Святитель Арсений Элассонский

Ко дню памяти

Священник Дмитрий Шишкин 
0
18.08.2021 1256

Источник: Блог автора

Вчера был день обретения мощей святителя Арсения Элассонского. Как-то я упустил эту дату из внимания, а мне, между тем, давно хотелось несколько слов сказать об этом дивном угоднике Божием и о моей чудесной встрече и «заочном» знакомстве с ним.

В 2006 году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря мы с отцом Максимом Усенко отправились с большой иконой и частицей мощей святителя и исповедника Луки в благословенную Элладу. Примерно через месяц отец Максим по семейным обстоятельствам должен был вернуться домой, а я остался еще примерно на месяц.

В это время меня с частицей мощей и иконой святителя возили по монастырям и храмам Северной Греции. Почти каждый день мы служили литургию и молебны, духовенство и народ с благоговением прикладывались к иконе и мощам дивного угодника Божия, но в непрестанном круговороте событий и передвижений, я порой не успевал понять, где я нахожусь, а, главное, то и дело оказывался в таких местах, где меня окружали одни греки и я ни слова не понимал из того, что они говорят, а они не понимали того, что говорю я. Ну или понимали с большим трудом.

И вот, в один из таких дней мы едем по живописной местности, проезжаем какие-то сёла, рощи и фермы, поднимаемся всё выше в гору по извилистым грунтовым дорогам и в какой-то момент один из греков, оборачивается и радостно возглашает: Олимпус! И рукой ещё так взмахивает, мол, ого-го! Ну и я в ответ тоже так радостно и понимающе отвечаю ему: нэ, нэ! (то есть: «да, да», по-гречески), хоть на самом деле вообще не понимаю, причем тут Олимп и почему мне именно сейчас нужно радоваться. Просто я привык, что греки очень эмоциональный народ и, не желая признавать, что ты по-гречески ни бельмеса не понимаешь, начинают порой весьма экспансивно и многословно делиться своей радостью, так что я, в конце концов, просто стал «радоваться с радующимися», как заповедал Апостол, не вникая, да и не имея порой возможности вникнуть в причину их радости.

Говорю: «не имея возможности», потому что вот как раз именно в эту очередную поездку по Северной Греции получилось так, что совершенно никто уже из сопровождавших меня не знал русского языка, а я совершенно не знал греческого, кроме каких-то отдельных слов и фраз, вроде «апо потэ инэ о наос?», то есть «когда был построен этот храм?». Впрочем произнесение этой фразы не имело в это раз никакого смысла, потому что изначально она была частью розыгрыша, организованного русскоязычным монахом отцом Серафимом, который неизменно (кроме последней поездки) сопровождал меня в посещении святых мест. Отец Серафим научил меня довольно бойко произносить эту фразу и всякий раз, когда мы оказывались в очередном храме, я должен был представителю местной общины задать этот вопрос, после чего тот принимался оживленно рассказывать об истории создания храма. Я делал вид, что внимательно слушаю, а отец Серафим веселился от души, наслаждаясь произведенным эффектом. Конечно, потом он мне переводил, о чем шла речь. Но я отвлекся…

Итак: Олимпус! и – О, нэ, нэ! А дальше ещё с полчаса пути всё выше по извилистым и крутым дорогам и мы оказались в старинном, но прекрасно отреставрированном и действующем монастыре Агиос Триадос, то есть в монастыре Святой Троицы. Привечал нас священноархимандрит монастыря и правящий архиепископ этой местности – митрополит Василий.

Икону и мощи Святителя монахи поместили в алтаре главного храма, меня устроили в уютной одноместной келье и начались «праздничные будни», когда мы каждое утро выезжали в окрестные селения и монастыри для торжественных служб и поклонения мощам святителя Луки, которого и тогда уже в Греции почитали как Вселенского Святого.

И вот в один из июльских дней (помню стояла страшная жара) мы приехали в небольшой, древний монастырь, стоящий на невысокой горе, с которой открывался великолепный вид на долину и расположенный в ней небольшой городок. Послужили литургию, как водится посидели в архондарике за традиционным греческим угощением, а потом меня отвели в уединенную прохладную комнатушку, где я, по ироническому замечании. А. П. Чехова «дал волю своему таланту, то есть лег спать»…

Проснулся я примерно через час. В монастыре царила обычная для полуденной сиесты тишина. Только цикады трещали нещадно. Я еще раз сходил в древний храм, украшенный фресками четырнадцатого века, постоял, помолился в прохладной тишине, прислушиваясь к светлым мыслям, которые навевала сама обстановка этого «намоленного», святого места.

Под вечер прибыл в монастырь владыка Василий. Стоя у обрыва скалы и указывая рукой, он провел заочную экскурсию по городку, после чего мы на машинах спустились вниз и вскоре подъехали к выстроенному в русском стиле современному храму. И вот тут греки пришли прямо-таки в неистовое, хоть и благочестивое веселье, и всё указывали мне на изображение какого-то святого, и подвели меня к раке с частицей его мощей и всё повторяли радостно, заглядывая в глаза: агиос Арсениос, агиос Арсениос! И я по обыкновению радовался вместе с ними, но хоть и понимал, что меня специально привезли в этот храм и специально показывают икону и дают приложиться к мощам, но к стыду своему совершенно не понимал - в чём именно состоит эта «особенность» и почему я должен как-то особенно радоваться. Но радовался от души. Да с греками и невозможно не радоваться, если они радуются. Такой уж это народ. Словом, мы порадовались вместе, поумилялись вволю, а напоследок они мне подарили икону этого самого святого и мы снова отправились восвояси, то есть в тот самый монастырь, в котором я обитал уже несколько дней.

