«Ты пригодишься как игумения…»

Воспоминания о старце Гаврииле (Ургебадзе)

0
526
Время на чтение 9 минут

Источник: Православие.Ru

Игумения Кетеван (Копалиани) со старцем Гавриилом Игумения Кетеван (Копалиани) со старцем Гавриилом

26 августа – день рождения преподобного старца Гавриила (Ургебадзе). Этот день особо отмечают в женском монастыре Самтавро, духовным наставником которого в последние годы своей жизни был святой Гавриил.

Когда нынешняя игумения монастыря Самтавро Кетеван (Копалиани) была еще в миру, старец однажды сказал ей: «Да благословит тебя Господь, чадо мое. Ты будешь матерью Грузии!» Тогда она смутилась, сочла это несерьезным преувеличением, даже шуткой, так как Матерью Грузии принято считать святую Нину; но 13 июля 1991 года, когда она, уже монахиня, стала игуменией монастыря Самтавро, все поняли, к чему были сказаны слова старца Гавриила: Самтавро – монастырь святой равноапостольной Нины – считается матерью всех монастырей, а игумения этого монастыря – матерью всей Грузии.

О предсказаниях, личности и любви старца вспоминает игумения монастыря Самтавро Кетеван (Копалиани).

Христианская Церковь напоминает корабль, кормчий которого – Сам Христос, а мачта – Животворящий Крест. Кто знает, сколько раз волны еретиков наносили удар по этому кораблю. Не раз эти волны грозили потопить Православную Церковь, но она, хранимая своим Небесным Кормчим – Господом нашим Иисусом Христом, оставалась непобедимой. Блажен, кто не покинет этот корабль. Только находясь там, можно достичь причала Царствия Небесного. Так сказано в Древнем Патерике.

Одним из тех, кто с глубокой верой стремился к этому заветному причалу, был наш отец и духовник архимандрит Гавриил. Очевидно, многие помнят юродивого старца в камилавке, бродившего по улицам Тбилиси иногда и босым, с диадемой на голове.

Я впервые увидела отца Гавриила на проспекте Руставели в 80-е годы прошлого века. Воздев руки к небесам, он взывал: «Грузины! Пробудитесь, узрите, что происходит в Грузии, в каком состоянии могила святой Шушаник[1]! Разве место театру в Метехском храме?!»

Старец громко рыдал, страдая об участи народа и Церкви. Одни останавливались, сочувственно слушая его, другие скептически улыбались. После этого случая я посетила Метехский храм и мощевик святой Шушаник. Действительно, на могиле святой была разбросана театральная утварь.

Однажды я подошла к нему получить благословение. «Да благословит тебя Господь, чадо мое. Ты будешь матерью Грузии!» – воскликнул старец. Я смутилась, сочла это несерьезным преувеличением, даже шуткой, так как Матерью Грузии принято считать святую Нину. Спустя определенное время, с Божией помощью, Его Святейшеством был совершен мой постриг. А спустя несколько лет патриарх должен был назначить игумению в женский монастырь Самтавро. Я поделилась своими опасениями с отцом Гавриилом, боясь, что этот тяжкий крест возложат на меня. Старец стал утешать меня: «Не переживай, сестрица и мать. Божия благодать снисходит на тебя. Не отвергай: если патриарх благословит – значит, на то есть воля Божия. Сан игумении не только возвышает, но и уничижает. Одним он дается для спасения, другим – на погибель. Если игумения будет уничижать себя, она на пути ко спасению».

Игумения Кетеван (Копалиани)

Игумения Кетеван (Копалиани)

«Если игумения будет уничижать себя, она на пути ко спасению», – наставлял отец Гавриил

Однажды из монастыря Самтавро мы отправились к схиархимандриту Виталию (Сидоренко) и к схиигумении Серафиме (Дьяченко) за мантиями. Встретили они нас с любовью. Отец Виталий при входе отдал мне большой земной поклон и уселся на пол. Я подумала, что отец Виталий, должно быть, юродивый. Когда мать Серафима вынесла мантии, отец Виталий подскочил, выхватил одну мантию из рук матушки Серафимы, сам облачил меня в нее и подарил мне икону «Богородица-Игумения». Копия этой иконы сделана монахиней Наной (Кутателадзе), икона по сей день находится в моей келье. Отец Виталий (Сидоренко) пожертвовал монастырю икону Стефана Первомученика. А митрополит Даниил – тогдашний духовный настоятель монастыря – передал нам волю старца: каждый вечер после вечерни обходить с ней храм крестным ходом. Это благословение выполняется по сей день.

