«Трус, пекущийся о себе самом, никогда не станет героем»

Беседа с протоиереем Серафимом Недосекиным о святом Георгии и Великой Победе

0
842
Время на чтение 10 минут

В преддверии Дня Победы и к престольному празднику храма Святого великомученика Георгия Победоносца, что на Поклонной горе, продолжаем публикацию интервью с настоятелем храма протоиереем Серафимом Недосекиным.

Протоиерей Серафим Недосекин у Смоленской иконы Божией Матери Протоиерей Серафим Недосекин у Смоленской иконы Божией Матери

– Отец Серафим, вы служите в месте воинской славы. Та же акция «Бессмертный полк» собирает миллионы по стране и за рубежом. Это же практически христианское исповедание того, что у Бога все живы (ср. Мф. 22, 32). Многие ли сейчас воцерковляются через соприкосновение с опытом новомучеников и исповедников Церкви Русской, а памятуя о своих павших, приходят в храм?

– Конечно, люди обращаются. Погибшие на фронтах войны – это же тоже мученики. Когда в детстве к моим родителям приезжали священники-собратья с семьями, мы, дети, между собою перезнакомились. Знаю священников отца Кирилла Каледу и его брата Иоанна. Мы общаемся. Многие такие истории рассказывали они. Да и мой брат, отец Павел, входил в комиссию по канонизации новомучеников. Постоянно передавал нам что-нибудь порою ошеломительное из тех лет, что сохранилось в данных архивов или собрано по свидетельствам. Сначала была война против своего народа, потом война со внешним врагом, – но и там, и там война. Перестаешь как-то идеалистически представлять: вот, мол, святой… Святые – это такие же люди, как и мы с вами. Они жили на этой же земле. Состояли из той же плоти и крови. Каждый вел свою внутреннюю борьбу. Главное – каков итог жизни человека.

Иногда бывают просто мистические истории. У нас в храме как-то появилась икона святителя Василия Острожского. И вот приходит женщина и чуть ли в обморок не падает. Вообще-то она просто сюда на Поклонную гору, в музей, зашла, так как у нее в Великую Отечественную войну воевал отец, погиб, – таких потомков к нам много идет. Еще и потому, что именно у нас хранятся Книги памяти погибших в войну. И вот она решила подняться в храм. А до этого была в Черногории и там молилась святителю Василию, а после его икону всюду искала-искала… А тут пришла, смотрит: вот он! «Ой, а откуда это у вас эта икона?!» – стала расспрашивать. – «Такой-то, – объясняю, – нам пожертвовал ее». А это, оказывается, ее знакомый… Видимо, все эти совпадения выстроились для нее в какую-то внутренне глубоко пережитую промыслительную цепь событий, что она была совершенно потрясена. Часто именно так человек и обращается к глубинной, внутренней вере.

Нам пожертвовали в храм Смоленскую икону Божией Матери в благодарность Богу за Победу в Великой Отечественной войне

Еще нам пожертвовали в храм большую старинную Смоленскую икону Божией Матери. И подарили ее в благодарность Богу за Победу в Великой Отечественной войне, за выживших родных. Просто осознание этой благодарности у всех приходит в разное время.

– Собственно, и благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов был составлен и впервые отслужен только в 2010-м году. Хотя настоящие христиане за всё Бога благодарят. С тем же отцом Кириллом Каледой говорили как-то, что XX век, при том рассеянии (и за рубеж, и внутри страны – изгнание из монастырей, тюрьмы, лагеря), что было попущено православным, – обернулся своего рода апостолатом.

– Духовенство, иерархов специально сажали в камеры с уголовниками. Но они и там проповедовали Слово Божие. Просто по-человечески относились к своим сокамерникам. И те им даже мастерили потом богослужебные предметы из подручных вещиц. Какой-нибудь отпетый товарищ самоотверженно вытачивал евхаристический сосуд, отливал из олова лжицу. Также и иконочки вырезались. Даже самые пропащие, казалось бы, люди, а элементарное доброе отношение к ним чувствуют.

– А сейчас враг пытается разобщить всех и вся. Что делать?

– Мы все должны помнить, что у нас одни родители: Адам и Ева. Если у тебя накипает, подумай, что это твой брат или сестра. Надо всегда рассуждать. Святые отцы считают рассуждение высшей добродетелью. Нужно в себе воспитывать сдержанность. Прежде, чем что-то делать, надо стяжать тишину в сердце и разуме. Практически все наши ошибки – от поспешности. Те, кто при советской власти доносил, знаю, потом каялись. И на смертном одре уже слышишь о сожалении. Часто содеянное становится главной виной всей их жизни, и именно это ведет человека сквозь годы-десятилетия к покаянию. Еще в детстве, помню, смотрел я фильм «Камо грядеши», и его потом много раз пересматривал. Там был некий грек, который сдавал христиан, входил в общину, а потом всех на казнь спроваживал. Но после и он исповедовал: «И я – христианин». Но это всегда целая история человека, как он прошел через те или иные испытания, – смог ли сохранить спокойствие духа? Жизнь любого может стать примером в научение другим. Все мы связаны друг с другом. Пусть кто-то и поступает неподобающе, ты – действуй по-евангельски и неси свет. И всё оставляй на волю Божию. Господь не просто так сводит людей на жизненном пути.

