Дому Живоначальной Троицы на русском Севере – 500 лет

0
633
Время на чтение 15 минут

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ

Дому Живоначальной Троицы на русском Севере – 500 летСвято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера у истоков реки Сии – притока Северной Двины. Ныне это Холмогорский район Архангельской области. По своему первому и главному храму монастырь получил название Свято-Троицкого. Когда-то он являлся одним из главных духовных и культурных центров Северной Руси. А как сегодня живет Сийская обитель, возрождаясь после разрухи и радуясь великому юбилею? На вопросы корреспондента портала «Монастырский вестник» отвечает наместник монастыря, благочинный приходов Архангельска игумен Феодосий (Нестеров).

И доброжелательное отношение, и поддержка

Батюшка, что было в перспективных планах по проведению юбилейных торжеств, связанных с 500-летием монастыря? Суровые обстоятельства этого года, вероятно, внесли свои коррективы, и как в связи с этим планы изменились? Что из задуманного удалось осуществить, а о чем придется забыть или отложить до лучших времен?

Планы по проведению замечательного 500-летнего юбилея начали формироваться еще с 2017 года. Но начну с того, что перед монастырем стоит много нерешенных задач, которые существуют не один год. Новая история восстановления святыни началась без малого тридцать лет назад – с 1992 года. Основные здания обители, стены не были разрушены до основания: ведь это памятник XVII века и место красивейшее! В последние советские годы монастырь использовался как зона отдыха детей и взрослых. И всё-таки произошел значительный исторический перерыв, изменились условия современной жизни. Для Севера прежде всего актуальна проблема отопления, так как отопительный сезон здесь длится девять-десять месяцев в году и всегда идут поиски топлива, обустройство котельных установок, печей. Большие расходы по электрозатратам, при этом некоторые из них просто неизбежны... Рабочую группу по проведению юбилейных мероприятий возглавляют губернатор, правящий архиерей, председатель Правительства области. Мы чувствуем достаточно внимательное, доброжелательное отношение и поддержку. Поэтому некоторые из намеченных планов удалось воплотить в жизнь. Например, в прошлом году был отремонтирован девятикилометровый участок дороги, ведущей в монастырь от федеральной трассы Архангельск – Вологда. Любой желающий может посетить нас, если он едет по основной магистрали. Есть задача по обеспечению монастыря устойчивой мобильной связью, и частично она решена. (Современная, пусть это даже монастырская жизнь, без мобильной связи уже не мыслится). Большие планы намечены по созданию системы отопления, которая будет и экономична, и эффективна, а также – системы водообеспечения, тоже отвечающей требованиям времени. Это, можно сказать, планы на перспективу, и без участия областных и муниципальных органов власти, благожертвователей монастырь их никак не сможет решить. Актуальна задача по обустройству в монастыре гостиницы для паломников. Хочется, чтобы люди целыми группами могли некоторое время жить здесь, трудиться для общей и своей пользы.

Что касается юбилейных мероприятий, то конечно, у нас были планы на проведение их в летний период. Но теперь многое будет зависеть от того, как дальше станет развиваться ситуация с пандемией. Был разработан проект летнего палаточного лагеря для волонтеров, собирались средства на интернет-площадку. Этот интересный проект пришлось отложить до лучших времен. Не могу не сказать, что у монастыря установились хорошие отношения с Северным Арктическим Федеральным Университетом (САФУ), и педагогам, студентам отводилось в этих планах определенное место. Задумывалось много чего интересного. Например, создание интернет-экскурсии, работа над тематическими курсовыми на базе монастыря как культурно-исторического объекта, знакомство с жизнью и историей обители. Кроме того, наши образованные гости могли бы помочь в обустройстве обширной монастырской библиотеки, на что мы сильно рассчитывали. Очень надеемся на скорое преодоление нынешней трудной ситуации. Слава Богу, монастырь живет, стоит. На сегодняшний день нам удается соблюдать санитарный режим без полного закрытия обители. Состояние здоровья братии нормальное. Помоги, Господи и святые угодники Сийские!

Ваш предшественник игумен Варлаам (Дульский) в своих интервью в 2014-2015 годах говорил, что монастырские постройки находятся в полуразрушенном состоянии, их надо приводить в порядок. Вы стали наместником чуть более девяти месяцев назад. Как к тому времени выглядел архитектурный комплекс: что уже сделано и что еще предстоит сделать?

