Первое государство на территории Белоруссии

Реанимация белорусского национализма

Белорусский национализм 
0
676
Время на чтение 6 минут

Древний Полоцк

Источник: ФСК
Иллюстрация: ФСК

Со времени выхода в Минске первого тома академической «Истории белорусской государственности» (2018) в новейшей учебной литературе стала тиражироваться мысль, что Полоцкое княжество было первой исторической формой государственности на территории Беларуси.

Так говорится, например, в школьном учебном пособии по истории Беларуси для 10 класса (2020). А вот в учебном пособии для 6 класса, посвящённом историческому периоду с древнейших времён до конца XV в., изданном в 2016 г., всё ещё утверждается мысль, что «Древняя Русь – общее государство восточных славян». Там же указывается на единство Руси: сходство в хозяйственной деятельности и образе жизни, прочные торговые связи, близость происхождения, общая историческая судьба, «древнерусская народность».

Полоцкое княжество

Полоцкое княжество

Те же мысли встречаются и в более раннем издании учебного пособия для 6 класса (2009). Таким образом, под влиянием «Истории белорусской государственности» в школьных учебниках совершается поворот: исчезает упоминание о древнерусской народности и едином древнерусском государстве. Вместо представления о государственном и этническом единстве восточных славян насаждается мысль о племенной обособленности кривичей, дреговичей и радимичей, а также об особом государстве – Полоцком княжестве (земле).

Издания Института истории Белорусской академии наук, начиная с 1994 г., постоянно твердят о том, что в Полоцке была своя государственность, а его нахождение в составе древнерусской державы было временным и очень непродолжительным. Академические «Очерки истории Беларуси» 1994 г., «История Беларуси» в 6 томах 2007 г. и новейшая «История белорусской государственности» 2018 г. представляют собой в этом отношении одну линию развития.

Остаётся только удивляться, как в школьных учебниках удавалось некоторое время сохранять положение о существовании государственного, этнического и культурного единства Киевской Руси. Не последнюю роль в этом играло учебное пособие «История Беларуси» для высших учебных заведений, написанное коллективом авторов под редакцией проф. Евгения Новика (изд. 1998, 2000, 2007 гг.). Здесь даётся взвешенная критика академических изданий.

О том, что представляла из себя Киевская Русь в политическом отношении, споры ведутся давно. В разное время и разными академическими школами предлагались такие трактовки, как держава Рюриковичей, союз городских областей, раннефеодальная монархия, федерация земель-княжений и др. Однако вряд ли можно отрицать тезис о том, что у народа-Руси сформировалась своя государственность: верховная власть и её институты, правовая система, территориальное единство, внутренние экономические связи и социально-культурная общность.

От своего начала государственность русского народа развивалась, менялись её стадии и формы, но в своей сути она оставалась единой и веками определялась единством самосознания. В древней Руси не существовало понятия «гражданство», но бытовали термины «Русская земля», «сыны Русские». Если присмотреться внимательно, то, что преподносится в современной научной и учебной белорусской литературе как «Полоцкая Русь», «Полоцкая земля», есть, в сущности, не особое государство, а одно из состояний государственности, присущей древней Руси.

Если взять такой признак государства, как верховная власть, то в Полоцкой земле она принадлежит княжеской фамилии, представляющей собой одну из линий Рюриковичей. В академической «Истории белорусской государственности» династия полоцких князей обозначается как «Рогволодовичи-Изяславичи». Упоминание Рогволода здесь не случайно, ведь этот первый известный по имени полоцкий князь, по-видимому, не был из рода Рюриковичей, а значит, от него происходит иная династия.

Памятник князю Всеславу в Полоцке

Памятник князю Всеславу в Полоцке

По представлению авторов академической «Истории», в Полоцке от самого начала правят князья смешанного происхождения, одновременно Рогволодовичи (по женской линии от Рогнеды) и в то же время Рюриковичи (от Изяслава, сына Рогнеды от Владимира). Однако у древнерусских летописцев фамильная принадлежность определялась по отцовской линии. Почему в Повести временных лет говорилось: в 1001 г. «преставился Изяслав, отец Брячислава, сын Владимира», в 1003 г. «преставился Всеслав, сын Изяслава, внук Владимира», в 1044 г. «умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира». Во всех этих примерах счёт ведётся от князя Владимира Рюриковича, Крестителя Руси, но никак не от Рогволода.

Династия полоцких князей обозначается как «Рогволодовы внуки» только в позднейшем памятнике московского летописания XVI в. – Никоновской летописи. Это фраза из поэтизированной легенды о вражде полоцких и киевских князей. Древнерусские летописцы никакой «династии Рогволодовичей» не знали. В понимании древних авторов Повести временных лет в Полоцке княжила династия Рюриковичей, происходящая от Владимира-Крестителя. Показательно, что родовым знаком полоцких князей стал трезубец Рюриковичей. Они не обособляли себя от других князей Русской земли.

