Источник: Православие и современность
«Когда человек является истинным христианином? Тогда, когда он через все свои мысли и желания, ощущения и дела заботится только о главной христианской заботе - искать и обрести Царство Божие и правду его... и обретает верный критерий добра и зла: добро - всё, чем созидается Царство Божие в этом мире, а зло - всё, что этому созиданию препятствует» (св. Иустин Сербский).
На вопросы о жизни христианина отвечает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова иеродиакон Паисий (Шурухин).
Таинство Крещения - конец или начало?
- Отец Паисий, бывает, что человек, приняв Крещение и обретя на шее крестик, с облегчением вздыхает: «вот я и православный», считая на этом свою миссию законченной. Что бы Вы ему сказали?
- Я бы слегка его разочаровал - пока еще он только крещеный, поскольку православным не становятся автоматически, приняв Крещение. Ни сумма знаний, ни количество читаемых молитв, канонов, акафистов, ни периодические «заходы» в храм сами по себе не делают человека православным. «Становление» православным - это тяжелая работа над собой. Это изменение всего образа жизни, мировоззрения, мировосприятия. Можно сказать, что православными мы становимся (или не становимся) каждый день. Христианская жизнь - это движение, путь. Путь новой жизни - по Евангелию. И, что важно, путь церковный.
«Бесцерковное христианство»?
- Но ведь есть люди (и таких очень много) - крещеные и относящие себя к верующим, но считающие, что храм, богослужение, вся церковная жизнь вообще - им не нужны. Они говорят: «Верим, но не до фанатизма» и «Бог у нас в сердце»...
- Я бы перефразировал: «Не верим до фанатизма», т. е. до ослепления. Это значит, что, вопреки утверждению «Без Церкви нет спасения», человек «нашел» свой собственный путь или способ спасения. Такой человек не понимает сути происшедшей в раю трагедии и ее последствий; отрицает (сознательно или несознательно) необходимость жертвы Христа для нашего спасения; не желает идти по пути спасения, Им для нас предназначенному. То есть это, по сути, человек неверующий.
Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства, любодеяния, кражи (Мф. 15, 19), - говорит Господь, и если не приходит человек в единую лечебницу - Церковь, для врачевания страстей, если не прибегает к Таинствам Покаяния и Причащения для очищения сердца, то как в таком сердце может жить Бог?
Бывает, что попав в тяжелые жизненные обстоятельства, человек осознает что-то, начинает воцерковляться и становится реальным, а не иллюзорным членом Церкви. Может такое случиться даже с «крещеными атеистами». Вспоминается шутливый рассказ известного саратовского батюшки - протоиерея Георгия Лысенко (ныне уже отошедшего ко Господу) нам, его пастве. Был у него друг - крещеный, коммунист, атеист. Батюшка сказал ему: «Хочешь, я тебе сейчас за одну минуту докажу, что никакой ты не атеист? Вот, к примеру, будешь ты тонуть, ты же не станешь кричать: "Карл Маркс, помоги!" А закричишь: "Спаси, Господи!" Значит, не атеист ты, а верующий». И друг его с этим согласился. Известная поговорка гласит: «Гром не грянет - мужик не перекрестится». Может, лучше этого момента не дожидаться - когда «грянет» и тонуть начнешь...
- Что же мы получаем в Церкви?
- В Церкви мы получаем всё, что дает нам возможность спасения, и если будем этим правильно пользоваться, то обретем и само спасение. «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения - всё то найдешь в ней - и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает сих благ», - говорит св. Феофан Затворник. Господь создал на земле Свою Церковь ради спасения людей, и без нее нет ни спасения, ни христианства.
«Облегченной программы» не существует
- Существует мнение, что исполнение заповедей Божиих обязательно в полноте лишь для монахов, а мирянам можно жить по «облегченной программе»...
- Трудно говорить с человеком, когда он хочет не понять, а оправдаться. Кто может объяснить, что такое - «облегченный режим» исполнения заповедей? Может быть, так: я очень люблю родителей моих, но ведь в доме престарелых им будет лучше? Или: исполняя заповедь «не убий», человек старательно отлавливает таракана (не убивать же!), осторожно выносит его на улицу (откуда тот сейчас же спешит к соседям, но это уже их забота), и может убить еще не родившегося ребенка. Или стоит на молитве с кротостью и умилением на лице, но потом с легкостью и не задумываясь оскорбляет и унижает окружающих? И так по каждой заповеди... Может быть, это и есть «облегченное христианство»? Скорее, это извращение закона Божия. Нигде в Священном Писании не говорится о послаблениях для той или иной категории людей. Закон дан для всех христиан. Нет «облегченного христианства», нет потому и «облегченной программы».
- Можно ли достичь святости, живя в миру?
- Можно. Святость - цель жизни любого христианина - и в миру, и в монастыре, она заповедана Богом, а Он не заповедовал нам ничего невозможного. Из жития св. Макария Великого мы знаем, что посланный Богом к двум замужним женщинам он после беседы с ними сказал: «Поистине Господь не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но ищет свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая и управляет, жизнью каждого человека, старающегося спастись». Также и прп. Антоний Великий, познакомившись с кожевником, жившим в миру, признал, что тот, «сидя спокойно в доме своем, стяжал Царствие Божие». И жизнь Церкви подтверждает это - во все времена христианства жившие в миру могли быть причислены (и причислялись) к лику святых, если достигали святости. Величайший образец святости в миру явил в XX в. «Всероссийский батюшка» Иоанн Кронштадтский. По его молитвам прозревали слепые и воскресали мертвые... Больные исцелялись даже от его одежд.
