Святость в северной средневековой традиции. Часть I

0
327
Время на чтение 4 минуты

Источник: Православие и жизнь

Христианское мировидение усматривает в святости наивысшую цель и предназначение человеческой личности. Но при этом каждый человек и каждый народ приносят в Небесный Иерусалим свою «славу и честь» и свою неповторимость, свойственную только этому человеку и этому народу. Рассмотрим наиболее яркие черты, которыми известны именно кельтские святые.

Само представление кельтских святых о вере было чрезвычайно возвышенным. С точки зрения кельта духовному миру нельзя было отдать меньше чем всё. В христианстве это выразилось как всецелая отдача себя Христу, жизнь ради Бога. Быть христианином и не быть подвижником для кельта считалось ненормальным. При этом кельты осознавали своё подвижничество как неизменное служение Христу, рассуждая в евангельском духе: «Мы сделали то, что должны были сделать».

Сохранилась история об одном принце, пожелавшем принять крещение. Совершая обряд и говоря наставления, святой Патрик нечаянно поставил свой посох на ногу принцу и облокотился, тем самым пробив ему ногу. Принц же не проронил ни единого стона до самого конца обряда. И только в конце Патрик увидел, что нога у крещаемого вся в крови и что виной тому его посох. Удивившись, он спросил принца, отчего же он ничего ему не сказал. На это принц ответил, что полагал, будто это входит в обряд крещения и требуется для принятия новой веры.

То есть кельты были готовы терпеть боль и жить подвигом, ради стяжания святыни и благодати. В этом кельтское понимание христианства также сходно с византийским.

Вероисповедание древних ирландцев до 1174 года было идентично древнему византийскому и ещё более древнему апостольскому, так как было от них унаследовано. Святой Патрик Ирландский учился вере в монастыре Лерин. Первыми наставниками монастыря были святой Иоанн Кассиан Римлянин и святой Викентий Лиринский.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин был учеником самого святого Иоанна Златоуста и египетских православных монахов, от которых и учился духовной жизни. Эту традицию Патрик принёс и в Ирландию.

Поэтому исследователи (Роберт Грейвс, Иоанн Мейендорф) отмечают, что Ирландия наследовала духовную традицию не Римской Поместной Церкви, а Византии и Сирии.

Отношение к Евхаристии, родственное отношение к Христу и ощущение Его как родного и близкого, отсутствие юридизма в учении о спасении (а на Западе юридическая теория распространялась с IV века), паламитское (хотя и до Григория Паламы), а не августиновское представление о благодати и о том, как благодать взаимодействует с миром, а также византийское отношение к духовному отцу (который у кельтов назывался «друг души»), совершение богослужений на своём языке, а не на латыни (как было в Европе, где служили на латыни), отношение к послушанию как к вслушиванию в Святого Духа, действующего в наставнике, а не как к армейской дисциплине (что было свойственно европейскому бенедиктианскому монашескому уставу). И отсюда византийское понимание цели жизни как стяжания святости и византийские (православные) формы выражения этой святости, которая при этом приобретала и национальные формы, не противоречащие преданию (белое, красное и зелёное мученичество кельтов). И ещё дух радости. Вера для ирландских кельтов была радостью, которая обретается в покаянии (так же восточная мысль, которую приносит Христос). Перегрины называли себя «ликующие христиане».

Все эти особенности выражались в жизни подвижников и в житийной литературе средневековой Ирландии.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к знаменитому «Плаванию святого Брендана». Брендан Клонфертский (англ. Bréanainn of Clonfert; ок. 484 – ок. 578), прозванный Мореплавателем или Путешественником. Этот удивительный святой совершил путешествие к берегам рая. В сопровождении двенадцати учеников он отправился на ирландском корраке (малый корабль) в плавание, которое продолжалось семь лет. Считается, что Брендан достиг берегов Америки. И где-то там ему была явлена великая милость: он и его ученики-монахи узрели райский берег и даже высадились на него. Их встретил Ангел и велел Брендану вернуться, сказав, что он скоро придёт сюда после своей блаженной смерти.

Плаванье святого Брендана литургично, оно строится вокруг богослужебного годового круга. Брендан наставляет своих учеников удивительно чутко и возвышенно.

Когда они слышат ангельскую песнь, святой говорит: «Вы слышите, как поют Ангелы. Возблагодарите же Бога, ибо это значит, что Он любит нас больше, чем вы думаете!».

Брендан – странник. Человек, при жизни достигший рая. Его дом – его любимый Христос.

Брендан не ищет земных благ даже для монахов собственного монастыря и своих спутников по путешествию. Он убеждён, что ищущим Бога всё земное обязательно посылается, так как у человека не может быть времени свою краткую земную жизнь обращать чему-либо вне Бога. В плавании Брендан заботится о своём правильном духовном устроении и правильном устроении учеников. Когда путешественникам встречается морское чудовище, Брендан говорит монахам: «Берегитесь, чтобы не потерять Самого Господа из-за глупого страха перед чудовищем».

Брендана, как и прочих ирландских святых, отличают простота и непосредственность в обращении к Богу. У Христа можно попросить всего, и Ему можно всё сказать. А это значит, что вся жизнь человека проходит перед постоянным внимательным взором небес. Небо не равнодушно, оно целиком наполняет жизнь подвижника, при этом давая ему возможность жить и выбирать. Это особое ощущение присутствия и близости Неба выражает ирландский святой монах VIII века в своём стихотворении:

Раскрыта книга предо мной,
Вокруг шумит зеленый лес.
Деревья высятся стеной,
Касаясь кронами небес.

И гомон птиц над головой
Разносится по всей земле.
Так сладок труд в тени лесной!
Бог благ воистину ко мне!

Артём Перлик

Источник: Православие и жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Перлик
Все статьи Артем Перлик
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29