Древнерусская народность – пропущенное звено

Информация об этническом единстве древней Руси не укладывается в доктрину самобытного развития белорусского народа и его государственности

Белорусский национализм 
0
918
Время на чтение 6 минут

Восточнославянский город

О формировании этноса восточных славян – народа Русь

Процессу формирования белорусского народа уделяется особое внимание на страницах учебников истории. В последнем издании учебного пособия для 10 класса (2020) этот процесс рассматривается как последовательный переход от племени к народности, затем к нации. Согласно учебнику, «белорусская народность» начинает складываться в конце XIII – начале XIV в., а заканчивается этот процесс в XVI в. Если следовать учебным схемам, то «белорусская народность» образуется на племенной основе кривичей, дреговичей и радимичей. Формирование этих этнических общностей авторы относят к VIII–IX вв. Выходит, что племена кривичей, дреговичей и радимичей просуществовали до конца XIII в., когда на их основе начала складываться «белорусская народность». Здесь отсутствует одно звено – этническая общность древней Руси, древнерусская народность.

Учебник истории Белоруссии. 6 класс

Получается несуразно. Ведь в учебном пособии для 6 класса (2016) встречается утверждение о существовании «восточнославянской общности», которую иногда называют «древнерусской народностью». Однако пока шестиклассники дойдут до десятого класса, они забудут о «древнерусской народности» и потом им о ней не напомнят.

Почему так? Ответ ясен: информация об этническом единстве древней Руси не укладывается в доктрину самобытного развития белорусского народа и его государственности.

Учебник истории Белоруссии. 10 класс

Пускай на высоком официальном уровне в Беларуси делаются заявления о родстве белорусов, русских и украинцев, в учебниках об этом говорится вскользь. На школьном уровне формируется иная «национальная концепция», согласно которой ближайшими родственниками белорусов оказываются литовцы и латыши (балты). Ведь кривичи, дреговичи и радимичи, по мнению авторов учебного пособия для 10 класса, хотя и были славянскими племенами, но ассимилировали балтов, и это, мол, сыграло решающую роль в формировании белорусского народа. Более того: по мнению авторов, само образование этого народа происходило в «литовский период», во время существования Великого княжества Литовского.

Понятийная последовательность «племя – народность – нация» закрепилась в научной и учебной литературе в советскую эпоху. Отсюда она была перенесена в современное учебное пособие по белорусской истории. В определениях, которые даются для каждой из названных стадий этнического развития, присутствуют общие черты: сознание единства происхождения; общность территории проживания и языка; единство духовной и материальной культуры. Различие между племенем, народностью и нацией в советской трактовке сводится преимущественно к тому, что племенами жили до создания государства, народности складывались в государствах с феодальным устройством, а нации образовались с развитием капиталистического строя.

Минск, замок

Даже при таком таком подходе (далеко не единственном) авторы современного белорусского учебного пособия впадают в противоречие с собственным понятийным аппаратом. В одном месте они пишут, что известные на территории Беларуси в VIII - IX вв. кривичи, дреговичи и радимичи были «этнотерриториальными общностями», в основе которых лежали не столько родоплеменные, сколько территориальные, экономические и культурные связи. В другом месте утверждают, что это были «славянские племена», ассимилировавшие балтов. Наконец, говорится, что у кривичей, дреговичей и радимичей были племенные княжения, то есть начальные формы государства, из которых сформировались первые государственные образования на территории современной Беларуси – Полоцкое и Туровское княжества. Спрашивается: кривичи, дреговичи, радимичи (наряду с другими сообществами, названными в Повести временных лет – полянами, древлянами, северянами и т.д.) были племенами или же все-таки новыми общностями, в которых над родственными преобладали территориальные, экономические и прочие связи? Далее, если на основе этих «этнотерриториальных общностей» формируются княжения и наступает государственная эпоха, значит, появляются «народности» кривичей, дреговичей, радимичей и т.д.

В итоге в учебном пособии появляется конгломерат из «общностей», занимающих некое переходное положение между племенем и народностью. Затем на этой основе якобы формируются «государства» – Полоцкое и Туровское княжества. А на соседних землях также складываются особые государства-княжества.

Конечно, с научной точки зрения, если вопрос сложный, то на него могут даваться различные, порой противоположные ответы; могут вводиться и переходные ступени между разными стадиями процесса этнического развития. Почему же авторы, выбравшие, по-видимому, плюралистическое изложение различных мнений по вопросу о расселении славянских племен и о начале государства Руси, не стали излагать альтернативную точку зрения о существовании «древнерусской народности»?