Отца Гавриила с отцом Виталием связывала духовная близость, схожесть их подвигов. В знак взаимопонимания и взаимопочитания они обменялись наперсными крестами. Схиархимандрит Виталий покоится в Тбилиси, в ограде церкви святого благоверного князя Александра Невского, а схиигумения Серафима последний покой нашла в нашем монастыре Самтавро.

13 июля 1991 года Святейший и Блаженнейший Илия II в день празднования Двенадцати апостолов благословил меня стать настоятельницей монастыря Самтавро, возвел в сан игумении и вручил посох и богато убранный крест. Так сбылось пророчество старца: ведь Самтавро – монастырь святой равноапостольной Нины – считается матерью всех монастырей, а его игумения – матерью всей Грузии.

Отец Гавриил отличался особой благодатью. Он в каждом человеке видел образ Божий и никого не выделял. Всегда сочувствовал слабым и был удивительно кротким, считал себя последним грешником и нас призывал к смирению. Он часто наставлял: «Пред Богом все грехи как камушки. В мире нет такого греха, который превосходил бы милосердие Господа».

Однажды, когда я была инокиней, отец Гавриил закрыл двери трапезной, задержав там монахинь, а мне велел принести таз и помыть всем руки. Исполнив благословение, я подошла к нему, держа в руках таз с грязной водой. Старец посмотрел на меня испытующе и предложил выпить эту воду. Я растерянно спросила: «Всю?» «Да, до дна!» – ответил он по-русски. Времени на раздумье не оставалось, пришлось выпить. Он обнял меня, благословил и сказал: «Ты пригодишься как игумения…»

Помыв руки всем сестрам, я подошла к старцу. «А теперь выпей это!» – сказал он, указав на грязную воду

Не было и минуты, когда бы отец Гавриил не думал о Боге. Он всегда наставлял читать молитву со страхом и благоговением. Иногда и передразнивал: «Тра-та-та-та, ра-та-та-та… Молишься, ругаешься или газету читаешь?! Как пулемет Чапаева! Подумай: КОМУ молишься, С КЕМ беседуешь. Господь постоянно с нами незримо».

Как-то женский монастырь святой Нины посетила игумения Георгия из Иерусалимского монастыря Иоанна Предтечи. Я ее знала по Пюхтицкому монастырю. Мать Георгия пожелала встретиться с отцом Гавриилом. Она долго беседовала со старцем. Выйдя из кельи вся в слезах, она радостно сказала: «У вас истинный старец, вы – в раю».

Батюшка не принимал людской похвалы. В таких случаях он переходил на юродство, заставляя замолкать. А если кто к нему смиренно приходил за советом, он наставлял с библейской мудростью. Если человек нуждался в укреплении веры, отец Гавриил начинал рассказывать о происходивших с ним чудесах.

Однажды мы посетили церковь, построенную самим батюшкой. Он рассказал нам:

«Протекала крыша, и я горевал: что же станет с этими иконами? Требовалось несколько кубометров строительного материала для ремонта, а средств – никаких. Я переживал сильно и молил Бога о помощи. Неожиданно ко мне явился незнакомый человек, который оказался инженером. Он посмотрел на иконы и потом сказал удивленно: “Странно, я очень спешил, но какая-то сила заставила меня прийти сюда. Знаете, о чем меня сейчас просит икона? Пожертвуй несколько кубометров древесины старцу”».

Старец показал ему икону Спасителя, перед которой сам молил Бога о помощи. Обрадовавшись, мирянин обещал пожертвовать всё необходимое и сдержал слово.

Последователей Иеговы и других еретиков старец называл видимыми демонами, посланцами сатаны и настрого запрещал входить с ними в спор, так как написано в Евангелии: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6).

Преподобный Гавриил был поистине мудрым бедняком. Он с радостью жертвовал ближним даже самое нужное ему самому. Как-то раз после Литургии я встретила старца Гавриила на лестнице. Он окинул меня и мою новую мантию своим теплым взглядом. «Такой мантии даже у меня нет», – сказал старец. Я тотчас же сняла мантию и передала ее старцу. Позднее я узнала, что он эту мантию подарил ныне усопшей схимонахине Нино (Дашниани). Через некоторое время старец Гавриил попросил меня отдать ему и вторую мантию. Естественно, я отдала, и монахиня Параскева повесила ее в одном уголке башни. Тогда я не обратила на это особого внимания. А сегодня я благодарю Господа за то, что старца Гавриила в этой мантии хоронили.

