Он изобрел способ уменьшать в этом мире зло

0
495
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.Ru

Игорь Неупокоев

Игорь Неупокоев

«Театр Простодушных», – это театр, где играют люди с синдром Дауна. Некогда Игорь, сам артист театра и кино, режиссер, окончивший некогда ВГИК, поставил с ними спектакль по «Повести о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя. Назвали: «Приходите завтра». Это то, как общество во многом и относится к тем, кого Игорь и взял в актеры.

– Они не играют, а просто живут на сцене, – не переставал им изумляться. И эта-та их искренность и стала в мире современного театра, который, как и всё современное искусство, переживает глубокий кризис, – открытием. Точно глотком чистого воздуха в удушливой прокуренной атмосфере.

Игорь Неупокоев, создатель «Театра Простодушных», многолетний прихожанин Сретенского монастыря

Игорь Неупокоев, создатель «Театра Простодушных», многолетний прихожанин Сретенского монастыря

При том, что эти жизнелюбивые люди с синдромом Дауна оказываются зачастую заперты в четырех стенах, лишены общения (при всей их общительности, впрочем, для них в этом мире небезопасной) и каких-либо перспектив, – жизни, по крайней мере в привычном нам понимании, – жизнь на сцене для них и становилась неким пропуском в мир.

Это очень остро и близко к сердцу и прочувствовал когда-то Игорь Неупокоев, создав на рубеже тысячелетий, в 2000 году, «Театр Простодушных» и посвятив им уже всю свою жизнь.

А сами эти удивительные солнечные люди и жили-то многие, познакомившись с Игорем, уже от репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю. И жили, кстати, дольше, чем обычно с синдромом Дауна живут. Так что и в свои 50-60 – столько, кстати, и сам Игорь прожил, преставившись на 60-м году ко Господу, – отыгрывали свои последние спектакли, неизменно поддерживая тем не менее связь с коллективом.

В кулуарах. Это те, кто умеют общаться только по-доброму

В кулуарах. Это те, кто умеют общаться только по-доброму

Игорю важен был принцип семейной общинности, так как своих семей, кроме родительских, и то часто неполных, у его подопечных нет. Он хотел, чтобы в труппе, как и в любом настоящем театре, коим и стал «Театр Простодушных», были бы свои примы, корифеи, костяк зрелых, уже хорошо сыгравшихся вместе артистов, но чтобы обязательно и было пополнение молодняка, – брался и за совсем еще не знающих ни общества, ни тем более широкой публики подростков. Терпеливо и кропотливо растил из тех, от кого общество с самых первых моментов их жизни на этой земле готово было отвернуться, оригинальных драматических актеров и актрис.

Может быть, ранее многие из этих с душой нараспашку людей и спешили покинуть этот мир, не принимающий их и боящийся? А Игорь учил: и своих необычных актеров, и их часто ошеломленных зрителей, – понимать друг друга.

С радостью возился с каждым. Придумал, как учить их – с особым строением гортани, «готическим нёбом» и прочими физиологическими особенностями – говорить внятно и выразительно со сцены, иногда просто докрикиваться до зрителя, – и это была особая эстетика отчаянного гротеска, с такой жалостью «маленьким людям» и выводимая некогда Н.В. Гоголем.

Игорь Неупокоев на репетиции

Игорь Неупокоев на репетиции

Многие, посмотрев тот же аншлаговый спектакль простодушных «Приходите завтра», признавались, выходя зареванные из зрительного зала, что впервые вообще поняли, о чем писал великий русский писатель...

Игорь и сам считал это совпадение гоголевской ирреальности с пластикой и мирочувствием людей с синдромом Дауна не иначе как потрясающей встречей двух друг друга поясняющих миров. И именно пространство сцены помогало простодушным суметь выразить и донести свою любовь к этому миру, к людям. Их наконец-то понимали и в этом их чувстве принимали. Им дарили цветы, – и это для них было целое событие: получить хотя бы один единственный цветок…

– Это и был их гонорар, – отмечает одна из мам, и это тоже символ исключения этих солнечных людей из меркантильного и алчного мира и включенности в сферу прекрасного.

