В последнем номере газеты «Трезвение» вышло интервью с руководителем отдела Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму иеромонахом Вячеславом (Шапоровым), который много лет занимается церковной реабилитацией зависимых людей. Размещаем эту публикацию и на нашем сайте.
Священник, монах, психотерапевт, строитель… Это неполный перечень занятий, в которые ежедневно вовлечен настоятель сразу двух храмов Казанской епархии, молодой иеромонах Вячеслав (Шапоров). Он один из немногих священнослужителей, кто чуть ли не с первых дней своего служения занимается отрезвлением и духовным преображением заблудших. Сейчас отец Вячеслав является руководителем отдела Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму. Об этой стороне служения мы и поговорили с ним на днях во время моего пребывания в Казани.
…Он упал на колени лицом вниз перед иконой св. Гурия Чудотворца, и взмолился:
— Господи, прости меня за отчаянье! Но сил моих больше нет, чтобы решить эту задачу! Хоть ты, святой Гурий, помоги. Не могу я сам добиться от властей решения о передаче общине трезвенников бывшего больничного храма в честь твоего друга и сподвижника — святителя Варсонофия…
НАУТРО ПРОИЗОШЛО ЧУДО
Молодой иеромонах Вячеслав (Шапоров) пошёл в очередной раз на приём к чиновнику, от которого зависела судьба храма, расположенного на территории больницы имени Груздева в историческом центре Казани. Тот с порога встретил его отказом:
— Нет, о передаче вам здания бывшего храма не может быть и речи!..
Чиновник долго объяснял, почему это невозможно, а потом он позвонил куда-то и в нем что-то будто переклинило…
Он вдруг встал и решительно произнес:
— Ну ладно, поехали, будем оформлять документы — завтра передадим храма вашей трезвеннической общине.
Так дело, которое никак не решалось 4 предыдущих года, мгновенно сдвинулось с мёртвой точки. А ведь куда только не обращался иеромонах Вячеслав (Шапоров), стремясь выполнить наказ владыки, поручившего ему отвоевать этот старинный храм, возродить в доме Божьем церковную жизеь.
Как освобождали бывший храм от кабинетов, как приводили здание в порядок и восстанавливали
в нем церковные богослужения — отдельная тема. Зато сейчас после воскресной Божественной Литургии люди не хотят сразу расходиться по домам. Они дружно накрывают посреди храма столы к чаю, рассаживаются вокруг настоятеля и общаются с любимым батюшкой и друг с другом уже на самые разные темы.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ОБЩИНА «КОВЧЕГ» В СЕЛЕ РУССКИЕ КАЗЫЛИ
Конечно, главное, что привлекает людей к отцу Вячеславу — его внимательность, искренность и готовность помочь тем, кто страдает от алкогольной или наркотической зависимостей. Именно к этому он был призван в начале своего служения, этому учился все последние годы.
Поняв, что некоторым страждущим уже невозможно помочь лишь совместными молитвами и работой с психологами, о. Вячеслав взялся создавать реабилитационный центр в деревне Русские Казыли Пестречинского района республики Татарстан.
Правящий архиерей именно это место определил в 2009 году под будущий центр, который носит сегодня название «Ковчег». Однако начинать там хоть какую-то работу нужно было опять с восстановления разрушенного Благовещенского храма – известного когда-то среди жителей окрестных сел.
Таким образом, учиться работе с зависимыми людьми, ездить для изучения опыта по всей стране, заканчивать духовную Академию в Санкт-Петербурге, созидать, строить и вести богослужения отцу Вячеславу приходилось одновременно и почти в одиночку.
Конечно, сейчас ему уже помогают энтузиасты из республиканского наркодиспансера и комитета по наркоконтролю. Активно поддерживает православных трезвенников главный врач наркологического диспансера Ильгиз Ильдарович Ахмедзянов, а также доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии Карпов Анатолий Михайлович.
ПОМОЩЬ ПРИШЛА ИЗ СИБИРИ…
Но особенное облегчение пришло неожиданно в 2010 году, когда на Шапорова вышел сибирский активист трезвеннического просвещения В.А. Юферов.
Владислав Аркадьевич как раз к этому времени решил вернуться на историческую родину из прибайкальского Ангарска, где он был председателем приходского общества трезвости. В первые же дни своего пребывания в Казани он решил взяться за возрождение в Татарстане великих традиций дореволюционного общества трезвости, известного в то время по всем губерниям.
(Не так давно мы публиковали интервью с Юферовым и рассказывали, как быстро ему удалось заручиться поддержкой митрополита Казанского, который в кратчайший срок подписал его прошение о создании общества трезвости при приходе…).
Знакомство и грамотное взаимодействие помогло двум подвижникам выйти на новый уровень деятельности — создать уже епархиальное общество по противодействию алкоголизму и наркомании.
Работа в таком дружном и удачном тандеме тут же закипела и получила широкую известность далеко за пределами Казани. Сейчас действуют уже более 20 филиалов в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, других городах и поселках Татарстана.
ЦЕНТР — ЭТО ОБЩИНА РЕАБИЛИТАНТОВ
А деятельность реабилитационного центра в Русских Козылях получила второе дыхание благодаря одному из первых питомцев отца Вячеслава. Отрезвил он когда-то спившегося строителя и бизнесмена. Тот так уверовал в силу молитвы и милосердие Божие, что не стал возвращаться в мир — ушёл в монастырь. Там вскоре принял постриг, был рукоположен в иеромонахи, но… не смог остаться в стенах монастыря.
Слишком кипучим и деятельным человеком оказался новоиспеченный отец Силуан. Вернулся тогда он уже в новом качестве в дорогие сердцу Русские Казыли. И не просто вернулся, а поселился там и возглавил реабилитационную работу в центре.
