Священник, монах, психотерапевт, строитель…

Интервью с иеромонахом Вячеславом (Шапоровым)

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
614
Время на чтение 9 минут
Источник: газета "Трезвение"

В последнем номере газеты «Трезвение» вышло интервью с руководителем отдела Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму иеромонахом Вячеславом (Шапоровым), который много лет занимается церковной реабилитацией зависимых людей. Размещаем эту публикацию и на нашем сайте.

Священник, монах, психотерапевт, строитель… Это неполный перечень занятий, в которые ежедневно вовлечен настоятель сразу двух храмов Казанской епархии, молодой иеромонах Вячеслав (Шапоров). Он один из немногих священнослужителей, кто чуть ли не с первых дней своего служения занимается отрезвлением и духовным преображением заблудших. Сейчас отец Вячеслав является руководителем отдела Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму. Об этой стороне служения мы и поговорили с ним на днях во время моего пребывания в Казани.

…Он упал на колени лицом вниз перед иконой св. Гурия Чудотворца, и взмолился:

— Господи, прости меня за отчаянье! Но сил моих больше нет, чтобы решить эту задачу! Хоть ты, святой Гурий, помоги. Не могу я сам добиться от властей решения о передаче общине трезвенников бывшего больничного храма в честь твоего друга и сподвижника — святителя Варсонофия…

НАУТРО ПРОИЗОШЛО ЧУДО

Молодой иеромонах Вячеслав (Шапоров) пошёл в очередной раз на приём к чиновнику, от которого зависела судьба храма, расположенного на территории больницы имени Груздева в историческом центре Казани. Тот с порога встретил его отказом:

— Нет, о передаче вам здания бывшего храма не может быть и речи!..

Чиновник долго объяснял, почему это невозможно, а потом он позвонил куда-то и в нем что-то будто переклинило…

Он вдруг встал и решительно произнес:

— Ну ладно, поехали, будем оформлять документы — завтра передадим храма вашей трезвеннической общине.

Так дело, которое никак не решалось 4 предыдущих года, мгновенно сдвинулось с мёртвой точки. А ведь куда только не обращался иеромонах Вячеслав (Шапоров), стремясь выполнить наказ владыки, поручившего ему отвоевать этот старинный храм, возродить в доме Божьем церковную жизеь.

Как освобождали бывший храм от кабинетов, как приводили здание в порядок и восстанавливали

в нем церковные богослужения — отдельная тема. Зато сейчас после воскресной Божественной Литургии люди не хотят сразу расходиться по домам. Они дружно накрывают посреди храма столы к чаю, рассаживаются вокруг настоятеля и общаются с любимым батюшкой и друг с другом уже на самые разные темы.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ОБЩИНА «КОВЧЕГ» В СЕЛЕ РУССКИЕ КАЗЫЛИ

Конечно, главное, что привлекает людей к отцу Вячеславу — его внимательность, искренность и готовность помочь тем, кто страдает от алкогольной или наркотической зависимостей. Именно к этому он был призван в начале своего служения, этому учился все последние годы.

Поняв, что некоторым страждущим уже невозможно помочь лишь совместными молитвами и работой с психологами, о. Вячеслав взялся создавать реабилитационный центр в деревне Русские Казыли Пестречинского района республики Татарстан.

Правящий архиерей именно это место определил в 2009 году под будущий центр, который носит сегодня название «Ковчег». Однако начинать там хоть какую-то работу нужно было опять с восстановления разрушенного Благовещенского храма – известного когда-то среди жителей окрестных сел.

Таким образом, учиться работе с зависимыми людьми, ездить для изучения опыта по всей стране, заканчивать духовную Академию в Санкт-Петербурге, созидать, строить и вести богослужения отцу Вячеславу приходилось одновременно и почти в одиночку.

Конечно, сейчас ему уже помогают энтузиасты из республиканского наркодиспансера и комитета по наркоконтролю. Активно поддерживает православных трезвенников главный врач наркологического диспансера Ильгиз Ильдарович Ахмедзянов, а также доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии Карпов Анатолий Михайлович.

