Источник:
Богоборчество – состояние глубокого отчаяния.
Если человек не смог разглядеть или услышать Бога, в его душе может появиться обида. Обида ожесточает, но не решает вопрос: с Господом манипуляция а-ля капризный ребенок не пройдет. Бог говорит с каждым человеком, но не каждый человек способен Его услышать. Чтобы чутко слышать Спасителя, нужно стремиться настроиться с Ним на одну волну. Волна Христа – святость, выраженная в Его заповедях. Принимая заповеди деятельно, необходимо также деятельно отказываться от привычки совершать грех. Очищая духовное зрение от пыльного налета страстей, мы яснее видим Бога и лучше понимаем Его слова, обращенные к нам.
Но если Господа не принимать деятельно, а просто, что называется, «слушать и кушать», можно очень быстро потерять веру. И будет она потеряна по вполне понятным причинам. Вера похожа на огонь, который необходимо поддерживать в сердце. Дровами огня веры должны быть усилия, прилагаемые к взращиванию в себе человеком добродетелей. В этом и есть духовный прогресс – постоянно двигаться и совершенствоваться в святости, вставать, если упал, и бороться, если натиск тьмы не ослабевает. Один из святых отцов называл заботу о духовном делом, а труды бытовые – подельем. Проблема человечества в том, что обустройство материального мира стало основным занятием, а вопросы души превратились в факультатив (в лучшем случае) или вообще выведены в разряд ненужного.
Забвение Бога – грех, то есть промах мимо цели. Чем меньше мы уделяем времени нашему Создателю, тем сильнее коснеем в грехе. Это аксиома. Погрязшее в грехе сердце не способно Бога увидеть и услышать. В конце концов, даже верующий человек вследствие неспособности справиться с духовными испытаниями может, как это говорят, уйти из Церкви. Он не понимает, почему духовная жизнь у людей идет, а он «ничего не чувствует» и «нет сил молиться и верить». При таком ходе рассуждений (сопряженных с внутренним ощущением) можно впасть в заблуждения вроде безблагодатности Церкви и дойти до полного отрицания существования Бога. Причиной тому будет так называемый личный опыт. В действительности это может быть состоянием богооставленности, вызванной ошибками в духовной жизни, или же непониманием самой сути этой жизни, в которой нет статичного состояния благодати, а для ее стяжания нужно очень много и серьезно трудиться.
Вот и получается, что духовное заблуждение приводит к разочарованию (и причина ему не Бог, а сам человек). За ним начинается отчаяние, перерастающее в ненависть. Ненависть эта может быть и не направлена в самом начале на Бога. Гнев на Него может отодвигаться или нивелироваться за счет выплеска негатива на людей – православных христиан. Начинается осуждение конкретных людей, а затем и всей церковной системы как «неправильной», вскоре «суд» доходит и до церковного Предания, обличения ошибки Соборов в установлении тех или иных канонов… Человек может не заметить, как, думая, что борется с одним грехом, он впадает в другой, еще больший.
Ну, с нецерковными людьми все еще яснее. Они далеки от Церкви, а грех – их постоянный спутник жизни. Пусть это не звучит как приговор, наоборот, это слова горького сожаления. Но с «разочаровавшимися» их объединяет и чувство внутреннего отчаяния (потому что «проклятые вопросы» задают себе все люди), и зависть к христианам, живущим Господом. Посмотрите на верующего человека: он буквально светится! А те, кто разочаровался или вовсе не верил, недоумевают, как же этот заблуждающийся, идущий на поводу у этих попов настолько счастлив? И почему же я, давно разобравшийся со всеми этими религиозными уловками, чувствую себя настолько внутренне истощенным? Признать ошибку не хочется, а ненавидеть того, у кого все хорошо, – это запросто.
«Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44). Камень – Бог. Борьба с Ним всегда обречена на поражение. Неважно, каким оружием будут атаковать Бога и верующих в Него: разумом, чувством, телом или самим адом и всеми видами грехов и страстей, в конце концов богоборец разобьется. И для него непременно наступит день, в который он принесет расплату за все свои беззакония. Надежду на прощение и Царство Небесное можно вернуть только покаянием. В противном случае богоборец будет только коснеть в своем отчаянии и от боли сражаться с Христом еще активнее. Но это сражение всегда будет иметь один конец и самые печальные последствия для вечной жизни.
Владимир Басенков