– Думаю, что это поколение всё-таки отстояло национальную культуру. Если бы они поддались развалу 90-х, всё пропало бы. А они удержали это знамя и передали нашему поколению. Мы надеялись тогда, что начнётся поддержка правительством традиционной русской культуры. Но, к сожалению, видим другую картину. Даже рождественская ярмарка у нас начинается с католического Рождества, когда наш народ ещё пребывает в посте.
Культура – как соль, если она не имеет силы, её надо выкидывать. Эти выдающиеся учёные и писатели были той самой солью – в них была сила и смелость, слово их было острое.
– Яркие выступления историков и общественных деятелей Михаила Назарова, Вячеслава Клыкова, Ильи Числова, концерты русской духовной и классической музыки воспитывали наше юное поколение и будили самосознание тогда, в 1990-е годы…
– Фондом славянской письменности и культуры было установлено более двухсот памятников выдающимся деятелям русской и мировой культуры. Четверть века проходили в здании в Черниговском переулке церковные, педагогические, музыкальные, поэтические мероприятия. Первые концерты Олега Погудина звучали у нас в здании фонда, когда Олег был ещё никому не известен. И Татьяна Петрова в сложное для неё время пела у нас. Хор Данилова монастыря записывали у нас…
Мы выступали против «Матильды». Эта поделка была снята к столетию подвига человека, который взял на себя крест России и пошёл на смерть ради её духовного спасения, как сербский царь Лазарь, у которого тоже был выбор, и он мог бы экономически договориться с турками, но тогда бы не сохранилась вера.
– Опечатано здание Фонда славянской письменности, приостановлена работа над этимологическими словарями, начатая академиком О.Н. Трубачёвым и его вдовой Г.А. Богатовой, расформирован академический русский оркестр «Боян», закрыт музей матрёшки, музей Н. Рубцова... Не похоже ли это на последовательную зачистку русского культурного пространства?
– Можно продолжить этот ряд. Сейчас сидит в тюрьме Василий Бойко-Великий – человек, который поднимал многие нелицеприятные вопросы эпохи Ивана Грозного. Не прекращаются суды над Олегом Платоновым – главным редактором газеты «Русский вестник». Мы – русский народ — на своей земле. Но кто-то нас снял со счетов. Как можно закрывать культурные центры титульной нации?
Через полтора-два месяца после закрытия здания фонда открылся на ВДНХ славянский культурный центр. Это, наверное, неплохо. Чем больше их, тем лучше. Но там, увы, не будет острого ощущения имеющихся в славянском мире проблем. Будет только их видимость. Всё, что мы делали многие годы, взяли и формально перенесли туда. Наверное, введут церковно-славянский язык. Но там не будут обсуждать фильм «Матильда», предоставлять площадку нашим ведущим экономистам В.Ю. Катасонову, С.Ю. Глазьеву, не будут говорить о пенсионной реформе.
– Здание фонда могут поставить на торги?
– Росимущество дало нам добро на «безвозмездку». Есть письмо, в котором мы попросили реструктуризировать долг. Ведь фондом поставлено памятников на сто миллионов. Мы не прогуляли эти деньги, а вкладывали их, чтобы славить Россию и Бога. Заключим мировое соглашение и будем выживать, даже не прося у государства денег.
Ведь нам и работать (зарабатывать) мешали. По вине Мединского были нарушены договорённости с некоторыми заказчиками памятников, они были переданы в другие руки.
– Какая работа ведётся фондом, несмотря на «арест» здания?
– Доделаны многие проекты Вячеслава Клыкова, поставлены памятники по его эскизам, в том числе памятник Дмитрию Донскому в сквере на пересечении Никольской и Яузской улиц в Москве.
Андрей Клыков, сын Вячеслава Михайловича, сделал памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, который участвовал в завершении Куликовской битвы. Памятник установлен в Серпухове, и площадь, где он стоит, переименована в Соборную.
Самому Вячеславу Клыкову установлено три памятника – на Прохоровском поле, в Курске и в Москве около здания фонда. Памятник должен был стоять в другом месте (в Астраханском переулке, где была первая мастерская скульптора), но глава Управы Ирина Иосифовна Райбер нашла всяческие причины, чтобы этого не произошло, хотя Мосархитектура проверила правовую базу этого места и не нашла препятствий установке памятника.
Скульптор Сергей Полегаев, ученик Вячеслава Михайловича, завершил памятную доску академику Олегу Николаевичу Трубачёву, она установлена на здании Института русского языка.
На Валааме Андрей Клыков установил памятник апостолу Андрею Первозванному, скульптурное изображение Валаамской Божией Матери и памятник святому князю Владимиру.
