На 2019 г. приходятся две памятных даты жития преподобного Иустина По́повича (св. Иустин Сербский; 1894-1979) - 125 лет со дня рождения и 40 лет со дня кончины. Святой Иустин известен и почитаем не только на православных Балканах, но и во всем православном мире. В России память его совершается 1/14 июня. Сегодня мы публикуем фрагменты сочинений святого. Основная мысль, объединяющая эти тексты, заключена в словах самого Иустина: «Главный дар Богочеловека миру - Церковь. В ней все дары Троичного Божества».
О преподобном Иустине
Будущий архимандрит Иустин родился 25 марта/7 апреля 1894 г. в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Всю свою жизнь, вплоть до кончины в 1979 г. (также в день Благовещения), он был неутомимым проповедником, хранителем, защитником православной истины. Применимы к нему слова премудрого Соломона: «свято хранящие святое освятятся» (Прем. 6, 10).
Св. Иустин прославился как выдающийся подвижник и исповедник Сербской Православной Церкви, христианский философ и богослов, соединивший личное благочестие и горячую веру с обширными знаниями. Богословское образование он получал в России, Англии, Греции; автор многочисленных духовных книг; его «Догматика» стала классическим учебником, по которому учатся во многих странах мира.
Будучи преподавателем духовных дисциплин, о. Иустин воспитал множество богословов, будущих священнослужителей, монахов, архиереев; при этом он учил воспитанников не только понимать Слово Божие, но и жить по нему. «Самое драгоценное, чему он нас научил, это любить Христа», - писал один из его учеников. Сам же о. Иустин каждую минуту готов был с радостью отдать за Христа жизнь. За бескомпромиссное исповедание веры он претерпел многие скорби, клевету, гонения - в том числе и от своих. Сбывались на нем слова народной мудрости: «Высокие горы обдуваются многими ветрами».
Архим. Иустин много потрудился на научном поприще в качестве патролога, агиографа, догматиста. Наследие отцов Церкви он изучал и переводил всю свою жизнь, его изложение догматики полностью основано на их учении. «В Церкви лучше всех мыслят св. отцы, ибо они мыслят Духом Святым... Они - и мерило, и критерий всего православного, евангельского. То, что не от них, что не в их духе - то неправославно... Изучение св. отцов -первое дело православного богослова», - это его слова.
«Догматика Православной Церкви» - фундаментальный труд св. Иустина, над которым он работал всю жизнь. Три тома «Догматики»: Экклесиология, Пневматология и Эсхатология (содержащие православное учение о Церкви, о действии Святого Духа в Церкви и о конечных судьбах мира) - объединены общим названием «Православная философия истины». Православная - т.е. рассматривающая всё с точки зрения вечности и Богочеловечности. Приобретается эта философия «по Христу» жизнью во Христе, со Христом, в Христовой Церкви.
P.S. Всё написанное прп. Иустином пропущено через призму его собственного опыта - монаха-аскета и святоотеческого богослова.
Из «Догматики»
Церковь - непрерывный Духов день
«Что такое Богочеловек Христос; что в Нем Бог, а что - человек? Как познается Бог в Богочеловеке, а как - человек? Что Бог даровал нам, людям, в Богочеловеке и с Богочеловеком? Всё это открывает нам Дух Святой - Дух истины (см.: Ин. 16, 13), являя нам всю истину о Нем - о Боге в Нем и о человеке, и открывая нам то, что нам даровано Им. А это то, что неизмеримо превосходит всё, что когда-либо видели глаза человеческие, что уши человеческие когда-либо слышали (1 Ин. 1, 1), что когда-либо приходило на сердце человеку (см.: Ин. 15, 26; 16, 13; 1 Кор. 2, 4-16; Еф. 3, 5).
Своей жизнью в теле на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое тело, Церковь, и этим подготовил земной мир к пришествию, жизни и деятельности Духа Святого в теле Церкви как души этого тела. В день святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое тело Церкви и навеки остался в нем как всеживотворящая душа его (Деян. 2, 1-47).
...Духов день, начавшийся в день святой Пятидесятницы, непрерывно продолжается в Церкви с несказанной полнотой всех Божественных даров и животворных сил (см.: Деян. 10, 44-48; 11, 15-16; 15, 8-9; 19, 6). В Церкви всё совершается Святым Духом: и самое малое, и самое великое... Как в человеческом теле ничто не бывает без души, заключенной в нем, так и в теле Церкви ничего не бывает без Духа Святого... Всякое церковное священнодействие и чинопоследование, служба, Таинства и делание совершается призыванием силы и благодати Святого Духа... "Дух Святой архитектонствует (созидает) в Церкви Божией" (св. Василий Великий).
...На богослужении в Духов день святая Пятидесятница называется "конечный праздник"... Конечный праздник? Да, ибо он объясняет все праздники, все события из жизни Спасителя: Рождество, Богоявление, Благовещение, Преображение, Страсти, Воскресение, Вознесение. Для чего всё это? Ради основания Церкви и спасения мира в ней».
