«Если бы пост не служил средством ко спасению… Бог не заповедал бы с самого начала поститься»,— пишет Иоанн Златоуст. «Поскольку мы не постились, то изринуты из рая… будем поститься, чтоб снова войти в рай»,— замечает святитель Василий Великий. Это и многое другое показывает, насколько важен подвиг поста. На вопросы о посте и христианской аскезе отвечает клирик Архиерейского подворья — Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова иеродиакон Паисий (Шурухин).
«С постом и молитвой»
– Такими словами обычно приветствуют друг друга верующие в начале многодневных постов, особенно Великого. Мы как бы поздравляем друг друга… Но поздравляют с чем-то радостным, приятным. В чем же заключается радость поста – ведь он связан с ограничениями, с отказом от чего-то, с преодолением?
– В заповедях Закона Божия и Нагорной проповеди Господь указывает нам путь и дела, через которые мы, люди, можем войти в Царство Небесное, что является смыслом и целью настоящей жизни. Всем, кто исполняет Его заповеди, Господь обещает блаженство в будущей вечной жизни, и таких людей Он называет блаженными, т.е. самыми счастливыми. Последняя из заповедей блаженства завершается словами: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 12).
Никто не запрещает нам радоваться и по поводу различных приятных событий и праздников, случающихся в нашей земной жизни. Но при этом важен вопрос о нашей жизненной системе координат. Включена ли в эту систему отсчета духовная составляющая? Если нет, если мы привязаны к земной жизни с ее преходящими утехами и радостями, если у нас, как говорили в недавнем прошлом, «всё для человека и всё во имя человека», тогда все заповеди, данные распятым Христом, – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23).
Если же мы верующие и идем за Христом, то слова «Радуйтеся и веселитеся» – это для нас. А радость поста состоит в его плодах, в том, что преодолевая себя, прилагая усилия к искоренению пороков и обретению добродетелей, очищаясь душой, мы приближаемся к Богу. Постовые труды нелегкие, но при этом душа наша расцветает и радуется.
«Жить, чтобы есть»?
– «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?» Что хотел сказать этими словами философ?
– С тех пор как наши прародители в раю решили для себя вопрос «есть или не есть» в пользу «есть», эта проблема не дает покоя человечеству до настоящего времени.
Однажды древнегреческого философа Сократа спросили о причине его крепкого здоровья в весьма солидном возрасте, тогда как молодые люди имеют множество болезней. Сократ ответил: «Дело в том, что я ем для того, чтобы жить, а они живут для того, чтобы есть». Мне кажется, что этим ответом философ кратко определил назначение пищи как достаточного ресурса для жизни и развития человека (быть ресурсом, но не смыслом и целью жизни).
Философ Сократ жил в V в. до Р.Х. Его слова дошли до нас из глубины веков. Библейские по духу, они призывают нас задуматься о смысле человеческой жизни, определить приоритеты.
«Не хлебом единым»
– Кем и когда сделаны первые постовые «постановления»?
– Пост – установление древнейшее, начало его истории совпадает с началом истории человечества. Сотворив человека и поместив его в рай, Бог дал ему и нравственный закон жизни: первую (и в то время единственную) заповедь – послушания, она же заповедь поста, воздержания: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него…(Быт. 2, 16–17).
Начиная с Адама и Евы, пост проходит через всю историю человечества. Библейское повествование являет нам замечательные примеры: постился пророк Моисей на Синае; пророк Илия постился 40 дней на пути к Хориву; вся жизнь Иоанна Крестителя была сплошным постом; постился Господь Иисус Христос 40 дней в пустыне; постились апостолы. Постилась Пресвятая Дева Мария каждый день до вечера… Постилась до революции вся православная Россия: на время поста закрывались мясные лавки, питейные и зрелищные заведения. В наши дни не так: реклама навязчиво меряет жизнь каждого человека килограммами и литрами съеденного и выпитого, всего потребленного и накопленного… Однако Слово Божие неподвластно времени и не соизмеряется с ним. Оно свидетельствует, как и две тысячи лет назад, что не хлебом единым жив человек (см.: Мф. 4, 4). Последуя Слову Божию и церковным постановлениям, постимся и мы с вами – современные православные.
«Оружие», данное Богом
– Пост для нас обязателен (за исключением случаев особых), или каждый может делать выбор сам?
