«...и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2).
Делателей так с той поры и не хватает, особенно тех, кто в священном сане. Поэтому ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника.
Миссионеры приезжают в отдаленные села, чтобы совершить богослужение так называемым мирянским чином; побеседовать с людьми и ответить на их вопросы; оставить в сельском храме духовную литературу, Новый Завет, Псалтирь, епархиальную газету.
В одно прекрасное, грозящее метелью и заносами воскресенье за миссионерами увязываюсь и я. Меня заранее предупреждают, что одеться нужно как можно теплее. Встреча в половине седьмого утра возле Ильинского храма на Ильинской площади. За рулем — Сергей Семенов, проектировщик и постоянный прихожанин Ильинского храма, по дороге подбираем еще Владимира Шамина. Доедем ли мы до села Синодского, что в Воскресенском районе, или увязнем по дороге в снегах — никто не знает. Нет, дорожники молодцы — Вольская трасса чистая. «А вот как там Валерий наш, доберется он до Афанасьевки или нет?» — беспокоятся мои спутники-миссионеры.
Храм в честь Сошествия Святого Духа в Синодском — бывшее правление колхоза, предоставленное верующим пять лет назад. Постепенно, шаг за шагом, здание обретает присущий храму облик — в основном трудами иерея Сергия Туйгина, который находит жертвователей даже в Америке, где в свое время учился. Основное место служения отца Сергия — храм в райцентре, в Воскресенском, а приход в Синодском — приписной; потому он и не может служить здесь регулярно. До завершения работ в Духовском храме еще далеко, а что хуже всего — нет отопления: не удалось пока провести газ. Вот почему меня просили одеться как можно теплее.
Впрочем, о нас позаботились. У одного из волонтеров-миссионеров — подполковника запаса, ныне сотрудника частной охранной фирмы Олега Злобнова — в Синодском имеется дом, оставшийся от покойных родителей. Поэтому он приезжает в село с вечера, а с утра пораньше прогревает храмовое пространство двумя маленькими обогревателями.
Подтягивается народ — немногочисленный и немолодой. Олег Федорович, Сергей и Владимир, сменяя друг друга, читают утреню; за нею следуют первый час и обедница, то есть, по сути, вероучительная часть Литургии с Апостолом и Евангелием. Поют Олег Федорович и местная прихожанка Марина Кузина — может, и не совсем профессионально, поскольку чистые самоучки, но, действительно, от сердца. Вместе молимся о благополучном завершении строительства храма в Синодском, об избавлении от губительного поветрия, «на ны движимаго», о заболевшей прихожанке и жертвовательнице храма Марине Светинской.
Наступает время проповеди. Олег Федорович еще раз читает Апостол, который звучал во время службы — только не на церковнославянском уже, а на русском, что, по моему убеждению, совсем не лишнее. За чтением следует разговор о Таинстве Евхаристии, без которого вся церковная жизнь потеряла бы смысл.
— Олег Федорович, служба у вас довольно долгой получается — собственно, как ей и положено; а не бывает такого, что кто-то посреди нее из храма уходит — надоело, дескать, устал?
— У кого душа к этому лежит, тот не уйдет; а у кого не лежит, тот уйдет и с самой короткой службы.
— А как получилось, что Вы стали миссионером?
— Когда уволился из армии и стал понемногу воцерковляться, наткнулся в Интернете на страничку Православных просветительских курсов. Познакомился с отцом Дионисием Каменщиковым (руководителем епархиального миссионерского отдела.— Ред.). И он спросил меня: «Вы военный человек, Вы служили царю земному; не хотите ли теперь послужить Царю Небесному?» И я понял, что не смогу отказаться.
* * *
С упомянутым уже здесь Валерием Кулагиным мы познакомились в Саратове. Он предприниматель, а миссионерской работой занимается вот уже пять лет… и просто не мыслит без этого своей жизни:
— Я давно уже прислуживаю в алтаре и очень люблю богослужение. Когда отец Дионисий предложил мне участвовать в этом деле, мне сразу стало интересно. Поначалу мы планировали выезжать в села раз в месяц, а потом втянулись и стали ездить каждую неделю. Это же общение с людьми, их радостные лица, их благодарность… чувство, которое словами, наверное, не передать. Я очень доволен тем, что в моей жизни есть это служение.