ПОМОЩЬ ПРИШЛА ИЗ СИБИРИ…

Но особенное облегчение пришло неожиданно в 2010 году, когда на Шапорова вышел сибирский активист трезвеннического просвещения В.А. Юферов.

Владислав Аркадьевич как раз к этому времени решил вернуться на историческую родину из прибайкальского Ангарска, где он был председателем приходского общества трезвости. В первые же дни своего пребывания в Казани он решил взяться за возрождение в Татарстане великих традиций дореволюционного общества трезвости, известного в то время по всем губерниям.

(Не так давно мы публиковали интервью с Юферовым и рассказывали, как быстро ему удалось заручиться поддержкой митрополита Казанского, который в кратчайший срок подписал его прошение о создании общества трезвости при приходе…).

Знакомство и грамотное взаимодействие помогло двум подвижникам выйти на новый уровень деятельности — создать уже епархиальное общество по противодействию алкоголизму и наркомании.

Работа в таком дружном и удачном тандеме тут же закипела и получила широкую известность далеко за пределами Казани. Сейчас действуют уже более 20 филиалов в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, других городах и поселках Татарстана.

ЦЕНТР — ЭТО ОБЩИНА РЕАБИЛИТАНТОВ

А деятельность реабилитационного центра в Русских Козылях получила второе дыхание благодаря одному из первых питомцев отца Вячеслава. Отрезвил он когда-то спившегося строителя и бизнесмена. Тот так уверовал в силу молитвы и милосердие Божие, что не стал возвращаться в мир — ушёл в монастырь. Там вскоре принял постриг, был рукоположен в иеромонахи, но… не смог остаться в стенах монастыря.

Слишком кипучим и деятельным человеком оказался новоиспеченный отец Силуан. Вернулся тогда он уже в новом качестве в дорогие сердцу Русские Казыли. И не просто вернулся, а поселился там и возглавил реабилитационную работу в центре.

Навыки строителя и хозяйственника помогли им вместе отстроить здание на 25 мест, обустроить несколько домов для центра, заняться разработкой земельных угодий и разнообразным зверьем.

Но главное, — удалось восстановить храм, и начать вести в нем регулярные богослужения. Теперь, помимо проведения всенощных служб и Божественных литургий, здесь ежедневно читается неусыпаемая Псалтирь, поются акафисты и молебны. И все это делается силами реабилитантов.  Бывшие наркоманы и алкоголики выращивают картофель, морковь и капусту, содержат теплицы и сыроварню, ухаживают за пока еще малым поголовьем коров, свиней, кур, уток и гусей. Они же перерабатывают продукты земледелия и животноводства для собственных нужд. Так, в этом году заквасили чуть ли не полтонны капусты, а для заготовки мясных изделий построили небольшой специализированный цех…

В ЧЕМ ПОЛЬЗА БЕСПЛАТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Стоит отметить, что длительная реабилитация не стóит проживающим в центре ни копейки. Возможны лишь добровольные взносы и спонсорские пожертвования. Ясно, что у самих зависимых и их родственников больших средств не имеется, а счета за содержание немалого хозяйства приходят очень серьезные. Так, на подоконнике храма св. Варсонофия я заметила два свежих счета, выставленных для ознакомления всем желающим. В одном предписывается заплатить 350 тысяч за проведение газа, в другом — оплатить задолженность по электричеству в размере 255 тысяч рублей.

— А почему вы не берете денег хотя бы за проживание и питание со своих подопечных?

— Они тогда работать не будут, на службы ходить могут не захотеть. Раз заплатил, значит, может требовать к себе особого отношения, диктовать свои условия.

Сейчас православная терапевтическая община «Ковчег» принимает людей, страдающих от наркотической зависимости и алкоголизма. Она функционирует уже около 12 лет как православное общежитие. Сам реабилитационный процесс нацелен на духовное возрождение личности, включает в себя образовательные и адаптационные занятия, и, конечно же, общественно полезный труд. Насельники своими руками восстанавливают церковь Благовещения Пресвятой Богородицы XVIII века. Пребывание в общине исключительно добровольное.

