Крещенный в Православной Церкви, он ходил на службы и к католикам, и к униатам. В выборе будущего жизненного пути ему помог явившийся во сне Серафим Саровский, а служить батюшке приходится не только для православных словаков, но и приезжающих за словом Божьим венгров. О ночных богослужениях близ венгерской границы, чудесах преподобного Гавриила (Ургебадзе), устройстве прихода по образу первых христианских общин, воронежских колоколах на словацком приходе, образе жизни монаха в миру, духовных проблемах молодежи и пожилых, поиске помощника и главных уроках священнической жизни – наша беседа с игуменом Серафимом (Федиком), клириком Михайловско-Кошицкой епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии, настоятелем храмов в честь Преподобного Моисея Угрина в селе Земплин и Успения Пресвятой Богородицы в селе Марковцы.
– Отец Серафим, расскажите, как вы пришли к вере?
– Веру во Христа мне прививали родители с раннего детства. Крестили меня в Православной Церкви. Но, к сожалению, в нашем селе был только католический костел, в котором мы и посещали богослужения. Другой возможности не было. Мой отец всегда направлял меня на путь священства, но его очень рано не стало – в этом году ему бы исполнился 101 год, но его уже нет с нами 49 лет. Поэтому я здорово «потерялся» в моем стремлении к священству. Когда чаще, когда реже посещал богослужения, но это было как-то по привычке: все идут, пойду и я. В подростковом возрасте я совсем отвратился на некоторое время от веры... Жил, как все жили тогда, стыдно было признаваться в своих религиозных убеждениях. Даже в школе упрекали за это.
Игумен Серафим (Федик)Но на все воля Божья. Чем больше запрещали, тем более хотелось исповедовать свою, пусть и слабую, веру. В жизни бывает всякое. Обстоятельства сложились так, что, будучи 20-летним парнем, я начал жить самостоятельно в месте, где и до сих пор живу – в селе Земплин. Здесь были ҳрамы – протестантский и униатский. Начал посещать богослужения униатов, где увидел, что есть разница с католической службой. Как-то мне это больше понравилось. Время шло, я начал глубже узнавать правила, приучаться к пению и тому подобным вещам. Тогда у меня снова возникло желание стать священником, но в то время это было невозможным.
– Но все же вы им стали. Когда и как?
– Я работал поваром, и однажды, оставив прежнее рабочее место, я перешел на вакантную должность в областном центре, в городе Кошице. Встретил молодых верующих людей, которые, как и я, стремились к священству и поддерживали друг друга. Потихоньку каждый из нас строил свой путь к Богу. Оставив прежний образ жизни, я стремился не только посещать богослужения, но и как-то заниматься духовной жизнью. Пришло время, когда случился государственный переворот в Словакии, и появилась возможность поступить в семинарию. Но, конечно, поступил я в униатскую семинарию. Только позже начал выяснять, кто такие униаты, откуда они появились. У меня в душе возникали серьезные вопросы. Один из главных: что, если мои, а точнее, наши предки были православными, тогда что нам здесь, у униатов, делать? И второй важный момент: Божьим Промыслом меня, как я уже говорил, крестили в Православной Церкви. Я сегодня думаю, что печать Дара Святого Духа во мне действовала как «зов крови».
Печать Дара Святого Духа во мне действовала как «зов крови»
Долго я размышлял, но пришел к тому, что мне в униатстве не место. После окончания семинарии я снова поступил на один год на светскую работу и думал, как жить дальше. И вдруг произошло нечто неожиданное.
– Ждал этого момента с нетерпением. Что же произошло?
– В моей жизни чудесным образом появился батюшка Серафим Саровский. После окончания семинарии у меня начались сложности. Так вот, однажды мне приснился сон, в котором старец в белой одежде и с белой бородой сидел на камне в моем саду. Мы беседовали без слов, обмениваясь мыслями. Мимо нас с ним шли люди, совершенно спокойно, направляясь куда-то в лес. Преподобный Серафим показал мне глазами, что мне нужно следовать тем же путем, и как бы сказал: «не бойся, все будет хорошо». Я проснулся, но никому ничего не рассказал.
Знаете, с того дня все в жизни пошло как-то легко. Через год после увиденного мной сна мы вспахали сад. И в какой-то момент плуг зацепил в земле большой камень на том самом месте, где во сне я видел преподобного Серафима! И камень выглядел точно так же, как во сне! И теперь этот камень находится в моем саду, я его положил на видном месте, вокруг посадил цветы… Да, а в 1996-м году, когда я окончательно принял решение присоединиться к Церкви, то написал православному епископу, владыке Иоанну, тогдашнему правящему архиерею нашей епархии. Он меня принял, мы поговорили, меня присоединили, а в итоге и рукоположили в священники. Вот, и на днях было уже 25 лет, как я служу.
