Не бросайте нас — вы теперь наши

Марина Бирюкова 
0
01.02.2021 462

«...и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2).

Делателей так с той поры и не хватает, особенно тех, кто в священном сане. Поэтому ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника.

Миссионеры приезжают в отдаленные села, чтобы совершить богослужение так называемым мирянским чином; побеседовать с людьми и ответить на их вопросы; оставить в сельском храме духовную литературу, Новый Завет, Псалтирь, епархиальную газету.

В одно прекрасное, грозящее метелью и заносами воскресенье за миссионерами увязываюсь и я. Меня заранее предупреждают, что одеться нужно как можно теплее. Встреча в половине седьмого утра возле Ильинского храма на Ильинской площади. За рулем — Сергей Семенов, проектировщик и постоянный прихожанин Ильинского храма, по дороге подбираем еще Владимира Шамина. Доедем ли мы до села Синодского, что в Воскресенском районе, или увязнем по дороге в снегах — никто не знает. Нет, дорожники молодцы — Вольская трасса чистая. «А вот как там Валерий наш, доберется он до Афанасьевки или нет?» — беспокоятся мои спутники-миссионеры.

Храм в честь Сошествия Святого Духа в Синодском — бывшее правление колхоза, предоставленное верующим пять лет назад. Постепенно, шаг за шагом, здание обретает присущий храму облик — в основном трудами иерея Сергия Туйгина, который находит жертвователей даже в Америке, где в свое время учился. Основное место служения отца Сергия — храм в райцентре, в Воскресенском, а приход в Синодском — приписной; потому он и не может служить здесь регулярно. До завершения работ в Духовском храме еще далеко, а что хуже всего — нет отоп­ления: не удалось пока провести газ. Вот почему меня просили одеться как можно теплее.

Впрочем, о нас позаботились. У одного из волонтеров-миссионеров — подполковника запаса, ныне сотрудника частной охранной фирмы Олега Злобнова — в Синодском имеется дом, оставшийся от покойных родителей. Поэтому он приезжает в село с вечера, а с утра пораньше прогревает храмовое пространство двумя маленькими обогревателями.

Подтягивается народ — немногочисленный и немолодой. Олег Федорович, Сергей и Владимир, сменяя друг друга, читают утреню; за нею следуют первый час и обедница, то есть, по сути, вероучительная часть Литургии с Апостолом и Евангелием. Поют Олег Федорович и местная прихожанка Марина Кузина — может, и не совсем профессионально, поскольку чистые самоучки, но, действительно, от сердца. Вместе молимся о благополучном завершении строительства храма в Синодском, об избавлении от губительного поветрия, «на ны движимаго», о заболевшей прихожанке и жертвовательнице храма Марине Светинской.

Наступает время проповеди. Олег Федорович еще раз читает Апостол, который звучал во время службы — только не на церковнославянском уже, а на русском, что, по моему убеждению, совсем не лишнее. За чтением следует разговор о Таинстве Евхаристии, без которого вся церковная жизнь потеряла бы смысл.

— Олег Федорович, служба у вас довольно долгой получается — собственно, как ей и положено; а не бывает такого, что кто-то посреди нее из храма уходит — надоело, дескать, устал?

— У кого душа к этому лежит, тот не уйдет; а у кого не лежит, тот уйдет и с самой короткой службы.

— А как получилось, что Вы стали миссионером?

— Когда уволился из армии и стал понемногу воцерковляться, наткнулся в Интернете на страничку Православных просветительских курсов. Познакомился с отцом Дионисием Каменщиковым (руководителем епархиального миссионерского отдела.— Ред.). И он спросил меня: «Вы военный человек, Вы служили царю земному; не хотите ли теперь послужить Царю Небесному?» И я понял, что не смогу отказаться.

* * *

С упомянутым уже здесь Валерием Кулагиным мы познакомились в Саратове. Он предприниматель, а миссионерской работой занимается вот уже пять лет… и просто не мыслит без этого своей жизни:

— Я давно уже прислуживаю в алтаре и очень люблю богослужение. Когда отец Дионисий предложил мне участвовать в этом деле, мне сразу стало интересно. Поначалу мы планировали выезжать в села раз в месяц, а потом втянулись и стали ездить каждую неделю. Это же общение с людьми, их радостные лица, их благодарность… чувство, которое словами, наверное, не передать. Я очень доволен тем, что в моей жизни есть это служение.

— Но в каждом ли селе вы находите отклик? Много ли людей приходит на службу? Кто они?