– При советской власти поиск виноватых был некой навязываемой народу нормой. А нашему времени попущен непонятный вирус. Есть даже пророчество архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Виновных не ищите…». Что надо осознать?

– «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Это то, что отец Иоанн, помню, очень любил напоминать. Я и сам убедился: по жизни нужно смиренно идти, «честию друг друга болша творяще» (Рим. 12, 10), – как завещал апостол Павел. А мы ненавидим, злобствуем друг против друга. Но мы все едины на самом деле. И об этом надо свидетельствовать и тем, кто тебя ущемляет, чтобы взывать к их совести. В жизни бывает так, что кто-то тебя донимал-донимал, а когда ты с ним поговоришь, ты приобретаешь друга, брата, союзника. Вся жизнь – диалог. Не надо бояться. Нужно идти – говорить, учить примером, снова говорить.

– Отец Серафим, а Господь же тоже даже апостолам проводит разграничительные линии, буйки ставит, за которые не надо до времени заплывать: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10, 5). Если бы мы только все жили по-новозаветному… Но этого же нет! И про троекратное обличение и дальнейшее прекращение общения тоже есть заповедь Господня (Мф. 18, 15–17). Или и для нас христианство – та самая патока, о которой в отношении интеллигенции говорил отец Димитрий Смирнов?

– Да, всё правильно, если ты плохо Евангелие читал и из рук вон плохо упражнялся в нем, то будет тебе наказание: к тебе начнут относиться как к мытарю или язычнику (ср. Мф. 18, 17), и виноватых не ищи. Виноват ты сам. Ты сам – критерий всему. Тебе Господь всё открывает. Тем более сейчас, когда во всем мире такой накал напряженности межгосударственной/межнациональной, так высок уровень конфликтности между людьми, – всех пытаются друг с другом лбами столкнуть.

У нас многонациональный приход. Порою народ приходит уже заряженный на рознь, из разных национальных общин, начинают всё это выплескивать здесь, – смотришь… «Молчи! – схватишь кого из слушающих за руку, – не надо!» Да, он высказал, а ты потерпи на нем. И даже на себе потерпи. Он высказал, успокоился, и только тогда ты можешь в тихости, благовременно что-то начать говорить: «А что в Евангелии сказано? Если вот так-то произошло, как надо поступить?» и т.д. С кем поведешься, от того и наберешься. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил всегда: «Читайте Священное Писание». Мои родители добавляли: «Всегда имейте духовников». Проблем достаточно: у нас сейчас начнется новый виток младостарчества.

Храм великомученника Георгия Победоносца на Поклонной горе

Храм великомученника Георгия Победоносца на Поклонной горе

– Почему?

– В эпидемию слишком много поумирало опытных крепких священников. Господь самых лучших забирает к Себе. Для нас ныне время вспомнить, чему нас старшее поколение учило. Господь вчера, и днесь, Той же и во веки (ср. Евр. 13, 8). Жизнь, как калейдоскоп: антураж меняется, а суть явлений одна и та же. Надо рассуждать. А для этого просить у Бога дара рассуждения. А как ты его получишь? Нужно не перед телевизором сидеть, а читать Священное Писание. У каждого христианина есть вечером после вечерней молитвы такое время, когда надо посидеть, повспоминать, что я за день сделал: какие у меня промахи, что удалось? В следующий день надо положить все силы на то, чтобы этих минусов стало меньше. А по учению святых отцов мы знаем: грязь грязью не смывается, победить грех можно только противоположной добродетелью.

Грязь грязью не смывается, победить грех можно только противоположной добродетелью

Даже с молодежью начинаешь работать в социальной сфере, чтобы они учились делать добро: оно к вам же самим еще в этой жизни вернется. Но главное – им донести, что важно для них в жизни вечной. Иначе же ты можешь быть хорошим человеком, а стержня духовного в тебе нет…

– Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, как-то выразился про самодостаточно порядочных: «Жил праведно, но зря, – воли Божией не исполнил».

– И в какой-то момент такой человек растеряется, «выгорит», как сейчас говорят. Он же и сам толком не знает, для чего ему всё это надо. Поэтому и важно воспитать этот духовный стержень, а всё остальное – приложится.

Верующий человек в сложных жизненных ситуациях, где он должен принимать решения, не будет пасовать. Так, будучи весьма молодым, святой Георгий Победоносец решительно распорядился, прежде чем явиться в Сенат, раздать свое имущество бедным. Он знал, что он делает и на что идет. Но не дрогнул. Он и Императору смело бросил, вопреки продавливаемому положению: «Христиане – это не угроза Империи! Они искренне и истово служат государству». Это подвиг – замолвить слово за всех христиан. Положить душу свою за друзей своих (ср. Ин. 15, 13). Вроде как с социалки, как бы сейчас выразились, начал. Но любое доброе дело, ради Христа делаемое, укрепляет нас благодатью Духа Святого.

