«Счастье – в служении Богу, Церкви и людям»

Памяти митрополита Ионы (Карпухина; † 4.05.2020)

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Коронавирус в России 
0
931
Время на чтение 18 минут

Источник: Православие.Ru

Митрополит Иона (Карпухин), без малого четверть века управлявший Астраханской епархией, умер скоропостижно от борющего сейчас людей по всей планете недуга. Но отпевания сподобился на память своего Небесного покровителя по Крещению – великомученика Георгия Победоносца. И в этом залог той Победы, в которую еще маленький Юра уверовал, посвятив ей всю свою жизнь, что теперь и смертью непреодолима.

Главная Победа

Митрополит Иона (Карпухин) Митрополит Иона (Карпухин)

Владыка Иона происходил из простой семьи. Родители – отец Алексей Филиппович Карпухин и мать Евдокия Ильинична Карпухина (в девичестве Никитина) – были крестьянами Тульской губернии. Отец работал старшим буровым мастером, много ездил по стране и в том числе трудился в Подмосковье. Именно туда и решила переехать семья – в деревню Алтуфьево, которая славилась своим Крестовоздвиженским храмом. По стране-то церкви массово закрывались, и там, где все друг у друга на виду, посещать храм уже не было возможности, а в столице – иначе.

На момент переезда семья Карпухиных была уже многодетной. Старшему сыну исполнилось 10 лет. Затем были две девочки, Нина и Валя, а перед самой войной, 13 июня 1941 года, родился будущий владыка. Через 9 дней началась Великая Отечественная война. Отец сразу же ушел на фронт… Мама уже в войну покрестила сына в Покровском храме в Медведково. Небесным покровителем избрали Георгия Победоносца – так все чаяли Победы. Мама учила сызмальства детей горячо молиться Господу – и благодаря молитве, как были уверены, отец потом и вернулся с фронта живым.

Маму владыка Иона всегда вспоминал с большой теплотой. Это была очень добрая, глубоко верующая женщина. Она и сама в храм постоянно стремилась, и детей вместе с собою брала. Часто храм был переполнен, так что и на улице порою стоять приходилось. Но это никого – как сейчас, к сожалению, при карантинных мерах – не смущало. Люди были рады хоть как-то, но присутствовать за богослужением. Ценили службу. Возможно, так будущий владыка Иона, который около 20 лет потом преподавал Литургику в Московских духовных школах, и проникся любовью к церковному Уставу.

Уже после войны его как-то раз так потрясла Пасхальная служба! «Это же и есть главная Победа! – отметил он, а ему-то всего было шесть лет. – Победа Христа над смертью!» В алтаре Юра прислуживать стал раньше, чем пошел в школу…

С Богом даже дети побеждают

Именно тогда, после войны, – как вспоминал владыка, – когда люди снова потянулись к Церкви, пошла новая волна противоборства со стороны безбожников. В газетах стали писать всякие гадости про духовенство: крохоборы, пьяницы, курощипы и пр. По радио устраивали разоблачительные передачи. Но народ после стольких страданий, – говорил владыка, – было не провести.

Хотя из одноклассников он в церковь только один ходил. Был среди старушек своим. Вместе с бабушками-прихожанками пешком в Троице-Сергиеву Лавру ходил. Особенно памятно было такое пешее паломничество на Похвалу Пресвятой Богородицы. «Ой, как на меня тогда повлияло братское богослужение! Я так возлюбил Церковь и службу, что с того времени уже часто-часто ходил в храм: чуть только время выдастся, сразу бегу!» – вспоминал потом владыка.

Классе в 6-м классная руководительница решила как-то при всех припозорить юного Юру:

– Юра, ты веришь в Бога? – спросила она.

– Верю, – подтвердил он.

– Ну, покажи, где Бог? – смеется.

– Бога надо везде видеть: и в природе, и в небе, и во всем живом мире.

«Ну, покажи, где Бог?» – спросила учительница. «Бога надо везде видеть: и в природе, и в небе, и во всем живом мире», – ответил мальчик

Потом, кстати, эта учительница к нему, уже академическому монаху, в Лавру со своими сродниками приезжала и, уже не стесняясь, исповедовала:

– Помнишь, как ты мне ответил?! Ты, шестиклассник, меня, взрослого человека, тогда на лопатки уложил!

Победа всегда за Богом.

В 10-м классе у них классным руководителем поставили ярого коммуниста. Вот он донимал верующего хлопца! Всё изгалялся, что, мол, ждет не дождется, когда же Церкви конец наступит. «Самого-то его уже давно нет в живых, – воздохнет потом порою владыка Иона, – а храмы-то возрождаются!»

