Источник: Россия - Ноев Ковчег
Обновленная Конституция РФ оставила в неприкосновенности статью 13, которая провозглашает многообразие идеологий в России, и фактический отказ от государственной доктрины. На какие идеи опираться педагогу в средней школе, если официальной идеологии просто нет? Как воспитывать подрастающее поколение в духе созидания?
На эти и другие вопросы отвечает директор Института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.
Российская средняя школа сегодня даёт учащимся определённый набор знаний, и не более того, демонстрируя полный провал с воспитанием подрастающего поколения. Его воспитывает кто угодно, только не школа. И это не случайно: для выполнения своей миссии настоящий педагог (в буквальном переводе – “ведущий ребенка”) должен опираться на определенную систему идей, идеологию. Педагог без своей миссии – не педагог, а безликий обслуживающий персонал, оказывающий образовательные услуги (так и записано сегодня во многих документах!). Былой авторитет учителей остался в прошлом, профессия низвергнута с пьедестала, сегодняшние ученики полупрезрительно называют их “училками”. Это в корне неправильно! Поскольку модернизация российской Конституции уже началась, думаю, что следующие изменения должны быть связаны с принятием официальной государственной идеологии, позитивной и созидательной доктриной развития.
Непреходящие ценности
По долгу службы я часто общаюсь со школьными учителями. И меня часто спрашивают, как формировать из ученика личность, на какие идеи опираться, если государственной идеологии в стране нет? Да, официальной доктрины в стране нет, но определившись со своим собственным мировоззрением, учитель может выстроить свою систему ценностей и идей, которая станет для него ориентиром в педагогической работе. И в этом, я думаю, очень поможет комплексная доктрина “Россия – Ноев ковчег человечества”.
Концептуально, для выхода из тупиковой ситуации, я предлагаю учителям следующее. Сформулировать матрицу ценностей, которые определяют архетип российского человека на всем протяжении тысячелетней истории. В их числе такие ценности, как служение своей стране, которой следовали лучшие представители дворянства и других слоёв, элита страны, которые сделали Россию великой империей. В числе основных также – ценность социальной справедливости и подвига во имя народа, характерная для советского периода (а в искусстве именно в этот период были созданы настоящие шедевры). А также ценность самореализации и совершенствования себя в избранной профессии.
И конечно же – надо учитывать современные реалии информационной доступности и даже избыточности. Простой призыв, следовать таким-то идеалам, уже не работает. Сегодняшний подросток обязательно полезет в интернет проверять и искать другую точку зрения. Поэтому педагог должен быть готов ответить на самые каверзные вопросы. Современные методы предполагают постановку подростка в проблемную ситуацию, где нет стандартных ответов, и где надо вместе с ним определяться и вырабатывать стратегию поведения для конкретного случая. И такие методики есть, их предлагает, в частности, Институт опережающих исследований.
Таланты и отстой
Основной текст действующей Конституции России был принят еще в начале 1990-х. В частности, статья 13 фиксирует многообразие идеологии и отказ от государственной монополии в этой сфере. Но свято место пусто не бывает! И фактически в стране сегодня во многих сферах преобладает неолиберальная идеология, государство самоустранилось от постановки целей и задач развития экономики и социума. И лишь недавно начали разрабатываться стратегические документы развития. В октябре подготовлен “Единый план по достижению национальных целей развития РФ до 2024 года и на плановый период до 2030 года”. Его намерения – самые благие. Документ – революционный по форме, демонстрирует изменения подходов правительства к проводимой политике. Но основные разделы документа базируются на безнадежно устаревших подходах неолиберальной идеологии, а потому входят в прямой конфликт с целями.
Например, один из шести основных разделов документа посвящен российской системе образования, называется он “Возможность для самореализации и развития талантов”. В самом названии заложено противоречие, поскольку это совершенно разные подходы. Одна задача – выискивать таланты, особо одаренных, и совсем другая – развивать и реализовать творческий потенциал и креативность всего населения.
Первая задача исходит из того, что всех детей надо разделить на таланты и “отстой”. Причем таланты – около 10% (это участники и призеры всяческих школьных и студенческих олимпиад и конкурсов), а отстой – все остальные. Собственно, это подход полностью в духе неолиберальной доктрины. Алгоритм: выявить таланты и далее работать только с ними, капитализировать узкую прослойку, маркировать ее и продавать, извлекая прибыль из детей.
Совсем другой подход демонстрирует институциональный проект “Российская школа будущего”, который базируется на лучших наработках советской школы. Он исходит из необходимости повышать креативность всех групп населения. Идея развития и воспитания творческого потенциала противостоит идее врожденного таланта, который передается по наследству, и который надо лишь отыскать, перевести его в капитал и повыгоднее запродать.
