Источник: Фонд Стратегической Культуры
В Белоруссии продолжается подготовка к майдану. К старым технологиям добавлен новый элемент. Аналитики, работающие (вроде бы) в интересах власти, с упорством, достойным лучшего применения, ищут то ли «руку Кремля», то ли «ногу Миллера», то ли призрак российской олигархии, который бродит по Белоруссии, вмешиваясь в выборы.
И оппозиционеры-националисты, и те, кто землю роют в поисках «российского влияния», играют на одной стороне. Они пешки. Их ходы просчитаны вперёд далеко за пределами Республики Беларусь, но пока разыгрывается только дебют.
Хорошо видно, за какие красные флажки загоняют президента Лукашенко уличными акциями и напористой информационной кампанией. Видны ловушки, которые ему расставляют – в лице того же Виктора Бабарико, бывшего главы «Белгазпромбанка», из чьей коротенькой политической биографии лепят миф о «пророссийском банкире», которого усаживает в президентское кресло российский «Газпром». Громоздится околесица вроде «российского следа… конкретных узких групп, далеко не сопряжённых с Кремлём в своих действиях по Беларуси».
При этом Бабарико обласкан белорусской прессой, сидящей на подачках Запада. О его взглядах даёт исчерпывающее представление его интервью польской газете Rzeczpospolita, где кандидат в президенты РБ главными событиями в истории Белоруссии называет… коронацию основателя первой династии литовских князей Миндовга в Новогрудке в 1253 году, провозглашение государства-химеры БНР в 1918-м и создание на развалинах СССР независимой Беларуси в 1991-м. «Это события, которые сформировали нашу государственность», – торжественно заявляет полякам Бабарико. Что ни говори, тут надо искать не «руку Москвы» и «ногу Миллера», а «руку Варшавы» и «ногу польского оператора Gaz-System»!
Rzeczpospolita повторяет звучащие из Минска заявления о том, что скоро там представят доказательства «вмешательства иностранного государства во внутренние дела Белоруссии». Государственный телеканал «Беларусь 1», комментируя обыски в «Белгазпромбанке», сообщает: «Очевидно, что дело идёт к обнародованию куда более серьёзных фактов по куда более серьёзным категориям. Например, по факту вмешательства иностранного государства в белорусские внутренние дела». Высказывает сие предположение председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, он же муж Натальи Эйсмонт, пресс-секретаря президента Беларуси. То есть миф о «вмешательстве» создан наверху, и уже потом его принялись размазывать по СМИ и социальным сетям придворные эксперты вроде Петра Петровского.
Иван Эйсмонт рассказывает о «вмешательстве иностранного государства»
Однако выжать из личности Бабарико вмешательство «иностранного государства» – задачка не из простых. На Союзный договор России и Белоруссии он предлагает взглянуть как на «сделку», напоминающую чемодан без ручки – «бросить жалко, а нести дальше тяжело». Говорит Бабарико и о том, что в Белоруссии «есть дисбаланс в пользу русского языка», который «нужно преодолеть». А на вопрос «Чей Крым?» этот «пророссийский» кандидат обещает ответить «чуть позже». Хорош гусь!
Белорусские националисты за Бабарико
А может, мы зря наговариваем на Ивана Эйсмонта? Может, он имел в виду под «иностранным государством» только то, что во внутренние дела Республики Беларусь влезли США, Великобритания и та же Польша? Это ведь в американском и британском посольствах в Минске вдруг проявили горячую заботу о «свободе мирных собраний» и «свободе слова». Это там призвали белорусские власти освободить всех задержанных, особенно журналистов!
А может, Иван Эйсмонт намекал на Брюссель, где принялись так пылко защищать Бабарико, что указали Минску: «Белорусские власти должны уважать основные свободы и права человека в соответствии с международными обязательствами Беларуси. ЕС призывает белорусские власти немедленно освободить Виктора Бабарико и его сына и гарантировать полное уважение верховенства закона…» (выделено мною. – А.Ц.). Что-то не припомню озабоченности Запада по поводу задержания, ареста и содержания под стражей в Белоруссии в течение 14 месяцев (!) журналистов Сергея Шиптенко и Юрия Павловца, которые писали не о коронации Миндовга и не о БНР, а о необходимости укрепления белорусско-российских отношений.
Запад уже занял место в развернувшейся подготовке к белорусскому майдану. Подтверждают это пикеты «салідарнасьці зь Беларусьсю» под лозунгами: «Спыніць рэпрэсіі» «Свабода Беларусі!», «Выбары без Лукашенкі», которые начались разом в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Варшаве…
То же самое творилось перед украинской «революцией достоинства» на рубеже 2013-2014 годов. Тогда с вышедшими на майдан в Киеве галичанами были солидарны даже африканские племена. А поскольку до белорусских выборов ещё полтора месяца, противников Лукашенко поддержат и в Африке, подняв там БЧБ-флаг. Заметим: государственный флаг Республики Беларусь в заграничных акциях «салідарнасьці» не фигурирует; «салідарнасьць» – исключительно с белорусскими националистами. И банкир Бабарико – их кандидат, а не чей-то ещё.
