерском монастыре во время второго приезда владыки в Россию в 1954 году. Тогда в Печерах были три Патриарха, многие архиереи. Все спустились в пещеры и вошли в церковь Вознесения (дело было в августе) и запели… «Христос воскресе» и все Пасхальные стихиры — посреди лета! — на греческом, славянском, арабском языках. Как было умилительно и торжественно. У всех были бороды мокрыми от слез.
В третий раз довелось увидеть владыку в алтаре Псковского Троицкого собора в 1963 году. Подошел к нему под благословение и сказал:
«Дорогой владыка, Вас помнят в Ленинграде и молятся о Вас и всегда будут помнить. Мне довелось быть во Владимирском соборе в 1947 году в Ваш приезд. Спаси Вас Господи!»
Он прямо изменился в лице и начал говорить по-русски не очень хорошо, медленно, но твердо выговаривая слова. О, это настоящий старец! Какие у него были глаза! Когда он услышал мои слова, у него потекли слезы, и он сказал:
«Как у вас любят Бога. Нигде так не любят Бога и Божию Матерь, как у вас. Какое счастье быть в России. Это невозможно говорить. Я был в Иерусалиме на празднике Пасхи Христовой, я был во многих странах, я был в Португалии, когда праздновали день памяти явления Божией Матери. Там собралось до 70 тысяч человек. Но такого я не видел никогда, такой любви и веры я не видел нигде. Как тогда пели на улицах «Заступнице Усердная» тысячи людей, я плакал, я не мог ничего сказать».
А слезы прямо текут по щекам. Все в недоумении, почему почетный гость плачет. А он продолжал: «Я всегда молюсь за ваш город, он в сердце, я очень люблю вашу страну и ваш народ», — и поцеловал меня.
После службы митрополит Илия отслужил в Троицком соборе молебен Казанской иконе Божией Матери, и я удостоился сослужить ему.
Всего несколько лет назад отошел митрополит Илия ко Господу в возрасте 97 лет4. В некрологе журнала Московской Патриархии было сказано, что он был близок к Русской Православной Церкви, что он был другом и молитвенником нашей Родины».
* * *
Ныне икона чудотворная Казанской Божией Матери стоит во Владимирском соборе Петербурга. И все так же охраняет Матерь Божия Свой город, Свой избранный город. Мы все должны помнить обетование, что пока стоит Казанская икона в Петербурге и молятся Божией Матери верующие, до тех пор будет жить великий град святого Петра, первоверховного Апостола, Апостола веры, каменной веры, на которой стоит Церковь Христова. И сам Петербург весь одет камнем, мостовые и каналы его — в камне, в граните. Это напоминает о том, что все в мiре держится верой и молитвой. Поэтому каждый, кто приедет в Петербург, пусть придет во Владимирский собор помолиться Заступнице Усердной, Матери Господа Вышняго, поклониться до земли образу Ея Казанскому и с умилением сердечным обратиться к Ней. Тогда очень много духовного, радостного и незабываемого сможет он получить в этом дивном городе, любимом городе…
Так и стоит Казанская икона в Петербурге с венчиком митрополита Гор Ливанских Илии в благодарность о спасении России в 1941-1945 годах. А в Москве, в Богоявленском патриаршем соборе стоит Казанская икона с венчиком князя Пожарского — в благодарность о спасении России в 1612 году.
И ныне ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери:
Тихвинская икона хранит и благословляет Северные приделы.
Иверская икона хранит и благословляет Южные приделы.
Почаевская и Смоленская иконы ограждают землю Русскую с Запада.
На Востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждает и благословляет Русские земли Казанская икона.
А в центре Русской земли сияет образ Божией Матери Владимирской, написанный апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершалась Тайная Вечеря — первая Евхаристия, ознаменовавшая начало новой жизни, начало вечного спасения человечества.
1) В то время, когда писалась эта статья.
2) Преподобная Александра Дивеевская прославлена в 2000 г. в лике святых.
3) Здесь и далее имеется в виду Князь-Владимирский собор г. Санкт-Петербурга.
4) Митрополит Илия родился в 1903 г., отошёл ко Господу в 1969 г. На этом основании временем написания данной статьи можно считать начало 1970-х гг.