Жизнь как житие: о фильме «Излечить страх»

0
598
Время на чтение 6 минут
Источник: Прихожанин
 
Картина «Излечить страх» о святителе Луке (Войно-Ясенецком) снималась пять лет (вечность по нынешним временам) и стала совместным проектом творческого коллектива трех стран: Украины, Белоруссии и России. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, авторам удалось рассказать о святости как явлении, не перепутав его с понятием о сверхчеловеке, а архимандрит Тихон (Шевкунов) убежден, что это житие исповедника, выраженное средствами кинематографа.

Памятник свт. Луке (Войно-Ясенецкому) возле архиерейского дома, где он жил в Красноярске (неподалеку находится еще и музей святого, в годы войны там был госпиталь). Сейчас в бывшем архиерейском доме - храм Иоанна Предтечи. Фото автора

 

С первых минут «Излечить страх» обрушивает на зрителя поток трагических фактов и нечистот человеческой души, выплеснувшийся на улицы Ташкента в 1917 году. На примере маленького провинциального городка режиссер несколькими сценами погружает нас в атмосферу катастрофы великой страны. И здесь не столько важны масштабность и размах происходящих событий, сколько то, что происходит в душах. В картине нет проходных ролей, каждый персонаж уникален и несет свою смысловую нагрузку, органично вписанную в логику сюжета, будь это затаивший злобу на всю «контру» санитар Андрей (Александр Числов), одержимый безумной идеей профессор Михайловский (Алексей Шевченков), отрекшийся от сана священник Петр Зверев (Александр Яцко) или истязающая себя за нарушение обета безбрачия Анна Ланская (Екатерина Гусева), жена Валентина Феликсовича. Словно списанные с героев Достоевского, каждый носитель своей философии, сконцентрированной в идее образа, своей жизненной позиции. Талант актеров позволяет создать колоритные персонажи, просеиваемые ситом времени. И все они, словно планеты, вращаются вокруг главного героя, сталкиваясь или едва соприкасаясь с ним, но неизменно вынужденные отвечать на тревожащие их совесть вопросы.

Но не главврач городской больницы Валентин Феликсович (роль Валентина Феликсовича в молодости играет Андрей Саминин) тому виной, а его выбор, сделанный еще в юные годы и рефреном звучащий на протяжении всего фильма: «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». За кадром остается более десяти лет напряженной научной работы, служения земским врачом, тома изученных книг по медицине, несколько научных статей и защита докторской. Все это впоследствии ляжет в основу его гениального труда «Очерки гнойной медицины», за которую опального архиепископа наградят Сталинской премией. Мы видим только, что Валентин Феликсович остается верен себе и не покидает, в отличие от своего коллеги доктора Живаго, бунтующего городка. И на рабочем месте он строг, бескомпромиссен и требователен как к себе, так и к другим, что вызывает уважение у коллег и бессильную ярость у новой власти. Как, например, в эпизоде с иконой, которую доктор Войно-Ясенецкий заставляет вернуть в операционную под угрозой отказа от операции.

Но посвящая всего себя страдающим людям, Войно-Яснецкий забывает о семье, провоцируя сцены жуткой ревности и незаслуженные упреки у больной жены. На вопрос, возможен ли тут компромисс и каким он может быть, отвечает смерть Анны, безнадежно верившей в опыты профессора Михайловского, убежденного, что, очищая кровь, можно вылечить любую болезнь.

Внимательно рассматривая образ главного героя, авторы фильма, кажется, ставят одной из своих задач детально разобраться в вопросе, возможно ли до конца посвятить себя другим людям, если не отречься от себя? Но отречься ради чего? Режиссер предлагает два решения. Профессор Михайловский отрекается ради своей идеи, ради торжества науки и сходит с ума, не выдержав личной трагедии; профессор Войно-Ясенецкий – ради Христа. Итог: Михайловский рубит топором икону, а Войно-Ясенецкий принимает сан и восходит на свою Голгофу.

«Вам не было страшно?» – спросит престарелого архиепископа (роль архиепископа исполняет Виталий Безруков) через много лет инок Сергий. «Страшно, Сережа, когда веры нет и ты как листок оторванный. А когда вера и призвание есть, то со всем справиться можно», – отвечает тот.

