Источник: ФСК
Фото: ФСК
Замглавы Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата о. Мыколай Данилевич (его ещё именуют «спикером УПЦ») нашёл новые слова отвращения православных на Украине от… Русской церкви.
По мнению «спикера УПЦ», увязывание УПЦ с МП столь же оскорбительно для православных Украины, как связь СЦУ со Стамбулом. «Обзывание» УПЦ (МП) «Русской православной церковью в Украине» о. Мыколай считает таким же абсурдным, как если бы кто назвал СЦУ «Турецкой церковью в Украине». То есть по логике замглавы ОВЦС УПЦ (МП) идентификация православного на Украине русским столь же обидна, как именование сторонников СЦУ турками: «Если применить ту логику, которую они применяют к нам (мол, у нас есть каноническая связь с РПЦ, якобы центр УПЦ находится в Москве, а потому мы должны называться «РПЦвУ»), то на том же основании гораздо легче можно «ПЦУ» назвать «Турецкой церковью в Украине», поскольку в томосе прямо прописана их связь с Константинопольским патриархатом, центр которого в Стамбуле (Турция)».
Не каждый сразу здесь увидит подтасовку. Рассчитана она, прежде всего, на собственных прихожан, которым такие, как о. Мыколай, уже изрядно запудрили мозги разговорами об извечной исключительной украинскости их «поместной церкви». Однако те, кто придумал аббревиатуру РПЦвУ, на самом деле акцентируют отнюдь не на «канонической связи УПЦ (МП) с РПЦ», как это пытается представить наш «спикер». Каноническая связь у епархий УПЦ (МП) имеется со всеми епархиями всех поместных церквей мира (кроме тех, которые признали СЦУ). Так что совсем не это имеют в виду те, кто считает УПЦ частью Московского патриархата (а таковых в УПЦ МП пока ещё заметное большинство).
Таким же примитивным образом подставляется протоиерей УПЦ (МП) и с выпадом про «Турецкую церковь». В отличие от Русской церкви, никакая «турецкая церковь» в диптихе мирового православия не числится. И даже в Турции т. н. Константинопольский патриархат считается церковью греческой диаспоры. Что же касается «связи» СЦУ с этим патриархатом, которая «прямо прописана в томосе» (почему-то сию писульку в кавычки о. Мыколай не берёт), то связь эта, действительно, не абстрактно «каноническая», а вполне конкретная. И во многом такая же, как между Москвой и УПЦ. Что мы и покажем. Пока же продолжим чтение «спикера-канониста».
«Мы – верные УПЦ – украинцы, и называть нас «москвалями», как они это делают, то же самое, если бы их – также украинцев и сторонников «ПЦУ» называть «турками»… Я специально в этом тексте дал эти слова не для того, чтобы кого-то обидеть, а чтобы показать абсурдность их логики и названия-ярлыка, которое они для нас придумали».
Вот и мы остановимся на этом «ярлыке» совсем не для того, чтобы обидеть представителей турецкой нации, с которой – так уж исторически сложилось – у коренного населения Украины на протяжении веков складывались не самые гладкие отношения. А для того, чтобы обратить внимание на тот факт, что для представителя канонической православной церкви на Украине мусульманский завоеватель и единоверный «москваль»-освободитель – явления одного порядка, равно чуждые «верным УПЦ». Которые, по словам того же протоиерея (да и не его одного в священноначалии УПЦ), все как один – украинцы. И даже представить себе невозможно, что к Таинствам в УПЦ (МП) может приступить этнический еврей, поляк, армянин, белорус или, не дай Боже, русский.
«Ни в каких официальных канонических и юридических документах УПЦ и РПЦ, а также ни в каких государственных регистрационных документах (ни украинских, ни российских) вы не найдете ни такого названия, ни такого официального словосочетания», – окончательно прибивает «железным аргументом» о. Мыколай оппонентов.
Что ж, если речь идёт об украинской власти, пытающейся вопиюще противозаконным способом изменить название общественной организации, которая к тому же ещё и по конституции отделена от государства, представитель УПЦ (МП), безусловно, прав. И именно в противостоянии вмешательству государства в дела церкви мы готовы его всецело поддержать.
Однако «Русской православной церковью в Украине» называют каноническую церковь на Украине отнюдь не госчиновники (или по крайней мере не только госчиновники), но и не наделённые властными полномочиями граждане. И имеют полное право на своё оценочное мнение. Тем более если это мнение зиждется на знании не только официального названия объекта, но и его сути. Например, на текстах тех самых «официальных канонических документов УПЦ и РПЦ», к которым апеллирует о. Мыколай.
Что же, «рассекретим» эти документы и для верующих УПЦ, выделив жирным шрифтом наиболее яркие свидетельства их принадлежности к МП.
Об УПЦ в Уставе РПЦ
Глава I.3. «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине…» Но по канонам двух церквей на одной канонической территории быть не может. Следовательно, либо РПЦ неканонична (что опровергается её наличием в диптихе православных церквей), либо УПЦ не является автокефальной поместной церковью (что подтверждается её отсутствием в диптихе).
Глава V.4. «Постоянными членами [священного синода РПЦ] являются: по кафедре –митрополит Киевский и всея Украины…»
Глава V.25. «В обязанности Священного Синода [РПЦ] входит: …канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора [РПЦ]. Архиерейский Собор в Уставе РПЦ, естественно – Архиерейский собор РПЦ. К тому же, в Уставе об управлении УПЦ данное понятие отсутствует. Украинский устав оперирует термином «Собор епископов».
