Миллион оттенков серого

Авторы «Спутника» решили соединить всё, что не надо бы смешивать

Бывший СССР 
0
424
Время на чтение 6 минут

«Наступила темнота -

Не ходи за воротá»

Корней Чуковский «Краденое солнце».

Давным-давно в Советском Союзе снимали добрую и наивную фантастику о том, как высокоразвитые земляне помогают всяким загаженным и полумёртвым цивилизациям встать на путь исправления. Дилогия о вояже Москва — Кассиопея сменялась опасными полётами «Через тернии - к звёздам», а тоненькая Алиса Селезнёва обещала нам прекрасное далёко, и как сказал бы старина-Кант: нравственный закон внутри нас и звёздное небо над головой. Ничего этого не случилось — по нашей же вине, однако, нам по сию пору приятно. Да, советская science-fiction была перенасыщена дидактикой и позитивом, но бедна спецэффектами, поэтому как только началась эра видео, мы тут же ринулись смотреть «Звёздные войны».

Нас тогда ошеломило количество страхолюдной и жестокой фантастики, похожей, скорее, на хоррор-муви, чем на легенды о благородном освоении космоса — под «гнусавый» одноголосный перевод Володарского там непременно кого-то кушали, рвали на части и обволакивали зеленоватой слизью. Вусмерть! Бесы из отдалённых уголков галактики наползали и запрыгивали — один другого краше. Оказалось, что небо-то не в алмазах, а густо населено пупырчатыми, чешуйчатыми, дурно пахнущими «чужаками». И вот пронеслись годы. Десятилетия!

Российская премьера 2020 года «Спутник» (режиссёр Егор Абраменко) живо напомнила те далёкие времена, когда видеомагнитофон стоил почти, как автомобиль, и обладание кассетами VHS считалось высшей степенью мажорской респектабельности. Авторы кинокартины оказались гораздо креативнее, чем ожидалось — они создали не обыденную ретро-фантастику, но перенесли действие картины в 1983 год, когда нам так остро не хватало зрелищных ужасов, а в запретном Голливуде весело клепали космос-триллеры на любой вкус.

Некоторые из них стали, как модно говорить, «культовыми», иные — забылись уже через пару месяцев. Можно ли представить себе «Чужого» или «Нечто» в реалиях андроповского правления? В наших родных НИИ? С космонавтами — героями Советского Союза? Оказывается — нужно. Но этого мало. Практически ни один сюжет об СССР невозможен без фигуры «плохого чекиста» и тотальной обшарпанности бытия. Без упоминания о плохих столовых? Да ни за что!

Первое, что бросается в глаза — это цветовая гамма. Мириады оттенков серого! Придётся отвлечься. Жил в эпоху Ар Нуво превеликий денди — Робер де Монтескью, обожавший серый цвет, а завистливые эстеты утверждали, что в гардеробе мсье Робера — целая палитра: гридеперль, вердегри, маренго, «лондонский дым» и так далее. Но в «Спутнике» этих нюансов куда как больше и господин де Монтескью, вероятно, расплакался бы от зависти к этому торжеству всепроникающей серости. А как же! Советский Союз — он вовсе не красный, но — асфальтово-пыльный. Казённый. И небо — свинцовое. Куртка главной героини — симпатичной молодой женщины — и такого же колера. Занавески. Обои. Фуфайки. Лица. Естественно, что инопланетная гадость — этого же цвета, и потому закономерно сливается с окружающей средой.

Единственное яркое пятно — кукла-неваляшка, ало-белая, как в нашем детстве. Вот она-то и есть — вещь из реального, то есть действительно существовавшего СССР. Ещё порадовали кадры из настоящей новостной хроники 1983 года, которую смотрит один из героев — мелькает белое, цветастое, в крапинку. Где же вердегри и этот самый «асфальт на рассвете»? А нету. Ибо СССР был разноцветным и — разноплановым, а не стылым кошмаром в обветшалых стенах.

О чём фильм? О том, как в начале 1980-х советский космонавт завёз на Землю какую-то инородную пакость. Она не затесалась рядышком, а проникла внутрь пилота, делая его ненормально-сильным и выносливым. Уже противно? Так! Разрыв шаблона. Когда всё это происходит в голливудских декорациях с людьми, носящими имена Кейн, Рипли и ещё какой-нибудь Даллас (как в «Чужом») - оно смотрится как бы издали, отстранено. Это не наши люди, но придуманный мир.