Если обратиться к характеристике правительственной деятельности полоцких князей, то они предстают как типичные вотчинники: строят города, нападают на соседние земли, выводят из них жителей, чтобы продавать их в рабство или населять ими свои области. Так, Брячислав (правил в 1003–1044) нападал на Новгород и получил от Ярослава Киевского города Витебск и Усвят. Ведь Ярослав, по отзыву Повести временных лет, был «самовластцем в Русской земле», то есть её верховным правителем. Всеслав Полоцкий (1044–1101, с перерывами) тоже нападал на Новгород, чтобы получить от наследников Ярослава новые земли. В 1068 г. киевляне выбирают находящегося в темнице Всеслава Полоцкого своим князем. Очевидно, они не рассматривают его как представителя чужой династии или чужеземного правителя.

Судьбами полоцких князей в 1129 распорядился киевский князь Мстислав, выслав их с женами и детьми в Византию «за преступление крестного целования», то есть за отказ защищать Русскую землю от половцев вместе с другими русскими князьями. Будь полоцкие князья правителями другого государства, какой смысл был Мстиславу так с ними поступать? Во второй половине XII в. полоцкие князья воевали больше между собой, что опять же понуждало соседей вмешиваться в эти распри ради их усмирения. На этом фоне в «Слове о полку Игореве» выделяется полоцкий князь Изяслав Василькович, который не только умел мечом «позвонить о шлемы литовские», но и погиб в степи вдали от родных пределов в борьбе с половцами за общие русские интересы.

Печать князя Изяслава Полоцкого в виде трезубца Рюриковичей

Печать князя Изяслава Полоцкого в виде трезубца Рюриковичей

Территория Полоцкого княжества тоже не представляла собой чего-то обособленного от Русской земли. Например, киевские князья ходили на литовские племена, чтобы наложить на них дань. Эти походы они совершали через земли Полоцкого княжества, при этом, очевидно, полоцкие князья принимали в них участие в качестве подчинённых. В 983 г. на Литву ходил князь Владимир, в 1038, 1040, 1044 гг. на литовские племена водил походы князь Ярослав. Не случайно в Повесть временных лет говорится, что «литва, зимигола, корсь, нарова, ливы» дань дают Руси, а не одному Полоцкому княжеству.

В экономическом отношении земли кривичей были тесно связаны с Киевом, этим ключевым городом днепровской торговли. Кривичи участвовали в походе киевского князя Олега на Константинополь в 907 г., часть полученной от греков дани тогда получил и Полоцк. Византийский император в своём сочинении «Об управлении империей» (середина X в.) описывает сбор дани киевскими князьями (полюдье) и упоминает среди данников кривичей. Очевидно, речь идёт не только о смоленских кривичах, но и полоцких. Владимир-Креститель направляет в Полоцк своего сына Изяслава в 988 г. не в качестве независимого правителя, а как своего наместника. Изяслав, как и другие князья-наместники, должен был платить киевскому князю «урок» (дань). В то же время в Киеве у полоцких князей был постоянный двор, куда они перевозили товары для днепровской торговли (в 1068 г., например, упоминается «Брячиславов двор»).

К всему этому можно добавить, что в церковном отношении Полоцкая земля не представляла что-то особенное, но была епархией Киевской митрополии. В Полоцком княжестве известны те же должности, что и в других областях Киевской Руси, суд совершался на основе распространённого на Руси обычного права («Русской правды»). Полочане именовали свою землю «Русской» (в договоре с Ригой 1264 г.), а самих себя, очевидно, «Русью», то есть относили себя к русскому народу.

Очередная попытка ввести в белорусскую учебную литературу трактовку Полоцкого княжества как обособленного государства выглядит реанимацией белорусского национализма. Для него всегда было свойственно делать акцент на истории Полоцкого княжества, игнорируя историю Туровского княжества, которое было органической частью Киевской Руси. В самом деле: на каком основании даётся предпочтение Полоцку перед Туровом в вопросе о становлении и развитии «белорусской государственности»? Ответ напрашивается ясный: потому что в истории Полоцкого княжества больше примеров «сепаратизма» полочан. Значит, можно вести речь о «самобытности», «самостоятельности» и проч. Только историческая картина при этом выходит тусклой, одноцветной и далёкой от действительности.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Хотеев
Почему царь Алексей Михайлович не удержал Белоруссию и Малороссию?
Исторические параллели к специальной военной операции (СВО) на Украине
01.04.2022
Закон, оставшийся мёртвой буквой
Мир между разделёнными в христианской вере многократно нарушался католической стороной
18.02.2022
Что сделал Петр Великий для православных белорусов
Вспоминая добрым словом русского монарха
01.12.2021
​​​​​​​Нужно ли воздвигать в Белоруссии памятники литовским князьям?
Что это – благодарность за подчинение, дань, передачу земель инородным вельможам?
03.11.2021
Все статьи Алексей Хотеев
Белорусский национализм
«Литвинов ждёт судьба фашистских коллаборантов»
2 апреля отмечается День единения народов России и Белоруссии
02.04.2024
Праздник со слезами на глазах для белорусской оппозиции
«День воли» беглой белорусской оппозиции в очередной раз предсказуемо провалился
01.04.2024
Нас ждёт именно такой страшный сценарий! //
Битва за людей, выборы в США, будущее Украины
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07