Глава VII. Отдельного упоминания УПЦ (МП) в главе «Межсоборное Присутствие» нет, но, к примеру, членом сразу нескольких комиссий данного учреждения РПЦ является… о. Мыколай Данилевич.
И, наконец, отдельная глава устава «Украинская Православная Церковь». Не станем её цитировать полностью. Выделим лишь основные моменты в контексте нашей темы.
Глава X. Украинская Православная Церковь
3. «В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года “Об Украинской Православной Церкви”, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».
4. «…Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Но… см. п. 10.
5. «Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». В данном случае благословение есть синоним одобрения.
6. «Имя Предстоятеля [УПЦ] поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси».
8. «Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором [РПЦ]».
9. «Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов [РПЦ] и участвуют… Священного Синода [РПЦ]». То есть архиереи УПЦ (МП) являются членами органов высшей власти и управления в РПЦ.
10. «Решения Поместного и Архиерейского Соборов [РПЦ] являются обязательными для Украинской Православной Церкви». Таким образом, хотя центр управления УПЦ (в тех широких компетенциях, которые предоставляют права широкой автономии) находится в Киеве, решения высших органов Московского патриархата обязательны для УПЦ (МП).
12. «…Суд Архиерейского Собора [РПЦ] является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви».
13. «Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси». Святое миро используется для освящения храмов и антиминсов (платов, на которых совершается литургия – главная и непременная служба в православии). Следовательно, без святого мира от Московского патриарха УПЦ (МП) теряет смысл существования.
Об РПЦ в Уставе об управлении УПЦ (МП)
Прежде чем обратиться к Уставу об управлении УПЦ (МП), обратим внимание на название: не «Устав УПЦ», а «устав об управлении», что подчёркивает в первую очередь именно административный, а не канонический характер данной самоуправляемой структуры РПЦ. То есть документ этот главным образом для служителей, а не для мирян. Последние, таким образом, остаются прихожанами церкви (РПЦ), а не управленческой структуры (УПЦ).
I.3. «Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь».
I.4. «Украинская Православная Церковь…в своем управлении руководствуется постановлениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года…»
I.5. «Украинская Православная Церковь… является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви».
II.6. «В обязанности Собора [УПЦ] входит: …б) сохранение канонического единства Украинской Православной Церкви…с Русской Православной Церковью и со всеми Поместными Православными Церквами (последнее, как видно из п.I.3. также осуществляется через РПЦ. – Д.С.); в) надзор за претворением в жизнь решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви… и принятых ими уставов».
ІІІ.5. «Собор епископов [УПЦ] действует на основании…постановлений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви».
V.2. «Предстоятель Украинской Православной Церкви… благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси».
V.4. «Имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины возносится за богослужением во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви после имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». В этой связи бывший замглавы одного из православных братств Украины Дмитрий Жуков, ушедший добровольцем защищать Донбасс, а потому покинувший Киев, спросил под постом о. Мыколая: «А кто же у них патриарх?» Пришлось ответить: «Батько в них Бандера». И это, увы, не сильное преувеличение.
V.7. «…Митрополит Киевский и всея Украины является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви».
V.15. «Не позднее трех месяцев после освобождения кафедры Предстоятеля Украинской Православной Церкви Местоблюститель и Священный Синод Украинской Православной Церкви созывают Собор епископов Украинской Православной Церкви для избрания ее Предстоятеля – Митрополита Киевского и всея Украины и представления его Святейшему Патриарху Московскому для получения благословенной грамоты».
Между буквой устава и духом Бандеры
Кроме уставов, есть ещё целый ряд документов – от той же грамоты патриарха Алексия II до журналов синода РПЦ, свидетельствующих о подчинённости УПЦ Московскому патриархату. И в отличие от собственной верной аудитории, о. Мыколай прекрасно их знает. «Спикер УПЦ» досконально изучил все эти документы ещё 10-15 лет назад, когда «оранжевая поп-группа» под управлением его прямых начальников Говоруна и Драбынко (сменивших друг друга глав ОВЦС УПЦ МП с тем же Данилевичем сначала в секретарях, а затем в замах) готовила автокефалистские поправки в устав УПЦ (МП). И лишь болезнь их патрона митрополита Владимира (Сабодана) позволила старейшему архиерею УПЦ (МП) Агафангелу остановить этот процесс.
Вся деятельность верного воспитанника не к ночи помянутых Говоруна и Драбинко указывает на то, что его автокефалистские, русофобские и экуменистические заявления – это позиция (очевидно, поощряемая и нынешним начальством, раз сей ценный кадр уж второе десятилетие на своём посту), а не усыпление бдительности врагов церкви. Ещё как-то можно было бы понять, если бы «спикер УПЦ» отрекался от Матери-Церкви страха ради украинска в студии общенационального канала или на признанном в РФ иностранным агентом радио «Свобода»**. Но в собственном телеграм-канале кто за язык тянет? Ради чего смущать тысячи «малых сих», подписанных на православные СМИ, которые разгоняют подобные месседжи. И даже предостережения: за «безосновательное» «искажение названия УПЦ», считает о. Мыколай, давно следует подавать в суд.
Жаль, мне это не грозит. Потому что я предпочитаю аббревиатуре РПЦвУ (с которой так борется священноначалие УПЦ) сокращение РПЦнУ (Русская православная церковь НА Украине).