Так вот, мы здесь никого насильно не держим, у нас не закрытая территория и нет стража на воротах. Не устраивают наши порядки и правила – на выход!.. Захотите вернуться и жить в центре на наших условиях – примем. И вы знаете, чаще всего возвращаются. Потому что без поддержки и помощи Божьей не справиться самому человеку с таким недугом.

— А каковы условия пребывания в вашем центре?

— Наша цель – воцерковление и спасение души человека для вечной жизни. Отрезвление – лишь промежуточная задача. Поэтому тем, кто не хочет трудиться, поститься, молиться и участвовать в таинствах Церкви, у нас трудно прижиться. Для таких людей существует множество светских центров на платной основе. Увы, деньги не дают гарантию избавления от зависимости. А всякие силовые методы воздействия на наркоманов у нас в стране запрещены, слава Богу.

Так что, человек сам определяет с кем и как ему спасаться. Мы можем лишь помочь ему избавиться от своего духовного повреждения, показать иной способ жизни — свободный от греха и дурмана.

— А помочь человеку можно на любой стадии зависимости?

— С Божьей помощью, да, возможно. Причем, никогда не предугадать, когда на человека снизойдет благодать Духа Святого, и он вдруг поймет, что всё, не нужны ему больше никакие дурманящие вещества.

И это – настоящее чудо, которое я регулярно наблюдаю в своих подопечных. Да, срываются порой, да, не выдерживают соблазнов и искушений. Но познав однажды духовные дары, человек уже не ставит на себе крест. Он знает, где искать спасение.

ПСИХОТЕРАПЕВТ, СТРОИТЕЛЬ… МИССИЯ ИЛИ СЛУЖЕНИЕ? СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ИЛИ ПОСЛУШАНИЕ?

— Вам нравится ваше служение? Не хочется иногда все бросить и найти себе более легкое поприще?

— Как я могу бросить то, к чему призван? В чем уже неплохо разбираюсь и хорошо ориентируюсь. Конечно, это очень тяжелый и не всегда благодарный труд. Особенно сложно работать сейчас, в связи с тем, что изменился характер алкоголизма и наркомании, поменялось отношение к этим недугам в обществе.

И крайне мало тех, кто берется за это деланье, хотя жатвы по-прежнему много. И будет еще больше при все более распространяемой новой зависимости от гаджетов и компьютерных игр.

У нас тут недавно была прокурорская проверка. Когда проверяющий узнал, что мы такой деятельностью сложной занимаемся безвозмездно, напрямую спросил меня: «Вы что, сумасшедший?!»

— Что вас радует и что огорчает в вашем служении, отец Вячеслав?

— В свое время я взялся за это служение, даже не понимая во что ввязываюсь. И сейчас, когда мне удается помочь людям и увидеть наглядно чудо преображения – это по-настоящему радует. Ну а печалит, когда человек уходит, и ты понимаешь, что ничем не можешь ему помочь. Остается уповать на милость Господа, который, быть может, все же найдет способ помочь такому человеку каким-то другим способом.

— Спасибо за беседу, о. Вячеслав. Обязательно при случае побываю в вашем замечательном центре.

— Да, милости просим. Всегда рады гостям. У нас даже гостевой дом построен для родственников реабилитантов. Ну а тем, кто захочет получить помощь в избавлении от алкогольной и наркотической зависимостей в нашем центре в Русских Казылях или в общине при храме святителя Варсонофия в Казани, можно обращаться ко мне по телефону: 8-903-314-55-27.

Светлана ТРОИЦКАЯ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Троицкая
Трезвение – это радость бытия!
А пьянство – начало безбожия…
10.09.2020
Русский характер
Беседа с Иваном Дроздовым
03.05.2019
Все статьи Светлана Троицкая
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07