— Но в каждом ли селе вы находите отклик? Много ли людей приходит на службу? Кто они?
— Конечно, в основном бабушки. Большинство из них — вдовицы. У каждой — маленькая пенсия и какое-то хозяйство, потому что иначе не выжить. И мы видим, как за богослужением, за той беседой, которая у нас всегда после службы бывает, за трапезой — у этих бабушек оттаивают сердца, они раскрываются, они задают нам вопросы. Им грустно с нами расставаться. Они просят нас приезжать еще: «Не забывайте, не бросайте нас — вы теперь наши!» Но бывает, к сожалению, и иначе: в село Сокур мы ездили полтора месяца, служили в стенах огромного старинного храма, где прекрасная акустика, где тебя просто поднимает благодать намоленного места… И никто на наши службы не приходил, мы молились сами, одни. Когда появилось, наконец, несколько человек, мы были просто счастливы.
— А какие вопросы вам люди чаще всего задают?
— Самые разные! Как подготовиться к Причащению; как поминать усопших сродников; как понять то или иное трудное место в Священном Писании. И нам самим это идет на пользу — заставляет учиться, расти. Одна бабушка в селе Синенькие меня спросила: как понимать вот эти слова в Псалтири? Я не смог сходу ответить, но пообещал ей, что к следующей нашей встрече разберусь, найду ответ. И стал искать. И благодаря этой бабушке выяснил то, чего и сам раньше не знал. И она была очень благодарна, когда я ей это объяснил.
Валерий рассказывает, как пришлось однажды ему с напарником Дмитрием Пасечником шагать три километра при двадцатиградусном морозе и сильном ветре с метелью — когда машина увязла в снегах, а там, в селе, волонтеров ждали люди:
— Когда мы дошли, наконец, они просто глазам своим не поверили… Служба прошла прекрасно, мы отогрелись, посидели за чаем — и только потом задумались: а как же нам теперь машину-то, на дороге оставленную, из снега вытаскивать?.. Пошли к ней: метель улеглась, солнце, снег сверкает… И смотрим — едет трактор!..
Воистину, не оставляет Господь без помощи служащих Ему… Валерий видит долг миссионеров в том, чтобы показать людям красоту православного богослужения, его глубочайший смысл. Несмотря на трудности, это получается:
— Люди чувствуют, что наша молитва, как маленькая речка, вливается во вселенскую молитву Церкви.
А вот еще одна веселая история из жизни православных миссионеров:
— В Сабуровке, где просто комнату в здании администрации отдали под храм, стоит что-то вроде звонницы, а на ней — три обрезанных кислородных баллона без всяких, конечно, языков. Я к тому времени уже учился в школе звонарей. Привез с собой из дома молотки, и мы с Дмитрием устроили трезвон. Вы не представляете себе, что началось! Все проснулись, все повыскакивали из калиток, все машины, которые мимо ехали, остановились, бабушки наши прихожанки на службу прибежали бегом… И с той поры мы звоним в эти импровизированные колокола каждый раз, когда там служим.
Руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии иерей Дионисий Каменщиков:
— Пять лет назад, когда владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.) поставил перед нашим отделом эту задачу — организовать регулярные богослужения мирянским чином на отдаленных приписных приходах — я, честно говоря, сомневался, что у нас что-то получится, что найдутся люди, готовые не одиндва раза туда съездить, а служить постоянно, годами. Но миссионеры, с Божией помощью, нашлись, и мы продолжаем — теперь уже по благословению митрополита Игнатия. Жители отдаленных сел не должны оставаться без церковной молитвы, не должны отвыкать от посещения храма. По сути, наши волонтеры делают в храме все, кроме того, что может делать только священнослужитель — то есть кроме совершения таинств и произнесения священнических и диаконских молитв. Священнические возгласы, например «Благословен Бог наш...», заменяют на «Молитвами святых отец наших»; вместо ектении, малой или великой, произносится «Господи, помилуй». Сейчас у нас постоянно работают десять человек, этого, конечно, недостаточно, нужны еще люди, и главное — необходимы певчие; пока с нашими волонтерами ездит только Ирина Большакова. Мы готовы обучить тех, кто способен и хочет нам помочь.
Телефон для будущих волонтеров, в том числе и певчих — 89192102112 (отец Дионисий).
Газета «Православная вера», № 02 (670), январь 2021 г.