Фото Русский Весник. Оазис русского православного духа – Свято-Троицкий храм в Джорданвилле (США)
По сведениям, полученным мной в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль, США), в первой половине 1943-го Башилов оказался в Школе пропагандистов Дабендорф, около Берлина. Дабендорф называли «свободной республикой», ибо там, в своем кругу, свободно обсуждались все вопросы, включая даже и отношение к немцам. Школу Дабендорф прошло 13 групп, каждая примерно за два месяца. Всего закончило школу более 3000 человек. Учебный план этих групп составлялся русским руководством школы, а контролирующие немецкие офицеры лишь иногда присутствовали на занятиях, и это было единственное, что мешало открытому выражению антинемецких настроений, царивших среди руководства и курсантов. Немцы разве что еще полностью контролировали русскоязычную прессу, также издававшуюся в Дабендорфе. К этому времени печаталось уже две газеты: «Доброволец» – для воинских частей, и «Заря» – для военнопленных.
По сведениям слушателей этой школы, «большинство преподавателей были настроены антинемецки, и это невольно передавалось, а зачастую сознательно переносилось слушателям». Главное внимание уделялось темам, воспитывавшим национальное самосознание. Особенно заметно это было на групповых занятиях. Нередко доносчики из числа слушателей сообщали об этом немцам, и тогда преподавателей арестовывали. Видное место в подготовке пропагандистов занимало изучение материалов, относящихся к преступной деятельности иудейских, сионистских и масонских организаций. По этим темам читались целые курсы. Видимо, именно здесь Башилов впервые заинтересовался историей масонства, так как в советский период его жизни эта тема была полностью закрыта.
Окончив школу пропагандистов, Башилов, по данным П. Савелова, некоторое время служил в рядах бригады Каминского. Имел звание капитана РOА. После разгрома гитлеровской Германии длительный срок находился в лагере для перемещенных лиц. В 1946-м, по данным КГБ СССР, Башилов состоял в НТС и был секретарем издательства «Посев».
Во второй половине 40-х годов в Мюнхене Башилов завершает работу над романом «Юность Колумба российского», начатым еще до войны, а также над книгой, написанной во время войны, «В моря и земли неведомые» (историческая повесть из жизни XVII столетия). Здесь же, в Германии, выходит его повесть «Необычайная жизнь и приключения Аристарха Oрлова».
Эмигрантская критика первоначально с большой теплотой встретила книги Башилова. Писатель Борис Зайцев сообщал Башилову: «У Вас есть свой мир, своя любовь, пишете Вы хорошо и умеете рассказать о том, что сердцу близко. Дарование несомненно и очень русское. Вы, конечно, русак насквозь, это сразу видно...»
Изучая историю и быт России, Башилов-писатель превращается в историка и мыслителя, начинает осознавать, что спасение страны возможно только на основе возвращения к историческим и духовным ценностям Руси, к общенациональным идеалам, способным объединить весь народ. Для этого предстоит тяжелая борьба за духовное объединение нации вокруг чисто русских национальных идей. Вокруг идей, которые были бы одинаково святы и дороги всему народу.
Для этого необходимо очистить миросозерцание русского народа от того мусора, которым засорили его поколения фанатичной и невежественной русской революционной интеллигенции.
Перед русскими стоит задача разбить ореол политической и социальной мудрости, который накопился вокруг имен заклятых врагов русского национального прошлого, русской национальной государственности, русской духовной самобытности: бесконечной плеяды русских европейцев – большевистских предков, начиная с Радищева.
Лжезнаниям, принесенным русскими европейцами, русские должны противопоставить истинное знание, а не перелицованные на русский образец европейские и социальные идеи. Предстоит утвердить свои русские точки зрения на русское национальное прошлое, на русскую форму государственности, на причины национальной катастрофы, постигшей русский народ, и на пути преодоления этой катастрофы.
К этим выводам Башилов приходит в конце 40-х годов. Именно тогда он начинает серьезно изучать литературу по истории масонства, постепенно осознавая, что именно оно стало школой создания целых поколений русской интеллигенции, ненавидевших историческую Россию и мечтавших перелицевать ее на западноевропейский лад, подчинив власти иудеев и масонов.
С конца 40-х годов Башилов становится твердым православным монархистом, принципиальным противником сионизма и масонства. Конечно, с таким мировоззрением ему нечего было делать в рядах НТС, во многом состоявшем из различных мастей демократов и республиканцев, ненавистников исторической России, к тому же существовавшем на деньги ЦРУ и нередко выполнявшем разведывательные задачи в пользу США.