Благодать
«Своей Богочеловеческой жизнью и трудами на земле Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого от греха, смерти и диавола. Но чтобы человек стал участником этого спасения, он должен соединиться с Самим Спасителем. Духовное же соединение... со Спасителем требует борьбы человека со всем тем, что удаляет его от Спасителя... человек должен победить в себе всё греховное, смертное и бесовское. Но эту победу человек не может одержать только своими человеческими силами без помощи Божией. Помощь же Божия, которую человеку благодаря его вере в Богочеловека подает Бог Дух Святой в виде Божественных сил, называется благодатью... Вечная благодать Божия тождественна со славою Преображения и светом, осиявшим апостолов на горе Фавор, она же есть та сила Духа Божиего, которая в виде огненных языков излилась на апостолов в день Пятидесятницы... "Благодать и в Пятидесятницу, и ныне - одна и та же" (св. Иоанн Златоуст).
...Дух Святой всегда обитает в Церкви и Своей благодатною силою освящает и спасает всех истинных членов Церкви. Ибо, по слову св. Иринея, "где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать"... Разумеется, в освящении человека участвуют и Бог Отец, и Бог Сын, ибо в Церкви всё совершается от Отца через Сына в Духе Святом. "Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом" (св. Афанасий Великий).
...Наше спасение, или наше обогочеловечение, есть не что иное, как наше непрерывное облагодатствование. В Церкви и Церковью благодать - безбрежный океан Божественных, Богочеловеческих, обогочеловечивающих, охристовляющих, отроичивающих сил, энергий, которые непрерывно действуют и творят в Богочеловеском организме. Богочеловек Христос, Который есть Церковь, даровал нам все Божественные силы, необходимые людям для жизни и благочестия в обоих мирах (см.: 2 Пет. 1, 3-4; 1 Кор. 1, 24; 2, 4-5)».
Богочеловеческое правило
«Если Дух Святой имеет Свое земное житие, Свою земную историю, то это "Деяния апостолов". Ибо "Деяния апостолов" - это и есть первая история Церкви... ведомой и руководимой Духом Святым. В них показано, как человеческий дух вживается, сожительствует и соработает с Духом Святым... При этом основное Богочеловеческое правило жизни: изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15, 28). Мы, люди, всегда на втором месте, а Бог - на первом... всегда так и никогда наоборот. Никогда: сначала я, потом - Бог. Ибо это девиз всякого демонизма и всякого легкомысленного гуманизма».
Человеческая свобода
«Перед Богочеловеком и как Личностью, и как Церковью стоит человек со своей боголикой природой. Созданный боголиким, человек обладает боголикой свободой. Эта свобода имеет колоссальный, неизмеримый масштаб. По своей свободной воле человек может даже и Бога отвергнуть и принять диавола... Может стать и "богом по благодати", но и диаволом по свободному произволению. Естественно и богомудро употребляемая, свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Богом, злоупотребляемая - она приводит человека к диаволу и соединяет с диаволом. История рода человеческого - красноречивое тому свидетельство.
...Нет сомнений, главное отличие человеческого существа - свободная воля человека. Даже сам диавол не может принудить человека ко злу, он лишь может предлагать ему разное зло. Точно так же и Бог не принуждает к добру свободную волю человека. Человек свободен выбирать между Богом и диаволом, между добром и злом, между жизнью и смертью... "Ибо у Бога нет насилия, во власти человека не повиноваться Богу и не делать добро, но это причиняет ему немалый вред и зло" (св. Ириней Лионский). Вся спасительная премудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Христа».
Благодать и добродетель
«"Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святого Духа" (св. Симеон Новый Богослов). Господь Христос наделяет каждого благодатью по его труду (1 Кор. 3, 8; 15, 10; 2 Кор. 6, 1; 11, 23): по труду в вере, любви, милосердии, молитве, бдении, кротости, покаянии, смирении, терпении и в остальных святых евангельских добродетелях... Наше дело - трудиться, подвизаться в добродетелях, дело Спасителя - подавать нам благодать спасения и обожения... Церковь - Богочеловеческая мастерская, в которой люди с помощью святых Таинств и святых добродетелей обогочеловечиваются... обоживаются, преображаются в боголюдей по благодати, в богов по благодати».
Тайна христианской жизни
«Самой природой своего существа человек призван одновременно жить в двух мирах: на земле, ибо тело его из земли, и на небе, ибо его душа с неба. Вот тайна христианской жизни: на земле христиане живут небом; ступая по земле, они ведут небесную жизнь. Как? Живя Господом Христом... Воплотившись, Он принес людям правила и силы небесной жизни и всё это сохранил в теле Своем - Церкви. Поэтому, хотя жительство христианина и проходит на земле, живет он на небе по небесной Истине, небесной Правде, небесной Любви - по Богу и Господу нашему Иисусу Христу... Наша небесная жизнь начинается здесь, на земле, чтобы... продолжаться на небесах.
...Христианство - это жительство Христом. Каждый христианин переживает это, но по мере своей ревности... Не говори: не могу, я слаб. А как могло столько христиан в течение стольких веков до тебя, да и сегодня вокруг тебя? И они люди, из того же материала, что и мы. Нам недостает решимости и веры. Если мы их проявим, то обретем силы для восприятия Христа. Вот же они - в изобилии в Церкви Его для каждого из нас. Всегда в изобилии, как во дни святых апостолов... так и в наши дни».
[Подготовила Людмила Кузнецова]Православие и современность