«Новый Гулливер» - уникальный, страшный, не детский

0
701
Время на чтение 5 минут

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник -  https://www.mosfilm.ru/Источник: блог автора

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник - https://www.mosfilm.ru/

Принято считать, что в Голливуде переиначивают классику – в угоду текущей конъюнктуре, хотя советское кино этим отличалось с самого начала, особенно детское. И …получалось интересное прочтение. Переделывали всё – от классических сюжетов до русских народных сказок. Даже в новые темы вставляли нечто актуальное – допустим, кукол в «Золотом ключике» 1939 года спасает …полярный лётчик, прибывший на волшебном корабле, чего не было в первоисточнике Алексея Толстого 1936 года.

Однако самый изысканный и крутой вариант – «Новый Гулливер» (1935), где пионер из «Артека» попадает (во сне) в Лилипутию и, как обычно, затевает там революцию при поддержке местного населения. Это вообще было одно из любимых направлений детской литературы-и-кино – пионер, как разрушитель вражеской системы. Разумеется, сказочной - с королями-недоумками и прочей пакостью. Но опять-таки, «Новый Гулливер» выделяется на общем фоне.

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник -  https://www.mosfilm.ru/

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник - https://www.mosfilm.ru/

Во-первых, нам показывают главный пионерлагерь страны – жемчужину Крыма, куда хотели попасть все (или почти все) дети. Во-вторых, парень не просто пионер, он – ОСВОДовский активист. ОСВОД – общество спасения на водах, весьма популярная тема эпохи. В-третьих, фильм не детский. Глубже. В мои 7-8 лет мне была интересна фабула и куколки, а теперь – виды Артека 1930-х, типажи подростков и удивительные для того времени спецэффекты. Здесь применён метод совмещения человека и куклы в едином пространстве.

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник -  https://www.mosfilm.ru/

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник - https://www.mosfilm.ru/

Кукол в этой киноленте – более полутора тысяч и всё это ваяли вручную. Вообще, до определённого момента советское кино шло не только вровень с общемировым, но где-то обгоняло его, а потом всё застопорилось из-за директив начальства – все эксперименты назвали «формализмом» и началась эра сугубо реалистичных кинокартин. Поэтому у нас было так мало нормальной кинофантастики – при богатейшем литературном базисе.

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник -  https://www.mosfilm.ru/

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник - https://www.mosfilm.ru/

Но вернёмся в Лилипутию. Здесь потрясающее смешение всего – знать во главе с королём носит одежду начала XVIII века – из эпохи самого Джонатана Свифта, да и пионер-Гулливер иной раз напоминает …Петра I в бытность его голландским подмастерьем в городе Зандаме. С пионерским галстуком, правда. Тем не менее, у них там есть заводы-монстры, современное вооружение, а также презанятный джаз-бэнд с привычным набором инструментов и кордебалет глупых блондинок с тонкими бровями (голливудский шик 1930-х).

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник -  https://www.mosfilm.ru/ Ноты хита, как видим, адресованные какой-то Оле. Источник - аукционный сайт https://ru.bidspirit.com/ui/home/?lang=ru

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник - https://www.mosfilm.ru/ Ноты хита, как видим, адресованные какой-то Оле. Источник - аукционный сайт https://ru.bidspirit.com/ui/home/?lang=ru

Отвлекусь. Хит «Моя Лилипуточка» был так популярен …нет даже не в Лилипутии, а в Советском Союзе, что издавались его ноты. Кстати, о том подземном заводе, что испугал меня в детстве... Это некий промышленный гигант - в прямом смысле этого слова. Комбинат-терминатор. Эта тема вообще была одной из болезненных в 1920-1930-х годах – культ машин, перерастающий в бунт машин или же в подмену человека – автоматом; в уничтожение человечества путём автоматизации бытия.

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник -  https://www.mosfilm.ru Далее - кадр из фильма «Метрополис» (1927).

Кадр из фильма «Метрополис» (1927). Источник - https://www.kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Новый Гулливер» (1935). Источник - https://www.mosfilm.ru Далее - кадр из фильма «Метрополис» (1927).

Сама идея жуткого завод-чудовища, издающего, к тому же безумные звуки (хотя, это просто мужской вздох в замедленном темпе), так вот идея взята из нашумевшего немецкого фильма 1920-х годов «Метрополис» Фрица Ланга – там пролетарии живут и трудятся под землёй, тогда как богачи проживают в шикарных небоскрёбах и садах надземного мира, а хорошенькие мажоры тусуются в Клубе Сыновей. Но даже в своём заимствовании советские авторы оказались круче - наш монстр куда как монстрее.

Есть такое странное чувство, что Короля из «Золушки» 1947 года случайно или же злонамеренно скопировали с Короля из «Нового Гулливера». Скриншоты.

Есть такое странное чувство, что Короля из «Золушки» 1947 года случайно или же злонамеренно скопировали с Короля из «Нового Гулливера». Скриншоты.

Важный момент – куклы-рабочие, хотя и однотипны, как любая масса, всё же выглядят именно как хомо-сапиенс, а вот всякие господа и полицейские – карикатуры. Кстати, у меня (и не только у меня) есть такое странное чувство, что Короля из «Золушки» 1947 года случайно или же злонамеренно скопировали с Короля из «Нового Гулливера», разве что сделали его положительным, а так – всё же улыбочки, ужимки, нежелание править и так далее. И как по-разному оно раскрывается!

Актёр Владимир Константинов. Источник - https://www.film.ru/persona/vladimir-konstantinov

Актёр Владимир Константинов. Источник - https://www.film.ru/persona/vladimir-konstantinov

Ещё одна тонкая идеологическая деталь. Когда пионер-Гулливер устанавливает власть рабочих, он символическим жестом выдирает колокол местного собора и принимается в него звонить, как в колокольчик на собрании. Когда парень наконец-то проснулся, он воскликнул: «Ребята, какие же вы большие!» и это не просто констатация факта, но возвращение в большой советский мир, где открываются необозримые горизонты. И напоследок - юный актёр, сыгравший главную роль – Володя Константинов погиб в 1944 году, защищая Родину.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
Спецэффекты без эффектов
О фильме «Сто лет тому вперёд»
04.05.2024
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29