В те времена старца часто посещала его мать Варвара. После кончины отца Гавриила она навсегда осталась в монастыре. Через некоторое время было решено постричь ее в монахини с именем Анна. Облачение подготовили матушки монастыря. Обряд совершил отец Савва Кучава. При пострижении я покрыла ее мантией, довела до амвона и повторяла слова вместо нее, потому что она была уже в возрасте и не могла сделать этого самостоятельно. Так мне пришлось дать обет во второй раз.

У мощей прп. Гавриила

У мощей прп. Гавриила

22 мая 2000 года, в день празднования преподобного Шио Мгвимского[2], монахини монастыря святой равноапостольной Нины отправились в Шиомгвиме для поклонения мощам святого. Литургию служил митрополит Даниил. Молебен у гробницы преподобного отслужил патриарх Илия II. Пока накрывали стол, я поднялась в трапезную, с балкона которой хорошо видны иконостас и фрески церкви. Я по четкам читала Иисусову молитву и невольно задумалась об отце Гаврииле. Неожиданно передо мной высоко в небе засветилась фреска, над ней была надпись на древнегрузинском, которую мне с трудом удалось разобрать: «Преподобный Гавриил Грузинский». В руках у него была икона Богоматери. Рядом видны были любимые иконы отца Гавриила – великомучениц Шушаник и Кетеван[3].

Вдруг в небе засветилась фреска: старец Гавриил с любимыми иконами

Удивительное чувство овладело мною! Сколько раз я посещала Шиомгвиме – и никогда не замечала этих икон. Невозможно было скрыть мою радость. Я рассказала об увиденном епископу Михаилу. Он согласился, что старец показал мне чудо.

Отец Гавриил, явившись мне Гавриилом Грузинским, дал мне почувствовать свое покровительство. Это видение еще больше укрепило мою веру в бессмертие души. Я нашла утешителя и ходатая за нас в лике нашего родного юродивого старца.

P.S. Накануне игуменией Кетеван (Копалиани) была создана новая песня о преподобном Гаврииле:

Игумения Кетеван (Копалиани)
Подготовил Константин Церцвадзе

[1] Святая Шушаник (V в.) – супруга владетеля Южной Картли (южной части центральной Грузии), из политических соображений принявшего маздаизм и принуждавшего к этому жену. За отказ подчиниться Шушаник была заточена в одной из дворцовых комнат, где в течение многих лет подвергалась унижениям и мучениям. Была похоронена рядом с древней церковью. Позже тут в XIII в. была построена крепость Метехи с церковью Успения Богородицы, внутри которой находилась могила святой Шушаник. Житие святой Шушаник, написанное Якобом Цуртавели, стало самым ранним памятником грузинской агиографической литературы. В советское время на территории крепости в церкви располагался молодежный театр.

[2] Преподобный Шио (Симеон; кон. V – нач. VI в.) – один из двенадцати сирийских отцов, отправившихся в Грузию с Иоанном Зедазенским для проповеди христианства и укрепления в вере уже обращенных святой Ниной. Он жил отшельником невдалеке от Мцхета, среди непроходимых лесов и высоких скалистых гор, над Курой, в вырубленной им самим в скале маленькой пещере (по-груз. мгвиме). В скале открылся родник, а голубь приносил пустыннику пищу. Голубь и открыл людям местонахождение святого. Они стали приходить и селиться возле его пещеры. Со временем были построены две церкви, образовалась обитель, которой царь Фарсман подарил землю и деньги. Но склонный к уединению подвижник, оставив братии письменные поучения, ушел от них и вновь стал жить уединенно. Мощи святого покоятся в монастыре.

[3] Царица Кетеван (1587–1629), рано овдовев, была вынуждена отправить малолетнего сына Теймураза к персидскому двору. Грузия в это время находилась между двух огней: Персией и Османской Турцией. Брат покойного мужа, приняв ислам и заручившись поддержкой турок, решил захватить престол Теймураза. Кетеван разбила его в битве. Возвратившийся в Грузию Теймураз вместе с царем Луарсабом попеременно сражался то с турками, то с персами. Когда погиб Луарсаб, царица Кетеван, понимая, что грозит ее стране и ее сыну, взяв с собой двух внуков, поехала к шаху, надеясь убедить персов в лояльности. Шах велел оскопить внуков, от чего оба погибли. Кетеван не приняла предложения шаха стать одной из его жен и была заключена в темницу, где подвижнически провела десять лет, не изменяя своей вере. Кончина ее была изуверской и страшной.

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Церцвадзе
Все статьи Константин Церцвадзе
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06