Источник: Прихожанин
В 2020 году отмечается 400-летие этого официально утвержденного празднования в память о том, что первый государь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, принес у чудотворного образа обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу.
|
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Костромского края, одна из древнейших икон, явленных на Русской земле. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец.
Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Ее общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери.
С 1991 года чудотворный образ, перед которым, даже несмотря на безбожное советское время, молились в разных храмах Костромы, пребывает в Богоявленском кафедральном соборе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С этого же года здесь ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. К настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.
С 27 по 29 января 2009 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была торжественно доставлена из Костромы в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви в Храм Христа Спасителя. 1 февраля святыня находилась в главном храме России во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
* * *
Известно, что Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой.
Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.
* * *
С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле в пределах младшего брата Александра Невского – князя Василия Ярославича. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.
Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата по его иконописному изображению в соборном храме Костромы.
Памятник св. влкм. Феодору Стратилату на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы
На следующий день, 16/29 августа, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.
* * *
14/27 марта 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского.
У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. После его вступления на престол Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала покровительницей царствующего Дома.
В честь этого была установлена вторая дата празднования иконе – 14/27 марта. Однако в церковном календаре этот праздник закрепляется не сразу, а лишь начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из польского плена Святейшего Патриарха Филарета, царского отца.
* * *
Этим образом благословлялись на царство все представители династии Романовых, сугубо чтившие святыню. Члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель Дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.
Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800)
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна. К ним относятся Мария Федоровна (супруга Павла I), Александра Федоровна (супруга Николая I), Мария Федоровна (супруга Александра III), Александра Федоровна (супруга Николая II) и Елизавета Федоровна.
Почиталась Феодоровская икона и святым царем-мучеником Николаем II и его августейшей семьею, которые посетили Кострому и поклонились чудотворному образу в 1913 году в дни празднования 300-летия Дома Романовых.
Царственные страстотерпцы имели постоянно при себе список Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая была найдена после их расстрела в Ипатьевском доме.
* * *
Один из первых списков Феодоровской иконы, которые за 400 лет широко распространились по России, прославились многочисленными чудесами (исцелениями от различных болезней, помощью по молитве перед нею в трудных обстоятельствах) и есть во многих храмах и монастырях, был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой.
Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
* * *
Среди самых почитаемых ныне в столице списков – одна из главных святынь старинного московского храма святителя Николая в Кленниках. По Промыслу Божиему мне довелось молиться перед этой святыней многие годы. История этого чудотворного образа такова.
Одна из главных святынь старинного московского храма святителя Николая в Кленниках
образ Феодоровской Божией Матери
«В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках, – рассказывается на его сайте, – московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала списанный с древней чудотворной иконы, что в г. Костроме, образ Феодоровской Божией Матери.
Св. праведный Алексий очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен.
Священномученик Сергий продолжил традицию почитания образа, молебны по средам служились вплоть до закрытия храма.
В 1932 г., когда храм был закрыт и его святыни разорялись, Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была передана общиной храма духовной дочери св. прав. Алексия – Марии Николаевне Соколовой (монахине Иулиании), у которой и хранилась более 40 лет; перед кончиной она передала образ в ризницу Покровского храма при Московской духовной академии.
В 1990 г. вновь открывается храм святителя Николая в Кленниках, и святой образ Царицы Небесной по милости Божией вернулся в него.
Теперь, как и прежде, по средам после вечерни совершается молебен с пением канона-параклиса перед этим чудотворным образом».
* * *
Чудотворный образ, имя которого в переводе с греческого означает «Божий Дар», верим, и ныне, в непростых обстоятельствах, когда под угрозой жизнь людей во многих странах, поможет по молитвам перед ним выстоять Отечеству нашему.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския на преславное торжество Божия Матери пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебного образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, придите, вся богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неосудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.
Источник: Прихожанин