Почему действующая система российского среднего образования губительна для России? Каковы цели и содержание школьной программы? Каких предметов в ней не хватает?
На эти и другие вопросы нашего сайта в эксклюзивном интервью отвечает известный ИТ-предприниматель, глава совета директоров компании NAUMEN, эксперт РНК Александр Давыдов.
– Александр Анатольевич, российская система образования реформируется вот уже несколько десятилетий. Но лучше от этого не становится. Ее нынешнее состояние не устраивает ни родителей, ни выпускников, ни работодателей. Какой должна быть школа будущего?
– Коренная проблема в том, что российское образование в своём нынешнем виде бессмысленно. Оно, во-первых, не имеет публично осмысленной цели, во-вторых, не формирует в учениках постановку смысловых вопросов. Важнейшие среди них: ЗАЧЕМ человек живет, учится, работает, защищает страну, заводит семью, растит детей, внуков, зачем умирает?
При отказе системы образования от смыслов, ответы возникают из культуры общества. Вот уже около 100 лет в ней табуирован вопрос о смысле смерти, ничего не говорится о семье. А в последние 30 лет образование игнорирует ВСЕ смысловые вопросы. Их не задают ни в школе, ни в вузе. Почему? Потому что образование — «светское», а значит, в нем табуированы, запрещены смысловые вопросы. Поскольку в рамках «светскости» на эти вопросы ответить невозможно, то и задавать их нельзя.
На вопросы про смыслы может ответить только религия. Сила религиозных смыслов в том, что они выявляют бессмысленность «светскости» – и тем самым разрушают ее. Поэтому светское образование на порог не пускает смысловые вопросы, иначе все увидят, что «король голый».
От допуска религиозных смыслов в школу чуда сразу не произойдет. Большинство не примет религиозные смыслы, по крайней мере, сразу, но узнают их и вспомнят в критические моменты жизни. Это и есть просвещение в его изначальном дореволюционном смысле. Не так ли, министерство просвещения?
Какие смыслы формируются обществом сейчас? Место, освобожденное от религиозных смыслов, всегда занимают светские псевдорелигии, в которых поклоняются различным сущностям. В религиях эти сущности называются идолами. В разные времена разные общества поклонялись разным идолам. В их числе есть идол:
- нации,
- социальной справедливости,
- демократии,
- денег,
- власти-силы,
- прогресса – науки – цифровизации и т.д.
Сущность выбранного идола абсолютизируют и идолу приносят большие жертвы. В этом суть язычества. Язычники-нацисты идеализировали и абсолютизировали свою нацию и истребляли другие. Язычники-коммунисты поклонялись справедливости и приносили в жертву миллионы сограждан. Язычники-потребители поклоняются деньгам, и приносят им в жертву не только свои души, но и души убитых в утробе или нерожденных детей, забытых родителей и предков.
Кому-то будет более понятным назвать поклонение идолам – выбором неверных приоритетов. Сделать любую сущность важнейшей для общества – означает повести общество к краху.
Идолы неизбежно рушатся вместе с поклонниками. Гитлер и его народ поклонялись идолу «нации». В жертву своему идолу они принесли десятки миллионов жертв. Но через всего 12 лет идолопоклонства их ждал крах: страна разрушена, оккупирована и расчленена. Большевики и народ России поклонялись идолу социальной справедливости, среди жертв – миллионы погибших в гражданской войне и репрессиях, сотни миллионов убитых в утробах и нерожденных детей… Но через 70 лет страна распалась, численность населения падает, преобладают безверие и депрессия.
Каким идолам мы поклоняемся сейчас? Вспомним знаменитую формулу Фурсенко «цель образования – подготовка квалифицированного потребителя». Главную сущность образуемого человека определили как «потребителя». Что это значит? Человек должен считать потребление высшим приоритетом жизни. Воспитанный потреблять, он поклоняется деньгам, цифровому выражению материальной выгоды, источнику потребления, как основе его жизни. То есть потребитель — человек поклоняющийся идолу денег. Один из базовых христианских грехов — грех сребролюбия, перестает считаться таковым. Ответ на смысловые вопросы один, простой и понятный. Смысл всего на свете – удовлетворять себя любимого. Остается единственный неразрешимый вопрос – о смерти, вопрос ужасный и невыносимый.
В светском образовании неразрешима проблема с учителем. Он в светском образовании – не наставник, не нравственный и моральный авторитет. Он низведен до роли обслуги. Учитель в светском образовании и в псевдорелигии денег не может ставить вопросы о жизненных смыслах. Он – натаскивающая на компетенции обслуга. Учитель с высокой зарплатой может быть уважаем в господствующей религии денег. Низкая зарплата не дает и такого авторитета.
