Источник: Камертон

14 февраля – день памяти святого мученика Трифона, престольный праздник старинного московского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

Изгоняющий бесов и врачующий недуги

Святой Трифон, один из самых известных и почитаемых раннехристианских святых, богоугодно жил в начале III века. Он родился в малоазийской области Фригия в селении Кампсада близ города Апамеи. Помогая родителям, он с раннего детства проводил своё время на пастбище, где приучил себя к молитвенному подвигу. Окрестные жители знали святого Трифона как чудесного исцелителя, изгоняющего бесов и врачующего недуги.

Святому было всего семнадцать лет, когда он, как мы знаем из его жития, с помощью Божией изгнал беса из дочери римского императора-язычника Гордиана (238-244 гг. н. э.) и по его просьбе сумел показать ему диавола воочию – в виде чёрного пса с огненными глазами, голова которого влачилась по земле. Злой дух, которого не могли изгнать языческие жрецы и целители, сам сказал, что боится только отрока Трифона, – и вышел из бедной царевны, когда праведник только подходил к городу.

Свидетели этого зрелища были поражены страхом и, оставив языческое нечестие, обратились ко Христу, приняли Святое Крещение.

Проявил мужественную верность Господу

Время свидетельства о Христе и страданий за Него настало для праведного отрока при императоре Декии (249-251 гг. н. э.). Придя к власти, жестокий язычник приказал по всей империи казнить и мучить христиан. Когда святой Трифон узнал, что его велено доставить для суда к епарху Акилину, сам с радостью пошёл к правителю, желая пострадать за Господа, добровольно пострадавшего за нас.

После допроса, на котором мученик Трифон проявил мужественную верность Господу и Его Церкви, святого страдальца подвергли жесточайшим публичным истязаниям. Во время истязаний святого, епарх неоднократно обращался к мученику, то грозно требуя, то ласково увещевая его отречением от веры сохранить себе жизнь. Видя же непреклонность юноши, правитель отдал приказ обезглавить праведника.

После пламенного коленопреклоненного моления, святой предал душу Богу. Воины обезглавили уже умершего святого. Это произошло в 250 году от Рождества Христова. Житие приводит последние слова мученика перед кончиной:

«Господи... приими в мире душу мою, всех же, кто меня, раба Твоего, вспоминать будут, и в память мою Святые Жертвы принесут Тебе, услышь с высоты святыни Твоей... подавая им изобильная и нетленная дарования, ибо Ты Един Благ и Щедрый Податель во веки веков. Аминь».

Местные христиане хотели предать тело мученика Трифона земле. Однако святой, явившись во сне одному благочестивому мужу, повелел похоронить его в родной Кампсаде.

Почитание на Руси

С принятием христианства на Руси святой мученик Трифон стал пользоваться особой любовью. И эта народная любовь в Отечестве нашем вызвана, прежде всего, его богоугодной жизнью, преисполненной непрестанным служением больным и страждущим, которое продолжилось и после блаженной кончины святого.

И ныне Россия с неизменной любовью чтит мученика Трифона, молится ему. Неспроста в нашей стране столько «трифоновских» храмов и улиц, деревень и сёл, названных именем этого святого.

Именем святого русские люди часто называли и называют своих сыновей. Одним из таковых был некто Трифон по фамилии Патрикеев, ответственный у Иоанна Грозного за соколиную охоту.

«Чудо мученика Трифона о соколе»

Существует предание, получившее название «Чудо мученика Трифона о соколе». В нём повествуется, что во время царской охоты – вероятно, в Сокольниках, где обычно устраивали соколиную охоту! – улетел любимый государем сокол.

Предание имеет несколько вариантов – это и официальная версия, подтверждённая историческими фактами, и народная легенда, вошедшая в песни, баллады и романы.

Так, в XIX веке А.К. Толстой включил легенду о сокольнике Трифоне в свой роман «Князь Серебряный». Писателю приглянулась легенда о простолюдине, избавленном мучеником Трифоном от жестокой казни.

Но вернёмся к преданию, к одной из его версий. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу, угрожая в противном случае смертной казнью. Сокольник Трифон объехал все окрестности, но безуспешно.