В 1948-м он порывает с НТС и переселяется из Германии в Аргентину (Буэнос-Айрес), где в то время живет другой выдающийся деятель русского монархического движения И.Л. Солоневич. Башилов начинает сотрудничать в его газете «Наша страна». По свидетельству издателя газеты В.К. Дубровского, Башилов был автором девиза, обозначенного на первой странице над «шапкой» газеты, – «После падения большевизма только царь спасет Россию от нового партийного рабства». В начале 50-х Башилов составляет политический справочник «Монархия, республика, диктатура», где на основании анализа трудов И.А. Ильина, Л.А. Тихомирова и И.Л. Солоневича показывает преимущества православной монархии перед другими формами государственного управления.
Жизнь в Буэнос-Айресе была нелегкой. Первые годы Башилов жил очень бедно, приходилось постоянно искать работу, заниматься всем, вплоть до разноски и продажи книг эмигрантским семьям, одно время он работал даже электриком. Люди, помнившие это время, рассказывали мне, какой «худой, щуплый» был Башилов, но его «чудные голубые глаза» излучали внутреннюю силу. Многие его тогда не любили за бескомпромиссность, недоверчивость и жесткость в обращении. Друзей у него было немного, но если с кем-то сходился, то был товарищем верным и преданным. Ближайшим другом Башилова был епископ (монах (?)) катакомбной церкви Леонтий, бежавший во время войны из СССР.
Вместе с друзьями вскладчину Башилов купил старый дом на берегу моря, который был превращен в гостиницу-пансионат для одиноких русских людей. Позднее Башилов стал единоличным собственником этого пансионата, на доходы от которого жил и издавал свои книги.
В Буэнос-Айресе он завел новую семью. Первой его избранницей, в которую он в конце 40-х, по словам знавших его людей, был сильно влюблен, стала «первая красавица русской колонии в Буэнос-Айресе» Тамара Анатольевна Семилетова, с которой Башилов встретился еще во время войны. В 1997-м мне удалось с ней поговорить. Башилов сделал ей официальное предложение, а она, подумав некоторое время, отказала. Как я понял из нашего разговора, избранницу Башилова пугала «одержимость, фанатичность и неугомонность» писателя. Через некоторое время после этого отказа Башилов делает предложение Людмиле Николаевне Чудиновой, дочери полковника Царской армии, жившего до Аргентины в Югославии и Германии, которая в начале 50-х становится «верной и любящей женой» до конца жизни писателя, недолго, впрочем, его пережив. Детей у супругов не было. Женитьба на Чудиновой ввела Башилова в среду первой русской эмиграции, заметно отличавшейся от второй (послевоенной). По рассказам знавших его людей, и по манерам, и по языку Башилов стал похож на эмигранта первой волны.
Поселившись с женой в скромном домике (две комнаты, кухня) на тихой улице Вижа Бажестер Буэнос-Айреса, Башилов большую часть своего времени отдает исследованию истории масонства. Oн изучает все доступные ему источники. Не имея возможности работать в масонских архивах, Башилов стремится познакомиться с людьми, знавшими масонскую деятельность изнутри. Получает сведения от лиц, порвавших с масонством. Oдин из его знакомых Морозов с целью изучения деятельности «вольных каменщиков» еще в конце 30-х годов в Китае проник в масонскую ложу и даже с целью упрочения своего положения в масонских кругах собирался жениться на еврейке. Так этот Морозов имел большую библиотеку по истории масонства, которую и предоставил в распоряжение Башилова. Морозов был убит – его тело бросили на провода высокого напряжения. Вскоре после похорон пропали его библиотека и архивы.
В течение 50-х годов Башилов подготавливает семь книг «История русского масонства», а в 60-е еще две – восьмую и девятую (последняя так и не вышла в свет при жизни автора). Oпираясь на серьезные исторические материалы XVII–XX веков, Башилов показывает «вольных каменщиков» как страшную антинациональную силу, стремящуюся погубить и расчленить Россию. С Петра I правящий класс и интеллигенция подпали под влияние масонской идеологии и, таким образом, подготовили антирусскую революцию.
Башилов рассматривал масонство не просто как западническую организацию, а как идеологическое оружие, направленное против России. Свое повествование о борьбе русской и масонской идеологии он начинает с Древней Руси.
С самого начала у Башилова возникли серьезные проблемы с публикацией его труда. Даже дружественно настроенные к историку издательства, в том числе «Наша страна», из соображений безопасности отказали ему. Башилов вынужден создать собственное издательство «Русь», совмещая в своем лице несколько издательских профессий. Продолжая вести до предела напряженную жизнь, Башилов тем не менее не перестает печататься в русских патриотических изданиях: «Наша страна», «Знамение России», «Жар-Птица», «Владимирский вестник». Выходят и новые книги: «Пламя в снегах», «Мифы о русской душе и русском характере», «Миф о русском сверхимпериализме», «Незаслуженная слава (Мысли об антинациональной роли русской интеллигенции)», «Унтерменши, морлоки или русские» и др. В этих книгах Башилов раскрывает величие России, разбивает мифы иудейско-масонской пропаганды о «реакционности» и «бескультурности» русского народа.
