Не бросайте нас — вы теперь наши

0
883
Время на чтение 6 минут

«...и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2).

Делателей так с той поры и не хватает, особенно тех, кто в священном сане. Поэтому ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника.

Миссионеры приезжают в отдаленные села, чтобы совершить богослужение так называемым мирянским чином; побеседовать с людьми и ответить на их вопросы; оставить в сельском храме духовную литературу, Новый Завет, Псалтирь, епархиальную газету.

В одно прекрасное, грозящее метелью и заносами воскресенье за миссионерами увязываюсь и я. Меня заранее предупреждают, что одеться нужно как можно теплее. Встреча в половине седьмого утра возле Ильинского храма на Ильинской площади. За рулем — Сергей Семенов, проектировщик и постоянный прихожанин Ильинского храма, по дороге подбираем еще Владимира Шамина. Доедем ли мы до села Синодского, что в Воскресенском районе, или увязнем по дороге в снегах — никто не знает. Нет, дорожники молодцы — Вольская трасса чистая. «А вот как там Валерий наш, доберется он до Афанасьевки или нет?» — беспокоятся мои спутники-миссионеры.

Храм в честь Сошествия Святого Духа в Синодском — бывшее правление колхоза, предоставленное верующим пять лет назад. Постепенно, шаг за шагом, здание обретает присущий храму облик — в основном трудами иерея Сергия Туйгина, который находит жертвователей даже в Америке, где в свое время учился. Основное место служения отца Сергия — храм в райцентре, в Воскресенском, а приход в Синодском — приписной; потому он и не может служить здесь регулярно. До завершения работ в Духовском храме еще далеко, а что хуже всего — нет отоп­ления: не удалось пока провести газ. Вот почему меня просили одеться как можно теплее.

Впрочем, о нас позаботились. У одного из волонтеров-миссионеров — подполковника запаса, ныне сотрудника частной охранной фирмы Олега Злобнова — в Синодском имеется дом, оставшийся от покойных родителей. Поэтому он приезжает в село с вечера, а с утра пораньше прогревает храмовое пространство двумя маленькими обогревателями.

Подтягивается народ — немногочисленный и немолодой. Олег Федорович, Сергей и Владимир, сменяя друг друга, читают утреню; за нею следуют первый час и обедница, то есть, по сути, вероучительная часть Литургии с Апостолом и Евангелием. Поют Олег Федорович и местная прихожанка Марина Кузина — может, и не совсем профессионально, поскольку чистые самоучки, но, действительно, от сердца. Вместе молимся о благополучном завершении строительства храма в Синодском, об избавлении от губительного поветрия, «на ны движимаго», о заболевшей прихожанке и жертвовательнице храма Марине Светинской.

Наступает время проповеди. Олег Федорович еще раз читает Апостол, который звучал во время службы — только не на церковнославянском уже, а на русском, что, по моему убеждению, совсем не лишнее. За чтением следует разговор о Таинстве Евхаристии, без которого вся церковная жизнь потеряла бы смысл.

— Олег Федорович, служба у вас довольно долгой получается — собственно, как ей и положено; а не бывает такого, что кто-то посреди нее из храма уходит — надоело, дескать, устал?

— У кого душа к этому лежит, тот не уйдет; а у кого не лежит, тот уйдет и с самой короткой службы.

— А как получилось, что Вы стали миссионером?

— Когда уволился из армии и стал понемногу воцерковляться, наткнулся в Интернете на страничку Православных просветительских курсов. Познакомился с отцом Дионисием Каменщиковым (руководителем епархиального миссионерского отдела.— Ред.). И он спросил меня: «Вы военный человек, Вы служили царю земному; не хотите ли теперь послужить Царю Небесному?» И я понял, что не смогу отказаться.

* * *

С упомянутым уже здесь Валерием Кулагиным мы познакомились в Саратове. Он предприниматель, а миссионерской работой занимается вот уже пять лет… и просто не мыслит без этого своей жизни:

— Я давно уже прислуживаю в алтаре и очень люблю богослужение. Когда отец Дионисий предложил мне участвовать в этом деле, мне сразу стало интересно. Поначалу мы планировали выезжать в села раз в месяц, а потом втянулись и стали ездить каждую неделю. Это же общение с людьми, их радостные лица, их благодарность… чувство, которое словами, наверное, не передать. Я очень доволен тем, что в моей жизни есть это служение.

— Но в каждом ли селе вы находите отклик? Много ли людей приходит на службу? Кто они?

— Конечно, в основном бабушки. Большинство из них — вдовицы. У каждой — маленькая пенсия и какое-то хозяйство, потому что иначе не выжить. И мы видим, как за богослужением, за той беседой, которая у нас всегда после службы бывает, за трапезой — у этих бабушек оттаивают сердца, они раскрываются, они задают нам вопросы. Им грустно с нами расставаться. Они просят нас приезжать еще: «Не забывайте, не бросайте нас — вы теперь наши!» Но бывает, к сожалению, и иначе: в село Сокур мы ездили полтора месяца, служили в стенах огромного старинного храма, где прекрасная акустика, где тебя просто поднимает благодать намоленного места… И никто на наши службы не приходил, мы молились сами, одни. Когда появилось, наконец, несколько человек, мы были просто счастливы.

— А какие вопросы вам люди чаще всего задают?

— Самые разные! Как подготовиться к Причащению; как поминать усопших сродников; как понять то или иное трудное место в Священном Писании. И нам самим это идет на пользу — заставляет учиться, расти. Одна бабушка в селе Синенькие меня спросила: как понимать вот эти слова в Псалтири? Я не смог сходу ответить, но пообещал ей, что к следующей нашей встрече разберусь, найду ответ. И стал искать. И благодаря этой бабушке выяснил то, чего и сам раньше не знал. И она была очень благодарна, когда я ей это объяснил.

Валерий рассказывает, как пришлось однажды ему с напарником Дмитрием Пасечником шагать три километра при двадцатиградусном морозе и сильном ветре с метелью — когда машина увязла в снегах, а там, в селе, волонтеров ждали люди:

— Когда мы дошли, наконец, они просто глазам своим не поверили… Служба прошла прекрасно, мы отогрелись, посидели за чаем — и только потом задумались: а как же нам теперь машину-то, на дороге оставленную, из снега вытаскивать?.. Пошли к ней: метель улеглась, солнце, снег сверкает… И смотрим — едет трактор!..

Воистину, не оставляет Господь без помощи служащих Ему… Валерий видит долг миссионеров в том, чтобы показать людям красоту православного богослужения, его глубочайший смысл. Несмотря на трудности, это получается:

— Люди чувствуют, что наша молитва, как маленькая речка, вливается во вселенскую молитву Церкви.

А вот еще одна веселая история из жизни православных миссионеров:

— В Сабуровке, где просто комнату в здании администрации отдали под храм, стоит что-то вроде звонницы, а на ней — три обрезанных кислородных баллона без всяких, конечно, языков. Я к тому времени уже учился в школе звонарей. Привез с собой из дома молотки, и мы с Дмитрием устроили трезвон. Вы не представляете себе, что началось! Все проснулись, все повыскакивали из калиток, все машины, которые мимо ехали, остановились, бабушки наши прихожанки на службу прибежали бегом… И с той поры мы звоним в эти импровизированные колокола каждый раз, когда там служим.

Руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии иерей Дионисий Каменщиков:

— Пять лет назад, когда владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.) поставил перед нашим отделом эту задачу — организовать регулярные богослужения мирянским чином на отдаленных приписных приходах — я, честно говоря, сомневался, что у нас что-то получится, что найдутся люди, готовые не один­два раза туда съездить, а служить постоянно, годами. Но миссионеры, с Божией помощью, нашлись, и мы продолжаем — теперь уже по благословению митрополита Игнатия. Жители отдаленных сел не должны оставаться без церковной молитвы, не должны отвыкать от посещения храма. По сути, наши волонтеры делают в храме все, кроме того, что может делать только священнослужитель — то есть кроме совершения таинств и произнесения священнических и диаконских молитв. Священнические возгласы, например «Благословен Бог наш...», заменяют на «Молитвами святых отец наших»; вместо ектении, малой или великой, произносится «Господи, помилуй». Сейчас у нас постоянно работают десять человек, этого, конечно, недостаточно, нужны еще люди, и главное — необходимы певчие; пока с нашими волонтерами ездит только Ирина Большакова. Мы готовы обучить тех, кто способен и хочет нам помочь.

Телефон для будущих волонтеров, в том числе и певчих — 8­919­210­21­12 (отец Дионисий).

Газета «Православная вера», № 02 (670), январь 2021 г.

Марина Бирюкова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02