Весело жили

Как потом бесновались местные партийцы, когда сразу после школы этот парень прямиком в семинарию поступать пошел. Вызывали, угрожали… А он под этим натиском только сильнее в своем выборе утверждался. Понял, что и жениться нельзя. «Что же я, – думал, – буду семью заводить, когда родные в такой опале окажутся…» Помурыжили – да и отпустили. А в газете вышла статья «Отдали без боя»: как это, мол, комсомольская организация школы «упустила» брата двух отличников? Не смогла в духе атеизма перевоспитать – в семинарию, несознательный, подался… «Но я твердо решил Богу служить, – вспоминал владыка. – Господня воля, видимо, на мою учебу в семинарии была. Кто тут помешает?!»

В Лавре все тогда жили одной большой семьей: преподаватели, семинаристы, монахи… У всех была цель одна – Богу послужить. Вот это то родство, которого искала душа Юрия.

Закончив семинарию, он, по предложению Ученого совета, поступил в академию, на третьем курсе которой вступил в лаврскую братию. Его восприемником от Евангелия при постриге 21 сентября 1965 года на Рождество Пресвятой Богородицы был архимандрит Кирилл (Павлов). Через год он был рукоположен в иеродиакона, а еще через два – в иеромонаха.

Тогда же стал сотрудником ЦАКа (Церковно-археологического кабинета при МДА), после начал и преподавать. Долгие годы они с будущим владыкой Алексием (Фроловым) пестовали будущих священнослужителей: отец Иона 20 лет был благочинным академического Покровского храма и занимался ставленниками во иереев, а отец Алексий почти 15 лет был старшим диаконом и готовил тех, кого во диаконы собирались рукополагать. Жили они на одном этаже в преподавательском общежитии около Уточьей башни в Восточной стене Лавры. Часто ходили друг к другу на чаек, а то и студентов на эти посиделки собирали. Был тогда какой-то общий дух братства у всех. Порою любили пошутить.

Однажды тогда еще архимандрит Иона приболел как-то… Приходит к нему отец Алексий звать на службу, а тот заохал, что, мол, вообще почти, считай, умирать собрался – сделал вид, что без чувств лежит. Тот двери и распахнул да стал молодежь сзывать из преподавателей да студентов. Отец Иона по-прежнему лежит с закрытыми глазами, не шевелится…

– Тебе какое? – спрашивает у первого зашедшего, показывая на раскрытый уже шкафчик с митрами и облачениями. – Зеленое? А, бери! Так, а эту митру кому?..

– Э-э-э-э! – тут же приподнялся отец Иона…

Надо успеть сделать как можно больше всего доброго

После отца Иону вернули настоятелем в его родной еще по детству Крестовоздвиженский храм в Алтуфьево, где он всего за год успел развести бурную строительную деятельность, наконец значительно расширив еще с детства казавшийся ему тесным храм. «Как ни гоняли народ, люди-то все равно в храм шли и шли», – вспоминал потом владыка Иона.

К нему сюда и его бывшие учителя на исповедь приходить стали. В том числе и та самая классная руководительница, которую он шестиклассником в мировоззренческом раунде, по ее же собственному признанию, «на лопатки уложил». А после и одноклассники потянулись – но это в основном уже когда владыку сюда на покой после служения на Астраханской кафедре вернули.

Когда-то маленькому еще Юре настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьево протоиерей Стефан Андрусенко предсказывал, что здесь в округе будут большущие дома… «Какие такие дома-громадины?» – недоумевал тот. А духовник-то оказался прозорливым: он и самому тогда еще крохотному алтарнику и учебу в семинарии, и даже архиерейское служение предрекал. Даже требник красивейший подарил. Как правило, пророчество становится понятно только тогда, когда оно сбывается.

Сейчас в Алтуфьево – многоэтажки… Но храм все так же оазис – в зелени, у пруда… И здесь теперь – могила Его Высокопреосвященства, некогда маленького прихожанина этого храма, потом деятельного настоятеля-строителя, а после и почетного настоятеля – духовника многих, вошедшего и в историю Астраханского края как любимый отец своей паствы, глубоко чтимый в народе архиерей.

«Время творить добро. Спеши его делать», – сказал в слове только что рукоположенному тогда в архиереи на Астраханскую кафедру Святейший Патриарх Алексий II. И владыка Иона неукоснительно спешил исполнить наставление Предстоятеля, хотя делал это и несуетливо – силой молитвы и искреннейшего расположения ко всем людям.