Дело Бориса Башилова живет и побеждает.
Его книги выходят и пользуются
популярностью в современной России
В это же время Башилов принимает участие в работе Российского Имперского Союза-Oрдена. В 1955-м он вместе с Н.И. Сахновским, А.Н. Макотченко и Сарматовым выпускает книгу «Всемирный тайный заговор» («Протоколы сионских мудрецов» по тексту С.А. Нилуса) с комментариями, а в 1957-м – исследование В.М. Мокшанского «Сущность еврейского вопроса». В рамках Российского Имперского Союза-Oрдена Башилов содействует выходу книг о русской монархии (труды Л.А. Тихомирова и Н.П. Казакова) и убийстве Царской семьи (труды Н.А. Соколова и М.К. Дитерихса). Несмотря на небольшие тиражи (300–700 экз.), книги эти оказали большое влияние на идеологию русской монархической эмиграции. Информацию об издательской деятельности Башилова сообщил мне сам Макотченко, единственный живой свидетель этих лет. Он же рассказал мне о больших планах Башилова по изучению тайных сил, разрушивших Россию.
Книги и публикации Башилова расходились по всему миру, привлекая к нему множество новых друзей и почитателей и еще больше – врагов. Еврейская и либерально-масонская печать установили вокруг историка и писателя блокаду молчания. На страницах еврейской газеты «Новое русское слово» было опубликовано клеветническое письмо. Автор открыто призывал осудить Башилова. В адрес писателя понеслись угрозы. На него устраиваются нападения. В начале 60-х Башилов был зверски избит возле Русского дома в Буэнос-Айресе двумя громилами, нанятыми масонской ложей.
Как выяснилось впоследствии, все годы эмиграции Башилов находился под колпаком советских спецслужб. Несмотря на все его старания скрыть свое настоящее имя, КГБ оно было хорошо известно. Более того, один из наборщиков в издательстве «Русь» был агентом советской разведки и сообщал на Лубянку о деятельности Башилова. Oбо всем этом стало известно из переписки первой жены и детей Башилова с КГБ. В середине 50-х годов они пытались выяснить его судьбу и направили запрос в компетентные органы. В ответ им пришло письмо, в котором сообщалось, что их муж и отец живет в Аргентине под именем Борис Башилов. В ответе указывался его адрес в Буэнос-Айресе. Первая жена и дети направили Башилову письмо, на которое получили теплый, но уклончивый ответ. Башилов опасался за их судьбу и категорически отрицал, что он и есть тот самый Борис Платонович Юркевич, однако вместе с тем предложил продолжить переписку, чтобы помочь им найти отца и мужа. В письме были приведены некоторые семейные выражения, используя которые Башилов давал понять своим близким, что он именно тот, кого они искали. Эта переписка продолжалась вплоть до смерти публициста.
В 1970-м, незадолго до кончины, Башилов продал свою гостиницу-пансионат, рассчитывая на вырученные средства издать полное собрание своих сочинений. Однако денег не хватало. Кто-то посоветовал ему вложить всю свою наличность в «очень прибыльную фирму» «Билдинг корпорейшн», обещавшую своим клиентам 27% прибыли. Ради издания книг он решил рискнуть. Oднако вскоре фирма лопнула, и ее руководители бежали с остатком денег вкладчиков. Для Башилова это стало крушением надежд издать свои книги, и прежде всего многотомное исследование «Русское мировоззрение». Когда писатель получил горестное известие, он был один, его хватил удар, и врача было вызвать некому. Некоторое время писатель лежал один. Когда сумели вызвать врача, было уже поздно, Башилов умирал. Смерть произошла 2 ноября 1970 года. Макотченко вспоминает, что жена Башилова в отчаянии кричала: «Кончено, кончено, на час бы раньше!» – и все не могла поверить, что он, в самом деле, умер, думала, что у мужа летаргический сон, как это однажды случилось во время войны. Не разрешала его хоронить. Только после специальных надрезов, которые сделал доктор, она смогла поверить, что муж действительно умер.
Хоронили Башилова очень скромно на кладбище Сан-Мартино. Отпевал писателя его друг владыка Леонтий. Во время ритуальной службы слезы текли из его глаз, народу на похоронах было немного. Когда возвращались с кладбища на машине, одно за другим пробились два колеса. Владыка Леонтий сказал: «Это знамение!»
Вернувшись из Аргентины, я на основе найденных мною материалов и первых публикаций Башилова подготовил новое издание его книги «История русского масонства».
Олег ПЛАТОНОВ