Театру Российской Армии – 90!

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР 
0
318
Время на чтение 6 минут

Источник: Слово

Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА) 6 февраля отпраздновал свой юбилей — 90 лет! В этот знаменательный день был открыт музей театра, заложена ещё одна звезда (в фойе), посвящённая на сей раз актрисе Любови Добржанской, а вечером зрителям был показан премьерный спектакль «Барабанщица» в постановке главного режиссёра Театра Бориса Морозова.
Днём рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года — именно тогда в Москве был показан спектакль «К.В.Ж.Д.», посвященный событиям на границе с Китаем. Но надо отметить, что далеко не сразу, и не в 1930 году, а на 10 лет позже театр обзавёлся собственным зданием. В первые годы жизни театра спектакли были выездными — артисты выступали в воинских частях и городах от Ленинграда до Дальнего Востока. И в таких непростых кочевых условиях зрителям было показано 38 премьер!
 
Собственное здание оригинальной формы
 
К 23 февраля 1934 года, к пятилетнему юбилею театра Красной армии, были названы имена победителей ранее объявленного конкурса на лучший архитектурный проект. Ими стали архитекторы Каро Алабян и Василий Симбирцев. Они предложили построить здание армейского театра в форме пятиконечной звезды. И сегодня в музее ЦАТРы можно увидеть макет этой звезды, созданный уже к открытию историко-мемориального зала. К созданию театра были привлечены лучшие мастера.

— Потолок в зрительном зале большой сцены расписывал по сырой штукатурке Лев Бруни со своими учениками из ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские. — Ред.), — рассказала нам актриса театра Софья Гуськова. — Железный занавес-портал, сохранявшийся до первой реконструкции, был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг.

Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры.

Механику сцены, спроектированную инженером Иваном Мальцыным, работающую в наши дни, ремонт практически не затронул – вращаются, как и прежде, два огромных круга, а двенадцать подъёмных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей, — с гордостью заявила Гуськова.

Во второй половине 1970-х годов в театре была произведена первая реконструкция. (Вторая реконструкция пришлась на 2000-е годы. — Авт.). В результате над сценой повесили трёхметровый козырёк, был уменьшен размер зеркала сцены, убраны колонны, располагавшиеся ранее в зрительном зале большой сцены. Всему этому предшествовало тщательное изучение чертежей «отцов-проектировщиков театра» — Алабяна и Симбирцева, точные замеры здания-звезды и составление сметы затрат. Этим уже занималась семейная пара — инженер Татьяна Николаевна и архитектор Анатолий Андреевич Оникиенко. Руководство театра вспомнило о них и пригласило на юбилей.

— Я с супругой заехал совсем ненадолго, чтобы передать в открывшийся в театре музей ценные стопки чертежей Каро Алабяна и Василия Симбирцева, которые в своё время скрупулезно изучал, приступив к разработке проекта реконструкции, — сказал архитектор Анатолий Андреевич Оникиенко. — Надеюсь, что они, находясь в историко-мемориальном зале театра, будут в надёжных руках!
 
И в 90 летв расцвете сил!

К своему 90-летию юбиляр подошёл в хорошей форме. Сегодня в ЦАТРе 4 сцены: большая, малая, экспериментальная и камерная. В репертуаре спектакли разных жанров, ориентированные как на взрослых, так и на детей, в залах – аншлаги, в сезон – по несколько премьер, год от года в труппе пополнение! А ещё гастроли, как было 90 лет назад.


В день юбилея впервые открыл свои двери театральный музей, на создание экспозиции которого ушло почти два года. К работе был привлечён Леонтий Озерников, художник, член Гильдии союза художников, специалист, участвовавший в крупнейших музейных проектах, таких как Пушкинский музей, музей Гоголя, Исторический музей и многих других.

 

— В этом небольшом музейном зале мы сохранили идею звезды — формы здания Театра Армии и символа армии. В самом центре музея трюмо гримёрки — идея преображения человека в героя. Любой актёр гримируется, чтобы сыграть победителя или побеждённого, подлеца или героя, влюблённого или ненавидящего, — рассказал художник музея Леонтий Озерников.


Музей вместил в себя всё, что было создано в Театре Армии почти за столетие: пьесы, драматургию, актёрское мастерство, свет, звук, сценографию, бутафорию, реквизит — всё, что было сделано талантливыми людьми, причастными к этому театру.


Экспозиция музея раскрывает три ипостаси театра: его начало, строительство и книга будущего — спектакли XXI века, — рассказывает заведующая историко-мемориальным залом Театра Армии Елена Маньшина. — Сложная история нашей страны отражается в лицах героев спектаклей, в образном оформлении декораций и костюмов. Каждый спектакль буквально оживает в этих мифических кулисах.