Весь мир отвлёкся от своих проблем, чтобы поддержать протесты в Белоруссии
Сейчас давление на президента Республики Беларусь усиливается по трём направлениям.
Первое. В сети появилось «научное обоснование» трёхпроцентного рейтинга главы государства. Генеральный директор компании Tazeros Global Systems Артур Хачуян решил рассчитать поддержку кандидатов в президенты РБ на основе «данных 6,93 миллиона белорусских уникальных пользователей» социальных сетей, и у него вышло, что переизбрание Лукашенко поддерживают лишь 3,8% белорусов, а 72% готовы голосовать за кого угодно, только не за него. Если учесть, что в Белоруссии, по данным ЦИК, чуть более 6,88 миллиона избирателей, это означает, что все они зависли в социальных сетях и поголовно сообщают этому Хачуяну, за кого будут голосовать. Ну или у Tazeros Global Systems слабо смыслят в теории больших чисел. Так или иначе, картинки и графики Хачуяна породили оголтелую агитацию против Трёхпроцентного в пользу «ЯМы 97%».
Белорусские националисты присвоили себе 97%
Украина повторяется: меньшинство протестующих под БЧБ-флагами присвоило себе право действовать от имени народа.
Присвоение меньшинством прав большинства должно перечеркнуть результаты выборов 9 августа и на корню подорвать доверие к победе Лукашенко, что позволит объявить выборы «нечестными». За этим последует требование «честных» выборов во имя «революции надежды» или как там её назовут. На данном этапе Александр Лукашенко уже проигрывает: у него нечего противопоставить «исследованиям» Tazeros Global Systems, кроме 1,5 миллиона подписей, которые в оппозиционной среде объявили собранными под давлением. В сеть тоннами выкладываются фотографии заборов, стен, кнопок лифтов, столбов и любых других поверхностей с надписями: «3%» – мол, это «по всей Беларуси».
Майданная социология по-белорусски
Второе. Оппозиционные президенту СМИ во главе с «Радыё Свабода» и NEXTA публикуют десятки, если не сотни видеороликов и множество снимков задержаний, «интервью из автозака», свидетельств того, как «забирают простых людей, которые кушали шаурму», «издевательств над беременными», «избиений даже женщин»…
Белорусские милиционеры и сотрудники госбезопасности представляются в этом мутном потоке информации «псами режима», который предстоит свергать тщедушным «онижедетям», а в тех – по легенде – станут стрелять по приказу Лукашенко… Это было уже много раз и даже не обсуждается, как не обсуждаются 97 несуществующих процентов и «бесконечные цепи» протестующих, растянувшиеся на километры (простой приём выдать 200 человек за 2000, а 1000 за 100.000).
Цепи протеста в Белоруссии
Из мер противодействия атаке на милицию и органы безопасности видим лишь робкое предупреждение министра информации РБ: мол, можем лишить «Радыё Свабода» аккредитации. А в ответ и. о. президента этой компании Дейзи Синделар заявляет о «прямых атаках на прессу». Обмен ритуальными заявлениями произошёл, и «Радыё Свабода» продолжает пользоваться полной свободой, бомбардируя белорусскую аудиторию материалами, которые провоцируют град комментариев в адрес силовиков: «это не люди», «это собаки в погонах», «в зону отчуждения их», «ОМОН, остановитесь», «шавки режимные, 9 августа будете бежать от нас», «видать, в коктейлях молотова омоновцы этим летом недостатка испытывать не будут»… «Радыё Свабода» сообщает о каждом перле Бабарико, педалируя его предложение вернуться к первоначальному варианту Конституции 1994 года, в котором государственным признавался один белорусский язык, а власть предполагалось сделать парламентской.
Третье. К участию в протестах против Лукашенко подтягиваются представители интеллигенции и верхов. Пока – из сферы культуры, развлечений, спорта, информации. Телеграм-канал NEXTA пишет, что бойцы Службы безопасности президента «готовы выступить на стороне народа» («народ» – это те, кто присвоили себе 97%). И если рассказы о Службе безопасности – враньё, обычный элемент подготовки ситуации к майдану, то спортсмены, телеведущие, представители шоу-бизнеса – настоящие: вот певица Рита Дакота, вот «Лучший репортёр 2010» Наталья Копотева, вот рэпер Бакой, вот баскетболистка Елена Левченко, вот боксёр Кирилл Релих, вот легкоатлетка Надежда Остапчук… В придачу к именам известным – сонм начинающих певичек и ищущих признания блогеров. Это – витрина. А за ней уже изготовилась номенклатура, работа с которой велась годами…
Пока окружение президента Лукашенко, включая некоторых «ближних», старательно ищет чёрную кошку в тёмной комнате, выборы 9 августа превращаются в сцену фантастической «цветной революции». Александр Григорьевич обещал её не допустить. Однако на этой шахматной доске он попал в сложную позицию. Его превращают из игрока в фигуру, которую двигают.