Каменные строения монастыря представляют собой уникальный архитектурный комплекс, выстроенный в период XVII столетия. Разумеется, это памятник федерального значения, и в последние годы здесь проводятся бюджетные реставрационные работы. Замечательные специалисты ЦНРПМ (Центральных научно-реставрационных проектных мастерских) разработали проект реставрации главного памятника обители – Троицкого собора. Строительство его завершилось в начале XVII века, причем это было первое каменное здание на Подвинье подобного масштаба. В Московском государстве как раз наступил разгар нестроений Смутного времени, а в Сийской обители в это время заканчивалось строительство Троицкого собора… Мы высоко ценим подвижнический труд специалистов, которые вложили немало сил для сохранения памятников. К сожалению, следующий по значению храм обители – Благовещенскую церковь – пока не удалось включить в план реставрации. Но в текущем году предполагается изыскать средства для проведения обследования, проектных работ. Благовещенский храм построен в середине XVII столетия, и сейчас он в более опасном аварийном состоянии, чем другие здания монастыря. В Благовещенской церкви находится уникальная одностолпная палата, редкое сооружение. Все повседневные службы проходят у нас в Благовещенском храме. После открытия монастыря в 1992 году это здание претерпело пожар кровли, понесло и другие разрушительные нагрузки. У монастыря сложились хорошие деловые отношения со специалистами-реставраторами, Архангельской инспекцией по охране объектов культурного наследия, которая крайне внимательно следит за правильным выполнением реставрационных работ. Будем надеяться, что наши планы осуществятся. За годы восстановления было много сделано в трудных условиях: храмы засияли куполами, крестами. Немало удалось восстановить упорным и кропотливым трудом. Не всегда это видно поверхностному взгляду. Архитектурный комплекс монастыря еще производит впечатление некоторого разорения. Разрушается всё быстро, даже такая твердыня, а строится, как известно, медленно и трудно. Особенно на нашем Севере.

Батюшка, хотелось бы подробнее узнать о недавней выставке под названием «Древности Сийской обители. Раритеты из собрания Церковно-археологического кабинета Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря». В информации о ней, размещенной на официальном монастырском сайте, говорится, что выставка состоялась в майскую «Ночь музеев» в новом формате онлайн. И есть в сообщении такая фраза: «За каждым предметом своя судьба, за каждой иконой своя история». Можете рассказать о каких-то экспонатах, которые Вам особенно интересны и у которых, на Ваш взгляд, волнующая неординарная история?

Поскольку я наместником Сийской обители был назначен сравнительно недавно (на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 августа 2019 года), то пока что не всю историю монастырских раритетов знаю, во многое только вникаю. Но благодаря руководителю Церковно-археологического кабинета Александру Юрьевичу Карушеву, через которого все эти годы приходили в монастырь реликвии, столько всего интересного мне открылось! Гордостью нашей выставки стала рукописная книга, полученная в дар в 2004 году от москвичей Сергея и Натальи Бурдиных, – «Учительное Евангелие», написанное в XVI веке в стенах Сийского монастыря его иноком Даниилом. Эта поистине драгоценная рукопись состоит из 600 листов, на одном из которых заставка с растительным орнаментом, написанная серебряной краской, с монохромным инициалом и рамкой на боковом поле, с киноварными заголовками и инициалами, украшенными стилизованными растительными элементами. Также на выставке была представлена одна из 18 икон, пожертвованных монастырю в 1997 году Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль». Дорого для обители, что не забывают родной монастырь бывшая братия, которых Господь направил в другие места служения. В 2014 году монастырь получил подарок от игумена Леонтия (Эйзенмана), несущего сейчас службу в одном из городков Германии. Он передал в монастырскую библиотеку 35 дореволюционных изданий. 15 из них – редкие, кириллической печати XVII–XVIII веков, и две рукописи. Одна из рукописей 1787 года – красочно иллюстрированный Апокалипсис поморского письма – представлена на выставке.

Братия – это крепкий оплот. Все они любят свою святую обитель

Отче, а сколько насельников в монастыре, и что бы Вы могли сказать о братии в том плане, что Север – это и холода, и непростые условия жизни, требующие не только высокого настроя на духовное делание, но и физической выносливости. Какие качества насельников современного монастыря особенно ценны?