Сейчас Олег Молчанов готовит памятник протопопу Аввакуму. Он будет установлен на Рогожской заставе. В. Клыков смотрел на раскол XVII века как на трагедию. Государь Николай II, как мы помним, готовил общий собор со старообрядцами. У него было понимание, что мы должны объединиться, потому что глава у нас единая – Христос. Протопоп Аввакум отстаивал положение Стоглавого собора Ивана Грозного, выступал против западничества. Нам необходимо вернуться и понять, что же тогда произошло. На трагедии раскола только враги Церкви нажились. Сколько людей были погублены! Это лишний пример того, что в Церкви никакие реформы ни к чему. Мы должны сохранить в Церкви ту истину, которая дарована от Господа Бога и пронести её до Страшного суда.
– Создатели Фонда славянской письменности и культуры славят героев нашего времени?
— Наш фонд занимается программой «Неизвестные герои Норд-Оста». Мы сделали поклонный крест на могиле Ольги Николаевны Романовой (имя полностью совпадает с именем убиенной дочери царя Николая II) в районе метро «Тульская». 23 октября 2002 г., когда чеченские боевики захватили театральный центр на Дубровке, эта бесстрашная двадцатилетняя девушка проникла в здание, чтобы выводить оттуда людей, поскольку жила рядом и знала выходы из здания. Когда террористы её заметили, она не убежала, а стала их обличать. Они вывели её и всадили девять пуль, мёртвой уже переломали все кости.
Офицер Константин Васильев в тот день также, вернувшись с работы, оделся во всё чистое и пришёл к террористам с просьбой поменять его на детей. Они поменяли, но его участь была решена. Боевики пытались поставить его на колени, сорвать погоны. А он был один из учеников Кадочникова, они ничего не могли с ним сделать и расстреляли...
– Именно потому, что Фонд славянской письменности и культуры всегда живо реагировал на то, чем живёт русский народ, нас, общественность, волнует, что будет со зданием фонда?
– Росимущество (прямой собственник здания) дважды давало одобрение на то, чтобы здание передали нам в безвозмездное пользование. По доброй воле бывшего министра культуры, как сообщил мне один чиновник, документы должны были одобрить. Но Мединский этого не сделал. Почему Ельцин-центр имеет право на «безвозмездку», почему Центр толерантности имеет, иные центры иных культур имеют право, а Славянский культурный центр не имеет?
Мы не сможем жить с чистой совестью, если не отстоим здание. Если не отстоим дело по Бойко-Великому, по Олегу Платонову.
С чего начинать? Прежде всего с молитвы. Самое опасное состояние, когда ты думаешь, что ты – песчинка в этой жизни. Каждый человек может делать что-то минимальное. Династия сербского короля Александра Карагеоргиевича вышла из простых людей. Господь решает, что и кому в этой жизни положено. Просто надо верить.
Я верю в пророчества святых отцов: Россия должна выйти на свой исторический путь. И, уповая на это, нам надо по мере своих сил делать всё, что мы можем. Будем писать письма новому министру культуры. И народ может и должен обращаться к руководителям и защищать своё культурное наследие.
– Александр Владимирович, Вы были двадцать лет помощником Вячеслава Клыкова. Какую стратегию он предлагал в культурной политике страны, исходя из реального положения дел?
– Вячеслав Клыков всегда смотрел не в следствие, а в первопричину проблемы. Он был убеждён, что единственная возможность исторического воскресения России – это возврат к легитимной, истинной государственности. Часто он говорил: «Что бы я ни делал – концерт, памятник – всё равно я веду к этому, в этом суть». Это не наша прихоть. Это возвращение к изучению истории России. Другого не дано. Всё остальное выстроится.
Один священник в своей проповеди привёл такой пример: есть машина мерседес, хорошие запчасти, колёса. Но аккумулятор неправильно подключен. Вот и у нас – вроде бы всё есть: и богатство, и ресурсы, и люди. Но чтобы жизнь в слова и в законы вдохнул Господь, нужен царь. Царь – фигура не политическая, а метафизическая. Он – удерживающий, и это не декоративно делается. Задача его – сохранить чистоту веры и свой народ. Экономика приложится. Все мы знаем, как разрушали православные государства. Византию пятьдесят лет грабили, грабили и ещё что-то оставалось. Так и нас уже сколько лет грабят…
Если сущность народа сберегается, он может восстановиться в любой момент. Это никакими компьютерами не просчитаешь.
Беседовала
Ирина УШАКОВА
Источник: Слово