Навыки строителя и хозяйственника помогли им вместе отстроить здание на 25 мест, обустроить несколько домов для центра, заняться разработкой земельных угодий и разнообразным зверьем.
Но главное, — удалось восстановить храм, и начать вести в нем регулярные богослужения. Теперь, помимо проведения всенощных служб и Божественных литургий, здесь ежедневно читается неусыпаемая Псалтирь, поются акафисты и молебны. И все это делается силами реабилитантов. Бывшие наркоманы и алкоголики выращивают картофель, морковь и капусту, содержат теплицы и сыроварню, ухаживают за пока еще малым поголовьем коров, свиней, кур, уток и гусей. Они же перерабатывают продукты земледелия и животноводства для собственных нужд. Так, в этом году заквасили чуть ли не полтонны капусты, а для заготовки мясных изделий построили небольшой специализированный цех…
В ЧЕМ ПОЛЬЗА БЕСПЛАТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Стоит отметить, что длительная реабилитация не стóит проживающим в центре ни копейки. Возможны лишь добровольные взносы и спонсорские пожертвования. Ясно, что у самих зависимых и их родственников больших средств не имеется, а счета за содержание немалого хозяйства приходят очень серьезные. Так, на подоконнике храма св. Варсонофия я заметила два свежих счета, выставленных для ознакомления всем желающим. В одном предписывается заплатить 350 тысяч за проведение газа, в другом — оплатить задолженность по электричеству в размере 255 тысяч рублей.
— А почему вы не берете денег хотя бы за проживание и питание со своих подопечных?
— Они тогда работать не будут, на службы ходить могут не захотеть. Раз заплатил, значит, может требовать к себе особого отношения, диктовать свои условия.
Сейчас православная терапевтическая община «Ковчег» принимает людей, страдающих от наркотической зависимости и алкоголизма. Она функционирует уже около 12 лет как православное общежитие. Сам реабилитационный процесс нацелен на духовное возрождение личности, включает в себя образовательные и адаптационные занятия, и, конечно же, общественно полезный труд. Насельники своими руками восстанавливают церковь Благовещения Пресвятой Богородицы XVIII века. Пребывание в общине исключительно добровольное.
Так вот, мы здесь никого насильно не держим, у нас не закрытая территория и нет стража на воротах. Не устраивают наши порядки и правила – на выход!.. Захотите вернуться и жить в центре на наших условиях – примем. И вы знаете, чаще всего возвращаются. Потому что без поддержки и помощи Божьей не справиться самому человеку с таким недугом.
— А каковы условия пребывания в вашем центре?
— Наша цель – воцерковление и спасение души человека для вечной жизни. Отрезвление – лишь промежуточная задача. Поэтому тем, кто не хочет трудиться, поститься, молиться и участвовать в таинствах Церкви, у нас трудно прижиться. Для таких людей существует множество светских центров на платной основе. Увы, деньги не дают гарантию избавления от зависимости. А всякие силовые методы воздействия на наркоманов у нас в стране запрещены, слава Богу.
Так что, человек сам определяет с кем и как ему спасаться. Мы можем лишь помочь ему избавиться от своего духовного повреждения, показать иной способ жизни — свободный от греха и дурмана.
— А помочь человеку можно на любой стадии зависимости?
— С Божьей помощью, да, возможно. Причем, никогда не предугадать, когда на человека снизойдет благодать Духа Святого, и он вдруг поймет, что всё, не нужны ему больше никакие дурманящие вещества.
И это – настоящее чудо, которое я регулярно наблюдаю в своих подопечных. Да, срываются порой, да, не выдерживают соблазнов и искушений. Но познав однажды духовные дары, человек уже не ставит на себе крест. Он знает, где искать спасение.
ПСИХОТЕРАПЕВТ, СТРОИТЕЛЬ… МИССИЯ ИЛИ СЛУЖЕНИЕ? СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ИЛИ ПОСЛУШАНИЕ?
— Вам нравится ваше служение? Не хочется иногда все бросить и найти себе более легкое поприще?
— Как я могу бросить то, к чему призван? В чем уже неплохо разбираюсь и хорошо ориентируюсь. Конечно, это очень тяжелый и не всегда благодарный труд. Особенно сложно работать сейчас, в связи с тем, что изменился характер алкоголизма и наркомании, поменялось отношение к этим недугам в обществе.
И крайне мало тех, кто берется за это деланье, хотя жатвы по-прежнему много. И будет еще больше при все более распространяемой новой зависимости от гаджетов и компьютерных игр.
У нас тут недавно была прокурорская проверка. Когда проверяющий узнал, что мы такой деятельностью сложной занимаемся безвозмездно, напрямую спросил меня: «Вы что, сумасшедший?!»
— Что вас радует и что огорчает в вашем служении, отец Вячеслав?
— В свое время я взялся за это служение, даже не понимая во что ввязываюсь. И сейчас, когда мне удается помочь людям и увидеть наглядно чудо преображения – это по-настоящему радует. Ну а печалит, когда человек уходит, и ты понимаешь, что ничем не можешь ему помочь. Остается уповать на милость Господа, который, быть может, все же найдет способ помочь такому человеку каким-то другим способом.
— Спасибо за беседу, о. Вячеслав. Обязательно при случае побываю в вашем замечательном центре.
— Да, милости просим. Всегда рады гостям. У нас даже гостевой дом построен для родственников реабилитантов. Ну а тем, кто захочет получить помощь в избавлении от алкогольной и наркотической зависимостей в нашем центре в Русских Казылях или в общине при храме святителя Варсонофия в Казани, можно обращаться ко мне по телефону: 8-903-314-55-27.
Светлана ТРОИЦКАЯ