В воскресенье, 1 ноября, в Молдове пройдут президентские выборы. Результатов этого голосования многие ждут так, как ждут дождя измученные засухой многострадальные молдавские фермеры. Но, к сожалению, последствия этого голосования могут превратить Молдову в бурлящий поток, который смоет остатки государственности.
Для понимания сложившейся ситуации необходимо вернуться в 2016 год. Тогда, 04 марта 2016 года Конституционный Суд Молдовы изменил процедуру избрания Президента. Из стен Парламента, где Президента избирали депутаты, процесс был переведен на избирательные участки, дабы позволить гражданам участвовать в этом. Казалось бы, что в этом плохого? Действительно, прямая демократия во всей красе. Но, как говорится, есть нюансы. И если разобраться в них, то можно понять, какой на самом деле была обстановка в Молдове в то время.
Еще в 2015 году Молдова была признана, на международном уровне, захваченным государством. Что это означает? А то, что институты государства были захвачены преступной группировкой, которую возглавлял олигарх В. Плахотнюк. Суды, прокуратура, МВД и тд. были под контролем возглавляемого им синдиката. Депутаты Парламента, подкупом или шантажом, голосовали за нужные законы и назначали Правительства, угодные Плахотнюку. Об этом знали все международные организации и мировые лидеры и признавали, что это угроза европейской безопасности. Молдавская оппозиция регулярно организовывала протесты, безуспешно пытаясь бороться с режимом. В начале 2016 года протесты против власти Плахотнюка достигли определенной точки, когда стало ясно, что из-за неспособности оппозиции справится с Плахотнюком, возможно неконтролируемое народное восстание, грозящее превратить Молдову в огненный котел. И вот тогда, режим Плахотнюка бросил кость оппозиционным лидерам в виде возможности поучаствовать во всенародных президентских выборах. И лидеры тогдашней оппозиции: Додон, Санду, Настасе с радостью проглотили эту наживку, и погасили народные протесты дебатами о прямых президентских выборах и тем, кто и с кем пойдет на выборы.
Нужно понимать, что Молдова – Парламентская республика. Президент не обладает какими-либо серьезными полномочиями. Ничего существенного он сделать не может. А самое главное, что процедура изменения способа избрания Президента была абсолютно незаконной. Конституционный Суд не имел право менять конституцию. Это может сделать только Парламент, в котором у Плахотнюка не было голосов для изменения Конституции. То есть, лидеры оппозиции, согласившись участвовать в выборах Президента, также согласились с тем, что Конституционный Суд может принимать антиконституционные решения. Другими словами – они подыграли Плахотнюку. Победителем на тех выборах был объявлен Игорь Додон.
В конечном счете, в 2019 году, послы мировых держав, оказав давление и поддержку, смогли свергнуть олигарха Плахотнюка и дать Молдове шанс на восстановление демократических процессов. К сожалению, в итоге, все это свелось к тому, что Додон и Санду продолжили взаимную борьбу, забыв, собственно, зачем послы все этого сделали.
В ноябре 2020 года, Президентские выборы, грозят Молдове еще большими проблемами, чем просто антиконституционные действия политического класса. Сейчас, как и всегда, в принципе, политики Молдовы будут разыгрывать геополитическую карту.
И это в тот момент, когда на остальном постсоветском пространстве: Белоруссии, Киргизии, Армении и Азербайджане (Нагорный Карабах) уже началось это разыгрывание. И в Молдове, у некоторых «горячих голов», может возникнуть желание включиться, как им кажется, в «беспроигрышную серию» возможных «побед» в «большой игре», проводимой целым рядом заинтересованных стран. Вопрос только в том: «А каким результатом должна закончиться эта предполагаемая «победа» для молдавского народа»? Вывод людей на улицы (по примеру Белоруссии, Киргизии) – это ОГРОМНАЯ ответственность тех людей, которые к этому призовут! В том числе и за возможную кровь…И любая провокация в Приднестровье, Молдове со стороны внешних сил приведёт к необратимым последствиям!