 

Музей театра небольшой — всего один зал, экспозиция которого рассказывает посетителям о ключевых моментах жизни театра, знаковых спектаклях, шедших на протяжении многих лет. Одним из любопытных экспонатов является макет самого здания в форме звезды, созданный с оглядкой на первоначальный архитектурный замысел К. Алабяна и В. Симбирцева. Благодаря этому макету можно представить, каким было бы здание, если бы первоначальный проект был полностью претворён в жизнь. На нижнем ярусе здания планировалось установить скульптурные группы, а венчать архитектурное сооружение должен был красноармеец.

Звезда памяти Любови Добржанской

Помимо открытия музея, в рамках празднования 90-летнего юбилея Театра Армии состоялась закладка в зрительском фойе памятной звезды народной артистке СССР Любови Добржанской.

— Выпускница студии национального театра имени Леси Украинки пришла в наш театр, главный Театр Армии, в 1934 году. Правда, был период, когда она параллельно работала и в театре «Современник», и Электротеатре «Станиславский», — рассказал актер Артём Каминский. – Говорят, это была актриса, которой были подвластны и комические роли, и драматические, которые она исполняла также гениально. За 46 лет службы в нашем театре она сыграла более 120 (!) ролей.

 

Многим зрителям актриса запомнилась, прежде всего, по ролям в кино, таким как мать Деточкина из кинофильма «Берегись автомобиля», мать Жени Лукашина из «Иронии судьбы…». Ну, а любители театра помнят Любовь Добржанскую по спектаклю «Давным-давно». Именно она стала первой исполнительницей роли Шуры Азаровой.

— Я, ещё учась на втором курсе театрального вуза, бегала смотреть спектакли с её участием, — призналась актриса Алина Покровская. — И первый спектакль, совершенно замечательный, который я увидела с ней, это — «Моя семья» по произведениям Эдуардо де Филиппо. Она играла потрясающе! Я счастлива, что мне самой, спустя годы, довелось играть вместе с ней в спектаклях: «Дядя Ваня», «Птицы нашей молодости» и «Фантазии Фарятьева».

«Барабанщица» вновь на сцене

А вечером того же праздничного дня зрителей ждал показ премьерного спектакля «Барабанщица» в постановке главного режиссёра театра Бориса Морозова. Этот спектакль для данного театра не нов, но очень кстати пришёлся его показ в 2020 году, когда мы отмечаем 75 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне. Данный спектакль повествует не просто о военном подвиге, а о почти утраченных в наше время понятиях высокой нравственности.

Первая премьера спектакля состоялась в 1959 году. «Барабанщицу» показывали на сцене Театра Армии более 700 раз! Нынешняя постановка, безусловно, отличается от прежней обращением к поэзии Великой Отечественной войны. Действие спектакля происходит в 1943 году. Маленький городок освобождён от фашистов, но ещё во всю идёт война. Молодая девушка Нила Снижко работает дворником. В городе она не находит понимания среди окружающих её людей, которые её люто ненавидят — на ней клеймо фашистской пособницы, предательницы Родины. Ведь во время оккупации она работала переводчицей в гестапо. Им всем невдомёк, каково это — быть подпольщицей, работать в тылу врага по спецзаданию, служить фашистам. Нельзя открыться даже сейчас — немцы оставили в городе своих шпионов и пособников. Мужественная девушка остается бойцом «невидимого фронта», получив задание выявить вражеских агентов.

 

Этот спектакль, вновь вернувшийся в репертуар в обновлённом виде, можно увидеть на большой сцене Центрального академического театра Российской армии, который «несмотря на свой почтенный возраст», четко следует намеченному курсу и многолетним традициям, показывая всё самое лучшее, что может и должен видеть зритель!

Юлия ФИЛЬЧАКОВА.
 
Источник: Слово
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 16.
А. С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
30.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День освобождения Софии от турецкого владычества
Сегодня также мы вспоминаем Великого князя Николая Николаевича (Старшего) и писателя А.П.Платонова
05.01.2025
Имперскость как суть устроения России
Империи – не общества финансовых операций и накопления нереализуемой прибыли, а общества, упорядоченные в рамках военной иерархии и соответствующих ценностей необходимого достатка и разумного развития
04.01.2025
Словацкий прорыв на славянском фронте
Мы ещё увидим единый Славянский Союз
04.01.2025
День памяти великого русского педагога К.Д.Ушинского
Сегодня мы также вспоминаем издателя-монархиста В.В.Комарова
04.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём не прав Сурков?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.01.2025 12:22
Россия, несомненно, часть Запада
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.01.2025 10:38
Словацкий прорыв на славянском фронте
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.01.2025 08:40
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от Константин В.
05.01.2025 00:18
Ирония судьбы или Промысл Божий?
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
04.01.2025 21:45
Чудеса на Курском направлении
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.01.2025 21:02