В светском образовании проблема школьной программы неразрешима. Отсутствие базовых смыслов делает набор школьных знаний случайным и несистемным. Без общего фундамента смыслов все предметные знания становятся цветными стеклышками в калейдоскопе. У них нет общности, которая их отбирает и упорядочивает. Любое событие встряхивает и создает совершенно новый узор картины мира.
В таком хаосе человека легко убедить в чем угодно. Раз нет фундамента смыслов, то нет ничего неизменного, истинного. Человек, как флюгер, легко поддаётся манипулированию.
Такая система образования у нас действует почти 30 лет. Россия в рамках такой системы очень быстро деградирует, разрушается, вымирает. Сложенная в христианстве русская культура от идолопоклонства разрушается гораздо быстрее, чем культура Запада. Ведь их культура унаследовала развитое греческое и римское язычество, поэтому более устойчива к идолослужению.
Что в результате мы имеем? Брак молодым стал не нужен, разводы молодежи в городах — около 80% от заключенных браков. Дети, семья – тоже не нужны, коэффициент рождаемости упал до 1,5 и продолжает снижаться (даже для обычного, не расширенного воспроизводства нужен показатель не менее 2,3). Численность населения России по итогам 2020 года сократилась примерно на 500 тысяч человек. Падение рождаемости — интегральный показатель разрушения русской цивилизации. Для возрождения нужно другое школьное и вузовское образование. «Зачем нам мир, в котором не будет России?».
– Какова, на Ваш взгляд, основная причина сокращения рождаемости?
– Причина в том, что систематически насаждается, воспитывается и преобладает потребительский эгоизм. Согласно формуле образования от Фурсенко (см. выше). В СССР воспитывалось преобладание интересов государства над личными и семейными. Принцип “Раньше думай о Родине, а потом о себе” тогда был общественной нормой. При либеральном капитализме весь строй жизни, включая образование, воспитывает приоритет индивидуализма. В городах преобладает желание «жить для себя», не создавать семью, и не рожать детей.
Изменение образования необходимо, но недостаточно. Необходимо изменение элиты, подающей примеры всему обществу. У нынешней российской элиты – дома, яхты, семьи/дети – за границей. Это элита потребительская, не созидающая страну, она смотрит исключительно на Запад, где качество потребления выше.
Такая элита подкупает судей, правоохранителей, чиновников. Она развращает и разлагает государственное управление, раздражает народ. Такая элита не ценит государство, она его ест, и с ним – съедает народ. «Съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа» (пс.13). Гедонистическая элита ненавидит власть, которая ограничивает аппетиты поедания народа, ставит пределы коррупции. Эта элита планирует вернуть страну в 1990-е, когда роль государства была сведена к минимуму. Эта элита разрушает страну, потому что ее идол – деньги.
– Стране нужна другая элита?
– Нужна элита, которая верит в Бога, а не поклоняется идолам денег. Для этого нужно другое образование, основанное на смыслах религии и воспитывающее весь народ, как элиту. Иначе у нас не появится конкурентоспособной элиты, способной сохранить суверенное государство и русскую цивилизацию.
Сейчас мы «образуем» потребителей. Как вежливо формулирует президент НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Ковальчук, начался период разделения людей на хозяев и «служебных». «Служебные люди» – добровольные рабы, которые сами отказываются от свободы самостоятельности, критического осмысления действительности – в обмен на комфортное потребительское существование, не требующее усилий.
Автоматизация и цифровизация резко сокращает потребность в управляющем слое, в элите. В большинстве стран свои элиты в обозримой перспективе могут просто исчезнуть. Оцифрованной, бесструктурной и бесполой потребительской массой будут управлять транснациональные компании. Непосредственно, без промежуточного слоя локальных элит. Для манипулирования “служебным народом” достаточно информационных систем, коммуникаций, смартфонов, социальных сетей – и это уже происходит на наших глазах.
Наша элита при цифровизации тоже резко сократится. Этот процесс невероятно поднимет требования к ее качеству и способности конкурировать с зарубежными на цифровом поле. Останется ли страна суверенной, не переиграют ли нашу элиту? Неизвестно…
Непонятно, возможен ли переход к новой элите, к новому образованию, и новому воспитанию народа. Для перехода нужно хотя бы 10 лет согласованных усилий, подобных тем, что проводились при Сталине в 1929-1940 годах. Для усилий нужны экстремальные внешние угрозы. Пока что народ заражен эгоизмом и иждивенчеством по примеру элиты. А элита развращена беззаконием и ориентацией на Запад.
Давно известно, что Россией управляет непосредственно Господь Бог, только поэтому она жива и развивается вопреки нашим самоубийственным усилиям. Нужно выводить страну из ментального «египетского плена». Ключевая роль здесь у образования, наполненного религиозными смыслами. Нет у нас других смыслов, не было, и не предвидится.
Подготовил Валерий Борисов
Заставка: pixabay