Плуг зацепил в земле большой камень на том самом месте, где во сне я видел преподобного Серафима
– Поздравляю! Но еще более серьезный выбор – монашество. Почему?
– Монах – одинок. Одиночество мне никогда в жизни не мешало. Я всегда был удивлен, когда от кого-то слышал, что ему одному скучно. Вопреки всему, что произошло в моей жизни, когда я был далек от Церкви, для меня всегда было важно иметь время для уединения от друзей. Меня рукополагали как неженатого, и после 12 лет служения я решился на постриг. Владыка, зная мои отношения с батюшкой Серафимом, при постриге назвал меня в честь святого. Конечно, я продолжал служить как приходской священник. До пострига много путешествовал по монастырям, чтобы набраться опыта, познакомиться с настоящими иноками. И что сказать? Примеров для подражания нашел достаточно, видел разных людей, и во время путешествий возникали крепкие, дружеские, братские связи. С помощью этих светлых монахов я и пришел к решению принять постриг на Крестопоклонную неделю 22 марта 2008 года. Этот день для меня имеет большое значение. Не только из-за пострига, но этот день – праздник Сорока мучеников Севастийских, в этот день родилась моя мама и умер мой отец. Вот, сколько событий связано с этим днем в моей жизни.
– Поразительно.
– Ну, и если бы кто-то спросил, не пожалел ли я о своем выборе, то с большой уверенностью могу сказать, что совершилось: дошел я этим в спасительную пристань. Пусть бушует житейское море, как ему хочется, но монашеская пристань крепко хранит и оберегает, конечно, не только меня, но и всеҳ, кто полагается на Того, Кто нас призвал на этот путь: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор. 1, 9).
– В беседе с отцом Вацлавом из Чехии было отмечено, что Словакия – более крепка в православных традициях, чем ее соседка. Действительно ли это так?
– Да, правда. Большинство православных верующих проживает на востоке Словакии. Поэтому здесь и приходы крупнее. Конечно, процент православных в стране очень мал. Здесь большинство – католики. Сравнивать жизнь православных в Чехии и у нас не могу, потому что мне не очень знакома жизнь соседей. Но факт, само собой разумеющийся, что здесь, в Словакии, по большим прадзникам собирается на службу больше народу. Слава Богу, проводятся крестные ходы, бдения, и там всегда приличное количество православных.
– Можно ли сказать, что Словакия – христианская страна? Ее сегодня ставят в один ряд с консервативными Польшей и Венгрией. Как получилось, что государство выбивается из леволиберальной европейской повестки?
– Это пока принято так говорить. А говорить можно все, что угодно. Судя по делам и отношению к христианству некоторых высокопоставленных чиновников, этот вопрос вызывает сомнение. Конечно, есть несколько выходных дней, установленных государством в дни религиозных праздников, но большинство граждан «гуляет», несмотря на религиозный характер данного дня. И иногда бывают моменты, когда, с точки зрения христианина, образ Словакии как «христианской страны» совсем исчезает из нашего поля зрения. Дай Бог, чтобы этот образ не исчез совсем.
– Сколько лет насчитывает история Православия в Словакии?
– Православие на территории Словакии было со времен Кирилла и Мефодия. Были и такие обстоятельства, как стремление к уничтожению Православия, но оно все пережило и присутствует в этих землях до наших дней. Были времена, когда насчитывалось здесь очень малое количество верующих, но они никогда не исчезали из нашей земли насовсем. Слава Богу, на сегодня у нас насчитываются десятки новых православных храмов, и это означает, что Православие в Словакии живо.
Православие на территории Словакии было со времен Кирилла и Мефодия
– Сколько сегодня приходов в вашей епархии?
– Наша епархия – одна из двух в Словакии. Выделена из состава Пражской в 1950-м году. В составе епархии 37 приходов. Некоторые насчитывают несколько сотен, другие – несколько десятков прихожан, но есть приходы, в которых людей крайне мало. При этом нужно сказать, что все эти приходы, по мере возможностей, держатся, и службы в них регулярно проводятся. Например, на приходе, где я служу, насчитывается более 500 прихожан, но, конечно, реальное участие в службах – это уже другой вопрос.
– Каков национальный состав приходов? В подавляющем большинстве – православные словаки?
– В нашей епарҳии верующие – в большинстве словаки по национальности, но ближе к границам с Украиной есть и русинские общины. Здесь, на юге, где я живу, есть наша община, где собираются на молитву православные венгры.
