Как воспитать гражданина без идеологии?

На какие идеи опираться педагогу?

Конституционная реформа Путина 
0
737
Время на чтение 7 минут


Источник: Россия - Ноев Ковчег

 

Обновленная Конституция РФ оставила в неприкосновенности статью 13, которая провозглашает многообразие идеологий в России, и фактический отказ от государственной доктрины. На какие идеи опираться педагогу в средней школе, если официальной идеологии просто нет? Как воспитывать подрастающее поколение в духе созидания?

На эти и другие вопросы отвечает директор Института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.

 

Образование без воспитания?

Российская средняя школа сегодня даёт учащимся определённый набор знаний, и не более того, демонстрируя полный провал с воспитанием подрастающего поколения. Его воспитывает кто угодно, только не школа. И это не случайно: для выполнения своей миссии настоящий педагог (в буквальном переводе – “ведущий ребенка”) должен опираться на определенную систему идей, идеологию. Педагог без своей миссии – не педагог, а безликий обслуживающий персонал, оказывающий образовательные услуги (так и записано сегодня во многих документах!). Былой авторитет учителей остался в прошлом, профессия низвергнута с пьедестала, сегодняшние ученики полупрезрительно называют их “училками”. Это в корне неправильно! Поскольку модернизация российской Конституции уже началась, думаю, что следующие изменения должны быть связаны с принятием официальной государственной идеологии, позитивной и созидательной доктриной развития.

Непреходящие ценности

По долгу службы я часто общаюсь со школьными учителями. И меня часто спрашивают, как формировать из ученика личность, на какие идеи опираться, если государственной идеологии в стране нет? Да, официальной доктрины в стране нет, но определившись со своим собственным мировоззрением, учитель может выстроить свою систему ценностей и идей, которая станет для него ориентиром в педагогической работе. И в этом, я думаю, очень поможет комплексная доктрина “Россия – Ноев ковчег человечества”.

Концептуально, для выхода из тупиковой ситуации, я предлагаю учителям следующее. Сформулировать матрицу ценностей, которые определяют архетип российского человека на всем протяжении тысячелетней истории. В их числе такие ценности, как служение своей стране, которой следовали лучшие представители дворянства и других слоёв, элита страны, которые сделали Россию великой империей. В числе основных также – ценность социальной справедливости и подвига во имя народа, характерная для советского периода (а в искусстве именно в этот период были созданы настоящие шедевры). А также ценность самореализации и совершенствования себя в избранной профессии.

И конечно же – надо учитывать современные реалии информационной доступности и даже избыточности. Простой призыв, следовать таким-то идеалам, уже не работает. Сегодняшний подросток обязательно полезет в интернет проверять и искать другую точку зрения. Поэтому педагог должен быть готов ответить на самые каверзные вопросы. Современные методы предполагают постановку подростка в проблемную ситуацию, где нет стандартных ответов, и где надо вместе с ним определяться и вырабатывать стратегию поведения для конкретного случая. И такие методики есть, их предлагает, в частности, Институт опережающих исследований.

Таланты и отстой

Основной текст действующей Конституции России был принят еще в начале 1990-х. В частности, статья 13 фиксирует многообразие идеологии и отказ от государственной монополии в этой сфере. Но свято место пусто не бывает! И фактически в стране сегодня во многих сферах преобладает неолиберальная идеология, государство самоустранилось от постановки целей и задач развития экономики и социума. И лишь недавно начали разрабатываться стратегические документы развития. В октябре подготовлен “Единый план по достижению национальных целей развития РФ до 2024 года и на плановый период до 2030 года”. Его намерения – самые благие. Документ – революционный по форме, демонстрирует изменения подходов правительства к проводимой политике. Но основные разделы документа базируются на безнадежно устаревших подходах неолиберальной идеологии, а потому входят в прямой конфликт с целями.

Например, один из шести основных разделов документа посвящен российской системе образования, называется он “Возможность для самореализации и развития талантов”. В самом названии заложено противоречие, поскольку это совершенно разные подходы. Одна задача – выискивать таланты, особо одаренных, и совсем другая – развивать и реализовать творческий потенциал и креативность всего населения.

Первая задача исходит из того, что всех детей надо разделить на таланты и “отстой”. Причем таланты – около 10% (это участники и призеры всяческих школьных и студенческих олимпиад и конкурсов), а отстой – все остальные. Собственно, это подход полностью в духе неолиберальной доктрины. Алгоритм: выявить таланты и далее работать только с ними, капитализировать узкую прослойку, маркировать ее и продавать, извлекая прибыль из детей.

Совсем другой подход демонстрирует институциональный проект “Российская школа будущего”, который базируется на лучших наработках советской школы. Он исходит из необходимости повышать креативность всех групп населения. Идея развития и воспитания творческого потенциала противостоит идее врожденного таланта, который передается по наследству, и который надо лишь отыскать, перевести его в капитал и повыгоднее запродать.

Бесцельная жизнь

Еще один раздел Плана по достижению национальных целей звучит так: “Сохранение населения, здоровья и благополучия людей”. Сразу оговорюсь, что за последнее время произошло некоторое смещение понятий. Термин “демография” используется, когда говорят о приросте или убыли населения. Но его буквальный перевод – перепись населения. Как раз с этим в стране всё благополучно, переписи проводятся регулярно, государство имеет полную информацию о количестве людей в стране. Эти процессы активно цифровизуются, совсем скоро с процессом демографии проблем вообще не будет.