Рассказывают – обращенные им к Богу астраханцы.

Когда между архипастырем и паствой нет барьеров

Игумен Павел (Полуков), многие годы келейник владыки Ионы:

– С владыкой Ионой я познакомился в 1990-х годах, когда стал прихожанином Покровского собора Астрахани и начал посещать занятия, организованные при храме для богословского образования мирян. От первой встречи и на протяжении всего нашего общения владыка всегда поражал постоянной радостью. Он всегда всем, что касалось его паствы, очень живо интересовался, во все вникал, сопереживал каждому.

Митрополит Иона (Карпухин) Митрополит Иона (Карпухин)

Помнятся его богослужения – торжественные, красивые. И в то же время по его любви к людям – такие простые, располагающие к совместной молитве каждого, даже если ты еще не сильно разбираешься в литургической традиции. Сам владыка Иона был замечательным литургистом, не одно десятилетие преподавал Литургику в Московских духовных школах. Служил он всегда проникновенно и осмысленно, так что суть происходящего каким-то таинственным образом приоткрывалась и тем, кто буквально только переступил порог храма, – так люди и оставались. Его всегдашнее желание послужить, любовь к богослужению передавались многим.

Владыка сыграл огромную роль в моей жизни. Меня так потянуло в Церковь, что на волне моего неофитства я даже собирался бросить Медакадемию, в которой я тогда учился, и срочно ехать поступать в семинарию, чтобы вот так же служить Господу. Видя мое горение, меня даже близкие поддержали. И вот я отправился к владыке, чтобы сообщить ему это решение и заручиться благословением… Но он вовсе не обрадовался. Я встретил его во дворе Покровского собора. Владыка, как всегда, общался с людьми. Меня он знал по имени – до пострига меня звали Андрей, – помнил, что я студент-медик.

– Что ты ждешь? Стоишь у ворот, как мытарь… – поворачивается ко мне владыка, который всегда был очень ласков, приветлив.

Тут я и объявил, что оставляю Медакадемию, чтобы ехать поступать в семинарию, вот только характеристика нужна, благословение архиерейское… Он тут же изменился в лице, сказал, что много лет преподавал и не считает, что нужно бросать образование, которое уже получаешь: его надо закончить. Это было очень важное вразумление от владыки, во многом определившее дальнейший ход моей жизни.

Владыка радел о том, чтобы церковная молодежь не пренебрегала хорошим светским образованием: это очень помогает в служении

После окончания Медакадемии я по благословению владыки Ионы поступил в Волгоградское духовное училище, а потом уже и в Московскую духовную академию. Владыка всегда радел о том, чтобы церковная молодежь не пренебрегала и хорошим светским образованием: это потом очень помогает в служении, в общении с людьми. В Астраханской епархии при владыке Ионе процентов 70 духовенства – это молодые рукоположенные им пастыри, имеющие первое высшее светское образование.

Потом, когда я уже принял решение посвятить свою жизнь всецело Богу, владыка Иона постригал меня в монашество. За день до того уточнил:

– Может быть, подумаешь? Женишься? Еще подождешь?

И только после того, как я привел ему слова Евангелия: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62), владыка возрадовался и через день, уже никак не испытывая, постриг меня. От его же руки я принял хиротонию и диаконскую, и священническую. Под его началом нес послушания. Имея медицинское образование, со временем, когда владыке нужна была уже в том числе медицинская помощь, стал его келейником и так на протяжении 20 лет был неотлучен рядом.

О владыке, конечно, много можно рассказывать, но как передать в слове эти его любовь и простоту, всегда растворенные мудростью? Всегда его даже краткое слово было так кстати именно в тот момент, когда произносилось, и насущно для того, к кому было обращено. Слово было действенное, вразумительное, доходчивое для людей. Не было никаких барьеров между архипастырем и теми, кого он окормлял.

Когда он был еще чуть-чуть физически покрепче, он любил зимой, например, выйти в фуфайке и почистить снег во дворе Резиденции или у Покровского собора. Однажды он какой-то пожилой женщине помог нести свечи, а когда та спросила:

– Вы кто?

– Да я дворник, мету здесь, – пояснил ей владыка.