– Теперь к приходам, на которых вы несете служение. Расскажите о них по порядку.
– После рукоположения я служил на приходе в селе Cежков, который считается «parokhia antiqa», что значит «древний приход». Но было время, когда приход принадлежал униатам. В 1950-м году приход вернулся в лоно Православной Церкви, а храм – нет. Поэтому пришлось строить новый. К этому приходу принадлежало соседнее село Кашов, где также был построен новый православный храм. И то же самое произошло на приходе в селе Марковцы, где я сейчас служу. Там верующие вынуждены были отдать старый храм униатам, и сами начали строить новый – в честь Успения Богородицы. Постепенно утихли эмоции, которые возникали во время «бури» вокруг старых храмов. На сегодняшний день живем спокойно, в рамках своих возможностей, и развиваем или обновляем наши храмы.
В 2007-м году был открыт миссионерский приход в селе Земплин в честь Преподобного Моисея Угрина, где я и живу, служим для венгроязычных православных прихожан. Сюда на богослужение приезжают не только местные, но граждане Венгрии, поскольку храм находится в приграничной зоне, от нашего села до границы всего 15 километров. Итак, этот приход отличается от всех «классических приходов», поскольку сюда приезжают верующие из разных мест. Здесь очень часто проводим ночные бдения, когда приезжают верующие издалека. Такие встречи приносят большую духовную пользу. Бывает, что к Исповеди и Причастию приступают все прихожане до одного!
– Надо же. Какая мощная духовная общность.
– Именно. Что больше, чем это, может радовать сердце священника? После службы мы садимся за трапезу, и, как бывало у ранних христиан, каждый что-то привозит с собой, и так набирается богатый стол. При этом ведутся душеполезные беседы. Стараемся вместе находить ответы на злободневные вопросы…
После службы мы садимся за трапезу, как бывало у ранних христиан
– Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из местных в Православие. Или просто интересный случай.
– Интересных случаев есть несколько. Как я уже говорил, наш приход миссионерский, и по этому поводу сюда часто приезжают люди, которые сначала только интересуются Православием. Если они не уйдут после первой встречи, то наступит время их присоединения к Церкви. Большинство таких случаев бывает с людьми, которые к нам приезжают прямо из Венгрии. Два года назад присоединилась одна cемья, есть и случаи обращения отдельных людей.. Слава Богу, потихоньку собирается община, и можно сказать, что с каждым годом находится кто-то, кого по собственному убеждению и желанию мы присоединяем к Церкви. Надо сказать, что эти новые прихожане впоследствии являются очень ҳорошими и активными членами прихода.
– Расскажите немного об особенностях приходской жизни.
– В основном мы, как венгроязычный приход, службы по возможности проводим на венгерском. Есть дни, когда полностью на венгерском языке служится литургия, но когда собираются на службу не только венгроязычные верующие, то служим на двух языках: венгерском и церковнославянском. Богослужебные тексты, к сожалению, не полностью доступны на венгерском. Стараемся переводить самые нужные тексты, и иногда выпускаем небольшие публикации, как, например, сборник нескольких акафистов или чин Двенадцати псалмов.
Особенностями нашего прихода можно назвать наши частые ночные службы. Накануне некоторых праздников собираемся вечером и начинаем вечерним богослужением, заканчиваем поздно ночью со служением литургии. Конечно, после, как я уже говорил, следует общая трапеза. Особыми праздниками у нас в первую очередь можно назвать праздник Моисея Угрина и преподобного Серафима Саровского, покровителей нашей общины. Кроме того, стараемся проводить праздничные службы в дни святых, частицы мощей которых есть в наших храмах. У нас таких мощей 12, и есть даже частица Животворящего Креста Господня.
Есть еще одна особенность у нас – это почитание преподобного Гавриила (Ургебадзе). Он появился в жизни нашей общины, когда друзья позвали меня освятить поклонный Крест в честь Преподобного Гавриила на одном из Канарскиҳ островов. Там я познакомился с житием преподобного и полюбил его. После возвращения домой я совершил паломническую поездку в Почаевскую лавру на Украину, и там Бог сподобил меня встретить мироточивую икону преподобного, которую привезли из Грузии. Эта встреча дала очень много. Эмоции переполняли, чувств моих просто не описать. Я набрал святого миро, исходящего от иконы, и после приезда домой пользовался им только в случаях тяжелых заболеваний прихожан, особенно младенцев.