Бесцельная жизнь
Еще один раздел Плана по достижению национальных целей звучит так: “Сохранение населения, здоровья и благополучия людей”. Сразу оговорюсь, что за последнее время произошло некоторое смещение понятий. Термин “демография” используется, когда говорят о приросте или убыли населения. Но его буквальный перевод – перепись населения. Как раз с этим в стране всё благополучно, переписи проводятся регулярно, государство имеет полную информацию о количестве людей в стране. Эти процессы активно цифровизуются, совсем скоро с процессом демографии проблем вообще не будет.
Но проблемы со снижением численности населения – никуда не делись. В течение ряда лет смертность в стране устойчиво превышает рождаемость. И это очень тревожный сигнал: в стране отсутствует жизнестратегия, российский человек не видит великих целей, ради которых стоит жить ему самому полноценно, насыщенно и долго, поднимать семьи с большим числом детей, давать им полноценное образование.
Во имя какой цели разные группы населения могли бы объединить свои усилия? На какой подвиг зовет их страна? Что может обеспечить резкий рост общественного богатства и уровня жизни населения? Ответа на этот вопрос государство пока не дает. А лишь вяло декларирует цель – “сохранение населения, здоровья и благополучия людей”.
На мой взгляд, наилучшим образом для национальной мобилизации подходят крупные национальные интегративные проекты, такие как ТрансЕвразийский пояс развития. Он обеспечивает инфраструктурную связанность всей территории страны за счет транспортных, энергетических, телекоммуникационных инфраструктур.
Российскую территорию нашему народу еще осваивать и осваивать, а для этого требуется, как минимум, великая цель, которая найдет живой отклик в душе человека. Мобилизация на такие цели, на выполнение сквозных интегративных проектов резко повысит витальность русского народа, его желание жить осмысленно и полноценно, создавая большие семьи.
Для этого необходим детально проработанный план прорывного развития страны, реализация которого в корне изменит социально-экономическую среду, сам способ и качество жизни. И это не утопия – подобный план индустриализации страны предложили большевики в середине 1920-х, а затем успешно его реализовали всего за несколько пятилеток. Что-то подобное сейчас происходит и в Китае. Так почему свой же опыт не может повторить Россия?
Рифы удаленного обучения
Очень серьёзное испытание для российской системы образования – дистанционные формы обучения, внедряемые под предлогом борьбы с пандемией. Особенно большой вред эти формы несут младшей и средней школе, где просто принципиально необходимо присутствие педагога вживую, контакт учителя и ученика “глаза в глаза”. Иначе не получить качественного ни обучения, ни воспитания.
Примечательную статью напечатала недавно авторитетная газета New York Times. Она рассматривает дистанционное образование, как дешевый эрзац для малоимущих слоёв населения. Не больше, и не меньше! Высококачественное образование для имущих слоёв населения – очное, в общении с педагогом, а дистанционка по интернету – дешевый заменитель для плебса. И вот теперь этой дешевкой хотят вытеснить настоящее образование для народа, по сути – оболванить его, сделать стадом, которое поверит всему, что скажут небожители с экрана.
Еще больше вопросов вызывает цифровая платформа Сбербанка, которую Герман Греф предлагает распространить на российскую школу, начиная с первого класса. Появились и реализуются универсальные технологии “пропихивания” продукта с сомнительными свойствами и последствиями, которые подаются как благотворительные. На самом деле это псевдоблаготворительность, поскольку финансироваться проект будет за бюджетные деньги. Цифровая платформа Сбера – из их числа. Именно для доказательства её необходимости ведётся целая рекламная компания с привлечением именитых экспертов. Но ее фактическая полезность весьма сомнительна. На мой взгляд, как психолога, откровенно вредна и для детей, и для родителей.
Россию спасет ковчег
В современном мире складывается почти библейская ситуация, когда наслаиваются сразу несколько неблагоприятных катаклизмов. Это пандемия с ее последствиями (вернее, ковидные психоз и истерия), экологическая катастрофа, остановка производств в экономике, разрушение традиционных нравственных укладов. Именно в этих условиях востребована созидательная идеология “Россия – Ноев ковчега человечества”. Она говорит о необходимости новых подходов в воспитании молодёжи, формировании российской цивилизационной идентичности и системы ценностей. Это не абстрактная мечта – а свод конкретных направлений развития, проверяемый план действий, бери – и делай! Именно она может мобилизовать Россию, и вернуть привлекательность ее образа в глазах других стран.
Подготовил Валерий Борисов