Конечно, самое главное в монастыре – это люди. Монастырь живет, когда он наполнен трудом и молитвой, камни «оживают». Мы верим, что своей молитвой и своим участием помогают нам замечательные подвижники, святые насельники монастыря прошлых столетий. Постоянно чувствуем их благословение и помощь. Вообще явление монастырской жизни в современном мире – что-то странное. Всё более болезненное для современного человека. Но в то же время и притягательное своей благословенной тайной. Тайной духовной жизни, горнего бытия. Монастырь всегда был вызовом миру – здесь должно происходить попрание страстей, низложение всего низменного, недостойного человека. И – приобретение Божественного смирения. Современный человек каким обычно сюда приходит? Он очень самостоятельный, самолюбивый, зачастую пораженный язвами многолетних страстей. Но люди всё равно приходят! Ищут, испытывают себя. Насельники в нашем монастыре замечательные. Я бы сказал так: Север строго отбирает, случайные люди долго не остаются. Братия – это крепкий оплот, все очень разные, но все любят свою святую обитель. Жизнь каждого из них – это целая повесть. У нас братии в постриге 19 человек. И несколько послушников, что, кстати, немало для современных условий жизни. Живут также трудники, как везде заведено. Сейчас мы стараемся более внимательно подходить к вопросу приема в монастырь. Объясняем: если некуда идти и в жизни возникли большие проблемы, это еще недостаточный повод для поступления в обитель. Сейчас имеются социальные приюты, реабилитационные центры, чего еще не было в прошлые годы. Объясняем, куда пойти, где можно получить помощь. Если кто-то приходит с проблемой химической зависимости, предлагаем ему пройти реабилитацию в медицинском учреждении, а потом при желании поступить в монастырь.

Но иной раз видно, что человек пришел к нам не случайно. Есть, горит огонек в его душе! Тогда всё получается хорошо. Главное – борьба за смирение, преодоление самости, вездесущего, горделивого «Я». Это трудно, однако постепенно, с помощью Божией преодолевается. Старшая братия у нас все с церковным образованием, ученость – это традиция Сийского монастыря. Братия проводят прекрасные содержательные экскурсии для паломников, огласительные беседы. Некоторые работают в соцсетях, оказывая духовную поддержку людям, особенно требующуюся в современных эпидемиологических условиях. Всем приходится трудиться и душой, и умом, и телесно. Здоровье у монаха как правило, становится слабее, спасаемся немощами. Бывают вообще неизъяснимые болезни, и никто из окружающих не знает, какой глубокой внутренней жизни человек обложен немощью, непонятен окружающим. Уже почти не может работать, а надо всех принимать, терпеть, оказывать снисхождение и милость. Конечно, тайна молитвы – главное делание. Шаг за шагом продвигаемся по пути великого церковного предания, завета святых угодников. Хочется надеяться, что это делание остается востребованным для нашего современника. Делимся радостью нашей монастырской жизни, которая покрывает все трудности и невзгоды.

Какие проблемы сегодня встали перед монастырем с особой остротой и как, батюшка, Вы их решаете?

Когда наступил особенно трудный момент, кончились финансовые резервы, а нужно было жить дальше, решать хозяйственные вопросы, приобретать необходимый инвентарь, инструмент, делать ремонт, покупать продукты, то мы с некоторым смущением обратились в интернет-пространстве к людям с просьбой о помощи. Честно, искренне написали о своем положении. И каково было наше удивление (радостное!) и утешение, когда простые люди начали посылать свои скромные пожертвования (а иногда, скажу, и немалые для частных лиц). Они просили о молитвах за родных, заказывали поминовения. Была ощутимая поддержка, и мы испытывали огромное чувство благодарности к этим жертвователям, которым наш монастырь не безразличен, важен и интересен. В эпоху ожесточения, отчуждения проявляются лучшие качества людей. Если посмотреть: сколько наших граждан пошли служить волонтерами, помогать престарелым, медикам, врачам, социальной службе?! Сколько их проявляет участие и неравнодушие?! Богат наш народ на милость, жив душой, таит в себе мощные силы. Людям очень нужна сейчас духовная поддержка. Без сознательной и правильной духовной жизни человек увядает, чахнет, мечется в своих помыслах и неразрешенных желаниях, ошибается в целях. Испытывает страдание и боль. А Господь благ и милостив. Он – источник всякой радости. Слава Богу за всё!

Господь взирает на наши сердца, мысли, дела

Отец Феодосий, интересно было бы услышать о Вашем приходе в монашество и духовных наставниках.

