После ряда неудач глава Сбера Герман Греф придумал, как подцепить на технологический крючок всё российское Правительство. Чиновники выбрали Сбербанк создателем и оператором крупнейшей экосистемы государственных данных и услуг – платформы «Гостех». Фактически каждый россиянин скоро станет клиентом Сбера и с рождения начнёт приносить ему доход.
Карта Грефа бита
Система «Гостех» – реванш Грефа за провал другого государственного проекта, который активно лоббировал Сбер, – выпуск Универсальной электронной карты (УЭК). Соответствующую кампанию госбанк начал ещё в 2010 году: предполагалось, что с 2014 года все граждане страны будут получать карты УЭК в обязательном порядке.
В этом пластиковом четырёхугольнике планировалось объединить все государственные документы (паспорт, полис ОМС, ИНН, пенсионное удостоверение и так далее) и сделать его единым ключом к государственным услугам, в том числе единой транспортной картой. Кроме того, карта должна была заменить бумажные больничные и рецепты врачей; также она содержала и электронную подпись держателя. Сбербанк планировал на этом заработать – УЭК была в том числе и полноценной банковской картой со всем спектром платёжных услуг.
И выручка ожидалась весьма существенная: всю прибыль от проекта забирал себе Сбер, а за выпуск и обслуживание карт платили региональные власти.
К тому же УЭК выставляла властям счета за право использования логотипа и единого дизайна, а также за ведение реестра карт, подключение к системам УЭК, их поддержку и так далее. Собственно, это и послужило одной из причин провала проекта: несмотря на принятый федеральный закон, субъекты не торопились выпускать и выдавать своим жителям УЭК, продвигая свои, региональные проекты – например, карту москвича. В результате за много лет было выдано всего лишь 700 тысяч карт УЭК, а убыток Грефа составил более 3 млрд рублей.
После введения в 2014 году санкций США Греф пытался реанимировать проект в качестве национальной платёжной системы, но Эльвира Набиуллина забила последний гвоздь в крышку гроба УЭК.Фото: Алексей Никольский/ТАСС
Последний гвоздь в крышку гроба УЭК забила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. После того как в 2014 году США ввели санкции против российских граждан и организаций, а международные платёжные системы Visa и MasterCard заблокировали карты сразу нескольких российских банков, Греф попытался реанимировать проект в качестве национальной платёжной системы – страховки от западной блокировки. И хотя его идею в целом одобрили, Центробанк предпочёл построить национальную платёжную систему с нуля, без учёта наработок Сбера. В итоге с 2017 года карты УЭК больше не выдаются. Их место (правда, без госуслуг и другого функционала УЭК) заняла карта «Мир», которая обязана своим успехом решению, предписывающему чиновникам, пенсионерам и прочим бюджетникам получать зарплату, пенсии и другие выплаты из бюджета только на неё.
«Гостех» вместо УЭК
Обжёгшись на картах, Сбер замахнулся на интеграцию в самое сердце властного левиафана – государственные IT-системы. В середине апреля он впервые продемонстрировал Правительству России концепцию «Гостеха» как единой цифровой платформы для взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Таким образом, опять все жители России попадают под колпак Сбера – только зарабатывать он будет, предоставляя не банковские услуги, а государственные.
При этом государство заплатит банку и за разработку платформы: первая, экспериментальная версия системы обойдётся в 900 млн рублей. В целом же на создание платформы, по мнению экспертов, потребуются десятки миллиардов рублей. В пилотной версии будут представлены сервисы аренды государственного имущества и кадастрового учёта недвижимости, а также система получения цифрового полиса обязательного медицинского страхования.
Предполагается, что в дальнейшем под «Гостехом» окажутся все остальные услуги не только для граждан, но и для бизнеса, включая регистрацию и господдержку компаний. Фактически вся государственная машина будет интегрирована в экосистему Сбера, которая сможет замкнуть на себя оказание финансовых услуг, услуг связи, страхования и других продуктов во взаимодействии государства с гражданами и бизнесом. И отказаться от предложений Сбера станет проблематично: все госуслуги физически будут находиться в ЦОД банка под его технологическим контролем.
В руках Грефа окажутся не только цифровые паспорта всех россиян, но и вся их жизнь – начиная со школы, заканчивая пенсией.
Любое взаимодействие с государством будет фиксироваться госбанком: поступление в вуз, подача иска в суд, взыскание долгов. Правительство же существенно сокращает время и расходы на разработку каждой новой системы.
Интересно, кто же кого станет контролировать после внедрения «Гостеха» – Сбер Правительство или Правительство Сбер?
2. ...
1. Ответ на 1, monarhist: