Труженик тыла и труженик Церкви

Бывший СССР 
0
488
Время на чтение 10 минут

Священник Максим Плякин, секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, рассказывает о нашем земляке, иеромонахе Ниле (Поздневе) — исповеднике, страдальце за веру и при этом — труженике тыла Великой Отечественной, участнике послевоенного восстановления страны. В 2019 году в Петровске отмечалась 60‑я годовщина его преставления ко Господу.

Отец Нил (слева) в Саратове, 1930 г.Приснопамятный иеромонах Нил, в миру Николай Федорович Позднев, родился 26 июля 1902 года в селе Мокрое Петровского уезда Саратовской губернии. С детства мальчик вместе с родителями, Федором и Евдокией, посещал Свято-Николаевский мужской монастырь в уездном городе Петровске. С 12-летнего возраста он исповедовался у одного из насельников монастыря — иеромонаха Серафима1. Уже в годы советской власти, в 1920‑е, когда монастырь признал обновленческий раскол, часть его насельников, не желая вступать в общение с раскольниками, ушла служить на приходы. Среди ушедших был и духовный отец Николая Позднева.

До 26-летнего возраста Николай помогал родителям в крестьянском хозяйстве. Потом он скажет о себе на допросе: «Я был хлебопашцем». В 1928 году по благословению духовного отца Николай переехал в Саратов. Он поступил послушником в монашескую общину, которая после закрытия Крестовой церкви Архиерейского дома нашла приют в единоверческой Спасо-Преображенской церкви (сейчас на этом месте знаменитый саратовский памятник первой учительнице). Именно в этом храме служили священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Саратовский, и приснопамятный митрополит Саратовский Серафим (Александров). Официально Николай Позднев числился сторожем Крестовой церкви. В 1929 году он был пострижен в монашество с именем Нил, в честь преподобного Нила Столобенского. По благословению митрополита Серафима (Александрова) постриг совершил настоятель монашеской общины при Крестовой церкви архимандрит Иоанникий (Абрамов).

В документах военного периода указано, что у отца Нила было образование три класса. По всей видимости, он закончил земскую школу в своем родном селе. Духовного образования он получить не успел, потому что к моменту его монашеского пострига все духовные школы Саратовской епархии уже были закрыты. Единственное, что ему оставалось, как вспоминал он позже, — это заниматься самообразованием. Он много читал, общался со старым духовенством и всеми силами старался подготовиться к пастырскому служению. Митрополит Серафим посвятил монаха Нила в иеродиакона, и он начал сопровождать Владыку на его службах, исполняя послушание иподиакона.

Первые репрессии последовали тогда же, в конце 20-х годов. Иеродиакон Нил был лишен избирательных прав как «служитель культа».

11 января 1931 года отец Нил был первый раз арестован гонителями. Вот небольшой фрагмент его ответов на вопросы следователя на допросе: «Я с малых лет был привязан к религии, я верю в Бога и всегда читал Евангелие и другие священные книги. Я вступил на путь в монахи, чтобы всецело посвятить себя служению Богу и отрешиться от мира. Я тверд в своих религиозных убеждениях». Следователь делает пометку: «По существу дела ничего не показал». Следователя интересовали антисоветские высказывания и контрреволюционная организация, а молодой монах рассказывает ему о вере в Бога.

Отец Нил в Архангельске15 мая 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеродиакона Нила к трем годам заключения (58‑я статья УК РСФСР, пункты 10 и 11). Он был этапирован в Вишерский исправительно-трудовой лагерь Верхне-Камского округа Уральской области (ныне в Пермском крае). Заключенные ВишЛАГа (их к 1931 году было почти 40 тысяч человек) использовались на строительстве Березниковского химического комбината, который был предназначен для разработки Верхнекамского месторождения калийных солей — одного из крупнейших в мире. В ноябре 1933 года после двух лет заключения в лагере отец Нил был освобожден и отправлен отбывать последний год срока заключения в ссылку в Архангельск, где работал конюхом. Прибыв в Архангельск, отец Нил получил положенные документы. Ему был выдан паспорт с отметкой о том, что держатель этого паспорта освобожден по решению Полномочного представительства ОГПУ, и он встал на военный учет, поскольку по возрасту был все еще военнообязанным.

Много позже отцу Нилу будет инкриминироваться «умышленное проникновение в ряды Красной Армии под маркой рабочего, чтобы скрыть свое социальное лицо»: с точки зрения советской власти, наличие даже не в рядах армии, а просто на военном учете служителя культа было уже умышленным антисоветским действием.

Срок ссылки закончился летом 1934 года. Отец Нил из Архангельска вернулся в Саратов и устроился сторожем в туберкулезный диспансер. Однако на свободе ему дали пожить немногим больше полугода. 20 апреля 1935 года отец Нил был арестован вновь. Ему вменяли членство в «антисоветской группе церковников и монашества». В документах дела подчеркивается, что ранее судимые обвиняемые по делу, среди которых был и отец Нил, отбыв сроки заключения, не только не исправились, но «вновь организовались в контрреволюционную организацию и под видом религиозной работы устроили в разных местах города Саратова монашеские кельи, в которые собирали верующих, среди которых проводили контрреволюционную агитацию».

Заключение по делу 1935 года26 сентября 1935 года особым совещанием при УНКВД иеродиакон Нил был приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь на территории Карело-Финской ССР (центр лагеря располагался в г. Медвежьегорске). Как мы знаем, заключенные Белбалтлага использовались по двум основным направлениям — это, во-первых, строительство и обслуживание Беломоро-Балтийского канала, во-вторых, это лесоповал в карельских лесах.

Весной 1938 года срок заключения отца Нила должен был закончиться, однако 8 октября 1938 года Особое совещание приговорило его «за контрреволюционную деятельность» еще к трем годам заключения. Поскольку новый срок заключения отсчитывается в приговоре «со дня вынесения постановления», можно предположить, что никакого нового следствия по делу отца Нила не было: ему был просто продлен срок заключения без какого-либо разбирательства. Видимо, именно там, на карельском лесоповале, отца Нила застает начало Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года в связи с приближением линии фронта Белбалтлаг был расформирован, его заключенные распределены по другим лагерям. Поскольку у отца Нила оставался еще примерно месяц заключения, он был этапирован в Усольский исправительно-трудовой лагерь, центр которого располагался в городе Соликамске (тогда это была Молотовская область, ныне Пермский край).

В декабре 1941 года в Пермь и Соликамск был эвакуирован из Луганской области Штеровский химический завод, производивший порох и взрывчатку. Требовалось в кратчайшие сроки восстановить производство и наладить выпуск пороха, в котором так нуждался фронт. К монтажу производственных линий предприятия, получившего название завод «Урал», привлекли заключенных Усольлага. Лагерный срок отца Нила закончился в октябре 1941 года, и к строительству завода «Урал» он был привлечен уже как вольнонаемный рабочий.

Вот что пишет современный исследователь: «Строительство вели одновременно семь строительных участков, работы велись круглосуточно, в две смены, без выходных дней. Официально каждая смена работала по 11 часов, двенадцатый час все трудились в фонд обороны. Одновременно со строительством велся монтаж оборудования. День и ночь горели костры, так как нужно было отогревать замерзшую землю. Работы велись вручную, не было механизмов и землеройной техники. На стройке был всего один экскаватор. Кувалда, лом, кирка и лопата — вот этим инструментом и строился завод. Среди строителей и монтажников было много рабочих из числа заключенных Гулага НКВД. <…> 8 августа 1942 года всего за 10 месяцев была запущена первая очередь завода.

Выпускаемый на заводе “Урал” порох шел на пусковые заряды к снарядам знаменитых “Катюш”, к минам 82-миллиметровых и 120-миллиметровых минометов. Тысячи тонн пороха, изготовленного на “Урале”, советская артиллерия использовала для сокрушительных ударов по врагу».

После пуска порохового завода отец Нил был окончательно освобожден. Однако лесоповал и труд на строительстве завода подорвали его здоровье. Он вернулся в родной Петровск, поселился в семье благочестивых христиан Мещеряковых, устроился конюхом в районную амбулаторию. А в 1943 году отец Нил был призван в трудовую армию и направлен на Сталинградский фронт.

Саратов был ближайшим прифронтовым городом Сталинградской битвы. Отец Нил оказывается среди тех, кто должен был восстанавливать полностью разрушенный волжский город. Во время одного из авианалетов отец Нил был контужен и лечился в военном госпитале. Духовные чада вспоминали, что «в палате батюшка, не скрывая своей веры, молился вслух. За это его <…> отправили в психиатрическую клинику». Однако врачи не признали монаха-строителя психически больным. В заключении Петровского райвоенкомата указано, что Позднев Николай Федорович годен к строевой службе, хотя в документе есть отметка: «Хронические заболевания суставов, мышц и сухожилий со склонностью к обострениям».

2Казанский храм Петровска, 1940-е годы4 марта 1944 года верующим была возвращена Казанская церковь города Петровска. 9 июля 1944 года епископ Саратовский Паисий (Образцов) совершил Чин Великого освящения храма. Отец Нил участвовал в ремонте храма, выполнял подсобную работу — мыл окна и подоконники, а весной 1945 года убирал снег и лед с территории церкви. Монах-исповедник вновь трудился, только теперь он восстанавливал не разрушенное хозяйство страны, только что пережившей страшную войну, а достояние Церкви, разрушенное в ходе войны богоборцев со своим собственным народом.

6 апреля 1945 года трудармеец Позднев Н. Ф. был вновь мобилизован Петровским райвоенкоматом и 18 апреля Саратовским военно-пересыльным пунктом направлен на строительство газопровода Саратов — Москва. Это был первый в СССР и второй в мире сверхдальний магистральный газопровод. Заказчиком строительства был Государственный комитет обороны (постановление ГКО от 3 сентября 1944 года), а подрядчиком — Главное управление аэродромного строительства НКВД СССР. Трудармейцы, привлеченные к этому строительству, были из числа «неблагонадежных» — или ранее отбывавших наказания в системе Главного управления лагерей НКВД, или советских военнослужащих, побывавших в немецком плену. Не секрет, что так называемая трудармия — это тоже был способ поставить неблагонадежный контингент под контроль репрессивных органов.

26 января 1946 года саратовские ученые-геологи, открывшие в октябре 1941 года Елшанское газовое месторождение и подготовившие сразу после Победы пуск газопровода для газификации Москвы, были удостоены Сталинской премии I степени. В этой награде — не только самоотверженная работа наших ученых, но и безвестный, малозаметный труд сотен людей, строивших топливную трассу, среди которых был и отец Нил (Позднев).

В 1946 году отец Нил вернулся к церковному служению, которое было прервано за полтора десятилетия до этого. У него появилась, наконец, возможность приступить к пастырскому служению. В 1947 году он принят в штат Крестовой церкви при Саратовском епархиальном управлении, в 1948 году епископом Саратовским и Вольским Борисом (Виком) рукоположен во иеромонаха, и на следующий год после практики при Крестовой церкви иеромонах Нил был назначен к Казанскому храму Петровска штатным клириком. В этом храме он прослужит до самой своей смерти. В 1951 году отец Нил был награжден набедренником, в 1954 году — наперсным крестом.

Иеромонах Нил (Позднев), 1955 годВ приходских документах сохранилась характеристика на отца Нила. В ней сказано, что он «служил примерно, безупречно и достойно». А прихожане вспоминают, какой любовью и уважением пользовался пастырь среди жителей города Петровска. Дочь тех самых Мещеряковых, Дмитрия Гавриловича и Анны Семеновны, которые приютили когда-то отца Нила у себя, вспоминала: «Это был настоящий Божий человек. К нему приходило много людей с разными вопросами, он с ними беседовал. Всем помогал, очень часто навещал больных. Его все очень любили и, когда после службы он выходил из храма, многие подходили к нему под благословение».

Сохранились свидетельства о благотворительности отца Нила. Как большинство священнослужителей тех лет, он не имел большого дохода, но чем мог — деньгами, продуктами — помогал людям, близкие которых не вернулись с войны. Иеромонаха Нила почитали как опытного духовного руководителя. Батюшка был близко знаком со священноисповедником Иоанном (Калининым), Оленевским чудотворцем, который называл петровского подвижника великим молитвенником. Своим духовным чадам отец Нил говорил: «Прибегайте чаще к Божией Матери, доверяйте Ей свою душу, рассказывайте Ей, как родной матери, просите Ее обо всем». Прихожане, переиначивая его монашеское имя, называли своего пастыря «батюшка Мил» — потому что он был мил всем людям.

Подвижник скончался после тяжелой болезни 5 августа 1959 года. При нем не оказалось ни копейки — до самой смерти он раздавал все, что имел. Отпевание и погребение отца Нила собрало множество людей. Его почитание не прекращается по сей день: в храмах Петровска иеромонаха Нила поминают об упокоении. В 2016 году на его могиле был установлен новый памятник, а в 2019 году петровчане отметили 60 лет со дня его преставления ко Господу.

Человек, который провел в общей сложности девять лет в лагерях и год в ссылке, оказался, пусть и поневоле, тружеником советского тыла. Мы не видим в нем ни малейшего озлобления, ни малейшего намерения реализовать те самые контрреволюционные антисоветские замыслы, которые трижды ему инкриминировала советская власть. Где бы он ни находился — он трудится: в своем петровском храме, на восстановлении Сталинграда, потом на стройке топливной трассы, задачей которой было дать «голубое топливо» Москве. Его труд незаметен, у него не было наград, грамот, благодарностей от советской власти. Но ведь именно такие незаметные труженики, как отец Нил (Позднев), своими собственными руками, теми самыми киркой, ломом и лопатой, о которых говорится в рассказе о строительстве завода в Соликамске — приближали Победу не в меньшей степени, чем те, кто сражался на фронтах. И, если мы действительно хотим быть наследниками Великой Победы, мы должны помнить этих незаметных тружеников.

«Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии», № 1 (62), 2020 г.

Священник Максим Плякин

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Максим Плякин
Просвещение молодежи в годы гонений
Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений.
26.12.2018
Апологет из Алмазова Яра
В 2014 году исполнилось 180 лет со дня преставления Симеона Климовича Привалова, известного как алмазовский праведник
27.01.2015
Все статьи Священник Максим Плякин
Бывший СССР
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58