- Так это же священник. А простым, «обычным» людям?
- И обычным тоже. Например, св. Феофан Затворник высоко ценил подвиг материнства и сравнивал его с мученичеством: «Матери - мученицы. Никто столько не страдает, как они... Я всегда твержу матерям, заботливым о чадах... Вы причастницы мученического подвига, ждите и венца такого».
Надо верить всему, чему учит Церковь, жить по заповедям Господа, быть истинным христианином - и станешь святым. А если не становимся - то виноваты сами.
«Православный» кришнаит?
- Помню, как однажды на пороге моей квартиры появился кришнаит, протягивающий мне стопку кришнаитской литературы. На мое: «я православная», он не моргнув глазом ответил: «Так это и есть всё православное». Как не попасть в сети многочисленных заблуждений, сект, ересей, затопивших окружающий нас мир?
- Святая Церковь давно дала нам оружие и защиту от такого «потопа» - это Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви. Для того, чтобы не отступить от той веры, которую мы исповедуем, необходимо знать точное учение Церкви по любому вопросу. Самой первой подсказкой является Символ веры - краткое изложение основных догматов нашей веры. Любое несоответствие ему уже свидетельствует об отступлении от истины.
Наверняка,
многие из нас были (и не единожды) останавливаемы на улице адептами
различных сект. Их всех отличает общая особенность: они считают себя
«носителями абсолютной истины» и совершенно не готовы к диалогу и
обсуждению. При этом многие из них могут цитировать чуть ли не целые
главы из Ветхого и Нового Заветов, выдергивая цитаты из контекста и
трактуя их по-своему. У меня был такой случай. Подходят ко мне два очень
аккуратно одетых мормона (я - в подряснике и скуфье) и спрашивают: верю
ли я в Бога (?!). Удивляюсь - а разве моя одежда не свидетельствует об
этом? «Да, я верующий, православный». Отвечают: «Мы имеем в виду
истинную веру». И с воодушевлением начинают рассказывать о еврейском
племени, переселившемся в Америку, о своем пророке Мормоне и т. д.
«Подожди-
те, - прерываю их, - вы из Америки?» «Да, да», - с
радостью отвечают. «Сколько лет вашей стране? А сколько лет вашей вере?
США не существуют и 250 лет, а вере вашей - и того меньше. Русь же
приняла веру православную более 1000 лет назад. Всего же нашей вере
больше 2000 лет. Так кто кому должен нести истинную веру?»
«Проповедники» повернулись и ушли молча.
В любом случае, от кого бы ни исходила какая-либо информация, - необходимо всё проверять: Писанием, Преданием, Символом веры... Слышим, к примеру, о «церквах-сестрах» или вообще о множестве Церквей - но знаем, что есть только единая (единственная) Церковь (9-й член Символа веры). Говорят, что не исполнили люди повеления Божия и послал Бог другого пророка и другое учение - но ведь сказал Господь: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Лк. 21, 33). Предлагают нам верить в истинность других богов - но «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (1-я заповедь закона Божия). И так по каждому вопросу.
Мы должны следовать примеру наших благочестивых предков. Когда папа Римский пытался склонить св. князя Александра Невского в католичество, князь ему ответил: «Мы знаем историю веры от начала мира до Рождества Христова и от Рождества Христова до своего времени; к чему нам новые проповедники?»
Теперь наша очередь по мере сил и возможностей хранить в чистоте и неповрежденности пронесенную через века и переданную нам предыдущими поколениями Святую Православную веру.
Мы - не иуды?
- Во времена гонений христиане часто оказывались перед выбором: смерть (и верность Христу) или жизнь (с отречением от Христа). Многие выбирали первое. А как сейчас?
- Во времена явных гонений было, в определенном смысле, проще сделать выбор: не принес жертву идолам - и тебе отсекли голову; позже: не отрекся от веры, от сана - и пошел под расстрел. Была однозначность, определенность, и человек решал - быть или не быть. И каждый раз в такое время история Церкви свидетельствовала, что силой веру не искоренить; на место убитого или замученного встают следующие, и вера только крепнет. Сколько подобных случаев было в России в XX-м, мученическом веке: расстрелян приходской священник; но тут же просит рукоположения в священный сан другой человек, идущий на верную смерть ради ближних и ради Христа.
В наше, казалось бы, благоприятное для Церкви время, борьба тьмы со светом не прекращается, лишь приняла иные формы и совершается, главным образом, в наших сердцах. По-прежнему мы делаем выбор: с Богом мы или нет. Чем этот выбор свидетельствуется? В целом - нашим образом жизни, соответствием его (или несоответствием) закону Божию. Каждое отступление от него - это наше поражение. Борьба продолжается всю жизнь.
- Непротивлением злу, своим страстям мы предаем Христа. Мы - иуды?
- Думаю, на этот вопрос каждый сможет ответить себе сам. Напомню лишь, что Господь и Иуду Искариота простил бы, если бы тот перед Ним покаялся.
Троицкий листок, № 8, 2019 г.
[Людмила Кузнецова]Источник: Православие и современность