Он вообще всегда был очень скромен, непритязателен. Пищу любил самую простую: отварной картофель – любимейшее из блюд. На себе чрезвычайно экономил. Средства шли на строительство и благоукрашение храмов да на помощь людям. Владыка любил после службы всегда благословлять народ. Каждого знал в лицо, по имени, всё про всех помнил, у кого какие обстоятельства, что с домочадцами, – всегда спросит, участливо ко всем относился, молился. Люди и до службы, и после ждали его всегда. И даже в этом ожидании уже было какое-то счастье – радость всех охватывала, улыбались.

Уже здесь, на земле, точно преддверие Царствия Божия в опыте владыки Ионы и другим приоткрывалось, а сейчас-то уже открылось ему, верим, в полноте – Царство Небесное.

Чему и как мы учились у владыки Ионы

Иерей Иоанн Черемисин, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона:

– Нашего владыку мы между собой называли «дедушкой» не столько потому, что он был мудр и уже в преклонных летах, сколько в благодарность за то, что он каждому был близок, всем родной. Умел любить жизнь в целом и каждого конкретного человека в частности. Сам исполнял евангельский призыв Господа и нас учил «приобретать себе друзей богатством неправедным» (см.: Лк. 16: 9). Умел раздавать всё, что только было. А при всем его высоком положении оказаться под рукой у него могло всего ничего, но и это он стремился разделить с ближним. Но главное – как щедро он расточал любовь!

Как-то после службы архиерей позвал меня на обед. Он вообще часто трапезничал с прихожанами. Я тогда еще был мальчишкой. Ну, как – у меня уже была семья, ребенок; я был предпринимателем – но только сейчас понимаю, насколько еще я был духовно не зрел. И вот после обеда – я в кабинете владыки…

– Ты знаешь, сынок, у нас в храме не хватает кадров… – вдруг начал он разговор. – Мне нужен в собор священник…

Я догадался, к чему клонит Его Высокопреосвященство. Но по еще не выветрившемуся из меня упрямству и легкомыслию тут же некое непонимание на своем лице изобразил и прокомментировал даже:

– Я очень рад за вас, владыка, – (что вы, мол, развиваетесь, есть планы рукоположить кого-то…), – действительно, в соборном храме должны быть священники, потому что народу много. Да и вообще хорошо, когда священники есть…

– Ты меня не понял, – сразу прервал меня он. – Я хочу, чтобы ты стал священником и служил Богу, Церкви и тем людям, которых ты видишь в великом множестве приходящих сюда.

Я попытался было отговориться, как можно убедительнее напирая на то, что: «я, владыка, ничего не знаю!!!»

А он так посмотрел на меня! Та-ки-ми глубокими, серьезными – с отеческой болью во взгляде – глазами:

– Иван! Главное – не знать! Главное – людей любить! А всему остальному мы тебя научим.

«Главное – не знать! Главное – людей любить! А всему остальному научим»

В этот самый момент перед моим внутренним взором точно пронеслась вся моя жизнь, состоящая до этого разговора из каких-то раздробленных – как перемешанный пазл, который я никак не мог собрать, – частей. С самого детства я не мог ответить на вопрос: кем я хочу стать? Где-то уже к совершеннолетию у меня сформировался такой внутренний тезис: «Да я не хочу никем специально становиться, мне не важно, кем сам я буду, я просто людям хочу помогать». Владыка одной своей фразой весь пазл моей жизни собрал.

В этих словах о любви к ближнему выражалось всё внутреннее устроение нашего владыки. Он был прост. Не требовал многого. «Милости хотел, а не жертвы» (Мф. 9: 13). Так, пригладив мою щетинистую гриву, постепенно владыка и ввел меня, недостойного, во Святая Святых…

Владыка Иона – это целая эпоха, уходящая уже от нас эпоха. Я благодарю Всемилостивого Бога за то, что Он сподобил меня быть причастным той традиции наших по-настоящему великих предшественников, которые исповедовали Христа вопреки гонениям, запретам, всеобщему презрению. Не имея этой закалки, мы по рассказам владыки приобщались его опыта, терпения, любви к Господу. Он мог, даже будучи ребенком, твердо отвечать разъяренным учителям, а духовное состояние уже нашего поколения таково, что, оболваненные пропагандой, и мы можем стать неогонителями… А владыка был настолько внутренне цельным, переплавленным в горниле испытаний, что уже никто и ничто не могло в этом мире поработить его и обладать им. Через постижение красоты духа нашего горячо любимого митрополита и мы учились верности Христу.

О таких людях можно много рассказать, но сейчас хочется благоговейно молчать, надеется на встречу и возносить от сердца прошение Всеблагому Богу о упокоении митрополита Ионы в селении праведных. Христос воскресе!