Но проблемы со снижением численности населения – никуда не делись. В течение ряда лет смертность в стране устойчиво превышает рождаемость. И это очень тревожный сигнал: в стране отсутствует жизнестратегия, российский человек не видит великих целей, ради которых стоит жить ему самому полноценно, насыщенно и долго, поднимать семьи с большим числом детей, давать им полноценное образование.

Во имя какой цели разные группы населения могли бы объединить свои усилия? На какой подвиг зовет их страна? Что может обеспечить резкий рост общественного богатства и уровня жизни населения? Ответа на этот вопрос государство пока не дает. А лишь вяло декларирует цель – “сохранение населения, здоровья и благополучия людей”.

На мой взгляд, наилучшим образом для национальной мобилизации подходят крупные национальные интегративные проекты, такие как ТрансЕвразийский пояс развития. Он обеспечивает инфраструктурную связанность всей территории страны за счет транспортных, энергетических, телекоммуникационных инфраструктур.

Российскую территорию нашему народу еще осваивать и осваивать, а для этого требуется, как минимум, великая цель, которая найдет живой отклик в душе человека. Мобилизация на такие цели, на выполнение сквозных интегративных проектов резко повысит витальность русского народа, его желание жить осмысленно и полноценно, создавая большие семьи.

Для этого необходим детально проработанный план прорывного развития страны, реализация которого в корне изменит социально-экономическую среду, сам способ и качество жизни. И это не утопия – подобный план индустриализации страны предложили большевики в середине 1920-х, а затем успешно его реализовали всего за несколько пятилеток. Что-то подобное сейчас происходит и в Китае. Так почему свой же опыт не может повторить Россия?

Рифы удаленного обучения

Очень серьёзное испытание для российской системы образования – дистанционные формы обучения, внедряемые под предлогом борьбы с пандемией. Особенно большой вред эти формы несут младшей и средней школе, где просто принципиально необходимо присутствие педагога вживую, контакт учителя и ученика “глаза в глаза”. Иначе не получить качественного ни обучения, ни воспитания.

Примечательную статью напечатала недавно авторитетная газета New York Times. Она рассматривает дистанционное образование, как дешевый эрзац для малоимущих слоёв населения. Не больше, и не меньше! Высококачественное образование для имущих слоёв населения – очное, в общении с педагогом, а дистанционка по интернету – дешевый заменитель для плебса. И вот теперь этой дешевкой хотят вытеснить настоящее образование для народа, по сути – оболванить его, сделать стадом, которое поверит всему, что скажут небожители с экрана.

Еще больше вопросов вызывает цифровая платформа Сбербанка, которую Герман Греф предлагает распространить на российскую школу, начиная с первого класса. Появились и реализуются универсальные технологии “пропихивания” продукта с сомнительными свойствами и последствиями, которые подаются как благотворительные. На самом деле это псевдоблаготворительность, поскольку финансироваться проект будет за бюджетные деньги. Цифровая платформа Сбера – из их числа. Именно для доказательства её необходимости ведётся целая рекламная компания с привлечением именитых экспертов. Но ее фактическая полезность весьма сомнительна. На мой взгляд, как психолога, откровенно вредна и для детей, и для родителей.

Россию спасет ковчег

В современном мире складывается почти библейская ситуация, когда наслаиваются сразу несколько неблагоприятных катаклизмов. Это пандемия с ее последствиями (вернее, ковидные психоз и истерия), экологическая катастрофа, остановка производств в экономике, разрушение традиционных нравственных укладов. Именно в этих условиях востребована созидательная идеология “Россия – Ноев ковчега человечества”. Она говорит о необходимости новых подходов в воспитании молодёжи, формировании российской цивилизационной идентичности и системы ценностей. Это не абстрактная мечта – а свод конкретных направлений развития, проверяемый план действий, бери – и делай! Именно она может мобилизовать Россию, и вернуть привлекательность ее образа в глазах других стран.

Подготовил Валерий Борисов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Вячеславович Громыко
Денонсация Беловежских соглашений
И возвращение домой – к исторической России, России вечной
03.03.2022
«Но нам нужен с вами рывок…»
Кто не даёт состояться рывку?
01.06.2021
Когда ждать восстановления российской экономики?
Россия переживает в этом году экономический спад
04.12.2020
В настоящем – России гордиться нечем. Вся надежда – на будущее?
Какую идеологию сможет предъявить Россия миру?
25.11.2020
Все статьи Юрий Вячеславович Громыко
Конституционная реформа Путина
Труд должен быть внесён в Конституцию как высшая ценность
Трудами создаётся великая Россия с её мечтой об идеальном государстве, в котором живёт самый счастливый, просветлённый, добрый, трудолюбивый народ
19.12.2024
Ползучая интервенция
Туристическую тропу на Мауре можно взамен идолов украсить изображениями знаменитых людей
17.12.2024
Межконфессиональное и межнациональное согласие
Резолюция Круглого стола, состоявшегося в Санкт-Петербургской Академии МЧС
26.09.2024
«Мы должны осуществить стратегическое нацеливание на США»
Иначе противник и дальше будет пытаться переместить боевые действия к Московскому направлению
21.08.2024
О мигрантах и внешнем управлении Россией
Нынешнее российское законодательство по-прежнему во многом создаёт условия для использования российских предприятий, российских граждан в качестве дешёвой рабочей силы для обогащения зарубежных махинаторов и их последователей внутри страны
02.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21