На третий день, утомлённый долгими поисками, остановившись в Лазаревом урочище в селе Напрудном, стал он усердно молиться своему Небесному покровителю мученику Трифону.

Во сне сокольник Трифон увидел юношу на белом коне, державшего в руке царского сокола.

«Возьми пропавшую птицу, – произнёс юноша, – поезжай с Богом к царю и ни о чём не печалься».

Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне сокола. Он тут же отвёз его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона.

Однако более достоверным историки считают другой вариант предания. Согласно этой версии, события произошли на сто лет раньше – в правление Иоанна III, но тоже с сокольничим и тоже с Патрикеевым, только не Трифоном, а князем Иваном Юрьевичем, который уже был в опале.

Юноша на белом коне с соколом в руках

После «Чуда мученика Трифона о соколе» слава об этом Небесном заступнике ещё более распространилась по Руси. Появилась русская иконописная традиция – мученика Трифона принято изображать на иконах в виде юноши на белом коне с соколом в руках. Теперь к святому обращались и невинно осуждённые, оклеветанные – за избавлением от незаслуженных наказаний.

Некоторое время святой мученик Трифон – один из самых почитаемых в столице святых! – считался покровителем Москвы наряду с великомучеником Георгием Победоносцем. Первоначально на гербе Москвы, по мнению некоторых историков, изображался именно мученик Трифон – на коне с соколом в руке, и уже будто бы потом образ всадника стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем.

Церковь святого Трифона в Напрудном

В память о своём чудесном спасении на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев воздвиг часовню во имя мученика Трифона. Впоследствии здесь был построен каменный храм – церковь святого Трифона в Напрудном. Чудо было запечатлено на одной из его фресок. В Москве до революции это было главное место почитания угодника Божия.

Богомольцы поклонялись святыне Трифоновского храма – иконе мученика Трифона с частицами его мощей. История этой святыни такова. В начале XIX века в Москву из Черногории приехал архимандрит Стефан (Вукотич). Купец Трифон Добряков, принявший его в своём доме, желая устроить образ святого Трифона с частицей мощей, просил архимандрита походатайствовать о том перед митрополитом Петром (Негошем).

Архимандрит Стефан (Вукотич) выполнил просьбу Трифона Добрякова. Черногорский владыка прислал купцу три небольшие частицы мощей для будущей иконы мученика от его главы, почивающей в соборе города Котора в Черногории.

Купец изготовил на свои средства для частиц святых мощей три серебряных ковчежца и во время Отечественной войны 1812 года поднёс императору Александру I.

После войны серебряные ковчежцы с частицами мощей мученика вернулись в Москву – император передал их московскому архиепископу Августину. И наконец, преемник владыки Августина на Московской кафедре – митрополит Серафим – устроил икону мученика Трифона, вложив в неё ковчежцы с мощами. Эта икона была передана в храм мученика Трифона в Напрудном.

…После революции Трифоновский храм из опасения возмущения верующих закрыли не сразу. 14 февраля 1925 года, в престольный праздник, литургию в храме мученика Трифона незадолго до блаженной кончины служил Святейший Патриарх Тихон.

Храм был закрыт в 1931 году. Его спасло от разрушения ходатайство известных архитекторов. В 1930–1940-х годах под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида проводились реставрационные работы. Архитекторы освободили Трифоновский храм от поздних пристроек и придали ему облик, близкий к первоначальному. Написанную на апсиде храма старинную фреску мучника Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею.

Возрождение храма в Напрудном

В 1992 году, в год 500-летия Трифоновского храма, началось его возрождение. 28 сентября 1992 года из ворот Знаменского храма вышел крестный ход. Он пересёк проспект Мира, прошёл по Трифоновской улице до Трифоновского храма (ул. Трифоновская, 38). 3 октября 1992 года в храме была совершена первая Божественная Литургия и начались регулярные богослужения по субботам и воскресеньям. Ныне Трифоновский храм в Напрудном приписан к Знаменскому храму.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

«Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, – читаем мы на его сайте (http://www.znamene.ru/), – один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью».

Милость Божия сохранила храм и в 1812 году, и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно храм чуть было не исчез при строительстве Рижской эстакады.

Но Пресвятая Владычица Богородица не дала погибнуть Своему дому, и храм по-прежнему, вот уже пятое столетие, звоном своих колоколов призывает православный народ «отложить всякое житейское попечение» и вспомнить о «едином на потребу»».