Человек-любовь

Ольга Моисеева, прихожанка, сотрудница пресс-службы епархии:

– Воистину воскресе Христос! В нашей памяти владыка – это Человек-любовь. Он никогда не забывал имен тех, кто его окружал, а это великое множество и священнослужителей, и мирян – и городских, и сельских… Помнил о каждом, с одинаковым почтением и вниманием относился и к деревенской старушке, и к церковным сотрудникам, и к случайному прохожему… На его личный телефон звонили все. Он всегда, когда только мог, брал трубку. У нас владыке и регенты, и певчие постоянно звонили. Он же был замечательный литургист, сам когда-то в Троице-Сергиевой Лавре еще в знаменитом хоре архимандрита Матфея (Мормыля) пел – так что всегда всё подскажет, проконсультирует.

Вообще всех привечал. Даже если кто-то к нему просто из любопытства обратится. Но часто такой, казалось бы, праздный разговор становился началом какого-то очень важного дела и преображения жизни этого человека и всей его семьи, круга его друзей и знакомых. Владыка умел распространять это положительное влияние. К нему тянулась молодежь. В середине 2010-х годов он просто уже основал движение, объединив молодежь со всей епархии. Многие из его участников, уже сами повзрослев, приняли сан и точно так же, имея уже хороший пример и опыт, возятся с мальчишками и девчонками, окормляют их.

Владыка всех и каждого замечал. Поругает кого-то порою, а тот и счастлив, как будто ему комплимент сделали:

– А как вы могли запомнить, владыка?! – спрашивает вразумленный. – Я-то думал, вы и меня забыли, а уж на что я жаловался, так и тем более…

Помню, как-то паства поинтересовалась у своего архипастыря:

– Владыка, вы счастливый человек?

– Да! – тут же отозвался он и пояснил: – Счастье – в служении Богу, Церкви и людям. Вот мое счастье!

Он всегда искал главного – общения с Богом

Максим Каманин, иподиакон владыки Ионы:

– Мы все просто купались в любви владыки. Он знал, наверно, тысячи людей по именам. Причем помнил даже тех, к кому мы разве что раз в год могли выбраться на престольный праздник в какое-нибудь отдаленное село. И вот к нему идут навстречу, а он выходит из машины и с такой пасхальной радостью:

– Мария! Нюся! – старушкам кричит. – Бог тебя благословит! Ты еще жива?

Представляете, я такое только с владыкой видел: бабушки снимали платки со своих голов и стелили ему под ноги.

Каждая старушка знала телефон владыки. Позвонит, посетует – он тут же откликается

Владыка был всегда доступен. Любая старушка знала его телефон. Позвонит, посетует. Он тут же откликался. Скажет, бывало:

– Ну-ка, иди Ольге Степановне отнеси: чай, фрукты, печенье, еще какой-нибудь еды посерьезней купи, и вот денежку отдашь.

Или:

– Иди к бабе Рае, поможешь.

Проявившаяся икона Проявившаяся икона Досконально в нужды каждого вникал. Мог еще какую-нибудь бабушку священнику помоложе поручить – тем более если они, допустим, жили в одном районе.

– Окормлять ее будешь, – благословит: это означало попечение во всех смыслах.

А как его сами-то бабульки любили! У нас такая Нина была, уже не видела ничего.

– Слепенькая Нина пришла, – владыка ее ласково всегда так встретит.

Так она ему старалась что-то еще и принести всегда: курочки у нее были – яйца соберет; или закаточку какую на зиму приготовит – а всё «Владыченьке» к столу; или просто зайдет в магазин, буханку хлеба купит… У людей была какая-то потребность выразить свою любовь. И он сразу обнимет, поцелует. С радостью всё принимал. И так же другим помогал с радостью.

Все люди к нему стремились. Знаю, что и губернатор приезжал, в том числе и тогда, когда у него тяжело на душе было, – просто по-человечески пообщаться. Владыка всех и каждого мог утешить.

У него было такое изумительное качество: сам он был внешне очень спокоен. Но вокруг него всё просто вертелось: дела-дела-дела. Когда его к нам в начале 1990-х годов назначили на Астраханскую кафедру, здесь было около полуторадесятка храмов. Да и паства-то не очень большая. А что ту началось! Более 100 храмов за четверть века его служения построено было, полторы сотни священников воспитано и рукоположено, свои монастыри – и мужской, и женский – появились. Вокруг него как-то всё созидалось.

А то, помню, в 2013 году у нас сгорел как-то храм иконы Божией Матери Казанской в Ильинке. Так владыка все силы свои приложил, чтобы только храм восстановили. Там чудотворная Богородичная икона «Всех скорбящих Радость» была, а прямо на ней еще и Казанский образ проявился. И такими знамениями Господь посещал.

На иконе «Всех скорбящих Радость» еще и Казанский образ проявился! И такими знамениями Господь посещал

О храмах владыка очень радел. У него какое-то личное отношение было к каждому храму. Допустим, когда он к нам только приехал, служил в маленькой церковке Иоанна Предтечи на старом кладбище. Был престольный праздник – собор Крестителя 20 января. И вот во время Литургии ему тогда сообщили, что его мама раба Божия Евдокия умерла. Он ее очень любил. И так в ее память все годы своего служения на Астраханской земле и старался служить в эту дату именно в этом храме.

Удивительный архипастырь. С ним всегда какое-то пасхальное чувство на душе присутствовало. Я это особенно понял, когда владыку от нас перевели, – так этого пасхального духа не хватать в моей жизни стало! Уже более трех с половиной лет, как владыка в Москве на покое был, а у нас все его помнят, часто говорят о нем.

Всем памятны проповеди владыки, всегда такие простые. От души к душе говорил. Мы, помню, иподиаконы, привыкнем. А потом приедем в какое-нибудь на карте затерянное село – а владыка вдруг как скажет проповедь на глубокую богословскую тему! Тут мы все и вспомним, что он именитый преподаватель Московских духовных школ. Умел удивлять. С ним не соскучишься.

Восстановленный на месте сгоревшего храм Казанской иконы Божией Матери в Ильинке Восстановленный на месте сгоревшего храм Казанской иконы Божией Матери в Ильинке Никогда не гневался. Хотя что-то и сказать на грани юродства мог. Он вообще про себя рассказывал: «Меня в детстве называли “немая бэдэда”. До четырех лет молчал. Ничего не говорил. А потом – раз и начала балакать». Вот такой у него язык был живой, прямой, порою просторечный. Убеждает его кто-то, помню, бывало, но в чем-то явно неправильном. Так владыка слушает-слушает, а потом так просто:

– Ты что, совсем больненький, что ли? – поинтересуется.

Или мог начать в таких случаях крестить голову собеседнику. Никто не обижался. Все рады были подставить макушку.

От него мы никогда никаких нагоняев не ждали. Иподиаконы забудем, помню, дикирий-трикирий. Так он просто ко всему относился. Какой-нибудь подсвечничек себе тут же присмотрит, служит себе. Большой омофор забудем – он малый возьмет, послужит в нем. Нас, конечно, как-то по-отечески вразумит, ну и тут же забудет. Он всегда искал главного – общения с Богом. Разве будешь тогда, ощутив это, во время службы на что-то другое отвлекаться?

Сам владыка просто жил Литургией. Потом уже, когда он стал болеть, воевал до последнего: сначала на коленной чашечке одной ноги сделали операцию, потом на другой – но это все ради того, чтобы продолжать предстоять у Престола. Служил до последнего.

Когда уже сейчас пришло распоряжение об ограничении посещения храма, владыка на Вербное воскресение проповедь говорил и просто расплакался на словах:

– Мы с вами не можем без храма жить!

Но тут же сказал о важности послушания. О том, что недуг этот послан для нашего вразумления.

– Спросим себя, – говорил, – почему нам трудно перенести режим самоизоляции? Да потому что сейчас почти в каждой семье нет мира.

Сам дом должен быть малой Церковью. Призывал народ не возмущаться. «Потому что болезнь очень сильная», – предупреждал. Благословил всех, опять заплакал и ушел в алтарь.

Последние его слова были:

– Храни вас Господь! Молитесь!

(Продолжение следует.)

Подготовила Ольга Орлова

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Коронавирус
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Антиутопии становятся явью?
На поверку «инклюзивный капитализм» оказывается «капитализмом слежки»
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
«Если и война нас не изменит, то дело „швах“»
Беседа помощника главреда РНЛ с помощницей главреда наиболее читаемого в Сербии журнала «Печат»
03.02.2024
The Guardian: пять страхов современной Европы
Исход грядущих выборов определит противостояние антимигрантов против экологистов
23.01.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Враги человечества готовят нам новый смертельный вирус
Основная повестка Всемирного экономического форума в Давосе – грядущая пандемия
15.01.2024
Все статьи темы
Вакцина от коронавируса (COVID-19)
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45