Я набрал святого миро, исходящего от иконы, и пользовался им в случаях тяжелых заболеваний прихожан. Случилось не одно чудесное исцеление
Бог велик! Случилось не одно чудесное исцеление. После этих событий мы здесь решились на смелый шаг: с помощью друзей с Канар и при поддержке многих прихожан мы начали сбор средств на постройку маленькой часовни в честь Преподобного Гавриила. Когда про наше решение узнали родственники преподобного, нам пообещали в эту часовню подарить что-то из собственных вещей отца Гавриила! На сегодняшний день идет сбор средств, и если Бог даст, то весной начнем стройку.
– Отличная новость. Отец Серафим, расскажите, насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане? Активны ли они во внебогослужебной деятельности? Забота о благоустроении прихода и финансовые вопросы лежат полностью на плечах священника, или глубоко сознательные прихожане активно эту нагрузку разделяют?
– Как уж жизненные обстоятельства позволяют… Прихожане по мере возможностей принимают участие, и, кроме финансовой поддержки в переводах и издании богослужебных текстов, они помогают в подготовке праздников. У нас сложился обычай, что праздничную трапезу готовит не только приходская кухня, но каждый что с собой привозит, и так накрывается богатая трапеза. Полностью собрать всех прихожан не часто получается, поскольку они в основном не местные. Но у нас живая община, вопреки тому, что прихожан не так уж много.
В следующем году планируем здесь, в Земплине, провести встречу венгроязычных православных. Ради того написали проект в один из благотворительных фондов Венгрии. Если проект пройдет, то все получится.
– Расскажите о самых ярких событиях жизни прихода последних лет.
– Таких событий могу вспомнить три.
Первое – приобретение колоколов. Долгие годы думали об этом, но никак не получалось. В 2019-м году договорились с одной компанией из Воронежа и в результате купили у них 4 небольших колокола. Освящали их перед началом Великого поста, в Сыропустную субботу, после архиерейской литургии. На этом торжестве присутствовали не только наши прихожане. Много гостей приехало просто разделить с нами эту маленькую радость.
Второе – роспись нашего домового храма. Во время открытия прихода он был расписан, но с годами требовалось поновление. Наш постоянный иконописец взялся за работу, и в результате получилась хорошая роспись. Летом этого года, наконец, получилось расписать и освятить нашу привратную часовню, которая была построена уже как 2 года. В день храмового праздника, после литургии, освятили часовню, которая служит проводником к нашей «обители» всем паломникам или туристам. И это – третье радостное событие.
– Упомянули про Воронеж… А вы бывали в России?
– У меня давно живет в сердце желание побывать в России и посетить некоторые святыни, но никак до сих пор не получилось... В последние годы у меня были серьезные проблемы со здоровьем. И, знаете, я уже смирился с тем, что в Россию уже вряд ли когда-то поеду. Тем более сейчас эта пандемия... Конечно, кроме святынь, я мечтал бы посетить и множество знакомых, которых у меня немало в России. С кем-то мы знакомы реально, но в большинстве – только с помощью Интернета. Например, есть знакомая супружеская пара, которая до пандемии регулярно приезжала к нам, и не только на ҳрамовый праздник. Такие встречи всегда становятся радостным событием. Мои же паломнические поездки часто состояли из посещения святынь Украины. Также, с помощью духовных чад, несколько раз был на Aфоне и в Фессалониках. Но в России – увы, нет.
– Получается ли взаимодействовать с государством?
– Мы стараемся жить мирно, сами по себе. Нас, православных, в регионе очень мало, мы и не можем быть инициаторами каких-то взаимодействий. Но в силу возможностей стараемся показать себя, что мы живы и мы здесь. Например, когда проводится какое-то мероприятие, устроенное администрацией села, то активно участвуем в этих событиях.
– Считаете ли вы, что священник должен работать на светской должности?
– Я сам не работаю. Но есть некоторые священнослужители у нас, которые работают. Потому что получаемые от государства деньги не покрывают финансовую нагрузку, если у священника семья. Им приходится искать дополнительный доход. Поэтому я думаю, вопрос не в том, что священник должен или не должен работать, но если нужно работать ради семьи – да, надо работать.
– Вы ведете довольно строгий монашеский образ жизни (что выяснилось в ходе подготовки к беседе), хотя и не живете в монастыре. Расскажите немного о своем распорядке дня и устройстве быта монаха в миру.
– Место, где я живу, мне досталось по наследству после смерти отца. Устроился я здесь жить когда-то на некоторое время, с той мыслью, что позже буду решать, останусь ли здесь или нет. Но в жизни бывает всякое, и на все воля Божия. Окончательное решение принял после появления здесь в моей жизни батюшки Серафима. Через несколько лет после моего рукоположения, в 2007-м году здесь открыли приход, как я уже говорил, для православных венгров.