И вот, представьте себе, только в этот – третий или четвертый день, до меня дошло, что монастырь этот находится на легендарной горе Олимп и греки пытались до меня – дурня – всякий раз донести простую мысль, что мы, вот, едем сейчас не куда-нибудь, а на сам Олимп! Здесь, конечно, надо пояснить, что гора Олимп известна в Греции не только, как обиталище мифических «богов», но и тем, что с древности обживалась православными монахами и обрастала монастырями, некоторые из которых до сих пор действуют.

В тот вечер, вернувшись с очередных торжеств, я оказался в любопытном месте, а именно – в редакции православного издания, которое размещалась в этом самом монастыре. А для меня это было в диковинку. Наши, русские монастыри тогда ещё только восстанавливались и большей частью представляли собой большую стройку со всеми вытекающими последствиями. Ни о какой издательской и просветительской деятельности там зачастую не могло быть и речи. А вот, греки, как оказалось, этот «строительный бум» пережили за четверть века до нас и теперь даже в небольших монастырях братия, как правило, в той или иной степени вовлечена в просветительскую деятельность. И вот именно это мне было удивительно и странно, но и радостно видеть. Вообще, даже уровень технической оснащенности этой малой редакции, как и вообще неожиданное сочетание древности и современности в монастыре, причем сочетание гармоничное – приятно меня удивляло. Компьютеры, интернет, телефонная связь (тогда «мобилки» еще не были в ходу), и даже горячая вода, словом – все атрибуты современной комфортной жизни, присутствовали в этом древнем горном монастыре и всем этим (надо отдать должное) греки как-то умели не злоупотреблять, а именно, что пользоваться благоразумно и сдержанно. Думаю, и нам в этом смысле, есть чему у них поучиться. Но я отвлекся...

Итак, один из монахов по благословению настоятеля, позвал меня ознакомиться с работой редакции того самого издания (название которого я сейчас не помню). И вот, среди прочего, кое-как, «на пальцах», грек стал мне объяснять, что тот святой, у которого мы «гостили сегодня» - это святитель Арсений Элассонский.

После смерти царя Иоанна Грозного, из России в Константинополь были присланы богатые дары за упокой души почившего. В 1585 году был в составе «благодарственной» делегации Арсений Элласонский был послан патриархом Константинопольским Феолиптом II в Москву, а на обратном пути, по просьбе Львовского православного братства возглавил их общину и оставался в этом городе два года. Между прочим, в это время он «к научению многоименитому Российскому роду» составил грамматику «еллинославянского языка». К слову, о «Украинском роде» тогда ещё и в самом Львове не было ничего слышно. Но это, как говорится, совсем другая история…

В 1588 году Арсений Элассонский с новым патриархом Константинопольским - Иеремией II снова отправился в Москву, где участвовал в переговорах, а затем и в возведении на патриаршую кафедру митрополита Иова. После этого митрополит Арсений остался жить в пределах Московии и волею судеб стал непосредственным свидетелем и участником трагических событий Смутного времени.

В какой-то момент он казался запертым в Московском кремле во время осады его поляками и в самый мучительный, тяжкий момент сподобился посещения преподобным Сергием Радонежским, который обрадовал святителя вестью, что по молитвам Божией Матери Русь будет спасена. В конце концов, епископ Арсений Элассонский с иконой Владимирской Божией Матери встречал ополчение Минина и Пожарского, входящего в Кремль с другой - Казанской иконой. Вот уж воистину: «Милость и истина сретостеся, радость и мир облобызастася» (Пс. 84:11).

Я, к стыду своему, тогда ничего не знал о митрополите Арсении, и большую часть того, о чем рассказываю теперь, узнал позже, но тогда, в монастыре, греческий монах буквально «в картинках» (запустив на компьютере диск) кое-как объяснил мне, что дни свои святитель Арсений закончил митрополитом Суздальским и был погребен в России. Несколько лет назад, после долгих переговоров и согласований, при посредничестве нынешнего патриарха Кирилла, удалось договориться с музеем-заповедником об открытии мощей митрополита Арсения и передаче частицы его мощей грекам. В Элассоне, как я понял, даже был специально выстроен храм, посвященный этому святому, и в этом храме приготовлен ковчег для частицы мощей. И вот, в 2005-м году с большой торжественностью и благоговением, с соблюдением всех необходимых правил и предписаний, мощи этого нашего общего греческого и русского святого были извлечены из склепа и помещены в специальную раку. В торжествах принимали участие митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий и митрополит Элассонский Василий, поле чего самим патриархом Алексием II частица мощей святителя Арсения Элассонского торжественно была передана Элладской Церкви.

Такая, вот, удивительная история встречи с русским святым в благословенной Элладе произошла в моей жизни пятнадцать лет назад.

Господи, молитвами святителя Элассонского и Суздальского Арсения, помилуй нас!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Дмитрий Шишкин
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
К вопросу о Царской дороге: две существенные ошибки эксперта Л.А. Лыковой
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:55
«Общество наше почти безнадежно расколото»
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:51
«Екатеринбургские останки». Тени не гасят солнца
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:48
Борьба тупоконечников с остроконечниками
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:20
Не стоит слепо перенимать западный опыт
Новый комментарий от _Ольга_
26.11.2021 18:58