…Знаменский храм ведёт свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек».

В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство в стиле барокко каменного храма, который был освящён в 1765 году и существует по сей день. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

…В 1931 году, когда был закрыт Трифоновский храм, приснопамятным протоиереем Стефаном Марковым сюда был принесён чудотворный образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами его честных мощей, который с благоговением хранится здесь по сей день, являясь одной из главных храмовых святынь.

Знаменский храм в народе теперь больше известен как Трифоновский. Вход в него украсил своими творениями в мозаике, фресках Отто Семёнович Новиков (1939-2019) – живописец и иконописец, руководитель иконописной студии в храме мученицы Татианы при МГУ. Все мозаики по периметру снаружи храма выполнены им.

В Знаменском храме три придела и четыре святых престола: в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя святителя и чудотворца Николая, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя святого мученика и чудотворца Трифона.

В честь мученика Трифона в 1980 году был освящён приставной престол, изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В.И. Кудиновым.
Ежедневно после литургии перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом, а по средам после вечернего богослужения при большом стечении народа поётся акафист мученику Трифону.

14 февраля, в день памяти святого мученика и чудотворца Трифона, в Знаменском храме совершается архиерейское богослужение.

Скорый помощник во всяких бедах и нуждах

Мученик Трифон – скорый помощник во всяких бедах и нуждах: он избавляет от внезапных бед и скорбей, исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жильё и работу, найти пропавшие или украденные вещи, в налаживании отношений с близкими, усмирении обидчиков и недоброжелателей.
Старец Иоанн (Крестьянкин) благословлял своих духовных чад, испытывающих затруднения в поиске работы, молиться святому мученику Трифону. Они отправлялись к иконе святого в Знаменский храм с молитвенной просьбой о помощи – и получали просимое.

Небесный покровитель нашей семьи

Вновь и вновь и я приезжаю в Знаменский храм помолиться Небесному покровителю нашей семьи. Молюсь и о упокоении бабушки Анны Васильевны Головкиной (Семёновой, 1895, Москва – 1981, Москва), которая приезжала сюда в 1930-е годы – всю семью, имеющую отнюдь не пролетарские корни, вымолила, спасла близких от арестов, ссылок; молюсь и о упокоении моих родителей.

В конце ноября 1948 года мой отец Алексей Владимирович Головкин (1918, Москва – 1992, Ашхабад), известный в СССР историк-архивист, получил назначение в Ашхабад, разрушенный катастрофическим землетрясением, практически сметённый с лица земли в трагическую октябрьскую ночь, для спасения архивного фонда Туркменской ССР.
И бабушка благословила тогда его маленьким деревянным образочком мученика Трифона. Такие изготавливали в иконописных мастерских до революции, и благочестивые русские люди всегда имели их при себе.

В Москве у отца остались мать, больной брат, вернувшаяся с фронта сестра, квартира, которая сохранялась за ним на время двухлетней командировки. Но эта «командировка» затянулась на всю жизнь. Недаром, видимо, шутили московские друзья: «Попьёшь ашхабадской воды, женишься на среднеазиатской девушке – останешься там!»

Свадьба отца и мамы – известного учёного-языковеда Евгении Николаевны Ершовой (1924, Ташкент – 2017, Ашхабад) – состоялась 10 сентября 1949 года, когда Ашхабад ещё лежал в развалинах. Родители познакомились в Ашхабадском педагогическом институте, где преподавали на историческом и филологическом факультетах. Маме, дочери коренного москвича из старой интеллигенции, которого судьба забросила в Среднюю Азию за четверть века до этого, приятно было встретить земляка. Туркмения стала малой родиной для меня и двух моих братьев, дочери старшего брата Екатерины и моего сына Владимира. А мученик Трифон покровительствовал нашей семье и здесь.

В 2014 году, когда я прилетал из Москвы в Ашхабад на 90-летие мамы (папы уже давно не было в живых!), она благословила меня старой бабушкиной иконочкой.
Так мученик Трифон в этом намоленном ни одним поколением нашей семьи образочке вернулся в Москву. Держу его на ладошке и молюсь:

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!