Мои дни проходят просто: в молитве и работе
В моем домовом ҳраме проводятся богослужения. Мои дни проходят просто: в молитве и работе. Если не нужно никуда ездить – на дальний приход или по иным делам – то в будние дни ранним утром, в 5 часов, служу полунощницу, акафист, молебный канон Богородице, читаю синодик, и несу послушание в саду или на кухне, принимаю паломников, духовных чад, поскольку здесь живу один. Надо и приготовить, и убраться, и испечь просфоры, и отлить свечи, и много чего еще. В те будние дни, когда есть литургия, обычно в 6 часов утра, утреннее правило немножко сокращается. Тогда полунощница начинается в 4 утра. В дни праздников литургию служим с 9 утра. Ежедневная вечерняя служба – в 19 часов, и когда служим всю ночь, то начинаем в 20.00. Иногда, в связи с теми или иными обстоятельствами, этот порядок дня выглядит немного по-другому. Даст Бог помощника, послушание поделим между собой. Но пока приходится делать все одному.
– Не исключаю, что после беседы на ваше приглашение в помощники откликнется кто-то из наших читателей... Отче, давайте поговорим о том, с какими же серьезными духовными вопросами от прихожан вы, как пастырь, сталкиваетесь в своем служении? Возможно, эти вопросы даже в некотором смысле характеризуют наше время.
– Иногда встречаются очень серьезные вопросы, которые требуют особого внимания и осторожности. И такие события отбирают много духовных и физических сил. Непросто, но надо стремиться восполнять розданные силы молитвой и постом, ибо источник иссякнет без этого. С какими проблемами и вопросами я сталкиваюсь? Да со всеми, что мучают современного верующего человека. Наши общие страдания, страхи, болезни. Молодые ищут себя и свое будущее; пожилые не совсем подготовлены к уходу из этого мира и трепетно желают приобрести для себя еще времени. И все эти вопросы надо решать – народ ждет ответов. Не всегда, иногда очень тяжело найти ответ или решение, которое успокоит жаждущего. Но с нами Бог, Он всегда готов нам подать Свою помощь и найти нужное решение.
Молодые ищут себя и свое будущее; пожилые не совсем подготовлены к уходу из этого мира
– Что считаете вызовом времени для православного человека? Возможно, конкретно в Словакии.
– Вызов для православного человека в современном мире – остаться человеком, быть истинным христианином. Это задача на всю жизнь. Не надо придумывать какие-то новые правила, все нам дано в заповедях. Секуляризация общества – не новое явление. Нам надо, с помощью Божьей, сопротивляться этому, и, хотя бы в мелочах, показать, что мы – Христовы, и ничего не может нас отлучить от любви к Нему.
– Главный урок за годы священнического служения?
– Не унывать. На все воля Божья. Сделать на месте своего служения все, что в силах. Вначале у каждого из нас всегда грандиозные планы, но после убедимся, что «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113, 9). И если поймем, что без благодати и воли Божьей ничего не добьемся, тогда собственные амбиции уйдут на задний план, и мы будем трудиться в молитве и смирении во славу Господа.
– Если паломник (или путешественник) из России окажется в Словакии, какие места вы обязательно посоветуете ему посетить?
– Паломникам можно посоветовать посетить наши ҳрамы! И познакомиться с жизнью православных в Словакии. У нас пока монастырей нет, и такого образа жизни иночествующих, как в России, паломник здесь не увидит. Но мы всегда рады, когда к нам приезжают и интересуются тем, как мы, православные, живем. Конкретно ко мне, в «обитель» Моисея Угрина, уже много раз приезжали паломники из России, и даже возвращаются снова и снова. Думаю, это означает, что им здесь понравилось. И мы всегда готовы к новым встречам.
– Осторожно, после нашей беседы гостей может стать очень много! Отец Серафим, в завершение задам наш традиционный вопрос: какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают вас в трудные минуты жизни?
– Таковых слов много, но приведу строки из псалма, которые меня сопровождают на всем моем жизненном пути: «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию» (Пс. 118,133). Даже когда в этом году я издал свои воспоминания о 25-летии служения, вместе с воспоминаниями избранных паломнических поездок по святыням Украины и Aфона, назвал эту небольшую книгу словами псалма: «Утверди стопы мои в слове Твоем». Пока она на венгерском языке, и вскоре появится и перевод на словацкий. Даст Бог, найдется кто-то, кто сделает перевод, тогда, может быть, и на русском можно будете ее читать. Дай Бог, чтобы наши стопы были утверждены в слове Божьем, и не обладало нами никакое беззаконние.
С игуменом Серафимом (Федиком)
беседовал Владимир Басенков