Одна из краеугольных сцен в фильме – это стояние в вере, диалог епископа Луки с бывшим священником Зверевым, а ныне сотрудником органов, пробуждающий из небытия «проклятые вопросы» Достоевского.

– Ваш сан порочит образ советского ученого! Откажитесь от сана – и дела нет! – предлагает Зверев.

И слышит в ответ:


– Вы пугаете меня расстрелом, но тело бренно, а душа бессмертна. Я свою душу берегу. А Вы?
– Знаете, я предпочитаю мертвую душу мертвому телу. Христос пострадал за всех нас и чего добился?
– Человечество спас.
– Допустим. А достойно ли человечество спасения? Я думаю, что нет. Но вот Христос взял на себя все грехи наши, а люди обрадовались и побежали снова грешить до прихода нового Миссии, который опять всех спасет.

На этот вопрос святитель Лука отвечает, сначала предупреждая чекиста о скорой смерти, а затем стараясь всеми силами успеть принять у него предсмертную исповедь.

Жаль только, что, намеренно или случайно, авторы не упомянули ставший классикой ответ священника Валентина Войно-Ясенецкого чекисту Петерсу на суде: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

Зато в ткань повествования вплетены философские сентенции святителя Луки, среди которых немало посвящено жизни и смерти: «Смерти не нужно бояться – надо бояться плохими делами вечную жизнь наполнить» или «Только смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется мелким и незначительным» и др. (Многие из них взяты из книги протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург»). Однако, несмотря на это, картина не производит гнетущего впечатления. Своей пронзительной правдой и искренностью она глубоко трогает душу, и слезы из ваших глаз текут сами собой. В каком-то смысле – это фильм-исповедь постоянно находящегося у края пропасти человека. И не обращаешь внимания на такие мелкие огрехи, как, например, латексные хирургические перчатки, которые появились в 60-х, а до тех пор использовались только более грубые с надрезами на фалангах, придуманные Уильямом Холстедом в 1889 г.

«Излечить страх» – без всякого сомнения явление в современном кинематографе; едва выйдя на экран, фильм, подобно «Исцеляющей любви» (2007, реж. Джакомо Кампиотти), уже стал классикой. Никто и никогда еще не воплощал на экране художественный образ Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Когда автор этих строк спросил Виталия Безрукова, что для него было самым трудным, актер ответил: «Передать внутренний мир святителя, дотянуться до глубин его души, его переживаний». И это ему удалось очень тонко и проникновенно.

«Излечить страх» заставляет взглянуть на советскую эпоху с ее индустриализацией и коллективизацией, стройками века, всеми достижениями и победами как на чудовищную фантасмагорию, построенную на лжи и насилии. Фильм выбивает основу из-под ног ее защитников, потому что его главный герой борется не со своими врагами и тем более не с системой, невольно вынося ей приговор, а с врагом рода человеческого. Правозащитники никогда не напишут его имя на своих знаменах. Потому что святитель Лука никого не разделяет на своих и чужих, помогая каждому, с достоинством выполняя свой пастырский и профессиональный долг, несмотря на тяжелые физические и душевные испытания, о которых он подробно писал в своей книге «Я полюбил страдания». Война и годы ссылок на Севере показаны только краем, невозможно все это вместить в двухчасовой ленте. Однако авторам фильма удается донести простую мысль: в страданиях человека есть смысл; отказываясь от креста, уготованного человеку Богом, он сам себя лишает жизни вечной, становится игрушкой в руках судьбы, уходит в небытие. И этих страданий не нужно бояться, а нужно учиться любить, стремясь к совершенству в этой любви. Люди, подобные святителю Луке, – доктор Гааз, врач Джузеппе Москати, митрополит Антоний Сурожский – являют своей жизнью такой пример. И хотя у этого фильма нет эпиграфа, им вполне могли бы стать слова: «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18) .

Алексей Реутский,
корреспондент журнала Московской Патриархии,
специально для журнала «Прихожанин»

Источник: Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Реутский
Все статьи Алексей Реутский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06