– Однажды, очень давно, наши праотцы Адам и Ева поступили по своей воле, последовав «совету» не того советника (см.: Быт. 3, 1–6)… Что за этим последовало, мы знаем: вместо блаженства рая весь человеческий род получил в наследство от прародителей греховное повреждение, смерть и тлен. Не будем слушать «древнего змия», а обратимся к Слову Божию, к опыту Церкви, ее Священному Преданию. Св. Исаак Сирин говорит: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?»
Поститься телом и душой
– Пост – ограничения в пище, но ведь не только это?
– Не следует понимать пост лишь как отказ от скоромных продуктов. «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит в предохранении себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу», – говорит св. Варсонофий Великий. Так и в богослужении Великого поста мы слышим: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Воспримем как некую «подсказку» слова св. Тихона Задонского: «Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения, да постятся ноги твои от хождения на злое дело».
Такой пост, как одно из средств очищения всего «сосуда» – человека и внутреннего, и внешнего (см.: Мф. 23, 25–26), способствует его спасению. Молитва должна быть обязательным спутником поста. Вспомним слова Господа, сказанные об изгнании злых духов: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Не сказал Он: или постом, или молитвой, поскольку необходимы и то и другое.
Будем лечиться
– Пост называют лекарством от греха…
– Апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал: Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2, 15–16). И ныне живущий без воздержания мир практически погружается в животное состояние: «ешь, пей, наслаждайся».
И вот, для того чтобы не утонуть в этом во зле лежащем мире, не утратить ориентиров на пути спасения, Церковь предлагает нам, своим чадам, на какое-то время как бы сугубо обособиться, оторваться от этого мира. Это время поста – время, когда, по возможности отстранившись от внешнего, можно разобраться в себе, понять, каков ты по отношению к самому себе, ближним, окружающему миру, Богу. Подвиг поста и молитвы помогает человеку увидеть себя в истинном свете, познать с помощью Божией свои слабости и немощи. В эти дни мы чаще ходим в храм, чаще каемся и причащаемся, стремимся исправиться; Господь же в ответ на наши усердные труды дарует нам Свою благодать, которая реально меняет нашу внутреннюю жизнь к лучшему. И если св. отцы называют Церковь духовной лечебницей, а пост – лекарством от греха, то Великий пост можно сравнить с курсом интенсивной терапии, укрепляющей здоровье души и тела.
Не быть «людоедом»
– Бывает и так, что мы «не едим мяса, но поедаем брата»…
– Слова эти принадлежат св. Василию Великому. Он писал: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешься от обид…» Св. Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «Многие христиане… считающие грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день чего-либо скоромное, без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают». Способов «поедания» много, каждый может определить свой – достаточно вспомнить заповеди Закона Божия (ведь большинство из них связаны с отношением к ближним).
Часто постовые искушения вызывают осложнения в отношениях между людьми. В связи с этим хочется сказать несколько слов об отношении постящегося человека к близким в семье. – Счастлив человек, у которого в семье единодушие и единомыслие в вопросах веры. К сожалению, не всегда так бывает. Если в семье существует разное отношение к посту или к вере в целом, это не должно стать причиной возникновения внутрисемейных конфликтов и разделений. Часто бывает, что, придя к пониманию необходимости поста, человек начинает видеть в лице невоцерковленных близких препятствие к исполнению постового подвига, и это приводит к недоразумениям. В этом случае верующий должен вспомнить слова Христа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13. 34). Всё Евангелие пронизано духом любви, не эгоистичной, но жертвенной, когда любящий душу свою полагает за любимых, по образу Христа, принявшего страдания и смерть за нас. Если же при совершении поста человек ожесточается против ближних, то пользы от поста он не получит. Не нужно ждать от невоцерковленных близких какого-то особенного к себе отношения, не нужно роптать на отсутствие постной кухни, а особенно – требовать подражания себе. Мы постимся для собственной пользы. И, как сказал св. авва Фалассий, «избегая чревоугодия, блюдись от человекоугодия, желтизну лица своего показать ухищряющегося». Если, постясь, мы не будем превозноситься и требовать, а станем кроткими и милостивыми, то, может быть, и наши непостящиеся близкие о чем-то задумаются. И еще – подумаем, почему именно в посты и праздники возникают ситуации, когда особенно хочется нам отстаивать свою якобы «единственно правильную» точку зрения? Подумаем – и не будем радовать того, кто, по словам отцов, заботится о нашей погибели более, чем мы о своем спасении.