Мамы, кстати, неизменно присутствовали и на репетициях, и на спектаклях, – так что как сами же иронизируют: режиссер нес двойную нагрузку – нянчился не только с зачастую великовозрастными детьми, но и разряжал привычную уже зацикленность на выросшем особом ребенке мам.

Игорь находил сильные стороны характера в своих актерах, продумывал, как задействовать особенности внешности – для любящего каждый из тех, кого равнодушные склонны считать «одинаковыми», – индивидуален. И часто эта работа над рисунком роли могла длиться годами.

При том, что современный мир театра – это зачастую поточный конвейер, месяц-другой, и премьера готова, – в «Театре Простодушных» каждая постановка – это как начало нового бытия. К тому же на сцене воплощалась реальность, где был явен мир духовный, – то же «Бесовское действо» («Прение Живота со Смертью») по пьесе Алексея Ремизова. И, кстати, солнечные актеры и воспринимали себя в качестве апостолов, миссионеров – и для многих, сидящих в зале, они таковыми и являлись.

Кадр из спектакля «Приходите завтра»

Кадр из спектакля «Приходите завтра»

Перед каждым спектаклем Игорь пояснял зрителям, что поскольку это «Театр Простодушных», то и зрители себя вправе вести соответственно: рассмеяться, если что-то сочтут смешным, – «мы не обидимся», – уверял, потому что солнечные люди действительно просто не умеют обижаться.

– Если над ними смеются, а подростки, бывает, и устраивают насмешки над Даунами как одну из своих забав, наши дети им просто улыбаются в ответ, тоже начинают смеяться по-доброму, думая, что и над ним не зло потешаются, а умиляются-радуются им… – рассказывает мама одного из ребят-актеров театра.

Кадр из спектакля «Прение Живота со Смертью»

Кадр из спектакля «Прение Живота со Смертью»

Хотя пьесы Игорь выбирал для постановок такие серьезные, что в общем-то зрителям было скорее над чем задуматься, а иногда пробирало и заплакать. Хотя, впрочем, солнечные люди – это всегда все-таки заряд такой по-детски чистой и светлой непосредственности, что каждый спектакль нес в себе – преображение и для играющих, и для тех, кто собирался в зрительном зале. Игорь и стремился и драматургический материал подобрать такой, чтобы всех подвести к катарсису.

Сами сценические площадки у «Театра Простодушных», лишенного собственной крыши над головой, постоянно были разными: выступали там, куда пустят, – точно так же, как и репетировали, где придется. Хотя этот коллектив, признавалось, стал событием для театральной жизни России, выступал как в двух столицах, так и в регионах: в Ярославле (родине первого русского театра), Екатеринбурге, Воронеже, Иванове, Уфе, – представлял Россию – в Париже, Киеве.

В конце спектакля

В конце спектакля

Иногда о том, чтобы их приютили, дали репетиционное пространство, сцену, помогал договариваться тогдашний наместник Сретенского монастыря отец Тихон (Шевкунов), высоко ценивший дело жизни и талант Игоря Неупокоева, как и любивший его сотворцов. Некоторые из которых также, как и сам Игорь, – многолетние прихожане Сретенской обители.

Это те благословенные для нашего лежащего во зле мира (1 Ин. 5, 19) люди, которые вовсе не знают зла, – не несут его, не помнят, не копят в себе и способны делиться этим уникальным, может быть, самым спасительным качеством со всеми.

Зрители «Театра Простодушных»

Зрители «Театра Простодушных»

Игорь Неупокоев – настоящий подвижник наших дней, всего себя отдавший самым непонимаемым и незащищенным. Кому-то (из тех, от кого отказаться неизменно предлагают каждой только что родившей младенца с синдромом Дауна маме) заменил отца. Многим – открыл Бога.

Прощание с рабом Божиим Игорем состоится в воскресение, 20 сентября, в 13.00 в храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Боткинской больнице) по адресу: улица Поликарпова, 16.

Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Игоря, прости ему все согрешения, вольные и невольные, даруй Царствие Небесное.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41