А тут всё названо, как взаправду — Советский Союз-83, генсек Юрий Андропов, КГБ, в фоновом режиме - крутится тот самый кинофильм «Через тернии — к звёздам». А ещё герои напевают «Миллион алых роз» - хит Аллы Пугачёвой, звучавший тогда чуть не из каждого утюга. Любопытно — откуда же в столь серо-убогом пространстве есть алые розы, да ещё в таком количестве? Тут миллион вариаций на тему серого. Где же розы?

Вернёмся к фабуле, ибо она занимательна! Авторы решили соединить всё, что не надо бы смешивать: чисто голливудскую линию и нарочитое отсутствие зрелищности. Подпустили артхауса. Лихо замахнулись на притчу. Бухнули в сей котёл поднадоевшую антисоветчинку. Пост-пост-модернизм допускает всяческие миксы и чудо-ремейки, поэтому «...к чему бесплодно спорить с веком?», как риторически вопросил Наше Всё. Смешаем, взболтаем, пипл хавает.

Итак, «плохой чекист» Семирадов (Фёдор Бондарчук) находит смелую докторшу, нейрофизиолога Татьяну (Оксана Акиньшина) чтобы та, используя свои умения, разгадала тайну пришельца, коего случайно завёз космонавт Вешняков (Пётр Фёдоров). К слову, экспериментатора-Танечку коллеги сильно бранили за прорывные опыты и чрезмерную самонадеянность. Хитрый, ловкий Семирадов знал, кого брать на крючок! И вот — секретная база. Тёмные коридоры, скупо подсвеченные тревожно-жёлтыми лампами; тоскливые ландшафты — прямо, как на той планете, что была в картине «Через тернии — к звёздам»; тусклый дневной свет на улице. Какое может быть солнце, если в кадре — Совок?!

В этой полумгле происходят столь же унылые ужасы. Голливуд стряпает триллеры насыщенно, ярко и в комиксовой стилистике. «Спутник» по линиям и формам ближе всего к нашему же скандальному «Левиафану», а не к тамошнему «Чужому». К тому же, казать разруху и серые поверхности - много дешевле, нежели выписывать щеголеватую красочность.

Основная идея-то - вовсе не заворожить зрителя и даже не напугать пришельцем. (Он — бедолага — вообще какой-то агрессивно-жалкий. Метался-кидался, размазывая печальные сопли и молотя тонкими руками-щупальцами. Одно слово — сиротинка). Мысль — показать, что безмозглое и всепожирающее «зло» стало частью хомо-сапиенса. Это — его спутник. «Он — это я», - говорит Вешняков, признаваясь доктору Тане, которая успела влюбиться в несчастного космонавта. Замысел — не лишён философической изысканности. Но исполнение!

Меня не то чтобы поразила, а буквально «взорвала» мозг сцена, где особисты кормят инопланетянина... живыми уголовниками. Я всё понимаю — это фантастика, fiction, выдумка. Но! В тех же американских «ужастиках» за все подлости отвечает некая могущественная корпорация, связанная с бизнесом и финансовой властью над миром, а тут говорится о вполне реальной организации в конкретном году. И — жёсткий диалог Семирадова с Татьяной. Мол, это не люди, а убийцы-насильники. Ими-то надо кормить гостей нашей хлебосольной планеты, хотя, и непрошеных. Зачем всё это? Не из природного садизма — для исследовательских целей. Такое мощное оружие — тупые, зверские aliens. Мы вот-вот научимся ими управлять и они «ка-а-ак прыгнут!» В общем, тиснули ещё одну страшилку про тюремные дни и ночи под пятой Кей-Джи-Би.

История заканчивается сентиментально и оптимистически — главгероиня в мешковатом пальто (ну, СССР же!) приезжает усыновлять ребёнка Вешнякова, и мальчик выходит к ней — как положено серолицый, насупленный, не по-детски суровый. Многие критики похвалили этот неожиданный для российского кино-опыта фильм — есть, мол, в нём «и жизнь, и слёзы, и любовь». И — саспенс-экшен. Возможно, профессиональные киноведы правы. Им под нужным углом — виднее. Но. Вызывает ли этот фильм желание ещё раз его смотреть? Нет. Пойду-ка лучше поставлю себе «Через тернии — к звёздам». Там родная планета — цветная. И советский мир — прозрачно-солнечный. Как в моём 1983 году.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06