Древние славяне

Можно было бы написать: «Некоторые исследователи признают формирование древнерусской народности в границах единого государства восточных славян – Киевской Руси». Тогда всё было бы последовательно: вот – одна точка зрения, вот – другая.

По тому же вопросу в учебнике истории БССР 1989 года издания было написано: «Материальная культура славян отличается удивительным единством своих черт и признаков, указывая тем самым на единый источник, откуда шло их расселение», то есть на Среднее Поднепровье. Или в другом месте: «В условиях единого государства, при наличии общих черт в экономическом, общественном и культурном развитии складывается новая историческая общность людей – древнерусская народность, пришедшая на смену племенам. В различных частях страны славяне стали говорить на одном древнерусском языке. Они осознавали себя как один народ с общей родиной, общим языком, общей историей и общей судьбой». Здесь общая историческая родина, общая история – не дань советскому прошлому, а вывод на основании множества собранных и критически изученных фактов.

Одна группа славян с территории своей прародины в верховьях Вислы и Одера в середине I тыс. н.э. двинулась на восток и осела в Побужье, по Припяти до среднего Днепра. Здесь сформировались славяне, названные в исторической литературе «восточными». В VIII - IX вв. они начали расселяться севернее Припяти. Расселение восточных славян на территории современной Беларуси практически совпало с началом государства Руси. Славяне принесли с собой пашенное земледелие, соху, двуполье (перелог). Вместо небольших по размеру балтских городищ стали строиться большие по площади и хорошо укреплённые города, вокруг которых гнёздами располагались села-пригороды. Восточные славяне во время своего расселения уже преодолели остатки родоплеменного строя и жили территориальными объединениями, названия которых получили от географических особенностей местности. Имена «кривичей», «дреговичей» и «радимичей» они заимствовали от осевших ранее балтских племён вместе с названиями некоторых рек севернее Припяти. Восточнославянские городские области управлялись вечевыми собраниями, которые контролировала знать, а военные функции в них выполняли выборные военные вожди-князья. Объединение двух крупных центров славянского расселения – Новгорода и Киева – положило начало государственному объединению славянских земель. Этому процессу способствовало интенсивное развитие военно-транзитного торгового пути «из варяг в греки», который стремились держать в своей власти предводители варяжских дружин. Образованное таким образом государство получило наименование «Русская земля», а её жители стали называться «Русью».

В советской научной и учебной литературе использовалось определение «древнерусская народность». Наверное, оно не самое удачное. Речь идёт о формировании одного этноса восточных славян – народа Русь. В период X – середины XIII в. существовала единая культура Руси, сформированная в значительной степени Православной верой. Археология и изучение письменных памятников дают ясное подтверждение культурного единства. На таком фоне курьёзно выглядят попытки обосновать различие материальной культуры древней Руси указанием авторов белорусского учебного пособия на различие височных украшений «кривичанок», «дреговичанок» и «радимичанок».

Культура Руси достигла высокой ступени развития, явила яркие отличительные особенности в контексте того, что с полным правом может быть названо восточно-европейской цивилизацией.

Авторы современного учебного пособия по белорусской истории для 10 класса, где производится обобщение исторических сведений за целых восемь веков государственной жизни на территории нынешней Беларуси (до конца XVIII в.), имели прекрасную возможность обозначить общую культурную основу восточных славян. Однако они этого не сделали, напустив туман из «этнотерриториальных общностей», стараясь показать этническую обособленность земель западной Руси и потакая измышлениям белорусских националистов. Только зачем опрокидывать текущую политику в прошлое?

Заглавное фото: восточнославянский город

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Хотеев
Почему царь Алексей Михайлович не удержал Белоруссию и Малороссию?
Исторические параллели к специальной военной операции (СВО) на Украине
01.04.2022
Закон, оставшийся мёртвой буквой
Мир между разделёнными в христианской вере многократно нарушался католической стороной
18.02.2022
Что сделал Петр Великий для православных белорусов
Вспоминая добрым словом русского монарха
01.12.2021
​​​​​​​Нужно ли воздвигать в Белоруссии памятники литовским князьям?
Что это – благодарность за подчинение, дань, передачу земель инородным вельможам?
03.11.2021
Все статьи Алексей Хотеев
Белорусский национализм
«Литвинов ждёт судьба фашистских коллаборантов»
2 апреля отмечается День единения народов России и Белоруссии
02.04.2024
Праздник со слезами на глазах для белорусской оппозиции
«День воли» беглой белорусской оппозиции в очередной раз предсказуемо провалился
01.04.2024
Нас ждёт именно такой страшный сценарий! //
Битва за людей, выборы в США, будущее Украины
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии