Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея
Рождество Христово – важнейшее событие мировой истории, освещенное в самых первых строчках евангельского повествования. Священная история очень тесно сплетается со светской именно в этой временной точке, положившей начало новой эре и новому летоисчислению. О главных действующих Лицах Рождественской ночи – Богомладенце Иисусе, Его Пречистой Матери, мнимом отце Иосифе – сохранилось достаточно много специфически исторических сведени. Гораздо меньше их о других участниках событий, первых почитателях Христа, – волхвах. Итак, кто же они – восточные мудрецы, узнавшие о Рождении Богомладенца за два года до самого события?
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 1–2).
Откуда же пришли эти мудрецы? Еще Отцы Церкви пытались выяснить «место жительства» волхвов и их происхождение. Так Иустин-мученик и Тертуллиан полагали, что они пришли из Аравии, Иоанн Златоуст и Василий Великий – из Персии, блаженный Августин – из Халдеи, а евангелист Матфей пишет – с Востока, не конкретизируя, из какой именно страны.
Обращает на себя внимание уверенность, с которой волхвы говорят о Рождестве. Так могут говорить только люди, точно знающие о событии, ради которого они и прошли несколько сотен километров по пустыне. Евангелист Матфей объясняет убежденность восточных мудрецов необычным небесным явлением, свидетелем которого они стали: новая ярчайшая звезда, вспыхнувшая на Востоке, стала поистине путеводной для троих волхвов-язычников. По утверждению Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта, эта звезда была не просто физическим небесным светилом, но проявлением Божественной силы, принявшей образ звезды. Она была необычна во всем: все звезды движутся с востока на запад, а эта – с востока к югу, исключительно по направлению к Иерусалиму; все звезды видны только ночью, а эта звезда и днем; все звезды постоянно перемещаются, а эта останавливалась, когда волхвы отдыхали. Блаженный Феофилакт объясняет, почему волхвов ко Христу привела именно звезда. Он говорит: «Поскольку маги (волхвы) занимались астрологией, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как рыбака Петра, изумив множеством пойманных рыб, привлек ко Христу».
По мнению некоторых толкователей, вера волхвов опиралась и на ветхозаветное пророчество Валаама, которое стало им известно от иудеев рассеяния, проживавших в их странах. Пророк за много лет до самого события Духом Божиим возвещал: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». (Числ. 24, 17).
Так кем же все-таки были волхвы? В эпоху средневековья в Церкви существовало мнение, что Каспар, Мельхиор и Бальтазар – так звали волхвов – были восточными царями. По всей вероятности, такой взгляд на их происхождение связан, в первую очередь, со стихами мессианского псалма: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71, 10–11). Но не менее распространенным мнением о волхвах было то, что они мудрецы и астрологи, ищущие истину.
…Наконец мудрецы достигли пещеры Рождества. Они благоговейно вошли в нее и поклонились Богомладенцу и Его Пречистой Матери, а потом открыли перед Иисусом свои дары. И было это чистое золото, принесенное ими как Державному Царю веков, ладан – как Богу всех и смирну – как Бессмертному и вместе с тем тридневному Мертвецу.
По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли Крещение и стали возвещать народам о родившемся Мессии. Но они не только проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили там в честь Иисуса Христа храмы и часовни. Существует еще одно предание, которое говорит, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были вместе.
Мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной царицей Еленой и перенесены сначала в Константинополь, а в V веке – в Милан. В 1164 году по желанию императора Фридриха I Барбароссы мощи были увезены в Кельн, где был установлен местный праздник «Трех царей». И сейчас останки первых почитателей Христа, узнавших в Нем своего Бога, хранятся в Кельнском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы и Первоверховного апостола Петра.
Интересна судьба даров волхвов, которые представляют собой 28 небольших золотых пластин различной формы, поверхность которых украшена разнообразной сканью, и 70 маленьких шариков ладана и смирны. Дары до IV века хранились в Иерусалиме, а потом император Аркадий перенес их в Константинополь в собор Святой Софии. После падения Царьграда в 1453 году Мария Бранкович, вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского правителя Георгия Бранковича, привезла их на гору Афон.