Приоритет – за душой
– Как относиться к известному выражению «В здоровом теле – здоровый дух»?
– Думаю, что не стоит искать в нем какой-то христианский смысл. Ведь мы знаем много примеров, когда в здоровом теле дух оказывался совсем не здоровым, и, наоборот, в немощном, бессильном теле обитал Дух Божий. Можно рассматривать эти слова как призыв к занятиям физкультурой, спортом, проявлению заботы о теле. Кстати, христианство никогда не призывало гнушаться телом, разрушать его. Оно лишь устанавливало правильную субординацию: душа–тело, а не тело–душа. Приоритет за бессмертной душой. Она является животворящей частью человека, она – с Неба; а тело, сравниваемое отцами Церкви с домом души, ее одеждой – от земли. Забота о теле не должна ставиться во главу угла, она должна быть разумной. «О душе
заботься больше всего, а о теле – сколько необходимо», – говорят отцы. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом, но не наоборот. К достижению этого направлена вся христианская аскеза. Пост при этом необходим: усмиряя плоть, он возвращает ее в подчинение душе. Еще одно сравнение: как сказал один из подвижников, для христианина тело – это «осел», его требуется держать в подчинении – мы должны ездить на осле, а не осел на нас. К сожалению, в большинстве своем люди этому правилу не следуют, удовлетворение запросов плоти они считают главной целью своего бытия.
О «царском пути»
– Как совместить строгость устава поста и нашу немощь?
– О царском пути говорит св. Димитрий Ростовский: «Царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть». Это предполагает разумную оценку своих сил и, в соответствии с этим, выбор режима поста. Никто от нас не требует доведения себя до изнеможения. Всегда нужно помнить, что убивать следует не тело, а страсти.
Пощение по Типикону (Уставу) – это идеал, мы должны знать о нем, чтобы сознавать нашу немощь и не считать ее за норму. И несмотря на то, что для большинства из нас этот идеал не достижим, мы всегда должны стремиться к исполнению его предписаний по мере своих сил. Только вот постараться надо эту меру определить объективно, чтобы не было по принципу: «как говеть, так и животу болеть». Бывает нередко, что о немощи мы вспоминаем лишь тогда, когда дело касается церковных послушаний: службы, молитвы, поста и пр. Если же посмотреть, сколько сил, старания и упорства мы вкладываем ежедневно в исполнение мирских «подвигов», то невольно задаешься вопросом – о какой немощи идет речь?
Самое трудное
– Что означает святоотеческое «Дай кровь и прими дух»?
– Св. отцы учат нас, что для получения духовных даров нужно потрудиться. Мы просим у Господа: дай смирение, дай терпение, дай покаяние и т.д. Но как ни в чем не преуспеем мы без помощи Божией, так и Господь не даст ничего без наших трудов. Хочешь стать не гордым, а смиренным – терпи без раздражения обиды и несправедливости; хочешь быть кротким – не впадай в гнев и раздражение; хочешь получить дар молитвы – заставляй себя молиться, даже когда не хочется. И так по каждому нашему прошению и желанию: предстоит самая трудная борьба – борьба с самим собой. Выражение «дай кровь» не следует понимать буквально, речь не об этом. О тяжелом труде, об ущемлении и ограничении себя, любимого (!), ради обретения Божией благодати – вот о чем говорят и к чему нас призывают св. подвижники. И изгнать из себя «легион» бесов мы можем только «дав кровь»: упорными постом и молитвой. Возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24), – говорит Господь. А «свой» для каждого христианина тот крест, который дает Сам Господь. Им человек и спасается – крестом, а не комфортом.
* * *
– Ваш первый пост – каким он был, чему Вас научил?
– Мой первый пост был как раз постом Великим. Была неуверенность, были сомнения. Была попытка провести весь пост на сухоядении, которая с позором провалилась. Было ожидание окончания поста. Дело не в этом. Для меня важно то, что я стал ждать следующего, и именно Великого, поста. Я понял, что без церковных служб, без молитв, без отказа от многих соблазнов пост превращается в голодовку. Я ощутил, что Православие – это не сумма знаний, не количество поклонов, не частота посещения служб (хотя всё это, разумеется, необходимо), а Православие – это образ жизни.
И – главное – я убедился, что без Бога не могу ничего.