Ковчег с частицей мощей вмч. Георгия Победоносца в храме на Поклонной горе Ковчег с частицей мощей вмч. Георгия Победоносца в храме на Поклонной горе

И нас, детей, помню, родители воспитывали так, что когда мы шли в лавру на службу, мама давала нам денежку: «Иди, дай нищему». Или вручит стакан молока, ломоть хлеба: «Иди, накорми, отдай нищему». Ребенка сама эта деятельность научает уже самоотверженности, заботе.

Так же и в житии святого Георгия Победоносца читаем: воспитывался он в верующей семье, отец – мученик, тоже претерпел страдания за Христа, – разве ты, с детства видя такое, будешь размениваться по мелочам? Вот так и с молодежью: социалка – социалкой, но в центре именно формирование внутреннего стержня, который будет тебя выручать в дальнейшем уже во всем и всегда. Иногда это внешне выглядит, как, прежде всего, выведение человека из некоего аутизма в социум: иному надо дать почувствовать, что Православие – это вовсе не про комфорт для меня самого. Православие – это про любовь Божию ко всем и каждому, и мы, христиане, эту любовь призваны являть. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20), – но мы должны найти ту дверь, что призваны распахнуть для всех. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).

Православие – это про любовь Божию ко всем и каждому, и мы, христиане, эту любовь призваны являть

Когда ты переживаешь это в себе, ты получаешь ответы на все свои вопросы, ты знаешь: куда и как тебе идти, по каким вешкам направляться. А все остальные вопросы надо с духовником решать.

– «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Вы сказали, сейчас могут усилиться проблемы младостарчества. Как предупредить порабощение?

– Вот это ключевое слово: порабощение. Как мне хочется, как я вижу…

– Да, а любовь, она всегда – в другом.

– Да, любовь не замыкается на себе, а размыкается для другого. Как и Господь свидетельствовал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).

– Почему тема свободы в нашей традиции особо связана именно с памятью Георгия Победоносца? Тот же Юрьев день.

– Если говорить о 6 мая, то это связано со скотоводством: как раз пробивается трава, и начинался выпас. Наверно, здесь такая привязка. А 26 ноября (9 декабря по н. ст.) был установлен день (точнее, неделя до Юрьева дня и неделя после), когда крестьяне переходили от одного помещика к другому. Просто святой Георгий Победоносец искони воспринимался как защитник. А само слово «крестьянин» в нашей традиции – это то же самое, что «христианин».

– Почему наш народ особо чтит именно день мученической кончины святого Георгия Победоносца, как переход из этого мира в мир Небесный? Здесь всё настолько символично, с той же Великой Отечественной войной, празднование Победы в которой грядет: началась она в день всех русских святых, а завершилась на память Георгия Победоносца. Как же тут не уверовать тем, кто еще к Богу не обратился?

День Победы Богом и был предусмотрен как некий глоток свободы: Пасха – это и есть освобождение, Переход от смерти к жизни. Пасха всегда вдохновляет. Когда ты переживаешь Страстные дни, ты просто жаждешь прорыва, – а Пасха и есть этот самый прорыв в жизнь иную, очищенную, преображенную.

– Та самая дверь, о которой вы говорили: взламываешь, как ад, свой эгоизм, впуская в свою жизнь других, а на самом деле сам обогащаешься.

– Да. Все те герои, которые боролись с фашизмом, с коричневой чумой, – они, каждый на определенном ему месте, несли свой подвиг. Бесстрашие дается только перед лицом вечности и настоящей любви. Трус, который печется о себе самом, никаким героем никогда не станет. Если в корне не изменится, покаявшись.

– Георгиевский крест и был ранее главной воинской наградой Российской Империи.

– Да, вот у нас сейчас в большинстве своем весь народ-победитель сам себя вычеркивает из Книги жизни (ср. Лк. 10, 20), – вот в чем беда! «Да, не я буду жить, но я воюю за тех моих близких и родных, кто в доме моем, в стране нашей остались». Как бы там головы при советской власти пропагандой ни забивали, но в окопах все в одно ружье и – с верой. Кто как мог, так и молился. Это алкание Победы и объединяло всех.

– И Победа дана была в пасхальные дни, на память святого Георгия Победоносца, – это же просто откровение: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Как же не уверовать?

– В день святого Георгия Победоносца, а это покровитель Москвы, Отечества и всех христиан! Этим всё сказано.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Павел Недосекин
Все статьи Протоиерей Павел Недосекин
Ольга Орлова
Сергея Андрияку вспоминают дочери
Все могут славить Бога красками
28.05.2024
Памяти Сергея Андрияки
«Я хотел изобразить Вечность»
20.05.2024
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Все статьи Ольга Орлова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41