— Конечно, в основном бабушки. Большинство из них — вдовицы. У каждой — маленькая пенсия и какое-то хозяйство, потому что иначе не выжить. И мы видим, как за богослужением, за той беседой, которая у нас всегда после службы бывает, за трапезой — у этих бабушек оттаивают сердца, они раскрываются, они задают нам вопросы. Им грустно с нами расставаться. Они просят нас приезжать еще: «Не забывайте, не бросайте нас — вы теперь наши!» Но бывает, к сожалению, и иначе: в село Сокур мы ездили полтора месяца, служили в стенах огромного старинного храма, где прекрасная акустика, где тебя просто поднимает благодать намоленного места… И никто на наши службы не приходил, мы молились сами, одни. Когда появилось, наконец, несколько человек, мы были просто счастливы.

— А какие вопросы вам люди чаще всего задают?

— Самые разные! Как подготовиться к Причащению; как поминать усопших сродников; как понять то или иное трудное место в Священном Писании. И нам самим это идет на пользу — заставляет учиться, расти. Одна бабушка в селе Синенькие меня спросила: как понимать вот эти слова в Псалтири? Я не смог сходу ответить, но пообещал ей, что к следующей нашей встрече разберусь, найду ответ. И стал искать. И благодаря этой бабушке выяснил то, чего и сам раньше не знал. И она была очень благодарна, когда я ей это объяснил.

Валерий рассказывает, как пришлось однажды ему с напарником Дмитрием Пасечником шагать три километра при двадцатиградусном морозе и сильном ветре с метелью — когда машина увязла в снегах, а там, в селе, волонтеров ждали люди:

— Когда мы дошли, наконец, они просто глазам своим не поверили… Служба прошла прекрасно, мы отогрелись, посидели за чаем — и только потом задумались: а как же нам теперь машину-то, на дороге оставленную, из снега вытаскивать?.. Пошли к ней: метель улеглась, солнце, снег сверкает… И смотрим — едет трактор!..

Воистину, не оставляет Господь без помощи служащих Ему… Валерий видит долг миссионеров в том, чтобы показать людям красоту православного богослужения, его глубочайший смысл. Несмотря на трудности, это получается:

— Люди чувствуют, что наша молитва, как маленькая речка, вливается во вселенскую молитву Церкви.

А вот еще одна веселая история из жизни православных миссионеров:

— В Сабуровке, где просто комнату в здании администрации отдали под храм, стоит что-то вроде звонницы, а на ней — три обрезанных кислородных баллона без всяких, конечно, языков. Я к тому времени уже учился в школе звонарей. Привез с собой из дома молотки, и мы с Дмитрием устроили трезвон. Вы не представляете себе, что началось! Все проснулись, все повыскакивали из калиток, все машины, которые мимо ехали, остановились, бабушки наши прихожанки на службу прибежали бегом… И с той поры мы звоним в эти импровизированные колокола каждый раз, когда там служим.

Руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии иерей Дионисий Каменщиков:

— Пять лет назад, когда владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.) поставил перед нашим отделом эту задачу — организовать регулярные богослужения мирянским чином на отдаленных приписных приходах — я, честно говоря, сомневался, что у нас что-то получится, что найдутся люди, готовые не один­два раза туда съездить, а служить постоянно, годами. Но миссионеры, с Божией помощью, нашлись, и мы продолжаем — теперь уже по благословению митрополита Игнатия. Жители отдаленных сел не должны оставаться без церковной молитвы, не должны отвыкать от посещения храма. По сути, наши волонтеры делают в храме все, кроме того, что может делать только священнослужитель — то есть кроме совершения таинств и произнесения священнических и диаконских молитв. Священнические возгласы, например «Благословен Бог наш...», заменяют на «Молитвами святых отец наших»; вместо ектении, малой или великой, произносится «Господи, помилуй». Сейчас у нас постоянно работают десять человек, этого, конечно, недостаточно, нужны еще люди, и главное — необходимы певчие; пока с нашими волонтерами ездит только Ирина Большакова. Мы готовы обучить тех, кто способен и хочет нам помочь.

Телефон для будущих волонтеров, в том числе и певчих — 8­919­210­21­12 (отец Дионисий).

Газета «Православная вера», № 02 (670), январь 2021 г.

Марина Бирюкова

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
20.06.2021 17:23
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
20.06.2021 17:17
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Новый комментарий от РомКа
20.06.2021 08:19
У рая нет дверей
Новый комментарий от Николай Чуев
20.06.2021 07:48
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26