При этом, на весь политический процесс влияет тяжелейшая ситуация в с/х, из-за невиданной засухи, а также, экономические проблемы из-за эпидемии короновируса. Население Республики Молдова находится в очень сложном положении, высок градус недовольства, ожидания от властей превосходят возможности бюджета, который сейчас поддерживается за счет кредитов. При этом политический класс не способен объединится во имя страны, продолжая добиваться своих политических целей даже ценой страданий граждан. У Президента нет полномочий выполнить все требования граждан.Ведь что мывидим во время дебатов? Обвинения одних против других, угрозы закрыть, запретить, отобрать и посадить. Никакой позитивной повестки дня они не предложат. Только негатив и ничего больше.
Но, самое опасное то, что будет после выборов. Нет никаких сомнений, что даже если Игорь Додон получит большинство голосов избирателей, ему постараютсяпомешать стать Президентом. Его контр кандидат, Майя Санду, не смирится с поражением и выведет людей на улицы. Учитывая все те ошибки, которые допустил Игорь Додон в период управления эпидемией, пусть даже и не в его силах было сделать что-то лучше, народу просто необходим виновник всех бед, человек, который ответит за все страдания. Лучшего кандидата, чем Игорь Додон, сейчас не найти. Ему вспомнят всё. Что касается Санду, то этот человек ни секунды не будет раздумывать и не станет жалеть Додона, если толпа решит штурмовать госучреждения. И в этом и заключается угроза для государства. У Майи Санду нет своей команды, нет профессионалов. Придя во власть на плечах толпы, она быстро эту власть потеряет, а те, кто придут вместо нее, крайне правые, будут озабочены совсем другими задачами, не имеющими ничего общего с государственностью Молдовы.
В этом контексте, позиция Гражданского Конгресса по выборам Президента совершенно ясна и понятна. Мы считаем эти президентские выборы незаконными и опасными для нашей страны. И, учитывая сложившуюся ситуацию, мы настойчиво призываем весь политический класс,прекратить сталкивать людей в пропасть внутреннего конфликта. Очевидно, что после 15 ноября, нужно в первую очередь, провести досрочные парламентские выборы, что бы очистить Парламент от депутатов, потерявших связь не только со своими избирателями, но и с совестью и честью. И Гражданский Конгресс последовательно выступал, и будет выступать, за досрочные парламентские выборы. Уже в новом Парламенте необходимо вернуть в правовое поле процедуру избрания Президента и только после этого провести следующие выборы по новому законодательству.
Наша задача, как партии, изменить политическую повестку на государственном уровне. Уйти от риторики конфронтации, столкновений и торга. Также, мы не хотим продвигать геополитическую повестку во внутриполитической дискуссии. Нас волнует то, как Молдова сможет пройти этот сложный период, как граждане нашей страны смогут справиться с тяжелейшими последствиями событий этого года. Борьба за посты, кресла, кортежи и мантии – это не наша цель. Пусть этим занимаются те, для кого граждане это просто электорат. Мы же хотим большего. Достойной жизни для всех граждан Республики Молдова. И пусть история нас рассудит.
Что касается позиции России в отношении возможных событий в Молдове, то суть её чётко сформулирована в последних выступлениях Президента Путина: «Россия не вмешивается в дела других стран, но и не оставит без вниманияпроблемыи окажет помощь, при необходимости, странам бывшего СССР». Целый ряд российских, китайских и европейских экспертовсходится во мнении, что все последние события в странах постсоветского пространства являются следствием практически последней попыткисторонников глобальногомироустройства «застолбить» за собой этирегионы. И очень многое зависит от действий в экстремальных ситуациях руководства и элит этих независимых государств.
Впереди – самая ожесточённая битва в США между силами глобализма и изоляционизма. Есть большая вероятность, что по результатам выборов 03.11 в Америке может возникнуть такая ситуация, когда им будет «не до нас». И это позволит всему миру «вздохнуть свободнее»! Или не позволит…
Михаил Дышлюк, представитель АТО Гагаузия РМ в Брянской области
Юрий Дышлюк, член республиканского комитета партии Гражданский Конгресс