Собственный мой приход в монашескую жизнь был для меня и таинственным, и убедительным явлением силы Божией в моей жизни. Я совершенно не помышлял в детские годы о церковной жизни и своем участии в ней. Воспитываясь в благополучной семье с корнями, традициями, слушал рассказы старших о наших предках, правда, не очень дальних, и это меня захватывало и впечатляло. Но церковная жизнь в нашей семье явно не обнаруживалась… Я долго искал смысл своего появления в этом мире. Пережил период юношеских исканий, подчас мучительных и противоречивых, но не находил ни в чем полного удовлетворения. Неплохо учился, однако никакая сфера деятельности меня не привлекала настолько, чтобы стать чем-то серьезным на всю жизнь. Занимался всем понемногу, пробовал, искал. А уже оканчивая МГТУ им. Баумана, который когда-то окончили и мои родители, я стал сознательно молиться Богу, чтобы Он открыл мне, какова воля Божия в моей жизни. Молился долго, не один год. И вот случилось, что ряд особенных обстоятельств, очень убедительных для меня, открыл мне то, что я искал. Не стало никаких сомнений, но и велико было при этом мое удивление: я ведь не искал ранее служения в Церкви для себя! Я поверил в свое призвание, и теперь мне легко рассказывать людям, что не пожалел ни одного дня впоследствии, что послушался и пошел, куда мне указали. Как и было принято в 90-е годы, я поехал в Троице-Сергиеву лавру спрашивать благословения на конкретное послушание. Эти духовники Лавры, ушедшие из жизни в 2017 году, великие столпы православия! Они являлись живыми носителями веры и предания Церкви. Я опытно проходил, что такое послушание. Делал первые шаги в церковной жизни под духовным руководством. Не передать словами, что ты воспринимаешь от духовника. Это счастье было! Основа и путь, определяющий всю твою жизнь.

И последний вопрос, отче. Как Вы думаете, помогла ли великая беда, охватившая сейчас всю планету, и Вам, и братии что-то переосмыслить, острее почувствовать?

Да, вероятно, мы как-то внутренне ждали эти времена, много было ранее сказано. Но ведь всегда надеешься, что нет, еще не пришли последние дни. И правильно! Господь взирает на наши сердца, мысли, дела. А в России очень много добрых людей, самоотверженных, отважных. Может быть, это идеализированное представление, личное? Но я так чувствую. Наверное, потому, что в Церкви встречаю столько самозабвенных и бескорыстных тружеников! Удивляюсь их терпению и подвижничеству. Их стремлению к Божией правде. И так будет всегда. Наш монастырь силен вековой традицией, духовным преданием, к которому мы стараемся быть причастными. Братия совершают свое служение, искренне молятся за людей. С любовью благоустраивают обитель, к которой приросли сердцем, ждут помощи от угодников Божиих. С пониманием мы восприняли благословение священноначалия совершать молебны о преодолении смертоносной заразы и губительного поветрия. И стали каждый день совершать молебное пение с крестным ходом по монастырю и колокольным звоном. Неся ежедневные свои труды, мы надеемся, что святая обитель, наш дом, устоит на многие годы и будет утешением и укреплением для людей. Люди в эти дни приходят и потрудиться, и попытаться решить свои внутренние проблемы. Монастырь, как я уже говорил, открыт. Мы стараемся выполнять предписанные санитарные нормы, соблюдая разумную осторожность и осмотрительность, храня свой внутренний мир. И рады всем, для кого обитель – это духовная святыня, «окно» в горний мир. Кто с добрым сердцем готов принимать благословение и утешение Божие.

* * *

В дополнение к этому рассказу мне хочется обратить внимание на официальный сайт Антониево-Сийского монастыря. Интересен его дизайн, где в качестве доминанты – впечатляющая фотография монастырских храмов и строений на острове среди водной глади (вид с высоты птичьего полета). Интересны и сами материалы, включая новости (даже в эти трудные месяцы они появлялись регулярно!). Среди недавних публикаций выделяется интервью с игуменом Феодосием, который с подкупающей искренностью ответил на вопросы местного корреспондента, высветив разные аспекты монастырской жизни. Завершается материал ответом на особо актуальный вопрос: посильно ли современному человеку монашество? Приведу слова отца-наместника полностью, поскольку они важны для каждого: «Господь во все времена один и Тот же. А жизнь человека зависит от его внутреннего устроения и настроения. Не от характера, не от места, где родился. Если человек хочет спастись, жить в монастыре, он будет это делать. Если хочет вести богоугодную жизнь в миру, то возможно и это. Надо только искать этого спасения, желать быть с Богом. На этом пути важны постоянство, послушание и совет. Главное – смиряться, жить по благословению и всех любить. А если нет любви к Богу, то трудно будет даже малое время прожить в монастыре…» Казалось бы, ответ простой. Но за этой простотой – ясное осознание того, что без любви к Богу, где-бы ты ни был – то ли в монастырской келье или в миру, в комфортном жилище, жизнь теряет высший смысл и превращается в длинную череду дней и ночей, которые рано или поздно начнут тяготить своей бесцельностью. Только приняв в сердце Христа, можно изменить эту тяжелую ситуацию.

Подготовила Нина Ставицкая

Фотограф: Сергей Климов

(Представлены снимки разных лет)

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нина Ставицкая
Все статьи Нина Ставицкая
Игумен Феодосий (Нестеров)
Все статьи Игумен Феодосий (Нестеров)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52